Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 16. Невербальная коммуникация

Поиск

Пантомима как основа и начало коммуникативной деятельности человека. Невербальность как основа большинства семиотических систем.

Невербальные коды коммуникации: паралингвистика (дополнительные к речи звуковые коды), кинесика (жесты), окулесика (визуальное поведение), аускультация (аудиальное поведение), гаптика (тактильная коммуникация), гастика (пища и напитки), ольфакция (запахи), проксемика (пространство коммуникации), хронемика (время коммуникации), системология (предметы, вещи), сенсорика (информационная биоэнергетика), актоника (поступки).

Функции невербальной коммуникации: контроля, регуляции, информации, диагностики, коррекции.

Общие закономерности: важна не статика, а динамика; все жесты многозначны – комплексное чтение; чем дальше от головы, тем правдивее показатели; чем выше статус, тем меньше жестов.

Паралингвистика. Вокальные (паралингвистические) параметры речи: темп, ритм, громкость, тембр, особенности произношения, четкость артикуляции. Экстралингвистические компоненты - речевые паузы, смех, покашливание, вздохи, плач, заикание и т. п.

Тембр быстрее других элементов может вызвать позитивную или отрицательную реакцию у слушателей. Тембр голоса зависит от присоединения к основному тону обертонов.

Темп: медленный (200 слогов в минуту), нормальный (350); быстрый (500).Убедительно – медленный, но темп речи зависит от собеседника (возраст, интеллектуальный ценз). Информативность, в том числе стереотипы: 1) быстрый – импульсивность, уверенность; взволнованность или обеспокоенность чем-то, страстное желание убедить или уговорить кого-то, разговор о личных трудностях; 2) медленный – невозмутимость, рассудительность, основательность; высокомерие, усталость, угнетенное состояние, горе; 3) колебания в скорости – неуверенность, легкая возбудимость, недостаток уравновешенности.

Громкость зависит от собеседника. Информативность, в том числе стереотипы: 1) большая – уверенность, жизненная сила, кичливость, самодовольство; 2) малая – сдержанность, такт, скромность, слабость; 3) колебания в громкости – эмоциональность, волнение.

Сила и высота. Эффективнее – низкий голос (расслабленность, покой, достоинство, доверительность). Информативность, в том числе стереотипы: 1) явно высокий - энтузиазм, радость, недоверие; 2) высокий, в широком диапазоне силы, тональности и высоты - гнев и страх; 3) чрезмерно высокий, пронзительный – беспокойство, страх, волнение; 4) мягкий и приглушенный, с понижением интонации к концу каждой фразы - горе, печаль, усталость; 5) форсирование звука - напряжение, обман. 6) Фальцет – интеллект; 7) грудной голос – эмоциональность, естественность.

Паузы важны для выделения главного, выиграть время для размышления. Информативность, в том числе стереотипы: 1) опускание пауз - напряжение; 2) удлинение - незаинтересованность или несогласие; задумчивость; 3) паузы с ну, так сказать, э - нерешительность и затруднение в выражении мысли, поиск выхода из положения.

Проблемы произношения и артикуляции жителей Прикамья: мелодическая, интонационная бедность, затягивание конца фраз, «оканье», быстрый темп, стяжение (непроговаривание окончаний), неподвижная челюсть (рот закрыт) и др.

Информация о собеседнике по общему характеру речи, в том числе стереотипы: 1) прерывистая речь - неуверенность; 2) появление особой «гладкости» речи - возбуждение; 3) лаконичность и решительность речи - явная уверенность; 4) заикание - напряженность или обман; 5) нерешительность в подборе слов - неуверенность в себе или намерение внезапно удивить чем-то; 6) появление речевых недостатков (повторение или искажение слов, обрывание фраз на полуслове) - несомненное волнение, но иной раз и желание обмануть; 7) вклинивание в произносимое слово уменьшительно-ласкательных суффиксов ("ясненько") - эмоциональное или физическое напряжение; 8) возрастание числа тривиальных наборов слов, проговариваемых быстрее, чем обычно - эмоциональное возбуждение, напряжение; 9) умолкание или скупость в словах - обида; 10) постоянное прерывание других - напряжение; 11) переход внутренней речи во внешнюю ("мысли вслух") - чрезмерное волнение. Другие звуки: 1) свист– неуверенность, опасение; 2) несоответствующий моменту хохот - напряжение; 3) неожиданные спазмы голоса - напряжение; 4) постоянное покашливание - лживость, неуверенность в себе, обеспокоенность.

