Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел IV. Ситуационные задачиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Задача №1. Человек, переболевший брюшным тифом, был выписан из инфекционного отделения больницы после трехкратного отрицательного бактериологического исследования фекалий. Через месяц в его семье зарегистрировано то же заболевание. 1) Мог ли переболевший явиться источником инфекции? 2) Какое следует провести исследование для проверки данного предположения? Ответ к задаче №1: 1) Переболевший мог явиться источником инфекции. 2) Для подтверждения данного предположения необходимо использовать серологический метод диагностики (ИФА или РПГА) с целью выявления Vi-антител. Дополнительно определить фаготип брюшнотифозной культуры у вновь заболевшего и сравнить его с фаготипом по истории болезни переболевшего. Если фаготипы совпадают и будут выявлены Vi-антитела, значит переболевший – источник инфекции. Можно провести еще бактериологическое исследование желчи для выделения биликультуры.
Задача №2. Человек, перенесший в прошлом брюшной тиф, хочет работать в пищеблоке. 1) Можно ли допустить его к этой работе? 2) Какие исследования нужно провести для решения этого вопроса? Ответ к задаче №2: Необходимо использовать серологический метод для выявления Vi-антител. При положительном результате провести трехкратное исследование фекалий для выделения копрокультуры и желчи – для выявления биликультуры. При отрицательных данных можно разрешить работать в пищеблоке.
Задача №3. В детском коллективе наблюдается вспышка острых кишечных заболеваний, соответствующих по клинической картине дизентерии. Заболевание связано по времени с приходом на работу новой няни. 1) Как установить источник инфекции? 2) Какие микробиологические исследования нужно провести с этой целью? Ответ к задаче №3: Для установления источника инфекции необходимо произвести бактериологическое исследование испражнений у работников пищеблока и няни. При выделении шигелл произвести серо- и фаготипирование выделенных культур (определить эпидмаркеры).
Задача №4. В двух населенных пунктах, расположенных на берегу, наблюдался одновременно подъем заболеваемости брюшным тифом. 1) Как установить и документировать связь между этими заболеваниями? 2) Какими методами можно выявить источник инфекции и где его искать? Ответ к задаче №4: 1) Путь передачи – водный. 2) Источник инфекции нужно искать среди людей, живущих в населенных пунктах выше по течению реки. Для этого используют серологический метод исследования. При выявлении Vi-антител проводят бактериологическое исследование испражнений и желчи, определяют эпидмаркеры.
Задача №5. При обследовании на бактерионосительство людей, переболевших ранее брюшным тифом, возбудитель в фекалиях не был обнаружен. 1) Можно ли утверждать, что обследуемый не является бактерионосителем? 2) Какой материал нужно исследовать для окончательного заключения и какой метод исследования использовать? Ответ к задаче №5: Нельзя без дополнительного исследования. Используют серологический метод для выявления Vi-антител. При положительном результате – бактериологический метод для выявления копрокультуры и биликультуры. Задача №6. На даче старшая и младшая группы детсада жили раздельно, не общались друг с другом. Питание готовилось на одной и той же кухне. В младшей группе в начале лета имела место вспышка бактериальной дизентерии. Через некоторое время случаи заболевания зарегистрированы и в старшей группе. 1) Где искать источник инфекции? 2) Как установить наличие одного или нескольких источников инфекции имело место? Ответ к задаче №6: 1) Источник инфекции необходимо искать среди работников пищеблока. 2) Необходимо определить эпидмаркеры у всех выделенных культур при обследовании работников пищеблока и больных (фаговар, серовар, бактериоциновар). Если они совпадают – источник один, если разные – несколько источников инфекции.
Задача №7. В населенном пункте зарегистрирована вспышка дизентерии. Из фекалий больных детей выделена шигелла Зонне. 1) На основании каких признаков были идентифицированы выделенные культуры? 2) Какие необходимо провести дополнительные исследования для установления источника инфекции? Ответ к задаче №7: 1) Выделенная культура шигелл Зонне идентифицирована по антигенным свойствам в реакции агглютинации и биохимическим свойствам (разложение всех углеводов короткого «пестрого» ряда до кислоты за 24-48 ч). 2) Для установления источника инфекции определяют эпидмаркеры: фаговар, бактериоциновар, серовар, антибиотикограмма.
