Методы обучения, их сущность, классификация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы обучения, их сущность, классификация.



Метод (от греческого слова metodos — буквально путь к чему-либо) означает способ достижения цели. Одни дидакты определяют его как способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение задач образования, воспитания и общего развития учащихся (Ю.К. Бабанский, П.И. Пидкасистый, Б.П. Есипов, Н.А. Сорокин); другие -либо как «упорядоченную деятельность педагога и учащихся, направленную на достижение заданной цели обучения», либо как «систему целенаправленных действий, отражающих познавательную и практическую деятельность учащихся и обеспечивающих усвоение ими содержания I образования» (И.П. Подласый, М.А. Данилов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Кажд. метод состоит из отдельных приемов. Дид. приемом называется разовое действие, отдельный шаг в реализации метода. Помимо приемов сущ. еще и ср-ва обучения, которыми называется любой продукт материальной и духовной культуры, а также различные виды деят-сти, привлекаемые в учебный процесс и способствующие организации и осуще. учебно-познават. деят-сти учащихся. Существует множество классификаций методов обучения. Классификация -- это упорядоченная система методов, в основе которой лежит какой-то признак. Из всего многообразия существующих классификаций можно выделить следующие: по источникам передачи и характеру восприятия учебной информации (СИ. Перовский, Е.Я. Голант): словесные (рассказ, лекция, беседа, работа с книгой), наглядные (демонстрация, иллюстрация), практические (упражнения, лабораторные, графические работы); по характеру (типу) мыслительной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин): объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, проблемное изложение, частично поисковый (или эвристический) и исследовательский; по основным дидактическим задачам (М.А. Данилов, Б.П. Есипов): методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения полученных знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки ЗУНов; по степени самостоятельности учащихся в учебном процессе (А.Н. Алексюк, И.Д. Зверев): методы самостоятельной работы (работа с учебником, справочниками и другой литературой, написание сочинений) и методы работы под руководством учителя; целостный подход (Ю.К. Бабанский): Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: по источнику передачи - словесные, наглядные, практические; по логике усвоения - организация индуктивной и дедуктивной деятельности учащихся;

по характеру мышления - организация репродуктивной и проблемно-поисковой деятельности учащихся; по степени самостоятельности - под руководством учителя и в ходе самостоятельной работы учащихся. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению; методы стимулирования и мотивации долга и ответственности. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения: методы устного контроля и самоконтроля; методы письменного контроля и самоконтроля; методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля. Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, лекция, работа с книгой). Рассказ - это монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний. Объяснение - это монологическая форма изложения. Его используют обычно при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; Беседа явл. диалогическим методом обуч., при кот. учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Лекция - монологический способ изложения объемного материала. Используется, как правило, в старших классах и может занимать весь урок. От других методов словесного изложения она отличается более строгой структурой; логикой изложения учебного материала; обилием сообщаемой информации; системным характером освещения знаний. Работа с книгой. Главное достоинство данного метода - возможность для ученика многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Наглядные методы обучения. Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др. Практич. методы обучения. Упражнения - повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Лабораторные работы, Практические работы.

Фронтальные методы.

