Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Затопление кораблей Черноморского флота

Поиск

2 мая суда Черноморского флота, пришедшие из Севастополя и других портов Крыма, собрались в Новороссийске. На следующий день, путем общего голосования, команды выразили желание иметь командующим ЧФ М.П.Саблина, действовавшего и ранее в этом качестве. В 8 часов утра произвели церемонию поднятия Андреевского флага. Флот обосновался на новой базе.

Гернет Евгений Сергеевич (1882-1942). Окончил Морской корпус. Участник русско-японской (награжден тремя орденами) и 1-й мировой войн. Будучи командиром эсминца «Калиакрия», возглавил уход бригады эсминцев из Севастополя в Новороссийск. В Красном флоте командовал Волжской военной флотилией, формировал Западно-Двинскую и Азовскую флотилии. После гражданской войны ходил на судах торгового флота, был советником по военно-морским делам, работал на Севморпути, участник полярных экспедиций, писал учебники и книги. Репрессирован в 1938, умер в ссылке.

В первой половине мая велись ежедневные работы по приведению кораблей в порядок: их чистили, красили от киля до клотика, перебирали механизмы. Было составлено даже расписание минных и артиллерийских учений. Однако Новороссийск нельзя было назвать надежным пристанищем: давало о себе знать отсутствие доков и мастерских для настоящего ремонта, нехватка самых различных припасов. К тому же немцы докатились уже до Новочеркасска и Ростова-на-Дону. Главнокомандующий оккупационными войсками фельдмаршал Эйхгорн требовал немедленного возвращения флота в Севастополь. В виду Новороссийска появились немецкие подводные лодки, ежедневно над городом и флотом кружили аэропланы-разведчики. В начале июня стало известно, что Советское руководство требует немедленного приезда в Москву М.П.Саблина. Уезжая, он передал командование флотом командиру линейного корабля «Воля», капитану 1-го ранга А.И.Тихменеву. Отъезд Саблина неблагоприятно сказался на настроении команд, так как «ему верили, несомненно готовы были подчиняться».

Тихменев Александр Иванович (1878-1959). Окончил Морской корпус (1910), Минный офицерский класс (1904), Морскую академию (1906). Участник 1-й мировой войны. Георгиевский кавалер. Капитан 1-го ранга (1917). Командир линкора «Воля» (1917-1919). С отрядом кораблей ушел в Новороссийск в 03.1918. Отказался выполнять приказ о затоплении кораблей. 17.10.1918 увел линкор «Воля» и шесть эсминцев в Севастополь. В 12.1918 зачислен в резерв Морского управления штаба генерала Деникина, позже — штаба генерала Врангеля. 17.10.1920 назначен начальником штаба Русской эскадры. С 1924 остался в Тунисе на положении эмигранта. Умер в Бизерте.

10 июня до Новороссийска дошла информация, что германское командование предъявило ультиматум советской стороне с требованием немедленного возвращения флота в Севастополь, в противном случае грозили продолжением наступления по всему фронту. Последним сроком возвращения флота было названо 19 июня. Советское правительство в открытой телеграмме по этому поводу распорядилось: «...Не желая подвергать страну новым неисчислимым бедствиям, предписываем флоту идти в Севастополь, с расчетом прибыть туда не позже 19 июня. Все безумцы, противящиеся власти, избранной многомиллионным трудовым народом, будут считаться вне закона».

Но было еще шифрованное распоряжение, которое и следовало выполнять: затопить флот, чтобы он не попал в руки империалистов.

Глебов-Авилов (наст. фамилия Авилов) Николай Павлович (1887-1942). Из семьи сапожника. Член РСДРП с 1904, в 1917 член Петроградского комитета РСДРП(б), с окт. нарком почт и телеграфов, в мае-июне 1918 комиссар ЧФ, добивался выполнения решения о потоплении кораблей в Новороссийске. С дек. 1918 на различных партийных, профсоюзных и хозяйственных должностях.

