Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность проблемного обучения.

Поиск

Теория проблемного обучения получила свое развитие и распрост. в 70–80-е годы ХХ века. Различные его аспекты раскрыты в трудах И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, М.И. Махмутова и др. По мнению М.И. Махмутова, сущностью проблемного обучения являются создание цепи проблемных ситуаций и управление деятельностью учащихся по самостоятельному решению учебных проблем. Выделяют несколько признаков проблемной ситуации: 1) возникает состояние интеллектуального затруднения; 2) появляется противоречивая ситуация; 3) рассогласуются знания и умения, которыми владеет ученик, и те, что необходимы для понимания, объяснения и решения задачи; 4) проблемная ситуация может возникнуть на этапе решения задачи, а иногда – в самом начале решения. Лернер счит. пробл. ситуац. творческой деят-тью. М.Н. Скаткин выделил три вида проблемного обучения: 1) проблемное изложение знаний учителем, когда он «рассуждает вслух», ставит проблему и показывает процесс ее решения; 2) учитель привлекает учащихся к поиску пути решения проблемы; 3) исследовательский путь, при котором учащиеся, осознав проблему, сами намечают план поиска, строят предположения, обдумывают, сравнивают, ведут наблюдения, делают выводы, обобщения. В процессе проблемн. обучен. формир. и развив. знания, способности и умения учащихся: идентифицировать важные проблемы; аргументировать свою т.зр., навыки взаимод. в малых гр.). Этапы пробл. обуч.: 1. Постановка проблемы. (хорошая проблема д.б. интересна, побужд. к размышл., аргум. суждению, для кот. обяз-но сотрудничество членов микрогр.) 2. Осознание, обсуждение проблемы. 4.Выраб. возм. путей решения проблемы (в микрогруппах). 5. Выработка плана решения проблемы и распред. отд. заданий для каждого участн. микрогр. 6. Работа по сбору материала. 7. Обобщ. собр. материала в микрогруппах. 8. Систематиз. знаний, полученных при решении проблемы, полное теоретическое определение, соединение их с практикой. Этапы 2-5 м. смешиваться. Оценка работы учащихся в проблемн. обуч. проводится так же, как и оценка работы в микрогруппах и может быть индивид. или групповой. Кроме отметки в баллах рекоменд. давать содержательную оценку, которая способствовала бы развитию общеучебных компетентностей детей и их умения работать в группе. 1. Критическая оценка - развитие умений поним. суть, выявлять и анализ. проблемы, способен ли учащийся выдвигать и проверять гипотезы, соответствие целям обучения. 2.Самообраз.- насколько учащийся может исп. важные источники материала. 3.Групповое участие - вклад в групповой прогресс. 4. Гуманные отношения и умения - достаточно или недостаточно понимает индивид. достоинства и ограничения, толерантно относ. к др. Учитель м. провести оценку собственных умений по организации проблемного обучения или на основе перечисленных ниже критериев дать возможность ученикам оценить свои действия: 1.Знание процесса. 2. Отношение (энтузиазм) 3. Умения избег. мини-лекций, задаёт провокац. вопросы). Урок систематизации и обобщ. изученного материала по теме «Международная труд. миграция». Цель: систематизир. и обобщ. материал по теме. Задачи образ.: установление уровня овладения материалом по теме, проверка и оценка знаний; воспит.: орг-сть, дисциплинир.; развив.: умение обобщ. материал, тренировка памяти. План: 1) орг. момент 2) мотивация 3) актуализация 4) послед. вопр: а) фронтальный опрос: чт. межд. труд миграция? причины миграции, к/ф миграц. процессов. Проблемная дискуссия: а) постан. проблемы: В конце 20 – нач. 21 вв. наметилась тенденция перемещ. интеллект. труд. ресурсов в развитые страны, т.е. произошла «утечка мозгов». Объясните ситуацию (какими причинами это б. вызвано?) Наводящие вопросы (что даёт миграция приним. стороне, что отдающей?, зачем вообще нужна, почему происходит?). «-» миграции: утечка мозгов, межнац. неприязнь. «+»: для приним. страны: дополн. спрос на товары и услуги, экономия на образовании, амортизация на период кризиса, не обеспеч. пенсиями, улучш. демограф. ситуацию; для отдающей страны: решение проблем с безработицей, возм-сть повышения квалификац. работников.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №20

1.Составление рабочих программ по эк. дисциплинам.