Стрезикозин В.П., Галант Е. Я., считают, что фронтальный способ организации учебной работы предусматривает одновременное выполнение учащимися под наблюдением учителя одного и того же задания. Другие (Петровский Е.И., Семёнов И.А.) считают, что фронтальной является работа, которую выполняют все учащиеся одновременно, но содержание может быть общим для всех или дифференцированным. Фронт. формой организации учебн. деят-сти учащихся называется такой вид деят-сти учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. При фронтальной форме работы на уроке учитель обращается ко всему классу. Обращаясь к отдельн. ученику, учитель учитывает весь класс, значение ответа одного ученика для всего класса. Это способствует установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, учит умению слушать других, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность. Недостатки: нацелен на некоего абстрактного ученика, побуждению учеников к единому темпу работы. Поэтому для максимальной эф-сти учебн. деят-сти учащихся необходимо использовать наряду с данной формой организации учебной работы на уроке и другие формы учебной работы. Так, при изучении нового материала и его закрепления наиболее эффективна фронтальная форма организации урока, а вот применение полученных знаний в измененных ситуациях лучше всего организовать, максимально используя индивидуальную работу. Лабораторные работы организуют фронтально, однако и здесь надо искать возможности максимального развития каждого ученика. Можно работу заканчивать ответом на вопросы-задания различной степени сложности. Сущность фронт опроса состоит в том, что учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путем проверить знания большего числа учащихся. Лекция – наиболее распространенный пример фронтального обучения. На лекции удается использовать малое число учителей при большом числе обучаемых. Оно особенно эффективно при использовании высококвалиф. лекторов. Однако, как показали специальные наблюдения, во время лекции слушатели(в ВУЗе) успевают усвоить приблизительно 40% материала, необходимого уровня усвоения. Достоинства: Легко и дешево организовать, возможно использовать одного преподавателя для большого количества учащихся.

Урок усвоения новых знаний по теме «Спрос и предложение». Цель: овладеть новым материалом. Образовательные задачи: усвоение нов. знаний: спрос, величина спроса, платёжеспособн. спрос, закон спроса, предложение, величина предложения, закон, равновесная цена; приобщ. к самост. поиск. деят-ти; формир. системы ценностн. ориентаций. Воспит.: организ-сть, дисциплинир-сть, умение слушать. Развив. мотивир. оценка своих способн., тренировка памяти. План: 1. Орг. начало. 2. Мотивация. 3. Актуализация 4. Усвоение нов. материала: словесные методы+презентация (лекция-визуализация с графиками). Спрос – это потребность покупателей в данном товаре (услуге), выраженная в их покупательной способности. Платежеспособный спрос – потребность в товарах, обеспеченная денежными средствами покупателя. Закон спроса – состоит в том, что повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, и наоборот; отсюда следуют выводы. Эластичность спроса – определяется соотношением между относительными изменениями объема спроса на товар и дохода потребителей. Величина предложения – это количество благ, которое может быть предложено на продажу при определенном уровне цены. Предложение – это вид зависимости объема благ, который продавцы готовы предложить к продаже в определенный период времени, от уровня цены на эти блага (при прочих равных условиях). Закон предложения – состоит в том, что повышение цен обычно ведет к росту величины предложения. Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный уровень цен и равновесный реальный объем национального производства. 5. Закрепление: вызываем к интерактивной доске, просим изменить положение кривых спроса и предложения при изменении цены (при разных условиях). 6. Индивид. задание на карточках (то же). 6. Д.з. (1С: Школа) 7. Итоги урока + коррекция.

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8

2. Содержание образования.