Задача №8. При посеве испражнений больного ребенка на среду Эндо выросли ярко-красные колонии, характерные для кишечной палочки. 1) Как продолжить исследование для того, чтобы доказать, что это колиэнтерит? 2) Какие микроорганизмы вызывают колиэнтерит? 3) Какие препараты необходимо применить с лечебной целью? Ответ к задаче №8: 1) Поставить реакцию агглютинации с поливалентной (ОК) эшерихиозной сывороткой и 5-10 красными (лактозоположительными) колониями. Пересеять остатки колонии, давшей реакцию агглютинации с поливалентной (ОК) сывороткой на косой агар для выделения чистой культуры. Поставить реакцию агглютинации с монорецепторными сыворотками, входившими в поливалентную. При положительной реакции на стекле с одной из сывороток ставят развернутую реакцию агглютинации в 2-х рядах. В 1 ряду разводят сыворотку до титра О-антител и добавляют по 2-3 капли смыва гретой культуры для выявления О-антигена, во 2 ряду разводят сыворотку до титра К-антител и добавляют по 2-3 капли живой исследуемой культуры для выявления типа К-антигена. Реакция в 2-х рядах должна дойти до титра или ½ титра диагностической сыворотки. По ней и определяют серовариант эшерихий. 2) Колиэнтерит вызывают энтеропатогенные эшерихии (например, серотипа О111К58). Задача №9. У группы рабочих, которые обедали в одной и той же столовой, появились признаки острого пищевого отравления. 1) Назовите возможных возбудителей пищевого отравления? 2) Какой материал подлежит исследованию? 3) Какой основной метод диагностики применить для решения диагноза? Ответ к задаче №9: 1) Сальмонеллы, золотистый стафилококк, протей, иерсинии, кишечная палочка, возбудители ботулизма. 2) Остатки пищевых продуктов, рвотные массы или промывные воды желудка, фекалии. 3) Бактериологический метод.
Задача №10. Пищевое отравление у группы рабочих было связано с употреблением в пищу булочек с кремом, купленных в буфете предприятия. 1) Какой материал подлежит исследованию? 2) Каков ход данного исследования? Ответ к задаче №10: 1) Материал для исследования: испражнения, рвотные массы, промывные воды желудка, остатки пищи (крем). 2) Проводится бактериологическое исследование с целью выделения чистой культуры S. аureus, т.к. пищевое отравление при употреблении подобных продуктов чаще вызывает S. аureus. Проводят посев материала на МЖСА и кровяной агар. Отбор подозрительных колоний на МЖСА: крупные или средние золотистые колонии с лецитиназным перламутровым венчиком вокруг; на кровяном агаре: такие же колонии с зоной гемолиза вокруг. Постановка каталазного теста, который должен быть положительным. Пересев золотистой колонии на пробирку со скошенным агаром для выделения чистой культуры. Идентификация по морфологическим и тинкториальным свойствам в мазке, окрашенном по Граму (грамположительный стафилококк в форме типичных виноградных гроздей). Посев культуры в полужидкую среду Гисса с маннитом. Выращивание в анаэробных условиях под слоем вазелинового масла. S. аureus разлагает маннит с образованием кислоты в анаэробных условиях. Посев культуры в пробирку с цитратной кроличьей плазмой. S. аureus коагулирует плазму (наличие фермента плазмокоагуляции).
Задача №11. Больной длительное время лихорадил на дому. Беспокоила сильная головная боль, бледность, адинамия, живот вздут, имеются единичные розеолы на боковых поверхностях туловища. Лечился дома левомицетином. Сегодня 20-й болезни и первый день нормальной температуры. Предположительный диагноз - брюшной тиф. 1) Какой материал нужно исследовать и каким методом? 2) Каковы должны быть результаты для подтверждения диагноза? Ответ к задаче №11: 1) а. Испражнения с целью выделения копрокультуры. б. Мочу с целью выделения уринокультуры. в. Соскоб розеол с целью выделения розеолокультуры. г. Сыворотку крови с целью серодиагностики (определение О- и Н- антител) в РПГА с эритроцитарными О- и Н-диагностикумами сальмонелл брюшного тифа, паратифов А и В. 2) Бактериологическое подтверждение при выделении и идентификации культуры сальмонелл из перечисленного материала. Серологическое подтверждение при титре О- и Н- антител в сыворотке крови в диагностическом титре 1:200 и выше.
