Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие систем проф. эк. обучения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Проф. обучение – осн. сост. образ. процесса, предполаг. получение ЗУН для работы в конкретной проф. сфере, выполнений определенных функций. Система проф. образования имела длительный путь развития во всех странах. В целом эти страны едины в пути развития образования. Но были и свои отличия. Гл. отличие в том, что системы всех этих стран по сравн. с Россией носили локальный характер и не соотносились с выработкой единой концепции развития и существования. Россия же первая ввела единые программы обучения и твердую законодательную базу для образ. США. Система образ. б. также раздроблена на части, как и страна (на штаты), т.е. кажд. штат имел право самост. создавать свои собственные планы, координировать учебн. политику всех уровней, все это сопровожд. господством расовой дискриминации. Система образ. США давала возможность обучения в кредит. Сущ. программа Гордость с 1985. Она объедин. строительные фирмы, подрядчиков, инженеров, архитекторов. По ней обучение подмастерьев оплачивается долевым способом строительными фирмами. Система ПО США связана с появлением технопарков, инкубаторов, кот. обеспеч. постепенный проф. рост соответственно взрослых и подростков. Сущ. научно-образ. комплексы имеет место целенапр. подготовка специалистов. Великобритания. Система ПО делиться здесь на:+Обучение на базе учебных заведений +На базе предприятий. Государство здесь идет также по пути децентрализации управления образованием, но на единой законодательной основе. В стране существует закон об образовательной реформе и закон о продолжительном высшем образовании. Как и в США существует начальное проф, среднее (дополнительное), и высшее (продолженное) проф. образование. При начальном проф. образовании сущ. строгое общегос. регулирование нац. проф. квалификации. А на остальных уровнях этого регулирования не существует. Германия. Из-за раздробленности Германии на земли не существует единой образовательной программы, она также разбита. В стране существует 3-х уровневая система ПО. Германия привнесла в ПО дуальную систему образования: сочетание практической подготовки с теоретической. Применение данной системы позволило сократить срок обучения, так как основная часть обучения идет на предприятии, а учебное заведение играет лишь вспомогательную роль. Отличительная особенность – большое гос. финансирование образования. К человеку в течение всей жизни предъявляется требование постоянного обучения (как в Японии). При этом вся система образования в стране пролонгирована (последовательна). В целом вся система образования строится на законе о проф образовании. В Японии к особенностям проф. обучения относятся такие, как практика пожизненного найма (найм молодёжи), системы оплаты по выслуге лет, принцип равенства в управлении предприятием и др. Внутрифирменное обучение в Японии включает в себя: обучение во время работы (ОВР), проводимое на рабочем месте, при котором более опытные работники показывают, как надо работать; обучение вне работы (ОВнеР), проводимое на фирме и вне ее; и самообразование. Система проф-го эк-го обучения в России развивалась в зависимости от спроса производства: индивидуальное обучение → система ученичества → массовое обучение. Т.о. система ПО ориентирована на экономику и отвечает ее потребностям. Гончары, резчики, скульпторы – индивидуальная передача знаний. Такая подготовка была распространена до средних веков, а в средние века стали требоваться подготовленные люди разных специальностей в большем количестве. Переход к новому способу производства в большинстве стран был постепенный, т.е. системы ПО не сразу адаптировались к спросу на те или иные профессиональные З,У,Н. В период мануфактурной деятельности ПО осуществлялось в режиме проф. обществ (селились рядом). Система ученичества у профессионалов обеспечивала подготовку специалистов. В России этот период – после крещения Руси, но особое развитие – после Татаро-монгольского нашествия. Кардинальные усилия в этом направлении были приложены Петром 1. Стали создаваться горно-профессиональные школы (Алапаевск, Кунгурск, Уктурск) – девочки и мальчики от 10 до 15 лет: столярное, пробирное, гранильное дела. В 1888 году были изданы документы, имевшие силу закона о промышленных проф-х училищах, они основывались на разработках последователя петровских реформ Вышнеградского и обосновывали необходимость 2-х уровневого ПО, т.к. развитие промышленности повлекло внедрение новых технологий и требовались профессиональные работники и люди, которые могли ими руководить, а также обслуживать новую технику. Стали готовить не только специалистов, но и мастеров, десятников. В 1895 году образуются проф. учреждения, которые готовили специалистов сельского хозяйства. В 1903-1907 гг сеть – учебных заведений, которые готовили профессионалов, обслуживающих сельские машины и оборудование. Т.