Функции мифа: 1) неосознаваемое явно влияние на аудиторию. В силу неосознаваемости и автономности существования этих структур, аудитория не может противостоять им (добро-зло = красные - белые, коммунисты - капиталисты, Восток – Запад и т.д.), 2) рассматривая психотерапевтическая функция (М. Элиаде); 3) грамматика поведения: образцы для подражания и указатели приоритетного направления развития социума; 4) эстетическая направленность.
Свойства мифа: 1) раскрывается устройство мира > понятно и упорядоченно; 2) не подлежит проверке на правильность, реальность; 3) нельзя опровергнуть, можно только подтвердить; 4) нет автора, не с кем спорить > неопровержимость; 5) единственно возможный взгляд на мир, универсальность (все знают, так всегда было); 6) легко переводится на уровень самых простых ситуаций; 7) базируется на архетипе (драконоборец, трикстер, мудрый старец, великая матерь); 8) отсутствие причинно-следственных связей; 9) симбиоз прошлого с настоящим; 10) абсурдность.
Миф и стереотип. Миф – разновидность конвенционального (социального) стереотипа. Общие свойства: 1) форма хранения и психологическая структура организации знания; 2) внешние характеристики: ригидность, устойчивость, консерватизм; 3) внутренние характеристики: высокая психическая активность, сфера бытования; 4) регулятивная функция в поведении индивидов; 5) закреплены в языке.
Мифологические образы: 1) Покровитель (могучий, властный), 2) Кумир (обаятельный, восхитительный), 3) Хозяин (Господин) (нельзя гневать, за послушание награда), 4) Авторитет (надо слушать), 5) Виртуоз (Ловкач) (может невозможное), 6) Удав (подчиняйтесь или съест, все про вас знает), 6) Дьявол (беспредельная власть и зло)(И.Черепанова). Мифологическая пара в русской ментальности – господин-холоп (И.Винокурова).
Мифологические сценарии: 1) преодоление биологических норм ради норм социальных; 2) победитель зла; 3) принесение жертвы; 4) из грязи - в князи; 5) для русских – из князя – в грязь; 6) чудо и пр.
Мифологизация в коммуникации: 1) не задавать новое сообщение, а подключаться уже к существующим; 2) активизировать символику (архетипы), которая хранится на уровне подсознания; символ переводит энергию архетипа на уровень сознания; 3) миф как отражение желаний аудитории; 4) миф рассказывает обо мне; 5) учет национальной специфики; 6) миф как сценарий развертывания имиджа.
Инструментарий формирования мифа (Р.Барт): 1) прививка (иммунизация) – скрыть зло; 2) изъятие из истории; 3) тождество (новый материал игнорируется или трансформируется); 4) тавтология (определение объекта через него самого); 5) нинизм (две противоположности взвешиваются, но обе отвергаются); 6) квантификация качества (перевод любого качества в количество: считать уровень мастерства); 7) констатация (тяготение к прецедентному тексту).
Виды современного мифологизма (М.Эпштейн): 1)вульгарный – слепое воспроизведение и навязывание в обыденном сознании, особенно актуален в массовой культуре (образы кинозвезд, детективные герои, рекламные клише, штампы тривиальной словесности); 2)авторитарный – идеологическое навязывание как собственно сознательный экспансионизм обыденного сознания в отличие от бессознательной экспансии (образы вождей, мифологемы крови, пропагандистские эмблемы); 3)авангардный (художественный) – художественная реконструкция или имитация мифа в эстетическом творчестве.
Ю.М.Лотман и Б.А.Успенский говорят о возможности сознательных попыток имитировать мифогенное сознание средствами немифологического мышления, однако “их органическая включенность в немифологический круг текстов и полная переводимость на немифологические языки культуры свидетельствуют о мнимости такого совпадения”. Сознательные попытки “сотворения” мифогенного сознания характерны, например, для тоталитарных семиосфер.
Персоналии
ДЮРКГЕЙМ Эмиль (1858 - 1917) - французский социолог-позитивист, основатель французской социологической школы. Профессор социологии и педагогики в Бордо (с 1896) и Сорбонне (с 1902). Основал журнал "L'Annee sociologique" (1896). Социологическая концепция формировалась под влиянием Ш. Монтескьё и особенно О. Конта, а также в полемике с индивидуально-психологическими и биологическими направлениями. Предметом социологии являются социальные факты, которые обладают двумя отличительными признаками: объективностью (внешним существованием) и принудительностью по отношению к индивидам. Общество трактуется как реальность особого рода, не сводимая к совокупности индивидов. Одним из первых в социологии он пытался соединить теоретический анализ социальных явлений с эмпирическим. Является одним из основателей структурно-функционального направления в социологии. Основные сочинения: "О разделении общественного труда" (1893); "Самоубийство" (1897); "Метод социологии" (1899); "Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии" (1912).