Задача №12. Больной поступил в больницу с высокой температурой, затрудненным дыханием, кашлем с ржавой мокротой. В мокроте обнаружен стрептококк пневмонии, из кала выделена Salmonella enterica. Клинический диагноз: «Внебольничная пневмония. Тифопаратифозное заболевание?» 1) Как доказать, что у больного - пневмония и бактерионосительство или брюшной тиф, осложненный пневмонией? Ответ к задаче №12: Поставить РПГА с эритроцитарным брюшнотифозным Vi-диагностикумом. Если титр Vi-антител в сыворотке больного 1:40 и выше, у больного пневмония и брюшнотифозное бактерионосительство. При титре Vi-антител ниже 1:40 у больного тифо-паратифозное заболевание, осложненное пневмонией. Дополнительное подтверждение такого диагноза можно получить, используя серодиагностику для выявления АТ к О- и Н-антигенам.
Задача №13. Больной поступил в больницу с подозрением на брюшной тиф. Дома была лихорадка 18 дней. Сейчас температура нормальная. РПГА с О-диагностикумом 1:100, с Н - 1:400. Копрокультура и уринокультура не выделены. 1) Был ли у больного брюшной тиф? Как обосновать ответ? Ответ к задаче №13: Результаты серодиагностики подтверждают диагноз брюшного тифа, стадию реконвалесценции.
Задача №14. Больной поступил в больницу на пятый день заболевания. Беспокоит высокая температура, головная боль, кашель, насморк. Возбудителя выделить не удалось. На 9-й день поставлена реакция РПГА с О- и Н-брюшнотифозными антигенными диагностикумами и РПГА с эритроцитарным Vi-диагностикумом. Титр антител с О-диагностикумом 1:20; с Н – 1:20; с Vi – 1:80. 1) Что у больного? Обосновать ответ! Ответ к задаче №14: У больного не тифо-паратифозное заболевание, т.к. титры О- и Н-антител на 9-й день болезни 1:20 (ниже диагностического). Титр Vi-антител 1:80 (выше диагностического). Это свидетельствует о том, что больной с другим заболеванием может быть брюшнотифозным бактерионосителем.
Задача №15. Больной поступил в больницу с подозрением на холеру. 1) Какой материал необходимо взять на исследование? 2) Какой метод диагностики применить? 3) По каким основным признакам необходимо идентифицировать культуру? Ответ к задаче №15: 1) Материал для исследования: испражнения, рвотные массы. 2) Основной метод диагностики – бактериологический. Посев материала на 1% щелочную пептонную воду, щелочной агар и элективную среду TCBS. 3) Идентификацию проводят: а) по характеру и скорости роста: - на 1% щелочной пептонной воде – пленка через 5-6 часов; - на щелочном агаре – нежные голубоватые колонии типа «битое бутылочное стекло» через 8-12 часов; - на среде TCBS – колонии желтого цвета (вибрионы разлагают сахарозу, входящую в состав среды) через 12 часов; б) по изменениям двухсахарной среды типа Ресселя (МПА, 1% лактозы, 0,1% сахарозы, индикатор): цвет среды изменяется в глубине столбика, т.к. вибрионы разлагают сахарозу до кислоты; в) по морфологическим и тинкторальным свойствам (полиморфные грамотрицательные палочки, подвижные в препаратах «висячая» и «раздавленная» капли); г) по биохимическим свойствам: расщепляют до кислоты сахарозу и маннозу, не расщепляют арабинозу и лактозу, образуют индол, обладают оксидазной и уреазной активностью, дают характерное разжижение желатина в виде воронки, расщепляют крахмал; д) по серологическим свойствам: в реакции агглютинации с О1 и О139 агглютинирующими холерными сыворотками.
Задача №16. После употребления в пищу грибов домашнего консервирования в семье отмечено два случая острого отравления с неврологическими симптомами. 1) С помощью какого лабораторного исследования может быть выяснена этиология данного заболевания? 2) Какие экспресс-методы нужно применить? 3) Какой препарат необходимо экстренно назначить больному? Ответ к задаче №16: 1) Диагноз – ботулизм. Необходимо провести биологическую пробу in vivo (остатки пищевых продуктов, рвотные массы и т.д. вводят мышам в смеси с антитоксической сывороткой). 2) Определить ботулинический токсин в реакциях ИФА, РПГА и др. 3) Противоботулиническую антитоксическую сыворотку: сначала поливалентную к типам А, В, Е, затем – моновалентную, если известен тип токсина.