Эффективное звучание речи: легкое, без напряжения голосовых связок течение звука во всех возможных для данного голоса высотах; свободный переход голоса из одного регистра в другой; владение силой и изменением темпа голоса в любых условиях.

Кинесика: взгляд, мимика, жест. Мимика как индикатор эмоциональных состояний. Головные, мануальные, ножные жесты. Комбинаторика жестов: жесты уверенности, неуверенности, раздражения, агрессивности, несогласия, разочарования, оценки получаемой информации, самооценки, отношения к ситуации общения.

Жесты, привлекающие внимание (аттрактивные): "православная щепоть - большой палец, указательный и средний соединены подушечками; растопыренные пальцы подушечками ударяют друг о друга. "Маятник" - большой палец отогнут перпендикулярно к указательному, указательный палец выпрямлен, остальные прижаты к ладони. Кисть, повернутая ладонью к собеседнику, совершает движение по дуге в амплитуде 180 градусов. В зависимости от быстроты прохождения амплитуды, усиливается акцент говорящего на "плохом", "нейтральном" или "хорошем". Негативные жесты: указательный палец вертикально вверх по щеке, большой поддерживает подбородок; прочищение уха, почесывание его, перегиб ушной раковины, полное закрытие уха ладонью. Жесты-усилители общения: пирамида (стремление донести информацию и стремление показать свою заинтересованность); ладони обеих рук от ладонных бугров до подушечек пальцев плотно прижаты друг к другу (предвещает передачу важной информации, для усиления доверительности, открытости, достоверности информации). Агрессивные жесты: указательный палец, средний и безымянный пальцы поглаживают-почесывают суставы кулака второй руки (готовности к агрессии); выпрямленный указательный палец (перст "указующий" (обвиняющий) или перст "считающий" (отчитывающий); кисти плотно сцеплены, как будто охватывают рукоять топора; руки находятся на уровне солнечного сплетения; большие пальцы за обшлагами пиджака, остальные сжаты, плотно обхватывая обшлага снаружи и изнутри; плотно сцепленные кисти; ладонь правой руки лежит на животе в области пупка, левая кисть плотно накрывает ее; обе кисти параллельны земле; поза на стуле «верхом». Жесты-иллюстраторы оценки ситуации: большой палец прижат к указательному; кончик указательного к височной впадине; средний, безымянный и мизинец прижаты к ладони и лежат на щеке (вдумчивость, заинтересованность); почесывание подбородка (обдумывание); почесывание носа, манипуляции с очками (озабоченность, сомнение). Жесты неуверенности, раздражения: указательный палец подушечкой маятникообразно движется от края до края верхней губы; ощупывание предметов собственной одежды подушечками пальцев; локти прижаты к телу; ерзанье; держать предмет двумя руками; потирание уха. Жесты уверенности: кисти рук соединены кончиками пальцев; кисти рук сцеплены сзади, подбородок полнят; локти не прижаты к телу; руки в карманах, большие пальцы снаружи; одна рука обхватывает другу в ладони. Жесты-иллюстраторы закрытости: большой палец вытянут вдоль щеки, остальные, сжатые в кулак, прикрывают рот (растерянность, страх перед новой информацией); подушечка большого пальца прижата к углу рта, подушечки остальных четырех расположены по лицу от угла нижней челюсти до скулы, нижняя губа и подбородок закрыты ладонью (критичность, закрытость). Жесты несогласия: боковой взгляд; прикосновение к носу; ноги к выходу. Жесты разочарования: почесывание в затылке; ослабление воротничка; удары ногой.