СОРОКИН Питирим Александрович (1889-1968) - американский социолог и культуролог русского происхождения. С 1919 по 1922 гг. - профессор Петроградского университета, с 1930 - профессор Гарвардского университета. В 1922 г. эмигрировал из России. Предметом социологии считал взаимодействие социальных групп, функционирующих в различных исторических и культурных обстоятельствах. Согласно теории "социальной мобильности", любое общество обладает сложной структурой, неизбежно стратифицируется по многим критериям - экономическим, профессиональным, этническим, политическим и пр., однако общественные группы и отдельные группы постоянно меняют свое социальное положение ("вертикальная" и "горизонтальная" мобильность). В историческом процессе имеет место периодическая смена различных "суперсистем", каждая из которых характеризуется особым культурно-историческим "стилем", уникальной "системой ценностей". Выделял три типа "суперсистем": "идеациональный", в котором определяющую роль играют альтруизм, мистицизм и аскетизм; "чувственный", в котором преобладают урбанистические черты и интеллектуализм; наконец, "идеалистический, характеризующийся сочетанием особенностей первых двух типов. История представляет собой социокультурный процесс, нормой которого является динамика ценностных ориентиров, их смена и постоянный поиск новых "идеальных целей". Основные труды: "Система социологии" (1920); "Листки из русского дневника" (1924); "Социология революции" (1925); "Социальная мобильность" (1927); "Социальная и культурная динамика" (1936-1940); "Кризис нашего времени" (1941), "Американская сексуальная революция" (1957); "Власть и нравственность" (1959); "Современные социологические теории" (1966).
Дэниел Белл (1919-2011) – американский философ, социолог, футуролог и ведущий специалист в области социального прогнозирования. Один из создателей теории постиндустриального общества, основанной на положении о ведущей роли знаний и технологий в человеческой истории. В "Конце идеологии" (1960) одним из первых предсказал резкое снижение значения ранее доминировавших классовых идеологий. В "Грядущем постиндустриальном обществе" (1973) развил представление о том, что современное общество не только постиндустриальное, но также и информационное; идея оптимистического будущего и общества затухающих социальных конфликтов. В "Культурных противоречиях капитализма" (1976) указывает на новые нерешенные противоречия между тремя конкурирующими "осевыми принципами" современного общества: технико-экономической эффективностью; универсальным гражданством, политическим равенством и правом на социальное обеспечение; индивидуальным самовыражением и гедонистским исполнением.
Элвин Тоффлер (род. 1928) - американский социолог, философ и публицист-футуролог. Автор одного из вариантов концепции постиндустриального общества: человечество переходит к новой технологической революции, на смену первой волне (аграрное общество) и второй (индустриальное общество) приходит новая, ведущая к созданию (сверхиндустриальной) информационного, или постиндустриального общества. Работы: Шок будущего, 1970. Третья волна, 1980. Метаморфозы власти, 1990. Автор терминов «электронный коттедж», «информационные войны», «общество третьей волны». http://www.alvintoffler.net Третья Волна – результат интеллектуальной революции, т.е. постиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни. Информация может заменить огромное количество материальных ресурсов и становится основным материалом для рабочих, которые свободно объединены в ассоциации. Массовое потребление предлагает возможность приобретать дешевую, нацеленную на конкретного покупателя, продукцию, распределяемую по малым нишам. Границы между продавцом и покупателем стираются – "prosumer" может удовлетворить все свои потребности.
Герберт МАРШАЛЛ МАК-ЛЮЭН (McLuhan, Herbert Marshall) (1911–1980), канадский филолог, исследователь психологических и социальных последствий развития средств массовой коммуникации. Автор книг «Механическая невеста: Фольклор индустриального человека» (1951), «Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего» (1962), «Понимание медиа: Внешние расширения человека» (1964), «Медиа — это сообщение: Перечень последствий» (1967, в соавторстве с Квентином Фиоре), «Война и мир в глобальной деревне» (1967, в соавторстве с Квентином Фиоре), «От клише к архетипу» (1970, в соавторстве с Уилфредом Уотсоном), «Город как учебная аудитория» (1977, в соавторстве с Кэтрин Хатчон и Эриком Маклюэном) и др. В качестве движущей силы социально-экономического развития называл смену технологий, в свою очередь, определяемую сменой способа коммуникации. Автор выражения «the medium is the message» (сообщением, которое передается средством коммуникации, является само это средство), «глобальная деревня». В фильме Вуди Аллена «Энни Хол» Мак-Люэн сыграл роль (хотя и эпизодическую) самого себя.
