Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Душевность социальных отношенийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Душевность - это уникальное стремление и способность русской души к установлению личных отношений на любой ступени социальной иерархии. Гуманность, душевная мягкость - важнейшие установки русского сознания. Русское сознание по-доброму относится ко всем окружающим людям - «с людьми надо по-хорошему». Черствые, эгоистичные люди морально осуждаются, негативно воспринимаются общественным мнением. Русскому человек свойственны сострадание к другим людям, доброта и всепрощение, «всемирная отзывчивость». Всегда было принято давать приют бездомным, подавать нищим - на подаяние в 1917 г. в России жило 7 миллионов человек, нищенство было отхожим промыслом для погорельцев, потерявших кормильца детей и многих других категорий граждан. Показательно, что в последние годы попрошайничество, как бы «мотивированное» социальными катаклизмами, опять значительно выросло, хотя и имеет уже явные черты организованной деятельности. У русских обычное дело - помириться за столом, выпить и простить друг другу старые обиды как дело давнее, неактуальное. Существует установка на прощение: Кто старое помянет, тому глаз вон. Писатель В.Астафьев писал: русские люди отобьют у милиции хулигана, который только что дебоширил, и отпустят его. Русский человек готов простить обидчика, даже преступника, взять преступника на поруки. Преступление русским сознанием рассматривается как беда для совершившего его человека, ср. уникальную русскую пословицу От тюрьмы да от сумы не убережешься. Помогать арестантам, преступникам всегда считалось богоугодным делом. Русские люди помогают всем - и людям, и странам. Иностранные студенты не раз говорили: «Вы, русские, слишком добрые!» Русское сознание прощает невыполнение обязательств (англосаксонское сознание - нет). Отказ русское сознание переносит без обиды, если с человеком при этом «хорошо поговорили», «по-доброму поговорили». Гостеприимство - важнейший императив русского менталитета, национальная ценность. Русский человек, приглашая домой, оказывает высшую честь гостю. В русских традициях угощать лучшим (немецкие студенты: «у нас всегда лучшие продукты оставляют для своей семьи»). Срок нахождения в гостях у русских практически не ограничен, русские обижаются, если гости рано уходят или плохо едят. В средние века в русских семьях было принято становиться перед гостем на колени и просить откушать еще кусочек. Угощение у русских обычно подается на общем блюде, каждый может взять столько, сколько хочет. Принято угощать, когда бы гость ни пришел и независимо от того, званый он или нет. Отсутствие угощения рассматривается как грубое нарушение традиции («Хоть бы чаю предложил...»). Вместе с тем, в гостях главное - общение, именно для душевного общения приглашают в гости и ходят в гости. Общение имеет несомненный приоритет над угощением: если русский человек был в гостях, где угощение было богатым, а общение - натужным, неинтересным, неискренним, то он скорее всего оценит вечер отрицательно; если же угощение было «так себе», но очень приятно пообщались, было весело - вечер получит положительную оценку. Созерцательность мышления Русское сознание воспринимает окружающую действительность созерцательно, пассивно, как бы с позиции наблюдателя, а не активного участника процесса жизни. Русский человек не любит целеустремленно участвовать в активной деятельности, он любит больше смотреть, наблюдать, оценивать и обсуждать. Не случайно так прижилось понятие «обломовщина», образованное от имени главного героя романа И.А.Гончарова Ильи Ильича Обломова (сам автор писал: «В своем романе «Обломов» я изобразил лень и апатию как стихийную русскую черту»). Русский человек любит обсуждать «общие вопросы». Как говорил Иван Карамазов: «Русские мальчики, только что познакомившись, засев в угол в каком-нибудь трактире, сразу начинают рассуждать о мировых вопросах, не иначе: есть ли Бог, есть ли бессмертие? А которые в Бога не веруют, ну те о социализме или анархии заговорят, о переделке всего человечества по новому штату». Русскому сознанию свойственна неторопливость: Пока гром не грянет, мужик не перекрестится; На охоту идти, собак кормить. В армии есть поговорка: «Не торопись выполнить приказание, может последовать команда «отставить». Все мероприятия в России начинаются с небольшим опозданием - есть даже формула: начнем, «когда все соберутся». «Время -деньги» - не русская поговорка, что прекрасно осознает русский человек. Новое рассматривается русским сознанием не как нечто прогрессивное, лучшее, а как нечто непроверенное, недостаточно надежное; русскому сознанию свойствен консерватизм, нелюбовь к радикальным изменениям (в полную противоположность американскому сознанию). Старое выглядит надежнее: Старый конь борозды не испортит. Инерционность - важное свойство русского сознания («русские долго запрягают, хотя и быстро ездят»). Русского человека трудно быстро раскачать, вовлечь в коллективные игры, забавы - он может «разойтись» только среди своих, постепенно. Созерцательность, как полагают, развилась от непредсказуемости русской природы - в результате сформировалось пассивно-созерцательное, фаталистическое отношение к миру. Русское сознание не считает возможным рассчитывать наперед, заранее разрабатывать план действий и следовать ему, шаг за шагом идти по пути осуществления разработанного плана. Русский человек не уверен в себе, не склонен проявлять инициативу («инициатива наказуема»). К.Касьянова отмечает интровертность, повернутость в себя русского человека. Рынок требует активности, экстравертированности - но это не русский менталитет, и подобных людей в России называют наглыми, хапугами, нахрапистыми и не любят их.
Историческая терпеливость Русское сознание очень терпеливо относится к историческим и личным испытаниям. Русский человек сохраняет терпение и надежду на будущее, демонстрирует упорство в отстаивании своего дела даже в самых тяжелых, почти безнадежных ситуациях. В русском сознании существуют такие стереотипы как: Все образуется; Все к лучшему; Христос терпел и нам велел; Стерпится - слюбится. Для русского человека во все времена характерна надежда на то, что «дети будут жить лучше нас». Русский человек быстро смиряется, переходя от бунта к покорности. Он быстро устает от реформ, борьбы. В таких ситуациях вступают в действие стереотипы: Все как-нибудь устроится; Все образуется; Видно, судьба наша такая. Смирение считается главной православной добродетелью. От покорности судьбе формируется традиционный русский нигилизм или, по-современному, - пофигизм: «А ну их всех...», «Ну и Бог с ним...». Терпеливость тесно связана с неприхотливостью. Б.Окуджава так характеризовал неприхотливость русского человека: "Но есть еще одна черта у нашего народа, черта, которая воспевалась, - она весьма злокачественна. Я имею в виду неприхотливость нашего человека. Неприхотливость - это ужасно. Честно говоря, пришлось впервые встретиться с таким неожиданным разворотом качества, которое воспевалось как скромность, аскетизм, простота. А ведь неприхотливость - это начало деградации. В эйфории этой неприхотливости уже давно приравнивают лестничную клетку к общественному туалету. Да еще ж и бесплатно. Хорошо живем!" Бытовая импульсивность Русскому сознанию свойственна азартность, пассионарность, эмоциональные всплески, увлекаемость в деятельности (особенно на первом ее этапе, потом обычно наступает апатия): Русский терпелив до зачина, русский что увидит, то и сделает, он медленно запрягает, но быстро ездит. Под влиянием эмоций русский человек может действовать очень активно и эффективно, но кратковременно - «запал пропадает». Ф.Ф.Фортунатов говорил: «Русский человек необычайно даровит: начнет прекрасно, но редко хорошо кончит». Под влиянием эмоции русский человек легко отвлекается от рационального анализа, трезвой оценки собственных действий, иногда отодвигает на второй план и инстинкт самосохранения. Для русского поведения характерна быстрая смена настроений, эмоций и чувств. Русские слова удаль, удалец, «разойтись» практически безэквивалентны. Сильные загулы, разудалое пьянство вызывают зачастую своеобразное восхищение окружающих. Русский часто проявляет активность «на спор». Русский человек может легко возбудиться, проявить агрессию, но он «отходчив», успокаивается и сожалеет о сделанном. Как говорил А.