Задача №17. Почему титр Vi-антител выше у бактерионосителей, чем у больных? Ответ к задаче №17: У бактерионосителей титр Vi-антител выше, чем у больных, т.к. сальмонеллы часто сохраняются в организме в желчном пузыре. Желчь является для сальмонелл элективной средой и обеспечивает поддержание экспрессии у них Vi-антигена, к которому и вырабатываются антитела. У больных сальмонеллы находятся в крови, где под влиянием бактерицидных свойств крови лишаются Vi-антигена, поэтому титр Vi-антител у больных ниже. Задача №18. У больного подозрение на холеру, при посеве испражнений на щелочную пептонную воду – рост в виде пленки, на щелочном агаре – прозрачные колонии. 1) На какой среде выделяют чистую культуру при подозрении на холеру? 2) По каким свойствам идентифицируют возбудителя? 3) Сколько известно возбудителей холеры? Ответ к задаче №18: 1) На двухсахарной среде типа Ресселя (МПА, 1% лактозы, 0,1% сахарозы, индикатор). 2) См. ответ задачи №15 пункт 3, подпункты 2, 3, 4, 5. 3) 1. Vibrio cholerae классический биовар. 2. Vibrio cholerae биовар Эль-Тор. 3. Vibrio cholerae О139.
Задача №19. У больного после чистой плановой операции из отделяемого послеоперационной раны выделена культура стафилококка. 1) Можно ли считать этот микроорганизм возбудителем нагноения осложнившего заживление раны? 2) Как это проверить? 3) Какие препараты нужно использовать для лечения? Ответ к задаче №19: 1) Окончательный диагноз ставить нельзя. 2) Необходимо провести бактериологическое исследование, сделать посев на чашки с кровяным и желточно-солевым агаром, определить лецитиназную, гемолитическую, каталазную, плазмокоагулирующую активность, способность разлагать глюкозу и маннит в анаэробных условиях, антибиотикограмму. Кроме того, этиологически значимым является 105 микробных тел в материале. 3) Для лечения назначить антибиотики с учетом результата антибиотикограммы.
Задача №20. Больной обратился к врачу с жалобами на боли в кисти, увеличение подмышечных лимфоузлов. При осмотре обнаружен панариций дистальной фаланги II пальца левой руки. 1) Назовите предполагаемых возбудителей данного заболевания. 2) Какой материал для исследования нужно взять, какой метод диагностики применить? 3) Какие препараты нужно назначить? Ответ к задаче №20: 1) Панариций вызывается возбудителями гнойно-воспалительных заболеваний, ведущим из которых является S. aureus. 2) Необходимо взять стерильным тампоном для исследования гнойное отделяемое и провести бактериологическое исследование, сделать посев на чашки с кровяным и желточно-солевым агаром, определить лецитиназную, гемолитическую, каталазную, плазмокоагулирующую активность, способность разлагать глюкозу и маннит в анаэробных условиях, антибиотикограмму. 3) Для лечения назначить антибиотики с учетом результата антибиотикограммы.
Задача №21. В детском отделении родильного дома выявлены случаи гнойничковых поражений кожи у новорожденных. 1) Среди кого нужно искать источник инфекции? 2) Какие методы обследования применить? 3) Как установить идентичность культур стафилококка, выделенных из разных источников? Ответ к задаче №21: 1) Источник необходимо искать среди персонала родильного дома. 2) См. ответ задачи № 19 п. 2. 3) Для установления идентичности культур стафилококка, выделенных из разных источников, необходимо провести фаготипирование и определение антибиотикоустойчивости.