Гарольд Дуайт Лассвелл (H.D.Lasswell, 1902-1978) – американский исследователь коммуникации в политической сфере, оказавший существенное влияние на современную политологию и теорию массовой коммуникации; теоретик междисциплинарного подхода к исследованию поведения личности в различных сферах деятельности. Одним из первых настаивал на введении психологии в политический анализ. В книге "Психопатология и политика" (1930) пришел к выводу, что причины политических и социальных явлений коренятся в индивидуальной психике, в самых глубинных и иррациональных ее пластах - в бессознательном. Работы: Пропаганда в первой мировой войне. 1927 (Впервые использовал метод контент-анализа для изучения сообщений пропаганды), Пропаганда, коммуникация и общественный порядок. 1946, Анализ политического поведения. 1947. Введение в психологическую войну (понятия "белой" пропаганды (рассчитана на "своих", распространяется и признается источником или его официальными представителями), "серой" пропаганды (не идентифицирует специально свой источник) и "черной" пропаганды (направлена на "врага", выдается за исходящую из иного источника, чем подлинный)) - наставлении вооруженным силам США.
Клод Элвуд Шеннон (1916-2001). учился в Мичигане, защитил диссертацию в MIT по применению булевой алгебры для оптимизации работы реле, с 1956 года преподавал в MIT, работал как математик-исследователь в телефонной компании Белла с 1941 по 1972 год. В 1948 году вышла в свет его «Математическая Теория Связи» (предложил использовать слово «бит» для обозначения наименьшей единицы информации), что ознаменовало создание общей теории передачи и обработки информации. Он предложил линейную схематическую модель системы коммуникации и дал метод анализа ошибок в сигнале. Является основателем теории информации, нашедшей применение в современных высокотехнологических системах связи. Внес огромный вклад в теорию вероятностных схем, теорию автоматов и теорию систем управления — области наук, входящие в понятие «кибернетика».
МОРРИС ЧАРЛЬЗ УИЛЬЯМ (Morris, Charles William) (1901-1979), американский философ, один из основателей семиотики. Наибольшую известность Моррису принесла его книга «Основания теории знаков» (Foundations of the Theory of Signs, 1938). и "Знаки, язык и поведение" ("Signs, language and behavior", N. Y., 1946, 2 ed., 1955), в которых он разработал теорию человеческого поведения в терминах его реакций на знаки. Развивая идеи Ч.Пирса, Моррис предложил разделять семиотику как науку о знаках на три раздела: синтактику, семантику и прагматику. Семиотика (наука о знаках) рассматривается как метанаука и инструмент наук. Процесс формирования знака он называет семиозисом, а сам знак структурой состоящей из четырех элементов: собственно знак, значение (интерпретация), означаемое (десигнат), истолкователь. Реаль но существующий десигнат Моррис именует денотатом. Ввел термин «прагматика».
ПИРС ЧАРЛЗ САНДЕРС (Peirce, Charles Sanders) (1839-1914), американский философ, физик и математик, логик, основоположник прагматизма и семиотики. Выдвинул принцип, согласно которому содержание понятия целиком исчерпывается представлением о его возможных последствиях. Разработал общую теорию знака, в том числе языкового знака. Он наметил (впервые в статьях 1860-х гг.) основы науки о знаках, которую назвал семиотикой. Предложил классификацию знаков, выделив: (1) иконические знаки; (2) знаки-индексы (3) знаки-символы. Пирсу не удалось получить профессуру ни в университете Джона Хопкинса, ни в Гарварде, ни в каком-либо другом месте. Хотя огромная эрудиция Пирса, ценность его естественнонаучных работ и его одаренность как логика ни у кого не вызывали сомнений, двери всех университетов, за исключением редких приглашений для чтения отдельных лекций, оставались закрытыми до конца его дней. Главная причина неудачи Пирса на академическом поприще крылась в его подходе к науке, в понимании им задач университета С точки зрения обычных университетских стандартов Пирс был нежелательной фигурой Он совершенно не мог приспособиться к монотонной университетской жизни, нарушал заведенные порядки, пропускал занятия, а во время лекций совершенно не заботился о понятности и систематическом характере изложения. Как педагог Пирс всегда делал ставку на небольшую группу избранных, наиболее одаренных слушателей, которые могли легко схватывать разбрасываемые им намеки и самостоятельно развивать их дальше. Задача университета, по мысли Пирса, должна состоять не в сообщении студентам определенной суммы сведений, а в развитии у них способности самостоятельно решать проблемы, выдвигаемые жизнью. Пирс несколько раз приступал к работе над книгами по логике и философии, в которых пытался свести воедино свои взгляды, но кроме отдельных статей и рецензий ему ничего напечатать не удалось. Даже когда он закончил одну книгу ("Большая логика", 1893), то не смог найти для нее издателя.
