Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 14. Групповая коммуникацияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Групповые (внутренние, корпоративные, коллективные) коммуникации. Основные конституирующие признаки группы: 1) общие интересы членов группы и 2) коммуникация между членами. Без взаимодействия и взаимообмена мнениями между членами группа не может сформироваться. По Б.Такману, коммуникативные процессы в становлении группы проходят четыре стадии: 1) стадия формирования (выделение лидера, постановка задач, правил общения), 2) стадия протеста (конфликт индивидов и подгрупп, неприятие лидера и установок), 3) стадия нормоустановления (появление стабильной структуры группы, ее норм, взаимная притирка членов), 4) стадия сотрудничества (преодоление межличностных трений, решение общих задач). Процесс формирования группы происходит в диалоге между личностью и другой личностью, или – личностью и совокупной личность, если коллектив уже сложился и в него вливается новый член. Основа формирования группы – взаимная уступка, здесь формируется консенсуальная сфера интересов и поступков. Основные типы групп: 1) референтные группы (индивид не включен реально, но нормы которой им принимаются, роль эталона для оценки своего поведения) и группы членства (значимый круг общения) (Г. Хаймен); 2) по времени: временные (участники дискуссии, соседи по купе) и стабильные (относительно постоянные)группы; 3) по степени произвольности решения индивидом вопроса о вхождении в группу:открытые и закрытые; 4) по характеру и формам организации деятельности: случайно организованная (например, экскурсионная); ассоциация - личностно значимая по целями (друзья); корпорация - на основании только внутренних целей, их достижение Основные признаки группы: 1) взаимоотношения и коммуникация между членами (взаимоотношения не обязательно бывают хорошие, они могут быть даже конкурентными и враждебными: как пауки в банке); 2) общепризнанные для членов цели, интересы и задачи (без коммуникации общие цели не дают группы, например, толпа на автобусной остановке); 3) общепринятая для членов система ценностей и норм поведения (Устав караульной и гарнизонной службы, Моральный кодекс строителя коммунизма); 4) выработанный членами группы набор поведенческих ролей и моделей коммуникативного поведения в определенной ситуации (например, на собрании: председатель, секретарь, президиум; менее официальные: наш дурачок, наш Наполеон и т.п.). Эти роли могут меняться со временем, развитием члена группы как личности: продвижение по службе, ребенок в японской семье: до восьми лет – господин, после восьми – раб, после шестнадцати – равный); 5) распределение и принятие определенных ролей в рамках группы: каждый из членов обладает определенным статусом (лидер – ведомый, начальник – подчиненный, преподаватель – студент, волк – заяц); 6) роль и identity каждого члена группы может поддерживаться дополнительно вербальными и невербальными маркерами (Ваше величество, товарищ, знаки отличия, корона, форма, отдать честь и т.п.). Обязательные признаки малой групп: контактность; целостность; стабильность состава; устойчивость взаимодействия; наличие внутренней структуры, включающей систему неформальных ролей и статусов, нормы и правила поведения, а также механизм социального контроля; Основные признаки организации: 1) образуется в определенное время по чьему-либо установлению или договоренности между людьми (дата принятия устава; общее собрание членов кооператива); 2) вырабатываются формально структурированные взаимоотношения между людьми (генеральный директор – коммерческий директор – директор по рекламе и маркетингу – главный бухгалтер – начальник исследовательского отдела и т.п. – сотрудник, дилер, менеджер); 3) организация имеет установленные цели и задачи (устав предприятия; производство товаров, скрытые: получение прибыли; доход акционеров, скрытые: доход руководителей; обучение и т.п.); 4) разделение труда между членами и группами членов (производство – руководство – продажа – инновация); 5) деятельность членов организации координируется в рамках общих усилий (плановый отдел; отдел ПР); 6) производится управление материальными и людскими ресурсами (завхоз, отдел кадров, переподготовка кадров, отдел внутриорганизационного ПР); 7) коммуникация в организации направлена на достижение наибольшей эффективности этой организации в рамках выполнения поставленных задач. Групповые цели: 1) достижение общей цели или 2) сопротивление общей угрозе (объединяться за или против); 3) получение ощущения принадлежности (собственной нужности и полезности) и 4) безопасности. Собственная личность (identity) создается через различные общественные связи (говорю вам это, как работник этой фирмы, я...; или даже: я – пофигист). Одним из дополнительных преимуществ членства в группе является легкость коммуникации с себе подобными (отсюда – жаргоны, арго, профессиональные языки, локальный юмор и литература и т.п., вплоть до телесного гексиса: узнаю я выправку солдатскую). Виды групповой коммуникации: информативная (обмен информацией между членами группы) и конститутивная (направленную на поддержание отношений, на поддержание самой группы). Конститутивная коммуникация зачастую формальна: товарищ генерал, подобострастный взгляд, отдать честь. Основные функция такой коммуникации – фатическая и объединительная. Семиотический идеализм иногда принимает условности определенного периода в дискурсе за чистую монету: тещу мамой называл, предвыборные обещания депутатов, ‘наказы избирателей’ и т.