Непроизвольная жестикуляция: 1) демонстрация открытых ладоней - откровенность; 2) сжатие кулаков - внутреннее возбуждение, агрессивность; 3) прикрывание рта рукой (или бокалом) в момент речи - удивление, неуверенность в произносимом, ложь, доверительное сообщение, профессиональная подстраховка от чтения по губам; 4) прикосновения к носу или легкие почесывания его - неуверенность в сообщаемом (как собой, так и партнером), ложь, поиск в ходе дискуссии нового контраргумента; 5) потирание пальцем века - ложь, ощущение подозрительности и лжи со стороны партнера; 6) потирание и почесывание различных фрагментов головы (лба, щек, затылка, уха) - озабоченность, смущение, неуверенность; 7) поглаживание подбородка - принятие решения; 8) суетливость рук (теребление чего-либо, скручивание и раскручивание авторучки, касание частей одежд) - настороженность, нервозность, смущение; 9) пощипывание ладони - готовность к агрессии; 10) всевозможные движения руки поперек тела (поправить часы, прикоснуться к запонке, поиграть пуговицей на манжете) - маскируемая нервозность; 11) собирание «ворсинок» с одежды - неодобрение; 12) протирание стекол очков либо помещение дужки их оправы в рот - пауза для обдумывания, просьба подождать; 13) снятие очков и бросание их на стол - чрезмерно острый разговор, трудная и неприятная тема; 14) гашение, откладывание, частое сбивание пепла сигареты - максимальное напряжение; 15) наклон головы набок - интерес; 16) быстрый наклон или поворот головы в сторону - желание высказаться; 17) отбрасывание «мешающих» волос - беспокойство; 18) стремление опереться, прислониться - сложность и неприятность момента, неразумение того, как выкрутиться из положения.

Пантомимика – информация о движении. Информативность позы: 1) руки за спиной, голова высоко поднята, подбородок выставлен - чувство уверенности и превосходства; 2) корпус вперед, руки (подбоченясь) на бедрах – уверенность, готовность к активным действиям, агрессивность, взвинченност, стремление отстаивать свою позицию до конца; 3) стоять, опираясь руками о стол, стул - ощущение неполноты контакта с партнером; 4) руки с расставленными локтями заведены за голову - превосходство; 5) закладывание больших пальцев рук за пояс или в прорези карманов – агрессивность, демонстрируемая уверенность; 6) высовывание больших пальцев рук из карманов - превосходство; 7) скрещенные конечности - скептическая защитная установка; 8) нескрещенные конечности и расстегнутый пиджак - доверие; 9) наклон головы в сторону - пробуждение интереса; 10) наклон головы вниз - негатив; 11) легкий наклон головы назад - агрессивность; 12) сидение на кончике стула - готовность вскочить в любой момент, чтобы уйти, действовать, снять возбуждение, привлечь внимание и подключится к разговору; 13) закидывание ноги на ногу со скрещиванием рук на груди - «отключение»; 14) забрасывание ноги на подлокотник кресла (сидя на нем) - пренебрежение, потеря интереса; 15) скрещенные лодыжки у сидящего - сдерживание неодобрения, страх или взволнованность, попытка самоконтроля, негативное защитное состояние; 16) положение (сидя или стоя) с ногами ориентированными на выход - явное желание уйти; 17) частая перемена поз, ерзанье на стуле, суетливость - внутреннее беспокойство, напряженность; 18) вставание - некое решение принято, беседа надоела, что-то удивило или шокировало; 19) сцепленность пальцев рук - разочарование и желание скрыть отрицательное отношение (чем выше расположены при этом руки, тем сильнее негатив); 20) кисти рук соединены кончиками пальцев, но ладони не соприкасаются – превосходство, уверенность; 21) руки опираются локтями о стол, а их кисти расположены перед ртом - сокрытие истинных намерений; 22) поддерживание головы ладонью – скука, усталость; 23) пальцы, сжатые в кулак расположены под щекой, но не служат для опоры головы - заинтересованность; 24) обхватывание своего бокала двумя руками - замаскированная нервозность; 25) выпускание дыма от сигареты вверх - положительный настрой, уверенность в себе.