Задача №22. У больного, ослабленного ранее перенесенными заболеваниями, возникла вялотекущая форма фурункулеза. 1) Какова возможная причина этого заболевания? 2) Как установить идентичность культур стафилококка, выделенных из разных источников? Ответ к задаче №22: 1) Причиной фурункулеза может быть S. aureus. 2) См. ответ задачи №19 п. 2. 3) См. ответ задачи №21 п. 3. Задача №23. У больного после плановой операции из отделяемого послеоперационной раны микроскопически выявлена грамотрицательная палочка, на МПА – ползучий рост, культура издает гнилостный запах. 1) О каком возбудителе нужно думать? 2) По каким свойствам идентифицировать? 3) Какие лечебные препараты применять? Ответ к задаче №23: 1) Предполагаемый возбудитель принадлежит роду Proteus. 2) Необходимо провести бактериологическое исследование. Идентификацию возбудителя провести по биохимическим свойствам, антигенной структуре. 3) Для лечения назначить антибиотики с учетом антибиотикограммы. Задача №24. В микробиологическую лабораторию направлен гной зеленого цвета. При бактериологическом исследовании в нем обнаружены небольшие грамотрицательные подвижные палочки. 1) Назвать предполагаемого возбудителя. 2) Какой метод диагностики применить для решения вопроса о виде возбудителя? 3) На какие среды сеять? 4) По каким свойствам идентифицировать культуру? 5) Какие препараты следует назначить для лечения? Ответ к задаче №24: 1) Предполагаемый возбудитель: Pseudomonas aeruginosa. 2) Необходимо провести бактериологическое исследование гноя, сделать посев на ЦПХ-агар, обратить внимание на колонии слизистой консистенции, образование водорастворимого пигмента сине-зеленого цвета. При идентификации культуры обратить внимание на положительный оксидазный и каталазный тесты, культура должна давать рост при 420С и не расти при 50С. 3) Для лечения назначить антибиотики с учетом антибиотикограммы.
Задача №25. У раненого с симптомами газовой гангрены взят на анализ материал из раневого отделяемого. На основании микроскопического исследования дан положительный предварительный ответ. 1) Какие морфологические формы бактерий могут быть обнаружены при данном исследовании? 2) Какими методами следует продолжить исследование? 3) Какие препараты должен назначить врач для лечения? Ответ к задаче №25: 1) При микроскопическом исследовании могут быть обнаружены грамположительные палочки рода Clostridium. У Clostridium perfringens может быть капсула. 2) Необходимо провести экспресс-метод диагностики – газожидкостную хроматографию. Провести бактериологическое исследование, обратить внимание на бурное газообразование на среде Китта-Тароцци, быстрое почернение и газообразование на железосульфитной среде Вильсона-Блера, газообразование в среде с молоком (по Тукаеву). 3) Для лечения следует назначить поливалентную противогангренозную антитоксическую сыворотку, антибиотики. Задача №26. Пострадавший в транспортной катастрофе был доставлен в стационар с обширными ранами, загрязненными почвой. 1) Какие бактерии могли быть занесены в рану с почвой? 2) Какие меры специфической профилактики следует провести в этом случае? Ответ к задаче №26: 1) В рану могли быть занесены возбудители газовой гангрены – Clostridium perfringens, C. septicum, C. hystolyticum, C. novyi, C. sordelli и столбняка C. tetani. 2) Для специфической профилактики столбняка вводят столбнячный анатоксин, для лечения – противостолбнячную сыворотку и при подозрении на газовую гангрену – противогангренозную поливалентную антитоксическую сыворотку.
Задача №27. Рабочий во время земляных работ получил травму с поражением наружных покровов. Через 3 дня во время перевязки у него появились симптомы, подозрительные на газовую гангрену. 1) Каким экспресс-методом можно проверить предварительный диагноз? 2) Какие препараты следует назначить для лечения? Ответ к задаче №27: 1) Необходимо провести метод газожидкостной хроматографии. 2) Противогангренозную поливалентную антитоксическую сыворотку, антибиотики.
Задача №28. При поступлении в хирургическое отделение новой партии кетгута образцы его были направлены для исследования в бактериологическую лабораторию. 1) С какой целью был направлен кетгут в лабораторию? 2) Какие исследования нужно провести, чтобы оценить пригодность кетгута к употреблению? Ответ к задаче №28: 1) Кетгут может быть инфицирован C. tetani. 2) Необходимо сделать посев кетгута на среду Китта-Тароцци и фильтрат среды ввести двум группам белых мышей. Одной – только фильтрат материала, и мыши погибают при специфическом симптомокомплексе «хвост трубой» – ригидный несгибаемый хвост – восходящий столбняк; другой группе мышей ввести фильтрат материала и противостолбнячную антитоксическую сыворотку – животные выживают, т.к. происходит реакция нейтрализации экзотоксина антитоксином.