СОССЮР (Saussure) Фердинанд де (1857-1913) - швейцарский лингвист, выдвинувший основные положения в области теории языка, оказавшие значительное воздействие на гуманитарную мысль 20 века. Предвосхищая последующее развитие гуманитарного познания, выдвигал мысль о необходимости разработки общей дисциплины - семиологии, объектом которой наряду с языком стали бы другие знаковые системы, функционирующие в обществе (от военных сигналов до ритуалов и мимики). Понятие языка как системы перекликается с методологическими поисками гештальт-психологии и постулатами феноменологии; оно послужило импульсом для развития структурной лингвистики и через нее - структуралистской парадигмы в современной гуманитаристике. Различные направления постструктурализма (деконструктивизм, структурный психоанализ и др.) опираются на широкую интерпретауию терминов Соссюра как "язык", "различие", "означающее".
ШПЕНГЛЕР Освальд (1880 - 1936) -немецкий философ, историк и теоретик культуры, представитель "философии жизни". Известен благодаря своему основному произведению - "Причинность и судьба. Закат Европы" (1918-1922), в котором он рассматривает культуры в процессе мировой истории как организмы с ограниченной, определяемой им приблизительно в тысячу лет длительностью жизни. Шпенглер пытается обосновать кризисные явления в западноевропейской культуре, сравнивая ее с греческой культурой. Всего выделяется восемь культурно-исторических типов: китайская, вавилонская, египетская, индийская, античная (греко-римская, аполлоновская), арабская (магическая), западноевропейская (фаустовская), майя. На стадии возникновения, по его мнению, находится русско-сибирская культура. Под культурой понимал внешнее проявление внутреннего строя души данного народа. Культуры подобны цветам в поле, они имеют в своем развитии 4 этапа: детство(весна), юность (лето), зрелость (осень), старость (зима). Западная цивилизация вступила в такую стадию, на которой начинается ее неумолимая гибель. Это период цивилизации, умирания культурного организма, который характеризуется переходом от творчества к бесплодию, распространением материалистических взглядов, вырождением искусства, ненужностью таланта и гения. Книга имела необыкновенный успех, пользовалась популярностью у читателей, оказала огромное влияние на европейскую культурологическую мысль ХХ столетия, однако была подвергнута серьезной критике за дилетантизм и культ фактов. В работе "Человек и техника" (1932) Шпенглер, определяя технику как "тактику жизни", как "душевно-духовную" символическую необходимость, выявляя только ей присущие закономерности, впервые поставил вопрос о месте, роли и значении техники в историко-культурном процессе.
ЯКОБСОН Роман Осипович (1896-1982) - лингвист, семиотик, литературовед, способствовавший установлению диалога между европейской и американской культурными традициями, французским, чешским и русским структурализмом, между лингвистикой и антропологией, между лингвистикой и психоанализом. Установил 12 бинарных акустических признаков, составляющих фонологические оппозиции, которые, по его утверждению, являются языковыми универсалиями, лежащими в основе любого языка. Метод структурного анализа в терминах бинарных оппозиций оказал большое влияние на антрополога Клода Леви-Стросса; применение его Леви-Строссом при анализе мифа положило начало французскому структурализму.