п. Внутренние и внешние групповые коммуникации: коммуникация внутри организаций и внешняя коммуникация (совет директоров – рядовые сотрудники; директор школы – учителя; совет вуза – преподаватели / фирма – налоговая инспекция; фирма – группа потребителей или клиентов; фирма – поставщики расходных материалов; фирма – местная администрация). Формальная и неформальная групповая коммуникация осуществляются по правилам грамматики внутригруппового общения. Отдельные индивиды также могут выполнять как функциональные, так и дисфункциональные роли, причем в организации часто наблюдаются два параллельных ряда ролей: формальный и неформальный (лидер, например). Групповое коммуникативное поведение. Коммуникативные навыки, необходимые для успешного общения в группах, в основном, межличностного плана, но есть и такие, которые направлены на сохранение группы и поддержание ее статуса. Правила коммуникативного поведения в группе включают: 1) взаимное признание статусов участников общения как коммуникантов и как членов группы; 2) публично оценивать достижения других; 3) уметь вовремя разрядить обстановку (шутка, анекдот); 4) уметь выразить согласие с групповыми идеями, действиями и решениями; 5) уметь предложить нужную информацию и идеи группе (А почему бы нам не...; обратное действие здесь деструктивно: вопросы не по теме); 6) уметь оценить предложенные идеи и информацию (так, чтобы не обидеть: Не вижу ничего плохого в том, чтобы... Замечательно, а не получится ли так, что...); 7) следует призывать других высказать свое мнение и дать необходимую информацию (что ты думаешь о...; это особенно важно для пары лидер – молчальник); 8) уметь интегрировать различные идеи и информацию (такова институционализированная роль у преподавателя, ведущего семинар; руководителя предприятия на ‘пятиминутке’ и т.п.); 9) уметь предложить план совместных действий (А почему бы нам не...). Виды коммуникативного взаимодействия: 1) групповая интеграция, кооперация, 2) конкуренция (соперничество), 3) конфликт. Кооперация и конкуренция как основные виды межличностной коммуникации в группе. Статусные отношения группы. Характеристики группового мышления. Условия успеха корпоративного сотрудничества. Основные коммуникационные потоки. Структура организации предопределяет и направления коммуникационных потоков: 1) вертикальные - идут от администрации к рядовым членам (приказ, постановка задач, убеждение, поддержка, контроль, кризисная коммуникация) и от рядовых членов к администрации (отчет, запрос, служебная записка, профсоюз, собрание ‘трудового коллектива’); 2) горизонтальные – между равными по рангу членами организации (производственная коммуникация, обмен мнениями, собрание, перекур, беседа в баре после работы); 3) внешние – любые сообщения, связанные с пересечением условной границы организации (реклама и корпоративная реклама, статьи, интервью, выставки, презентации, пресс-конференции, пресс-релизы, кризисная коммуникация). Факторы внутригрупповой коммуникации: роли, нормы и лидерство. Роли подобны грамматическим функциям, это способ поведения, который считается подходящим для конкретной ситуации (группы ситуаций); сценарий поведения (написанный родителями, учителями, друзьями, товарищами по партии и т.п.). Бывают случаи сопротивления навязываемой роли (сопротивление разумного избирателя ‘лубочной’ политрекламе, подростковый бунт и т.п.). Виды ролей: 1) возрастные (дитя, подросток, юноша/девушка, взрослый, старик); 2) половые (ярко проявляются ‘по контрасту’ при нарушении обычных характеристик роли: плачущий мужчина: плачущий премьер; сравните объятия и поцелуи у мужчин и женщин, но в то же время традиционный троекратный поцелуй у коммунистических лидеров). Общественные движения: сексизм, феминизм, Рolitical Сorrectness – PC и пр., 3) классовые роли. Поведенческие стереотипы у высшего, среднего и низшего класса выражается даже в вербальных предпочтениях: откушать (к-то блюда) – есть (мясо, рыбу) – жрать, хавать, лузгать (семечки). Роли групповые: функциональные (лидер, организатор, исполнитель, примиритель, шутник, юморист) и дисфункциональные (шут, пересмешник, стукач, надсмотрщик, обвинитель, интриган, сплетник) роли. Групповые (корпоративные) коммуникативные роли. По отношению к коммуникации выделяются следующие роли сотрудников организации (Стенфордский университет): 1) ‘ сторож’ – контролирует потоки сообщений (например, в вузе: секретарь ректора), 2) ‘ связной’ – находится на пересечении коммуникационных потоков между группами (учебное управление, деканат, советы, в неформальной сфере: слухи и их распространители, так называемая система ОБС и т.п.), 3) ‘ лидер мнений’ – доступный для общения авторитет, (в массовой коммуникации – лидеры общественного мнения), 4) ‘ космополит’ – имеет частые контакты с внешней средой, является источником новой внешней информации, ездит в командировки, посещает выставки и т.п. Классификация ролей Belbin R.M.: взаимодополнительные функции в решении совместных задач в команде: 1) председатель (координация и сотрудничество), 2) работник команды (‘прежде думай о родине, а потом о себе’; двадцать минут на Великую Японию, двадцать минут на Великую Компанию Sony, двадцать минут на себя; преданность компании и поддержка других), 3) shaper (доминантный, занят конкретным делом), 4) работник компании (хорош в деле практической организации), 5) наблюдатель/оценщик (критически анализирует идеи и задачи), 6) исследователь (исследования, сотрудничество), 7) plant (производитель идей, но необязательно хорошо контактирует с другими), 8) завершитель (детали, сроки).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 3472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.68 (0.009 с.) |