Задача №29. В одной группе детсада зарегистрирована вспышка скарлатины. 1) Как лабораторным путем доказать, что у детей скарлатина? 2) Какие методы проводятся для профилактики скарлатины? Ответ к задаче №29: 1) Необходимо провести бактериологическое исследование: сделать посев слизи из зева на чашки с кровяным агаром, где обратить внимание на рост бета-гемолитических стрептококков, из колоний сделать мазки и, при обнаружении грамположительных цепочек кокков, поставить каталазный тест, который у стрептококков должен быть отрицательным, далее пересеять колонии на сывороточный бульон, где стрептококки дают придонный рост, затем определить серогруппу путем постановки реакции преципитации в геле, следующий этап – определяют серотип путем постановки латекс-агглютинации с М-антисыворотками. 2) Общие меры профилактики сводятся к раннему выявлению больных, соблюдению сроков изоляции (до 10 дней), мер наблюдения за контактными. Задача №30. Больной обратился к врачу с жалобами на боли в горле, которые беспокоят его периодически на протяжении нескольких последних лет. Врач обнаружил в зеве признаки хронического воспаления. 1) Какие бактерии могли явиться причиной этого заболевания? 2) Как их можно выделить и идентифицировать? 3) Какие лечебные препараты нужно назначить больному? Ответ к задаче №30: 1) Streptococcus pyogenes. 2) См. ответ задачи №29 п.1. 3) Антибиотики с учетом антибиотикограммы.
Задача №31. Больной с первичной атакой ревматизма госпитализирован для обследования с целью выявления первичного очага стрептококковой инфекции организма. 1) Какой материал нужно подвергнуть исследованию и каким методом? 2) Каким путем можно оценить степень специфического противострептококкового иммунитета? Ответ к задаче №31: 1) Необходимо исследовать слизь из зева для выявления S. pyogenes (основного возбудителя бактериальной ангины и этиологического фактора ревматизма). Требуется провести его идентификацию бактериологическим методом. 2) Необходимо выявить в сыворотке больного АТ к факторам агрессии и инвазии S. pyogenes: анти-стрептолизин-О, антистрептокиназу, антистрептогиалуронидазу. Титр АТ должен превышать 1/512.
Задача №32. При бактериологическом исследовании мазков из мокроты больного с клиническим диагнозом пневмонии обнаружены грамположительные кокки. 1) Можно ли утверждать, что это возбудитель или необходимо провести дополнительные исследования? 2) Какой метод нужно применить для окончательного решения вопроса о пневмококковой этиологии пневмонии, по каким признакам необходимо идентифицировать культуру? 3) Какие препараты назначить для лечения, если возбудитель пневмококк? Ответ к задаче №32: 1) Необходимы дополнительные исследования для идентификации выявленных грамположительных кокков. 2) Из грамположительных кокков в качестве возбудителя пневмонии наиболее вероятен S. pneumoniae (пневмококк) или золотистый стафилококк. Необходимо провести посев мокроты на кровяной агар для выделения стрептококков или желточно-солевой агар (ЖСА) для выделения стафилококка. На ЖСА растет только стафилококк. В случае роста на кровяном агаре необходимо оценить характер гемолиза (пневмококк дает альфа-гемолиз) и продолжить выделение чистой культуры на сахарном бульоне. В дальнейшем для дифференциации с другими стрептококками необходимо провести оптохиновый тест, оценить рост в присутствии желчи (пневмококк не растет), поставить реакцию набухания капсул по Нейсфельду. 3) В случае доказанной пневмококковой этиологии пневмонии препаратом выбора является бензилпенициллин. Задача №33. В отделение поступил пациент 28 лет с явлениями интоксикации (температура 39,00С, тахикардия, озноб, слабость), кашель с гнойной мокротой, в легких с двух сторон в нижних долях влажные мелкопузырчатые хрипы. Из анамнеза: болен в течение недели, состояние постепенно ухудшается. В анализе крови выявлен лейкоцитоз до 10*109/л, сдвиг лейкоцитарной формулы влево. Рентгенография грудной клетки: двусторонняя нижнедолевая пневмония, абсцесс нижней доли правого легкого. После пункции полости абсцесса удалено 15 мл гнойного содержимого. При микроскопии гноя в большом количестве обнаружены капсульные грамотрицательные палочки. 1) Какой микроорганизм является наиболее вероятным возбудителем пнемонии и абсцесса? 