Содержания образования - система научных знаний, познавательных умений и навыков, кот. овладевают учащиеся в процессе обуч. ● Теория формального образования. в ХVII веке. Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, И. Кант, И.Ф. Гербарт. философское учение о рационализме, когда разум рассматривается как источник знаний, получаемых самим человеком в ходе познания, развивающая ценность предметов (математика и языки). ● Теория материального образования. Я.А. Коменского, Г. Спенсера. философское учение об эмпиризме, вооружение ученика естественно-научными знаниями, кот пригодятся ему в жизни. ● прагматическая теория Дж. Дьюи развитие практического опыта детей, вооружение их прикладными умениями и навыками. Сущ. три основных подхода к определению содержания школьного образования (В.В. Краевский). 1) пед адаптированные основы наук, изучаемые в школе. 2) совокупность ЗУНов кот. д.б. усвоены учениками. 3) пед. адаптированный соц. опыт человечества, тождественный по структуре человеч. культуре во всей ее структурной полноте. На основе анализа отечественных и зарубежных источников
П.И. Подласый опред. принципы формирования содержания образования: 1. Гуманистичности 2. Научности 3. Последовательности 4. Историзма 5. Систематичности 6. Связи с жизнью 7. Соответствия возрастным возможностям и уровню подготовленности школьников 8. Доступности. Общепрофессиональная и специальная подготовка как элементы профессионального образования. Система профессионального обучения построена по принципу блочно-модульного обучения, кот. обосновал академик С.Я. Батышев это обеспеч. гибкость системы проф. образования, адаптивность ее к изменяющимся социально-эк условиям. Формирование блоков содержания обучения по профессии м.б.: 1) общепрофессиональная подготовка (общий гуманитарный, естественно-научный блоки и пр.); 2) профессиональная подготовка (общетехнический, общепрофессиональный, профессиональный и пр. блоки обеспечивающие ЗУН по профессии, определенной стандартом); 3) специальные блоки подготовки (основываются на ЗУН по профессии в целом, детализируя и формируя знания, необходимые для конкретной специальности). Профессиональная подготовка должна обеспечивать общие, отраслевые ЗУН, дающие базу для группы родственных профессий. Специальный блок содержит теоретический и практический материал, необходимый для освоения специальности, относящейся к профессии, обеспечивающие необходимый уровень квалификации в соответствии с нормативными. Факторы, определяющие содержание специальной подготовки. Содержание образования, устанавливаемое образовательными стандартами, должно обеспечивать формирование достаточного объема знаний, умений и навыков, обеспечивающих выполнение определенных для работника, специалиста соответствующего уровня, функций. Отбор информации, включенной в содержание образования, осуществляется в соответствии со следующими принципами. Критерии Ю.К. Бабанского: 1. целостного отраж. в содержании основных компонентов соц. опыта 2. выделения главн и сущ. в содержании образования. 3. Соотв. возрастным возможностям обучающихся. 4. Соотв. выделенному учебным планом времени на изучение данного предмета 5. Учета отеч. и междун. опыта формир. учебных программ. Содержание образования определяется следующими государственными документами: Государственный образовательный стандарт, учебные планы, учебные программы, учебники и учебные пособия. Гос. стандарт – обяз. уровень требований к общеобраз. подгот. выпускников образ. учреждений, опред. спец-сти и соотв. методы. ср-ва, формы обуч. Виды: федеральный, национально-региональный и образовательного учреждения. Наш стандарт: 1) общ. хар-ка спец-сти, 2) треб. к уровню подгот. абитуриента 3) общ. требования к основной образ. программе 4) треб. к обяз. миним. содержания осн. образ. программы (общ. гуманит. и соц.-эк. дисц – иностр. язык, история; общ. матем. и естеств.научн. – инфо, матем, КСЕ; общепроф. дисц. – введ. в проф. пед. деят-сть, пед, псих.; отраслевой подготовки: эк. теория, история эк-ки, ист. эк. учений, статистика, ФДОК, дисц. специализации – оц. бизнеса, БД, Страх. дело.) 5) сроки освоения осн. образ. программы 6) требования к разработке и условиям реализ. 7) требования к уровню подгот. выпускника. Необходимость стандартизации обусл. соц. заказом и потребностями 1) общ-ва 2) гос. 3) семьи Учебный план сост. из перечня дисциплин, распред. их по часам и семестрам. Учебная программа – поясн. записка с целями и задачами, объём дисциплины и виды учебной работы, учебно-тематическое планирование, содержание разделов дисциплины, учебно-метод. обеспеч. дисциплины (лит-ра, список тем рефератов, контр, курсовых). Конкретизация содержания учебных программ находит свое отражение в учебниках и учебных пособиях. Они выступают основным источником знаний и организации самостоятельной работы учащихся и одним из важнейших средств обучения. Учебник должен учить ученика учиться, поэтому по форме изложения он должен быть краток, лаконичен, содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, содержать в себе необходимый и достаточный объем фактического материала. Стандарт 2-го поколения: требования к структуре основных об­щеобразовательных программ, требо­вания к результатам освоения основ­ных общеобразовательных программ и требования к условиям реализации основных общеобразовательных про­грамм.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.130 (0.016 с.)