Элективные курсы, их характеристика, структура. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Элективные курсы, их характеристика, структура.



 

Необходимым условиями создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки через организацию элективных курсов. В этих целях необходимо:

- увеличить часы вариативного (школьного) компонента Базисного учебного плана в выпускном классе основной ступени общего образования;

- при организации обязательных занятий по выбору ввести деления класса на необходимое число групп;

- образовательным учреждениям использовать часы вариативного компонента, прежде всего на организацию предпрофильной подготовки.

Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится. Примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20.

Основная функция элективных курсов – ориентационная. В этой связи число таких курсов должно быть по возможности значительным. Они должны носить краткосрочный и чередующийся характер, являться своего рода учебными модулями. Курсы по выбору необходимо вводить постепенно. Единовременное введение целого спектра разнообразных курсов по выбору может поставить ученика перед трудноразрешимой задачей.

Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана. В дополнение к возможностям первого варианта допустимо использование часов из образовательной области «Технология». Данное предложение вызвано тем, что в значительной части школ либо отсутствует необходимая материальная база для реализации этого курса, либо она не соответствует современным требованиям. При этом варианте образовательный стандарт по технологии может быть освоен учащимися до 8-ого класса включительно, а далее этот временной ресурс отводится на профессиональную ориентацию и элективные курсы предпрофильной направленности. Время, отводимое школой (завучем) на изучение того или иного предмета как в течение дня, как и во время недели, показывает ученику действительное отношение к нему руководства. Если поставить элективные курсы их на первые и последние уроки или сконцентрировать в субботу – это будет намек на их необязательность, второстепенность.

Практика работы школ с элективными курсами показывает, что одним из наиболее удачных решений является вариант, при котором все элективные курсы концентрируются на один день в середине недели. [19. С. 13]. Это, с одной стороны позволяет решить массу организационных вопросов (расписание, перемещение, помещение и т.д.), а с другой – позволяют замученному подготовкой к вступительным и выпускным экзаменам (именно в этой последовательности) старшекласснику сменить в середине недели вид учебной работы, отдохнуть от нахождения под прессом отметки.

Особенности программ элективных курсов:

 носят примерный характер. Поскольку элективные курсы ориентированы на удовлетворение запросов конкретных групп учащихся, то можно сказать, что программы предполагают определенную доработку, которую учитель может осуществить, исходя из своих профессиональных возможностей и особенностей состава учащихся.

 не определяют жестко обязательный для изучения объем учебного материала, поскольку содержание итогового контроля по курсу разрабатывает сам учитель. При этом учителю нет необходимости ориентироваться на содержание контрольно- измерительных материалов для Единого государственного экзамена. Темп изучения элективного курса может быть адекватен реально складывающейся ситуации — на чем-то задержались, потому что тема вызвала особый интерес или при ее изучении возникли трудности, какой-то материал был рассмотрен бегло, от какого-то элемента содержания оказалось возможным отказаться.

 рабочую версию программы сравнительно легко построить на основе деятельностного подхода к планированию учебных занятий. Программы по нормативным учебным предметам раскрывают последовательность изучения содержания учебного материала — произведений, сведений, понятий, правил и т.п. При планировании занятий по элективным курсам темы занятий возможно определять таким образом, чтобы они отвечали на вопрос не о том, что ученики узнают на данном занятии, а о том, чему они смогут научиться.

 дают возможность преодолеть одну из самых главных причин трудностей, возникающих в школе при изучении нормативных предметов. Эта причина — требование обязательной успеваемости, т.е. того, чтобы разные дети, с разными возможностями за одно и то же время достигли одинаковых образовательных результатов. Как было отмечено, результаты изучения одного и того же элективного курса для разных учащихся могут быть различными (и при этом равноценными с точки зрения интересов учащихся). Учащиеся могут осваивать умения, которые формируются на материале элективных курсов, разными темпами. [31. С. 6].

Можно условно выделить следующие типы элективных курсов.

1. Предметные курсы, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы. В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп.

 Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы курса углубляются более или менее равномерно.

 Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета.

 Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета.

 Прикладные элективные курсы, цель которых - знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству.

 Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы.

 Элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы (история физики, биологии, химии, географических открытий), так и не входящего в него (история астрономии, техники, религии и др.).

 Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач (математических, физических, химических, биологических и т.д.), составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического эксперимента.

2. Межпредметные элективные курсы, цель которых - интеграция знаний учащихся о природе и обществе.

3. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план. [60].

Элективные курсы, хотя и различаются целями и содержанием, но во всех случаях должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают.

