Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Затопление кораблей Черноморского флотаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
2 мая суда Черноморского флота, пришедшие из Севастополя и других портов Крыма, собрались в Новороссийске. На следующий день, путем общего голосования, команды выразили желание иметь командующим ЧФ М.П.Саблина, действовавшего и ранее в этом качестве. В 8 часов утра произвели церемонию поднятия Андреевского флага. Флот обосновался на новой базе. Гернет Евгений Сергеевич (1882-1942). Окончил Морской корпус. Участник русско-японской (награжден тремя орденами) и 1-й мировой войн. Будучи командиром эсминца «Калиакрия», возглавил уход бригады эсминцев из Севастополя в Новороссийск. В Красном флоте командовал Волжской военной флотилией, формировал Западно-Двинскую и Азовскую флотилии. После гражданской войны ходил на судах торгового флота, был советником по военно-морским делам, работал на Севморпути, участник полярных экспедиций, писал учебники и книги. Репрессирован в 1938, умер в ссылке. В первой половине мая велись ежедневные работы по приведению кораблей в порядок: их чистили, красили от киля до клотика, перебирали механизмы. Было составлено даже расписание минных и артиллерийских учений. Однако Новороссийск нельзя было назвать надежным пристанищем: давало о себе знать отсутствие доков и мастерских для настоящего ремонта, нехватка самых различных припасов. К тому же немцы докатились уже до Новочеркасска и Ростова-на-Дону. Главнокомандующий оккупационными войсками фельдмаршал Эйхгорн требовал немедленного возвращения флота в Севастополь. В виду Новороссийска появились немецкие подводные лодки, ежедневно над городом и флотом кружили аэропланы-разведчики. В начале июня стало известно, что Советское руководство требует немедленного приезда в Москву М.П.Саблина. Уезжая, он передал командование флотом командиру линейного корабля «Воля», капитану 1-го ранга А.И.Тихменеву. Отъезд Саблина неблагоприятно сказался на настроении команд, так как «ему верили, несомненно готовы были подчиняться». Тихменев Александр Иванович (1878-1959). Окончил Морской корпус (1910), Минный офицерский класс (1904), Морскую академию (1906). Участник 1-й мировой войны. Георгиевский кавалер. Капитан 1-го ранга (1917). Командир линкора «Воля» (1917-1919). С отрядом кораблей ушел в Новороссийск в 03.1918. Отказался выполнять приказ о затоплении кораблей. 17.10.1918 увел линкор «Воля» и шесть эсминцев в Севастополь. В 12.1918 зачислен в резерв Морского управления штаба генерала Деникина, позже — штаба генерала Врангеля. 17.10.1920 назначен начальником штаба Русской эскадры. С 1924 остался в Тунисе на положении эмигранта. Умер в Бизерте. 10 июня до Новороссийска дошла информация, что германское командование предъявило ультиматум советской стороне с требованием немедленного возвращения флота в Севастополь, в противном случае грозили продолжением наступления по всему фронту. Последним сроком возвращения флота было названо 19 июня. Советское правительство в открытой телеграмме по этому поводу распорядилось: «...Не желая подвергать страну новым неисчислимым бедствиям, предписываем флоту идти в Севастополь, с расчетом прибыть туда не позже 19 июня. Все безумцы, противящиеся власти, избранной многомиллионным трудовым народом, будут считаться вне закона». Но было еще шифрованное распоряжение, которое и следовало выполнять: затопить флот, чтобы он не попал в руки империалистов. Глебов-Авилов (наст. фамилия Авилов) Николай Павлович (1887-1942). Из семьи сапожника. Член РСДРП с 1904, в 1917 член Петроградского комитета РСДРП(б), с окт. нарком почт и телеграфов, в мае-июне 1918 комиссар ЧФ, добивался выполнения решения о потоплении кораблей в Новороссийске. С дек. 1918 на различных партийных, профсоюзных и хозяйственных должностях. Командование флотом, личный состав становились заложниками ситуации. Любое из принятых решений заранее носило спорный, а на чей-то взгляд и преступный характер. Но главное, не было единодушия и среди офицеров, и среди команд кораблей флота. После бурных дебатов, многочисленных делегатских собраний А.И.Тихменев решил увести корабли в Севастополь, заявляя, что это и есть мнение большинства. Однако командир эсминца «Керчь», старший лейтенант В.