Проксемика: пространственное расположение; пространственно-временная позиция в акте общения. Пространственная организация: 1) Интимная зона (15-45 см) - близкие люди. 2) Личная зона (45-120 см) - деловые партнеры. 3) Социальная зона (120-350 см) – общение в малой группе (10-15 чел.). Пресс-конференции, круглый стол, семинар. 4) Публичная зона (от 350 см) – большая группа людей.

Функционально-ролевое пространство: Положение впереди - позиция формального лидера. Позиция сзади - следующие за лидером, кто хочет укрыться от взглядов, стремящийся избежать коммуникации. Позиция справа - слева одна из разновидностей положения с краю, позволяющая быстро сменить функционально-ролевое пространство. Положение наверху - выражение превосходства (формального или ситуативного). Положение впереди в центре - активное участие в коммуникации; сзади с краю - пассивный наблюдатель.

Окулесика – информативность визуального поведения. Визуальный контакт. Стандартные сигналы взгляда: 1) какие-либо изменения в обычном выражении глаз - возникновение некой эмоции, сигнал реагирования на стимул; 2) непроизвольные движения глаз (заметно «бегающие глаза») - тревога, стыд, обман, страх, неврастения; 3) блестящий взгляд - горячка, возбуждение; 4) усиленное моргание - возбуждение, обман, 5) «отсутствующий взгляд» - сосредоточенное размышление; 6) переведение взгляда на окружающие предметы и в потолок - падение интереса к беседе, излишне длинный монолог партнера; 7) настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки сужены) - признак враждебности и явного желания доминировать; 8) настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки расширены) - знак сексуальной заинтересованности; 9) отвод и опускание взгляда - стыд, обман; 10) взгляд сбоку – недоверие.

Комбинаторика жестов. Симптомы и сигналы лжи: Физиологические: капельки пота, сухость во рту, сужение зрачков, тяжелое дыхание, шумный и глубокий вдох, покраснение, тик, покусывание/ сжимание губ, дрожь в голосе, учащенное мигание, потребность мочеиспускания, зевота, гусиная кожа, учащенное сердцебиение, покашливание, заикание, частое сглатывание. Жесты и мимика: ерзанье, теребит, снимает соринки; потирает руки, интенсивно курит, касание лица (рот, глаза, уши, нос); игра с предметами, почесывание; отводит, трет глаза; руки в области паха; частые улыбки. Словесные сигналы: настаивает на своей честности, уклонение от вопросов и тем, агрессия, пренебрежение, враждебность; игра на жалость, многочисленные вопросы, много пауз, вопрос на вопрос, активное негодование.

Ритуальная коммуникация. Ритуальная коммуникация (магическая и религиозная, кризисная, презентационная (поощрение и активизация), «переходная» (рождение, инициация, брак, старость, смерть). Цель: закрепить и поддерживать конвенциальные отношения; сохранять традиции, создавать новые. Условия организации: ритуальный (церемониальный) характер акций, художественно оформленная пространственная среда; соблюдение конвенций; опора на национальные, профессиональные традиции и нормы общения. Ожидаемый результат: формирование чувства патриотизма и национальной гордости; сохранение традиций, закрепление новых ритуалов. Формы: торжественная речь, ритуальные акты, церемонии, обряды; праздники, посвящения, чествования; презентации и торжественные собрания. Стратегии и тактики: 1)использование вербальных и невербальных ключей доступа в аудиальный, визуальный и кинестетический каналы участников; 2) включение участников в активную массовую деятельность; 3) неординарность сюжетов при сохранении традиций.