Командование флотом, личный состав становились заложниками ситуации. Любое из принятых решений заранее носило спорный, а на чей-то взгляд и преступный характер. Но главное, не было единодушия и среди офицеров, и среди команд кораблей флота. После бурных дебатов, многочисленных делегатских собраний А.И.Тихменев решил увести корабли в Севастополь, заявляя, что это и есть мнение большинства. Однако командир эсминца «Керчь», старший лейтенант В.А.Кукель и ряд других офицеров, настаивали на затоплении судов. Позже Кукель вспоминал: «...Утром 17...начали разводку паров только «Свободная Россия», «Воля», эсминцы «Дерзкий», «Беспокойный», «Пылкий», «Громкий», «Жаркий» и «Живой». Не выполнили же приказание: эсминцы «Пронзительный», «Керчь», «Гаджибей», «Калиа-крия», «Фидониси», «Капитан Баранов», «Лейтенант Шестаков», «Сметливый» и «Стремительный». Около 11 часов утра корабли, ответившие на сигнал, начали выходить из гавани на рейд, где становились на якорь, — кроме «Свободной России», которая, хотя и решила идти в Севастополь, но, вследствие отсутствия большинства кочегаров, не могла поднять паров в достаточном количестве. Выход судов на рейд представлял из себя весьма беспорядочную картину: вследствие дезертирства команд, большинство кораблей не было в состоянии поднять в достаточной мере пары и выходили на буксире других. Когда корабли вышли на рейд, на эсминце «Керчь» был поднят сигнал следующего содержания: «Судам, идущим в Севастополь: Позор изменникам России!».

Купель Владимир Андреевич (Кукель-Краевский) (1885-1940). Внук адмирала Г.Невельского. Окончил Морской кадетский корпус, Артиллерийский офицерский класс, участник 1-й мировой войны. В советское время: нач. отряда судов флотилии Астраханского кр., командир крейсера «Богатырь», нач. штаба флотилий, нач. штаба БФ, секретарь посольства в Афганистане, нач. Крымской базы погранохраны, нач. моротдела погранохраны Дальневосточного кр. В 1937 репрессирован, умер в лагере.

Выход части судов на рейд «угнетающе действовал на команды оставшихся судов — многие плакали, раздавались выкрики: «Они оставили нас!», «Они опозорили нас!», «Лучше погибнуть с кораблем, чем сдаться».

Днем 17 июня на кораблях, стоявших у причала, началась подлинная вакханалия: расхищение имущества и повальное бегство.

В.А.Кукель вспоминал: «Грустная и тяжелая картина — гавань вымерла, пусто, и только медленно идущие на буксире миноносцы, беспомощные, без признаков жизни на них, с отдельными мрачными фигурами в количестве 5-6 человек на палубе, как зачумленные и обреченные на смерть, с которых все живое сбежало, и от которых все сторонятся. Сильное впечатление производит эсминец «Гаджибей», который, будучи взятка буксир, поднимает сигнал: «Погибаю, но не сдаюсь» и держит его все время».

В середине дня на Новороссийском рейде началось затопление судов. Часть из них была потоплена торпедными выстрелами с «Керчи», другие взрывались своими командами. «Одновременно, корабли, медленно погружаясь, один за другим переворачивались. Корабли тонули от 25 до 45 минут». Последними были затоплены дредноут «Свободная Россия» (около 18.00) и на рассвете следующего дня у Туапсе — «Керчь».

Второй раз, со времен Крымской войны, боевые суда ЧФ, созданные для защиты Отечества, были отправлены на дно своими же командами под давлением особых обстоятельств.

Вопросы и задания:

1. От имени участников событий, описанных в параграфе, расскажите о решении судьбы ЧФ в апреле 1918 года:

а) руководителей ЧФ;

б) представителей Советской власти;

в) представителей ЦР;

г) экипажей кораблей.

Раскольников Федор Федорович (1892-1939) — заместитель наркома СНК РСФСР морским делам был отправлен в Новороссийск для организации затопления судов.

Вахрамеев Иван Иванович (1885-1965). Изсемьи служащего. Чл. РСДРП(б) с 1917. Унтер-офицер. С окт. 1917 председатель ВРК, с нояб. — начальник Военно-политического отдела Верховной морской коллегии. С февр. 1918 чл. коллегии Наркомата по морским делам, с марта — зам. наркома по морским делам. В июне направлен с поручением СНК РСФСР обеспечить затопление ЧФ в Новороссийске. В дальнейшем командовал различными частями Красной Армии, был на административно-хозяйственных должностях. Участник Великой Отечественной войны.

2. Составьте картосхему, на которой будут обозначены:

а) наступление германских войск, оккупация Крыма;

б) переход судов ЧФ в Новороссийск;

в) возвращение части эскадры в Севастополь.

3. Подготовьте сообщение по одной из предложенных тем: «Судьба командующего ЧФ М.П.Саблина»; «Новороссийская трагедия ЧФ в мемуарной и художественной литературе».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.89 (0.009 с.)