2) Уточнить микробную этиологию пневмонии, назначить лечение. Ответ к задаче №33: 1) Наиболее вероятным возбудителем болезни является K. pneumoniae. 2) Для подтверждения клебсиеллезной этиологии пневмонии необходимо провести бактериологическое исследование мокроты. С этой целью проводят посев материала на среду с индикатором и лактозой. Клебсиеллы пневмонии лактозоположительны, обладают каталазной и уреазной активностью. Антигенные свойства выделенной культуры определяют в реакции агглютинации. При назначении лечения препаратами выбора являются антибиотики широкого спектра действия: аминогликозиды, бета-лактамы, азитромицин. После определения чувствительности выделенной культуры к антибиотикам следует провести коррекцию лечения. Задача №34. У больного после операции на органах брюшной полости появились симптомы разлитого перитонита. 1) Какие бактерии могли вызвать данное заболевание? 2) Какие исследования нужно провести для их выделения и идентификации? 3) Какие химиотерапевтические препараты следует использовать для лечения больного? Ответ к задаче №34: 1) Наиболее вероятными этиологическими агентами являются условно-патогенные бактерии, находящиеся в желудочно-кишечном тракте: бактероиды, кишечная палочка и др. 2) Бактериологический с использованием анаэробной техники. 3) До получения данных бактериологического исследования назначается монотерапия (карбапенемы, например меропенем), или комбинированная терапия: аминогликозиды, метронидазол, цефалоспорины; или другие препараты с антианаэробной активностью.
Задача №35. У пожилого пациента на фоне рецидивирующего фурункулеза наблюдается резкий подъем температуры до 38,60С, озноб, тахикардия 100 ударов в минуту, лейкоцитоз 12*109/л, сдвиг лейкоцитарной формулы влево. Бактериологическое исследование крови не проводилось. 1) Поставить предварительный диагноз, 2) Продолжить лабораторное обследование больного, назначить антибиотикотерапию. Ответ к задаче №35: 1) Предварительный диагноз – сепсис. Наиболее вероятна стафилококковая этиология заболевания. 2) Следует провести забор крови (5-10 мл) и ее посев на жидкую питательную среду (в объеме до 50-100 мл) до проведения антибиотикотерапии для бактериологического исследования. Необходимо идентифицировать культуру и определить антибиотикоустойчивость выделенного штамма. Лечение: оксациллин по схеме, возможна комбинация с аминогликозидами, карбапенемами (меропенем или имепенем).
Задача №36. В период летних сельскохозяйственных работ несколько человек заболели. Предполагаемый диагноз лептоспироз. 1) Какой материал необходимо исследовать 2) Какие методы применить? Ответ к задаче №36: 1) Кровь, мочу, сыворотку. 2) Методы – микроскопический, бактериологический, серологический. Исследуют кровь на наличие возбудителя до пятого дня заболевания, мочу – на 2-3 неделе. Материал микроскопируют в фазово-контрастном или темнопольном микроскопах после приготовления препарата «висячая» или «раздавленная капля». Выявляют типичную морфологию и подвижность. В бактериологическом методе проводят посев 5-10 мл крови и мочи в жидкие сывороточные среды, культивируют при 280С. Через 5-7 дней микроскопируют среду в «темном» поле. Идентификацию возбудителя осуществляют в реакции агглютинации и лизиса, РИФ, реакции иммобилизации лептоспир антисывороткой или используют генодиагностику (ПЦР) В серологическом методе исследуют антитела, начиная со 2-3 недели. Ставят РПГА, РСК или реакцию микроагглютинации-лизиса. Можно использовать ИФА, непрямую РИФ. Диагностический титр равен 1:400. Сыворотку исследуют в динамике, т.к. титр антител быстро нарастает. Задача №37. Больной обследуется на лептоспироз. Микроскопия препаратов от больного не дала положительного эффекта. 1) Можно ли отрицать лептоспироз? 2) Какой метод диагностики еще применить? 3) По каким свойствам идентифицировать культуру? Ответ к задаче №37: 1) Лептоспироз отрицать нельзя, т.к. количество лептоспир в материале может оказаться ниже порога обнаружения методом бактериоскопии. 