Принципы отбора содержания элективных курсов:

 Центрация на ученике (его интересах, потребности в самоопределении), а не на предмете (отрасли научного знания).

 Выбор адекватных цели предпрофильной подготовки (обеспечения самоопределения учащихся), содержания, способов деятельности субъектов.

 Соответствие объема отводимому времени и учебной базе.

 Согласованность содержания предпрофильных курсов с профильными и элективными предметами 10-11-х классов; учебного материала и деятельности участников педагогического процесса.

 Побуждающее и формирующее воздействие содержания на мотивационную сферу (например, развитие положительной мотивации на профиль).

 Доступность и оптимальность материала для принятия решения о выборе профиля дальнейшего обучения.

 Соответствие содержания возрастным особенностям, исходному уровню подготовки учащихся.

По элективным курсам и курсам по выбору нет стандартов, а, следовательно, и итоговой аттестации. Администраторам, учителям надо помнить, что содержания и правила его освоения (включая определение форм отчетности) школа устанавливает самостоятельно. Система оценивания может быть безотметочная, но могут быть текущие баллы в рейтинге. [48. С. 47].

Возможные варианты отметок: Прослушан курс Защищен реферат Разработан проект Выполнены творческие задания.

Если строить элективный курс, исходя из интересов ученика, а не с позиции «учащиеся должны усвоить», то вопрос о формах аттестации и критериях оценки должен решаться совместно с учащимися. [34. С. 32-41].

Говоря о свободе выбора, надо иметь в виду, что обеспечить такую свободу непросто, ибо выбор должен быть не случайным, а обоснованным.

Для обоснованного выбора нужны три условия.

Во-первых, учащиеся должны иметь возможность заранее познакомиться с программой курса - по одному названию о содержании курса судить трудно. Программы у нас принято писать для учителей, а хорошо бы иметь и «ученический» вариант программы, написанный на языке, понятном для школьников. Возможно, что в каких-то случаях учителя сами подготовят такие краткие аннотации для своих учащихся, учитывая особенности их интересов.

Во-вторых, старшеклассники должны иметь представление о разных возможностях предлагаемого курса — для одной части учащихся существенное значение могут иметь непосредственные образовательные результаты, для другой — возможность самореализации, удовлетворения познавательных интересов, для третьих привлекательность курса может быть связана с предлагаемой образовательной технологией. Поэтому в аннотации курса (письменной или устной) важно не только сказать, о чем этот курс, но и высказать предположения относительно того, кому и чем он может быть интересен.

В-третьих, учащиеся должны более или менее ясно сознавать свои интересы, планы и проблемы. Прояснение запросов учащихся должно стать одним из основных аспектов предпрофильной подготовки в 9-м классе. [9. С. 12].

Свобода выбора курса, его соответствие актуальным потребностям учащихся создают предпосылки для успешного освоения курса, для достижения результатов, которые будут радовать и учащихся, и учителя. Но реализация этих предпосылок станет возможной, если элективный курс будет интересен и для самого учителя, если он позволит ему полнее проявить себя, реализовать свой творческий потенциал. [49].

Анализ работы по внедрению элективных курсов в процесс обучения позволяет отметить в целом большой объем и разнообразие форм педагогической деятельности. При этом выявлены проблемы:

- отсутствие систематичности в работе по презентации и рекламированию элективных курсов, что зачастую приводит к их невостребованности;

- проявление разной степени активности преподавателей в работе по информационному обеспечению предпрофильной подготовки;

- фрагментарность созданного информационного массива;

- отсутствие целенаправленной работы со средствами массовой информации по популяризации идей введения профильного обучения. [37. С. 61-71].

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что элективные курсы являются компонентом вариативной части содержания образования в старших классах и направлены на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Они являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т. к. прямо связаны с выбором каждым школьником того содержания образования, которое отражает его интересы, связано с последующими жизненными планами.

Элективные курсы, таким образом, дополняют и развивают возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

Требования к программам элективных курсов.

1. Соответствие положению концепции профильного и предпрофильного обучения. Программа позволяет учащимся осуществить пробы, оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.

2. Новизна содержания программы для учащихся. Программа включает новые для учащихся знания и умения, не содержащиеся в базовых программах.

3. Мотивирующий потенциал программы. Программа содержит знания и умения, вызывающие познавательный интерес учащихся и представляющие ценность для определения ими профиля обучения в старшей школе

4. Полнота содержания учебного материала, включенного в программу. Программа содержит все знания и умения, необходимые для достижения запланированных в ней целей подготовки.