о. Россия была одной из первых стран, где обеспечивалась устойчивая система ПО (единые законы и программы). В 1917 году система не развивалась. Развитие ПО в советский период шло поэтапно в зависимости от жизни страны (НЭП, коллективизация, индустриализация, война, косыгинские реформы). В июле 1920 года принят декрет об учебной проф-ой технич-ой повинности всех от 18 до 40 лет. Этот период был связан с появлением различных форм обучения и разл-х учебных заведений: школы, курсы, учебно-показательные мастерские, профессионально технические школы – обучались 4 года (многие были основаны на дореволюционных кадрах, программах, учебных планах). Курсы основывались на спросе народного хозяйства, различались по срокам, задачам, профессиям. Их 3 вида: 1 – подготовка квалифицированных работников в какой-либо сфере; 2 – курсы повышения квалификации для имеющих специальность; 3 – целевые долгосрочные курсы по подготовке руководителей.Учебно-показательные мастерские проводили подготовку ППО и высококлассных специалистов для работы. Школы-клубы (уроки - игры), основаны на быстром упрощенном варианте подготовки специалистов. Они себя не оправдали и были переданы заводам как фабричные школы. В 1958 г были созданы единые типы ПО. 1-ая ступень: городские и сельские училища; 2-ая ступень: техникумы; 3-я – ВУЗы (логика 2 и 3 ступени почти не изменилась до сих пор). Для каждой ступени разработаны законы, программы, сроки.В 1969 г – изменения в 1-ой ступени: в ПУ можно поступать после 8-го и после 10-го класса. Изучение эффективности. Учебно-воспитательный процесс – это динамическая система, основным системообразующим фактором кот. явл. взаимодействие учителя и учащегося. Пед. диагностика включает в себя изучение состояния, результатов и эффективности пед. процесса. Под эффективностью воспит. процесса понимается степень достижения запланированного результата и его соотнесение с затраченными пед. усилиями и средствами. Изучение эффективности воспитательного процесса выполняет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции. При этом решается ряд задач: а) выявление реального состояния процесса б) анализ изменений, происшедших в пед. процессе; изучение влияния различных условий и средств на результаты работы, их эффективности и пед. целесообразности; в)выявление возможностей развития пед. процесса; г) определение эффект-сти влияния педагогической работы на развитие личности учащегося и педагога, отношений в коллективе. Для оц. эф-сти необходимо опред. критерии, кот не сущ. единых для всех школ. Динамика показателей неодинакова. Эф-сть оц. постоянно если это пед. наблюдение и периодически если это «срезы». Важными критериями диагностики эф-сти явл. изучение воспитанности школьников, диагностика коллектива и отношений в нём, исслед. орг. аспектов воспит. процесса. Изучение воспитанности школьников. 1) общественная направленность детей (на себя, на объект, на др. людей, положительная – на созидание, отриц. – на разрушение)2) ведущие устойчивые мотивы деят-сти 3) наличие соц. значимых качеств 4) нравственные ценности и ориентации 5) поступки учащихся. Поступки фиксируются с помощью методик: Акт добровольцев (объявления о помощи), Ситуации выбора (огонёк или экскурсия с малышами), Ведущие мотивы выбора, Недописанный тезис, Анкеты, Шкалирование и ранжирование. В конце составляется таблица изучения воспитанности школьников за ряд лет. Диагностика коллектива. 1) социально-псих климат (удовлетворённость членов коллектива отношений в нём, взаимопонимание…) 2) состояние взаимодействия членов коллектива 3) уровень самоуправления в коллективе. В конце также сост. таблица. Методики: «Наши отношения» (6 утверждений. ученик записывает номер того, кот больше всего подходит коллективу, напр. наш коллектив дружный. Какое утвержд. отмечено большинство, то и свид. о развитии коллектива. Изучение эфф-сти пед. ср-в. Коллективный анализ жизнедеят. школы (беседы с пед, учениками, родителями, срезовые анкеты (какие дела запомнились в теч. года?). Требования к изучению эффективности: 1) показатели, хар-щие нынешнее и предыдущ. состояние воспит. процесса 2) не надо исп. все показатели 3) д. впис. в учебн. процесс 4) изучение д.б. открытым (обсуждение) 5) соблюдение пед. такта 6)систему методик 7) искл. испытуемых др. на др. 8) методики д.б. простыми 9)систематичность изучения 10)управление диагностич. деят-ю.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №4 1.Целеполагание и планирование. Проф. обуч. – осн. сост. образоват. процесса, предпол.получение ЗУН для работы в конкретной проф. сфере, выполнений определенных функций. Любая деят-сть возникает, т.к. есть цель. Цель - это осознан., выраженное в словах предвосхищение будущ. результата педагогической деятельности. Целеполагание – а) процесс формулировки и логического обоснования целей; б) путей их достижения; в) проектирование ожидаемого результата. Требования к целеполаганию: а) конкретность; б) реальность исполнения цели и обусловленных ею задач; в) контролируемость; г) оцениваемость; е) возможность повторить полученные результаты; ж) преемственность. Процесс целеполагания предполагает формулирование задач учебной деятельности. Цели могут быть разными, например, цели экономического образования в системе ПО звучат: а) воспитание культуры экономического мышления; б) умение аргументировано судить об экономических явлениях и событиях; в) формирование навыков принятия самостоятельных экономических решений в режиме реализации различных функций; г) самовоспитание, самообразование; Общие цели (эталонные) определяют направление педагогической деятельности и определяются стандартами. Частные цели – это скорректированные эталонные (применительно к ЯГПУ). Стратегические цели (на год, семестр) предполагают этапы их достижения и