Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диалоговые системы искусственного интеллекта.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Появление комплексного диалогового интерфейса привело к новому стилю использования техники, поскольку стало возможным на базе определенного числа блоков компоновать различные интеллектуальные системы. Рис.1 компоненты систем ИИ
М-мониторы или ос объединяющие системы СОБЩ-система общения СН и ВЗ-система накопления и введения знаний БЗ,БД- база знаний и база знаний СЛВ-система логического вывода СОБ-система объяснения ИС-исполнительная система ПРП3-программное решение прикладных задач БПП-библиотека прикладных программ ФСС-функциональная семантическая сеть СОСД-сребства обеспечения санкционированного доступа СКРЗ-средства коллективного решения задач Диалоговые системы искусственного интеллекта могут быть следующих видов: 1. экспертные системы 2. интеллектуальные информационно-поисковые системы 3. интеллектуальные пакеты прикладных программ 4. расчетно-логические системы. 5. Типичная экспертная система состоит из следующих основных компонентов (рис. 1): решателя (интерпретатора), рабочей памяти (РП), называемой также базой данных (БД), базы знаний (БЗ), компонентов приобретения знаний, объяснительного и диалогового. 6. 7. Рис. 1 8. База данных предназначена для хранения исходных и промежуточных данных решаемой в текущий момент задачи. Этот термин совпадает по названию, но не по смыслу с термином, используемым в информационно-поисковых системами системах управления базами данных для обозначения всех данных (и в первую очередь не текущих, а долгосрочных), хранимых в системе. 9. База знаний в экспертной системе предназначена для хранения долгосрочных данных, описывающих рассматриваемую область (а не текущих данных), и правил, описывающих целесообразные преобразования данных этой области. 10. Решатель, используя исходные данные из РП и знания из БЗ, формирует такую последовательность правил, которые, будучи примененными к исходным данным, приводят к решению задачи. 11. Компонент приобретения знаний автоматизирует процесс наполнения экспертной системы знаниями, осуществляемый пользователем-экспертом. 12. Объяснительный компонент объясняет, как система получила решение задачи (или почему она не получила решения) и какие знания она при этом использовала, что облегчает эксперту тестирование системы и повышает доверие пользователя к полученному результату. 13. Диалоговый компонент ориентирован на организацию дружелюбного общения со всеми категориями пользователей как в ходе решения задач, так и приобретения знаний, объяснения результатов работы. 14. Эксперт определяет знания (данные и правила), характеризующие проблемную область, обеспечивает полноту и правильность введенных в ЭС знаний. 15. Инженер по знаниям помогает эксперту выявить и структурировать знания, необходимые для работы ЭС, осуществляет выбор инструментальных средств, выделяет и программирует стандартные функции, которые будут использоваться в правилах, вводимых экспертом. 16. Программист разрабатывает инструментальные средства, содержащие в пределе все основные компоненты ЭС, осуществляет их сопряжение с той средой, в которой они будут использованы. 17. Экспертная система работает в двух режимах: приобретения знаний и решения задач (называемом также режимом консультации или режимом использования ЭС). 18. В режиме приобретения знаний общение с ЭС осуществляет через посредничество инженера по знаниям эксперт. Эксперт описывает проблемную область в виде совокупности данных и правил. Данные определяют объекты, их характеристики и значения, существующие в области экспертизы. Правила определяют способы манипулирования данными, характерные для рассматриваемой проблемной области. Эксперт, используя компонент приобретения знаний, наполняет систему знаниями, которые позволяют ЭС в режиме решения самостоятельно (без эксперта) решать задачи из проблемной области. 19. Важную роль в режиме приобретения знаний играет объяснительный компонент. Именно благодаря ему эксперт на этапе тестирования локализует причины неудачной работы ЭС, что позволяет эксперту целенаправленно модифицировать старые или вводить новые знания. Обычно объяснительный компонент сообщает следующее: как правила используют информацию пользователя; почему использовались или не использовались данные или правила; какие были сделаны выводы и т. п. Все объяснения делаются, как правило, на ограниченном естественном языке или языке графики. 20. В режиме консультации общение с ЭС осуществляет конечный показатель, которого интересует результат и (или) способ получения решения. Пользователь в зависимости от назначения ЭС может не быть специалистом в данной проблемной области, в этом случае он обращается к ЭС за советом, не умея получить ответ сам, или быть специалистом, в этом случае он обращается к ЭС, чтобы либо ускорить процесс получения результата, либо возложить на ЭС рутинную работу. 21. В режиме консультации данные о задаче пользователя обрабатываются диалоговым компонентом, который выполняет следующие действия: 22. - распределяет роли участников (пользователя и ЭС) и организует их взаимодействие в процессе кооперативного решения задачи; 23. - преобразует данные пользователя о задаче, представленные на привычном для пользователя языке, во внутренний язык системы; 24. - преобразует сообщения системы, представленные на внутреннем языке, в сообщения на языке, привычном для пользователя (обычно это ограниченный естественный язык или язык графики). 25. После обработки данные поступают в РП. На основе входных данных из РП, общих данных о проблемной области и правил из БЗ решатель (интерпретатор) формирует решение задачи. 26. В отличие от традиционных программ ЭС в режиме решения задачи не только исполняет предписанную последовательность операций, но и предварительно формирует ее. Если ответ ЭС не понятен пользователю, то он может потребовать объяснения, как ответ получен.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.214.202 (0.01 с.) |