5. Научность содержания. В программу включены прогрессивные научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека.

6. Практическая направленность содержания программы. Программа позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний

7. Связность и систематичность содержания учебного материала в программе. Развертывание содержания знаний и умений в программе структурировано таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими, а между частными и общими знаниями прослеживаются связи.

8. Выбор методов обучения. Программа дает возможность проведения эвристических проб, что обеспечивается ее содержанием и использованием в преподавании активных методов обучения. [10. С. 6].

Титульный лист включает наименование образовательного учреждения; сведения о том, где, когда и кем утверждена программа; название элективного курса; класс, на который рассчитана программа; ФИО, должность автора (авторов) программы; название города, населенного пункта; год разработки программы. [13. С. 8]

Пояснительная записка элективных курсов состоит из следующих разделов:

- аннотация, обоснование необходимости введения данного курса в школе;

- место и роль курса в образовательном процессе (важно показать, каково место курса в соотношении как с общеобразовательными, так и с базовыми профильными предметами: какие межпредметные связи реализуются при изучении элективных курсов, какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются, каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения);

- цель и задачи элективного курса (цель курса – для чего он изучается, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет: учащихся, учителей, школьного сообщества, общества; задача курса – что необходимо для достижения целей).

Элективные курсы должны быть направлены на решение следующих задач: способствовать самоопределению ученика и/или выбору дальнейшей профессиональной деятельности; создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле; познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности; активизировать познавательную деятельность школьников; повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся. [31. С. 11]

- сроки реализации программы (продолжительность обучения, этапы);

- основные принципы отбора и структурирования материала;

- методы, формы обучения, режим занятий (результат изучения элективного курса – это ответ на вопрос: какие знания, умения, навыки, необходимые для построения индивидуальной образовательной программы в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании, будут получены, какие виды деятельности будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения);

- предполагаемые результаты;

- инструментарий для оценивания результатов.

Учебно-тематический план включает перечень разделов, тем; количество часов на изучение каждой темы; вид занятий.

Содержание изучаемого курса включает перечень тем и их реферативное описание.

Методические рекомендации включают основные содержательные компоненты по каждому разделу или теме; описание приемов и средств организации учебно-воспитательного процесса, форм проведения занятий; дидактические материалы.

Литература включает список литературы, а также других видов учебно-методических материалов и пособий, необходимых для изучения курса как для учителя, так и для учащихся. При проведении элективных курсов можно использовать новые технические возможности, в частности, электронные учебные пособия. Это обусловлено меньшей наполняемостью групп и большей общностью интересов школьников. В настоящее время имеется достаточно большое количество весьма качественных CD-дисков, создаются электронные библиотеки, разрабатывается методика использования электронных материалов как на уроках, так и в процессе самообразования.

Критерии оценки программы элективного курса

1. Степень новизны для учащихся. Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах.

2. Мотивирующий потенциал программы. Программа имеет содержание, вызывающее интерес у учащихся.

3. Развивающий потенциал программы. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, предполагает широкое использование методов активного обучения.

4. Полнота и завершенность содержательных линий программы в соответствии с поставленными целями.

5. Связность и систематичность изложенного материала. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов; между частными и общими знаниями прослеживаются связи

6. Методы обучения. Программа основывается преимущественно на методах активного обучения (проектных, исследовательских, игровых и т.д.)

7. Степень контролируемости. В программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости.

8. Реалистичность с точки зрения ресурсов. Программа реалистична с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств, кадровых возможностей школы.

9. Формальная структура программы. Наличие в программе необходимых разделов: пояснительной записки (с обязательным целеполаганием), основного (тематического) содержания, ожидаемых результатов обучения, списка литературы. [50].

Подводя итог вышеизложенному можно сделать вывод о том, что создание учебной программы вообще и программы элективного курса в частности – достаточно сложный процесс, требующий высокого уровня квалификации как от автора–разработчика, так и от заместителей директоров школ, методистов и специалистов органов управления образованием – словом, всех тех, кто так или иначе соприкасается с разработкой и утверждением программ элективных курсов. Недостаточная готовность педагогических кадров к разработке новых или модернизации уже имеющихся программ является причиной нарушения технологии создания программ, серьезных недочетов в них. Поэтому, разрабатывая программу элективного курса на этапе предпрофильной подготовки учащихся, нужно исходить из конкретных условий: материально-технической базы учреждения, запросов учащихся, региональной и местной специфики, рынка труда и рынка образовательных услуг. Элективные курсы могут быть весьма разнообразными. Тема элективного курса должна быть актуальной, а содержание – интересным для учащихся и отвечающим их жизненным возможностям и потребностям, например, страхование.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №18

Взрослость.