Разраб. учебную программу по эк. дисциплине значит перераб. и модифицировать примерные программы на основе материала Гос. стандарта общего образования, вывить расхождения примерн. программы, раб. и стандарта, добавить собст. разделы и темы, расширить перечень тем и разделов, перераспред. темы и часы, конкретиз. и детализ. темы; установл. послед. изучения учебн. материала; распред. по годам обуч материал, вкл. региональный компонет. Программа по эк. дисциплине содержит: 1. титульный лист (наименование ОУ, предмет, класс, год разраб, гриф рассмотр., утвержд.), на обороте тит. листа (сведения о составит, рецензентах); 2. пояснительная записка (место эк.предмета в системе обуч., цели, задачи изучения экономики, новизна и отличие от др. программ, межпредм. связи, орг. учебн. процесса по эк-ке, формы контроля: фронт. опрос, индивид. опрос, тест, зачёт, экзамен в вузе); 3. Требования к уровню подгот. обучающ. (не меньше, чем в стандарте).4. Учебно-тематич. план (темы, кол-во часов на практич и на контр. раб., таблица) 5. Содержание дисциплины (содерж. каждой темы) 6. Контроль уровня обученности (в школе). 7. Лит-ра 8. В вузе темы рефератов, курсовых работ, контр. работ. Программа по экономике в школе: по учебнику Автономова в кол-ве 35 часов. Актуальность – совр. школьнику необход. знать, как устроена эк. сторона жизни, каким закономерн. подчиняется. Цель: получ. школьниками обширных знаний о сущности эк-ки. МС: «История», «Обществознание», «Краеведение», «Математика». Отличие от примерной: темы спрос и предложение выделены в отд. темы, т.к. имеют фундам. значение, добавлена тема семейная эк-ка. Программа по эк-ке отрасли в вузе: сформир. компетентность в вопросах структуры и функционирования отраслей и соответствующих отраслевых рынков. Темы: Структура отрасли. Концентрация производства в отрасли. Отраслевые рынки и их границы. Измерение рыночной власти и ее влияние на отраслевую структуру. Объединения хозяйствующих субъектов. Экономика размещения производительных сил. Научно-техническое и инновационное развитие отраслей. Отраслевая система управления кадрами. Повышение конкурентоспособности компаний.

 

Сущность, виды ролевых игр.

В эк-ке с силу её специфики сущ. множество дискуссионных тем и проблемных вопросов. Ролевая игра это точная модель общения, разыгрывание возможных жизненных ситуаций: в магазине, в больнице, в библиотеке, в школе и т.д. Игра раскрепощает ребенка, стимулирует его фантазию, развивает память, внимание, эрудицию, дисциплину, делает ребенка более активным, приучает к коллективным формам работы в группе, классе, пробуждает любознательность. Ролевая игра в обучении имеет ряд существенных преимуществ: - способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке; - усиливает мотивацию и активизирует деятельность учащихся;- дает возможность использовать имеющиеся знания, опыт, навыки общения в разных ситуациях. Цель примен. ролевой игры – ознакомить школьника с конфл. ситуациями из труд, проф, эк. деят-ти, развить спос-сть справл. с ними. Рол. игра предполаг. компетенции: коммуникативную, дистанцию по отнош. к роли, эмпатию (спос-сть войти в положение др. участника), толератность к непонятным ситуац. Фазы игры: предварительная (объясн. нов. матер), инфо (разминка группы, ознк. с проблемой), орг. игры («актёры» играют, зрители запис. гл. мысли), рефлексия (обобщ. идей, дискуссия). Виды рол. игр: ролевые элементы в письм. раб., пресс-конф, «круглый стол», проектно-ролев. игра, динамич. игра, дискуссия, настольные, живые, комп., стратегич. (обыгр. устройство совр. гос-ва, эк-ки). Ролевая игра по персон. менеджменту: Менеджмент в силу своей специфики предпол. усвоение практич. навыков, след-но рол. игра стан важным ср-вом орг. учебн. процесса. Согласно гос. стандарту предмет «Персон. мен-нт» содерж. тему «Поведение рук-ля фирмы». М. Сначала необх. опред., б. ли игра провод. перед началом изуч. нового матер или после изуч. Цель игры: стимулир. изуч. нов. матриала по стилям рук-ва., обобщ. известного материала по теме, иллюстр. связи изуч. вопр. с реальн. жизнью. 1. Подгот. этапа нет 2. Инфо: слушают препод., делит гр. на 3 микрогр.: авторит. рук-ль, демократ, либеральный. Необход. разыграть ситуацию на 2 осн. роли: рук-ль и подчинённые. Во время разыгр. одной группы, др. записыв. осн. идеи. 3. Проведение игры. 4. Рефлексия: обсуждаем рез-ты, дискуссия – каким всё-таки д.б. соврем. рук-ль.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.4.248 (0.006 с.)