Ритуал как культурный феномен стереотипизации поведения. Прагматические ориентации культуры и функции ритуалов. Базовые ритуалы культуры. Жизненный путь: между биологическим и социальным: Нечеловек – человек. Не состоящий в браке - состоящий в браке. Молодые – взрослые. Живой – мертвый. От старого к новому: Неосвоенное – освоенное.

Виды ритуалов, Строгие, жесткие (формальные) и гибкие (не формальные) ритуалы. Пустые (процедурные) и символические (внушающие) ритуалы. Общекультурные, групповые, индивидуальные ритуалы. По области применения: гражданские и армейский, религиозные и бытовые, семейные, коммуникативные, психотерапевтические и пр. Мистически ориентированные ритуалы (мистические обряды, бытовые приметы).

Символическая коммуникация: миф, язык, ритуал, верования, сновидения, искусство и пр. Антропонимическая, топонимическая, цветовая, числовая, зоонимическая, фитонимическая, предметно-вещная, пространственная, архитектурная и др. символика. Культурная детерминация символа.

Понятие символ, часто противоположные, смыслы: 1) частный случай знаковости, ее наивысшая степень (знаки-символы в семиологии Ч.Пирса); 2) наибольшая противоположность знаковости (архетипы в концепции К.Юнга, где проявление бессознательного не может быть выражено как нечто определенное); 3) родовая категория, охватывающая все формы культурной деятельности (в «теории символических форм» Э.Кассирера язык рассматривается как одна из символических форм наряду с религией, мифологией, культурой, наукой); 4) глубинное измерение языка, шифр, где коммуникативная функция вторична (лексико-семасиологические универсалии и их развитие из языческой семиосферы в лингвистической генетике М.Маковского); 5) особый синтез условной знаковости (художественный образ) и непосредственной образности (аллегория), которые уравновешиваются и преобразуются в новое качество (А.Белый, С.Аверинцев).

Емкость символа различна: одни имеют широкое значение, так называемые символы символов, другие являют собою функцию метки, конкретного указания (автодорожные знаки, маркировка грузов, бытовые символы на ярлыке одежды, компьютерный интерфейс).

Многоуровневая структура символа последовательно увеличивает дистанцию между означаемым и означающим. Наслоение коннотаций приводит к тому, что символ теряет первичную мотивированность.

Произвольный (немотивированный) символ определяется как условный знак с четко определенным значением, в котором соотношение означающего и означаемого обусловлены конвенцией. Немотивированный символ уделяет особое внимание означаемому, форма и денотат могут быть любыми. А.Ф.Лосев: отсутствие у символа непосредственной связи и содержательного тождества с символизируемым, так что в существо символа не входит похожесть. Символ указывает на безусловно другое, а не на подобное.

Непроизвольный (мотивированный) символ основан на признании наличия общих свойств у символа и объекта, который он обозначает. Однако большинство исследователей говорят о мотивированности как обязательном условии символа.

Символическая конверсия (Цв.Тодоров): сиволизирующее в свою очередь становится символизируемым; возникает цепь конверсий, которые могут продолжаться бесконечно, и каждое новое символизирующее приобретает новые символизируемые в результате предыдущих процессов символизации. Чем большему числу конверсий подвергается символ, тем сложнее установить его первичную мотивированность. То же происходит и в семантической эволюции слова, где многочисленные семантические сдвиги приводят к утрате примарной мотивированности слова.

Символ – сложный, многоуровневый знак. Понимание символа связано с интерпретатором, поскольку если код известен интерпретатору, то символ для него будет мотивирован. Если же интерпретатор не знает всех ступеней взаимосвязи понятия и знака, то знак будет для него не мотивирован.

Типология символов: конвенциональные/ случайные/ универсальные (Э.Фром).

Свойства символов: многослойность, заданность (а не данность), знаковость (вхождение в систему, наличие оппозиции), условность, целостность, неразложимость, несводимость к логическому, интуитивность восприятия.

Способы репрезентации символов: аллегория, метафора, сравнение, пейзаж, деталь, заголовок, герой, мотив, лейтмотив.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.43.92 (0.011 с.)