Проф. обучение – повыш. квалиф. и переквалиф. Рез-т: сертификат или диплом и следоват-но, продвижение по службе, увелич. з/п. Задача – упрочение карьеры, неудовлетворённость профессией реже. Кризис «сгорание на работе» и увольнение или отправление на пенсию. Отличия взрослых учащихся от учащихся-детей постепенно осознавались наукой. В педагогике появился даже особый раздел дидактики, получивший название андрагогика. Была предложена и андрагогическая модель организ. обуч., в рамках кот. именно обучающийся несет ответств. за опред. области обуч., выбор методов, планирование сроков, а также за оценку результатов. Он выступает в качестве основн. «движущей силы» обучения, в то время как препод. играет роль координатора процесса, «архитектора», созд. новые формы, методы и возможности. Американский психолог Грэйс Крайг выделает три стадии взрослости: ранняя взрослость – 20-40 лет, средняя взрослость – 40-60 лет и поздняя взрослость от 60 лет и далее. Взрослые реалистично целеустремлённые. Принцип. отличие орг. и планир. процесса обуч. взрослых заключ. в активном участии самого обучающегося во всех операциях обуч., наличие жизнен. опыта, опред. уровня самосознания, жизненной проблемы, которую необходимо решить при помощи обуч., позволяет реально и активно участвовать в организации процесса обучения. Особенности взрослых: осознанное отношение к процессу своего обучения; потребность в самостоятельности; потребность в осмысленности обучения (для решения важной проблемы и достижения конкретной цели), что обеспечивает мотивацию; практическая направленность в отношении обучения, стремление к применению полученных знаний, умений и навыков; наличие жизненного опыта — важного источника знаний; влияние на процесс обучения профессиональных, социальных, бытовых и временных факторов. Как правило, взрослые люди хотят учиться, если они понимают необходимость обуч. и видят возможности применить его рез-ты для улучш. своей деят-сти. Кроме того, взрослые люди стремятся активно участвовать в обуч., привносят в обучающие ситуации собст. опыт и свои жизненные ценности, стараются соотнести обучающую ситуацию со своими целями и задачами. Взрослый человек – инициатор своего обучения. Трудности, кот. надо учесть: ухудшение памяти, боязнь из образа солидного человека перейти в образ ученика. Самой эффект. формой обуч. явл. групповое обуч, дискуссии. немедленное применение знаний. При проф. обуч. взрослых необход. обеспеч.: потребность в обосновании (смысле). Известно, что взрослые учащиеся очень внимательно относятся к обоснованию того, зачем нужно изучать данный курс или раздел. Они также интересуются тем, что будет, если они не освоят данный материал. Потребность в обосновании тесно связана с заинтересованностью обучающихся. Факторы, влияющие на нее представлены на рисунке. Внимание к практич. ситуациям и плохое восприятие отвлечённых тем. Назревшая необходимость. При проф. обуч. даже указание рук-ва не всегда убеждает сотрудников в необходимости обуч. Поэтому рекоменд. начало обучения посвятить освящению ситуации в орг-ции и вытекающим из нее требованиям к квалификации персонала. Потребность в самост. Способность самостоятельно принимать решения, нести за них ответственность – основная черта поведения и самосознания взрослого человека. Поэтому при обучении взрослых важно давать им возможность активно участвовать в учебном процессе, самим формулировать свои задачи, делать выводы. Жизненный опыт взрослой аудитории по содержанию и объему значительно превосходит опыт школьников или студентов. Зачастую он в каких-то отношениях даже превосходит опыт обучающего. Поэтому опыт участников целесообразно использовать как опору для излож. материала, фона для иллюстраций, а также максимально широко использовать методы активного обучения, требующие высокой степени активности и личной включенности обучающихся в учебный процесс (анализ конкретных ситуаций, деловые игры, тренинговые упражнения и т.д.) Формами обратн. связи м. являться: оценки, подведение итогов соревнований между участниками, определение процента выполнения задания и т.д. Мотивация сотрудников на проф. обуч.: стремлен. сохранить работу, остаться в занимаемой должности; желание получить повышение или занять другую должность; заинтерес. в увелич. з/ п; интерес к самому процессу овладения новыми знаниями и навыками; желание установить контакты с другими участниками программы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 2899; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.174.76 (0.035 с.)