связанные с ними мероприятия (средней и дальней перспективы). Тактич. реализ. в ближайшей перспективе, прогнозир. рез-ты проведения конкретного занятия, мероприятия. При выдвижении целей необходимо руководств., с одной стороны, нормативными документами, с другой – особен. обучаемых, дисциплины, учебного заведения. В работе педагога ПО большое значение имеет планир. учебной деят-сти до начала работы. Основываясь на данных стандарта педагоги разраб. программы, учебные планы, логика кот. соотнос. с распред. материала на равные доли. Учебный план – нормат. документ, кот. направляет деят-сть проф. учебного заведения. Он содержит перечень изучаемых предметов, их распределение по годам обучения и кол-во часов на каждый предмет. Виды планов: а) базисный учебный план РФ б) примерный типовой федеральный учебный план в)примерные региональные планы г) рабочий план учебного заведения. Все предметы с т.зр. ПО м. разделить на общеобразовательные и специальные. Оптимально такое расположение предметов, которые обеспечивают изучение теоретического материала перед тем, как в учебном плане будут предусматриваться предметы, обеспечивающие проф. умения и навыки. Планы по предметам включ. темы, подтемы и конкретные учебные занятия. Необходимо провести определённое количество лекций, семинаров, практических и лабораторных занятий. Занятия д.б. комплексными, учитывать возможности обучающихся. Педагог планирует каждое учебное занятие: планы на отдельных листах, чтобы вносить изменения, практические вопросы на полях, цели, задачи курсивом, то что под запись тоже. Должны планироваться цели занятия: развивающие, образовательные и воспитательные. План соотносится с анализом учебного занятия. Законами наз. объективные, сущ., устойчивые, повторяющиеся связи между разл. явлениями, обусловливающие их необходимое развитие. Наиболее распространенными дид. законами являются следующие (П.И. Пидкасистый). Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения (спос-сть полно и опт. перевести социальный заказ на уровень пед. средств и методов). Закон воспитывающего и развивающего обучения. Закон обусловленности обучения и воспитания характером деятельности учащихся (соотнош. между пед. рук-вом и развитием собственной активности обуч-ся, между способами организации обучения и его рез-ми. Закон целостности и единства педагогического процесса (раскрыв. соотношение части и целого в пед. процессе, необходимость гармонич. единства рац., эмоц., сообщающ. и поискового, содержат., операц. и мотивац. компонентов и т.д.). Закон единства и взаимосвязи теории и практики в обучении. Закон единства и взаимообусловленности индивидуальной и коллективной организации учебной деятельности. Действие законов в конкретных условиях называется закономерностями. Под дид. закономерностями понимают объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения. Зак-сти обучения подразд. на внутренние и внешние. Первые характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: соц.-эк., политич. ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенных типе личности и уровне образования. К внутренним зак-стям процесса обучения относятся связи между его компонентами: между целями, содержанием, методами, средствами, формами, то есть эти закономерности раскрывают зависимость между преподаванием, учением и изучаемым материалом. Закономерн-сти обучения: а)воспитывающ. хар-р обучающей деят-сти преподавателя. б) зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения. в) зависимость прочности усвоения учебн. материала от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения его в ранее пройденный и в новый материал. г) зависимость развития умственных умений и навыков учащихся от применения поисковых методов, проблемного обучения и других активизирующих интеллектуальную деятельность приемов и средств. д) Зависимость формир. понятий в сознании обучаемых от организации специальной познават. деят-сти по выделению существенных признаков, явлений, объектов, операций по сопоставлению и разграничению понятий, по установлению их содержания, объема. Принципом наз-ся исходная идея, гл. правило деят-сти; основное положение какой-нибудь теории, учения, науки. Дид. принципами наз-ся руководящие (обобщенные) идеи, нормативные требования к организ. и проведению дид.процесса. Содержательные принципы – отражают закономерности, которые связаны с отбором содержания образования (гражданственности, научности [соответствие современному развитию науки и техники], воспитывающего обучения [единство воспитания и обучения], фундаментальности, прикладной направленности [связь обучения с жизнью, теории с практикой]). Организационно-методические принципы – преемственности, последовательности и систематичности, единства группового и индивидуального обучения, соответствие обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых; сознательности и творческой активности, доступности при достаточном уровне его трудности, наглядности [Коменский – «золотое правило дидактики»], продуктивности и надёжности. Закономерности воспитания (Байбородова): воспитание на основе личной активности ребёнка, единство обучения и воспитания, целостность воспитательных влияний. Принципы воспитания (Мудрик): природосообразности, культуросообразности, центрации, дополнительного образования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.232 (0.008 с.) |