А.Кукель и ряд других офицеров, настаивали на затоплении судов. Позже Кукель вспоминал: «...Утром 17...начали разводку паров только «Свободная Россия», «Воля», эсминцы «Дерзкий», «Беспокойный», «Пылкий», «Громкий», «Жаркий» и «Живой». Не выполнили же приказание: эсминцы «Пронзительный», «Керчь», «Гаджибей», «Калиа-крия», «Фидониси», «Капитан Баранов», «Лейтенант Шестаков», «Сметливый» и «Стремительный». Около 11 часов утра корабли, ответившие на сигнал, начали выходить из гавани на рейд, где становились на якорь, — кроме «Свободной России», которая, хотя и решила идти в Севастополь, но, вследствие отсутствия большинства кочегаров, не могла поднять паров в достаточном количестве. Выход судов на рейд представлял из себя весьма беспорядочную картину: вследствие дезертирства команд, большинство кораблей не было в состоянии поднять в достаточной мере пары и выходили на буксире других. Когда корабли вышли на рейд, на эсминце «Керчь» был поднят сигнал следующего содержания: «Судам, идущим в Севастополь: Позор изменникам России!». Купель Владимир Андреевич (Кукель-Краевский) (1885-1940). Внук адмирала Г.Невельского. Окончил Морской кадетский корпус, Артиллерийский офицерский класс, участник 1-й мировой войны. В советское время: нач. отряда судов флотилии Астраханского кр., командир крейсера «Богатырь», нач. штаба флотилий, нач. штаба БФ, секретарь посольства в Афганистане, нач. Крымской базы погранохраны, нач. моротдела погранохраны Дальневосточного кр. В 1937 репрессирован, умер в лагере. Выход части судов на рейд «угнетающе действовал на команды оставшихся судов — многие плакали, раздавались выкрики: «Они оставили нас!», «Они опозорили нас!», «Лучше погибнуть с кораблем, чем сдаться». Днем 17 июня на кораблях, стоявших у причала, началась подлинная вакханалия: расхищение имущества и повальное бегство. В.А.Кукель вспоминал: «Грустная и тяжелая картина — гавань вымерла, пусто, и только медленно идущие на буксире миноносцы, беспомощные, без признаков жизни на них, с отдельными мрачными фигурами в количестве 5-6 человек на палубе, как зачумленные и обреченные на смерть, с которых все живое сбежало, и от которых все сторонятся. Сильное впечатление производит эсминец «Гаджибей», который, будучи взятка буксир, поднимает сигнал: «Погибаю, но не сдаюсь» и держит его все время». В середине дня на Новороссийском рейде началось затопление судов. Часть из них была потоплена торпедными выстрелами с «Керчи», другие взрывались своими командами. «Одновременно, корабли, медленно погружаясь, один за другим переворачивались. Корабли тонули от 25 до 45 минут». Последними были затоплены дредноут «Свободная Россия» (около 18.00) и на рассвете следующего дня у Туапсе — «Керчь». Второй раз, со времен Крымской войны, боевые суда ЧФ, созданные для защиты Отечества, были отправлены на дно своими же командами под давлением особых обстоятельств. Вопросы и задания: 1. От имени участников событий, описанных в параграфе, расскажите о решении судьбы ЧФ в апреле 1918 года: а) руководителей ЧФ; б) представителей Советской власти; в) представителей ЦР; г) экипажей кораблей. Раскольников Федор Федорович (1892-1939) — заместитель наркома СНК РСФСР морским делам был отправлен в Новороссийск для организации затопления судов. Вахрамеев Иван Иванович (1885-1965). Изсемьи служащего. Чл. РСДРП(б) с 1917. Унтер-офицер. С окт. 1917 председатель ВРК, с нояб. — начальник Военно-политического отдела Верховной морской коллегии. С февр. 1918 чл. коллегии Наркомата по морским делам, с марта — зам. наркома по морским делам. В июне направлен с поручением СНК РСФСР обеспечить затопление ЧФ в Новороссийске. В дальнейшем командовал различными частями Красной Армии, был на административно-хозяйственных должностях. Участник Великой Отечественной войны. 2. Составьте картосхему, на которой будут обозначены: а) наступление германских войск, оккупация Крыма; б) переход судов ЧФ в Новороссийск; в) возвращение части эскадры в Севастополь. 3. Подготовьте сообщение по одной из предложенных тем: «Судьба командующего ЧФ М.П.Саблина»; «Новороссийская трагедия ЧФ в мемуарной и художественной литературе».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.89 (0.009 с.) |