Райкин, «свое отсидит - и опять смирный, опять тихий». Неосмотрительность Неосмотрительность тесно связана с бытовой импульсивностью, с известным русским принципом "авось" - убеждением, что все само собой разрешится, что способ решить ту или иную проблему в свое время сам найдется. Авось - это принцип деятельности, отраженный в целом ряде стереотипов русского сознания: Будет день - будет пища; Русский крепок на трех сваях: авось, небось да как-нибудь; Русский на авось и взрос; Русский человек любит авось, небось да как-нибудь. Русское сознание не любит тщательно продумывать план, детально готовиться. При этом русский человек часто осознает неправильность своих действий после их совершения: Русский задним умом крепок; Русский назад умен; Русак умен, да задним умом. Русский человек постфактум часто оправдывает, извиняет свою непредусмотрительность, неосмотрительность, объясняя неудачу действием внешних сил, не чувствуя своей вины: "не сложилось", "не получилось", "не пошло", "так вышло", "так получилось". Смекалка - чисто русское слово: умение приспособить, заменить, использовать что-либо не по назначению, в несвойственной ему функции, чтобы компенсировать нехватку запасных частей, инструментов, материальных средств и т.д. Это умение приспособиться, найти выход из положения, что является средством компенсации действующего принципа «авось». Нелюбовь к «среднему» Русское сознание склонно к крайностям («все или ничего»), оно не любит постепенности, эволюционности. Русское мышление не любит середины, оно бескомпромиссно по своей сути. Вопрос часто ставится так: за или против, ты за меня или против меня. Действует жесткий стереотип: Кто не с нами, тот против нас. Компромисс русским сознанием рассматривается как беспринципность, неумение проявить волю, настоять на своем. А попытки достичь компромисс сплошь и рядом оцениваются негативно. Стоящих за свое «до конца» уважают, независимо от того, какую идею этот человек отстаивает. В поведении русский человек доходит до крайности во многом: работать так работать, гулять так гулять, пить так пить, любить - так королеву. Отсюда - удаль, озорство, хулиганство (Н.Лосский). В социальной жизни нелюбовь русского сознания к «среднему» проявляется в неумении его создать: в России бросается в глаза отсутствие средней культуры, среднего класса, средних городов, большой разрыв между социальными слоями. Страна делится на столицу с гонором и чувством превосходства и провинцию с комплексом неполноценности. В политике нелюбовь к «среднему» проявляется в наличии и постоянной борьбе крайних точек зрения, в неумении и нежелании искать консенсус, в постоянных раздорах внутри политических партий. Закононебрежение. У русских есть стойкое убеждение в том, что из всех правил могут быть исключения. Русское сознание полагает, что закон не для всех. Русские ходят на красный свет. Есть понятия без очереди, в порядке исключения. Отношение русского сознания к законам иногда определяют как правовой нигилизм: ср. уникальный стереотип сознания Закон что дышло, куда поверни, туда и вышло; известный русский афоризм Если нельзя, но очень хочется, то можно, глубокое убеждение русского человека в том, что Все можно сделать, обо всем можно договориться. Закон рассматривается русским сознанием как некая внешняя недобрая сила, враждебная личности. Обойти ее - не грех, не преступление. Укрась у барина, государства, богача - не грех; «принести с работы» - не рассматривается как кража. В.Колесов отмечает: «для русского человека неприятие всех форм нормализации (вопреки естественному закону) как раз и было всегда определяющей чертой поведения, рождая его своевольство, "все назло" и пр.» Б.Окуджава писал: «Александр I в начале XIX века как-то в разговоре с друзьями им сказал: "В России такое воровство, что я боюсь идти к дантисту - сяду в кресло, и украдут челюсть"....Уж он-то не клеветал на собственную империю. Конечно, все это известно, известно из мемуаров более ранних - воровство, пьянство. А почему, где корни - этого я же не знаю. Может, это от долгого рабства, может, остатки язычества». Жена разведчика Кима Филби рассказывала, что ее мужа, когда он оказался в России, поражала более всего русская неисполнительность по отношению к законам. С другой стороны, свободолюбие в России нередко приобретает атрофированную форму анархии - ср. русское понятие воля. Воля равна стихии, делай что хочешь, без всяких ограничений. Стремление к воле (а не свободе) - это П.Болотников, Е.Пугачев, С.Разин, казачество, освоение Сибири: все в поисках воли, независимости ни от кого. Именно поэтому так трудно приживается в России европейское понятие свободы, предполагающее ответственность, ограничения своей деятельности - чтобы была соблюдена и свобода других.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.248.140 (0.015 с.) |