2-3) Необходимо провести бактериологический метод исследования: провести посев 5-10 мл крови и мочи в жидкие сывороточные среды. Через 5-7 дней микроскопировать среду в "темном" поле. Идентификацию возбудителя осуществляют в реакции агглютинации и лизиса, РИФ, реакции иммобилизации лептоспир антисывороткой. Используют биологический метод: морским свинкам внутрибрюшинно вводят 4-5 мл исследуемого материала от больного в первые дни заболевания. Через 3-4 суток исследуют экссудат брюшной полости на наличие лептоспир в "темном поле". Гибель морских свинок наступает через 8-14 дней. В трупном материале выявляют лептоспиры путем микроскопии мазков-отпечатков из внутренних органов, окрашенных методом серебрения. Задача №38. У больного длительное время (более месяца) субфебрильная температура, увеличение лимфатических узлов, боли в суставах, общая слабость. Работает в ветлечебнице. 1) О каком заболевании нужно думать? 2) Какой материал взять на исследование? 3) Какие методы диагностики применить? Ответ к задаче №38: 1) Можно предположить, что у больного бруцеллез. 2) Необходимо исследовать сыворотку для обнаружения антител к возбудителю. 3) Используют серологический метод исследования. Первоначально ставят ориентировочную реакцию агглютинации по Хеддльсону на стекле с концентрированной сывороткой больного в разных количествах с единым бруцеллезным диагностикумом. Для подтверждения диагноза ставят развернутую реакцию агглютинации Райта. Диагностический титр реакции составляет 1:200. С этой же целью можно использовать РСК, РПГА, ИФА. В ранних сроках выявляют IgМ, в поздних IgG. Проводят кожно-аллергическую пробу Бюрне с бруцеллином (протеиновый фильтрат культуры бруцелл) для выявления ПЧЗТ. Задача №39. У больного подозрение на сибирскую язву. Кожная форма. 1) Какой материал подлежит исследованию? 2) Перечислить методы диагностики сибирской язвы. 3) Какие свойства характерны для данного возбудителя? Ответ к задаче №39: 1) Отделяемое из первичного очага (сибиреязвенного карбункула). 2) Бактериоскопический метод, бактериологический метод, биологическая проба, выявление антигена в материале с помощью МИФ, ИФА, реакция Асколи для обнаружения антигена в в экстрактах из тканей трупного материала, кожи, шерсти. 3) Крупные неподвижные грамположительные палочки, располагаются цепочками, окруженными общей капсулой. Образуют споры, которые располагаются центрально. На плотных средах растут в виде крупных шероховатых R-форм колоний. Под микроскопом колонии напоминают «львиную гриву» или «голову медузы». На средах с пенициллином образуют протопласты – шары в виде цепочки – феномен "жемчужного ожерелья", выявляемый при микроскопии. Дают гемолиз на кровяном агаре, разжижают желатин в виде елочки, к возбудителю чувствительны лабораторные животные (мыши, морские свинки, кролики). Антигенные свойства возбудителя определяют в серологических реакциях.
Задача №40. К врачу обратился больной, по специальности – скорняк, с жалобами на лихорадку и общее недомогание. При осмотре на коже в области запястья обнаружен карбункул. 1) Какие микроорганизмы могут вызвать подобное заболевание? 2) Какие микробиологические исследования должны быть проведены для постановки окончательного диагноза и определения факторов передачи? 3) Какие иммунологические препараты необходимо назначить для лечения больных и профилактики контактных? Ответ к задаче №40: 1) Предварительный диагноз: «Сибирская язва, кожная форма». Возбудитель: Bacillus anthracis. 2) Бактериоскопический метод, бактериологический метод, биологическая проба, определение антигена в материале с помощью МИФ, ИФА, реакции Асколи. 3) Противосибиреязвенный иммуноглобулин, который применяется и для экстренной профилактики контактных, высокие дозы антибиотиков, лучше фторхинолоны (ципрофлоксацин).
Задача №41. В лабораторию поступил материал (шерсть животного) для определения зараженности возбудителем сибирской язвы. 1) Какие реакции следует использовать с этой целью? Ответ к задаче №41: 1) Следует поставить реакцию термопреципитации Асколи с сибиреязвенной преципитирующей сывороткой. Для этого из шерсти получить экстракт, прогреть, чтобы получить термостабильный антиген. Реакцию поставить по типу кольцепреципитации. При низкой концентрации антигена в материале необходимо использовать иммуноферментный анализ для его выявления.
Задача №42. Больной обратился к врачу с жалобами на лихорадку, головные и мышечные боли. Из анамнеза выяснилось, что он работал на животноводческой ферме и употреблял в пищу не кипяченое молоко
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1967; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.41.200 (0.014 с.) |