ЛОТМАН ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ (1922-1993), литературовед, семиотик, культуролог. Создатель Тартуской семиотической школы: фундамент – положение о культуре как "совокупности всей ненаследственной информации и способах ее организации и хранения" (Лотман Ю. Статьи по типологии культуры. Тарту, 1970. Вып. 1). Работы: Семиотика кино и проблемы киноэстетики (1973). Культура и взрыв (1992) Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). (1993). Диалог с экраном (1994; совместно с Ю. Цивьяном). Массовая литература как историко-культурная проблема (1991)
ЭКО (Есо) Умберто (р. в 1932) - итальянский семиотик, философ, специалист по средневековой эстетике, писатель и литературный критик. «Отсутствующая структура. Введение в семиологию» (La struttura assente, 1968). Получившее широкую известность изложение основ семиотического анализа сочетается в книге с критикой классического структурализма. Признанный эксперт в области бондологии, то есть всего того, что связано с Джеймсом Бондом. Изданы следующие работы: итал. Il Caso Bond (англ. The Bond Affair), (1966) — сборник эссе под редакцией Умберто Эко; англ. The Narrative Structure in Fleming, (1982). Автор романов: «Имя розы» (Il nome della rosa, 1980) - философско-детективный роман, действие которого разворачивается в средневековом монастыре. «Заметки на полях „Имени Розы“» (Postille al nome della rosa, 1983) - о взаимоотношениях Автора, Читателя и Произведения в литературе. «Маятник Фуко» (Il pendolo di Foucault, 1988) - пародийный анализ историко-культурной сумятицы современного интеллигентского сознания, предупреждение об опасности умственной неаккуратности, порождающей чудовищ, от которых лишь шаг к фашистоидному «сперва — сознанию, а затем — и действию». «Остров накануне» (L’isola del giorno prima, 1994) - обманчиво простое повествование о судьбе молодого человека XVII столетия, о его скитаниях в Италии, Франции и Южных морях оборачивается интертекстуальным текстом о Жизни, Смерти, Любви. «Баудолино» (Baudolino, 2000) - историко-философский роман о приключениях приёмного сына Фридриха Барбароссы. «Таинственное пламя царицы Лоаны» (La misteriosa fiamma della regina Loana, 2004. Англ. «The Mysterious Flame of Queen Loana») - рассказ о человеке, потерявшем память в результате несчастного случая. Герой утрачивает память о себе и своих близких, но полностью сохраняет всё прочитанное. «Пражское кладбище» (Il cimitero di Praga) 2010.
ЛАЗАРСФЕЛД (Lazarsfeld) Пауль Феликс (1901-1976), американский социолог. Проводил исследования радиоаудитории, в 1937-1940 гг. возглавлял Бюро по исследованию радио. С 1940 возглавил в Колумбийском университете (Нью-Йорк) Бюро прикладных социологических исследований, где центральной темой было изучение радиоаудитории. Впервые применил метод контент-анализа радиопрограмм, сравнительный метод в анализе предпочтений радиоаудитории и панельный метод. В 1947 вышел его труд «Массовые коммуникации и популярные вкусы»; также занимался проблемами по методологии и применению математических методов: «Язык социального исследования» (совместно с М. Розенбергом, 1955), «Латентно-структурный анализ» (1959). «Математическое мышление в социальных науках» (1954). «Личное влияние» (1955). «Анализ латентной структуры» (1968). «Выбор народа» (1969). Одним из первых начал изучать массмедиа как отдельное явление и привнёс математические методы в общественные науки. Сторонник деидеологизации науки. Наиболее известен своими методологическими теориями, в частности, полемикой с моделью «укола». Ввел понятия двухступенчатая коммуникация и лидер мнения.
Чарльз Осгуд (1916 – 1991) - американский психолог и психолингвист., разработчик методики семантического дифференциала. В 1960-х гг. активно занимался кросс-культурными. Вместе с Дж.Гринбергом и Дж.Дженкинсом один из авторов Меморандума о языковых универсалиях, Кросс-культурные универсалии эмоционального значения (Cross-Cultural Uneversals of Affective Meaning. Explorations in Semantic Space, 1975). В конце 1950 – начале 1960-х годов Осгуд опубликовал две книги и множество статей по проблемам международных отношений и предотвращения ядерной войны и выступил с программой постепенных и взаимных инициатив по снижению международной напряженности.
Рола́н Барт (1915-1980) — французский философ-постструктуралист и семиотик. Работы: Нулевая степень письма (1953) - это некая идеологическая сетка между индивидом и действительностью, которая заставляет его принимать те или иные ценностные ориентации. Мифологии, (Mythologies, 1957) - основные «мифы» мелкобуржуазного сознания и их отражение в средствах массовой информации. Система моды (1967), C/Z (S/Z, 1970) анализ рассказа О.Бальзака Сарразин. Ролан Барт о Ролане Барте (Barthes R. R.Barthes, 1975), «Фрагменты любовного дискурса» (1977), «Камера луцида» (1980) и др. С середины 50-х гг. – один из лидеров французского структурализма, теоретик семиотики; он применял структурно-семиотический метод для анализа массовой бытовой культуры. Был основателем Центра по изучению массовых коммуникаций (1960). Ему принадлежит множество теоретических статей и критических эссе, частично объединенных в нескольких прижизненных сборниках. Был исследователем языков литературы, моды, рекламы, фотографии.
Ио́ганн Генсфляйш цур Ладен цум Гу́тенберг (нем. Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg, между 1397 и 1400, Майнц — 3 февраля 1468, Майнц) — немецкий ювелир и изобретатель. В середине 1440-х годов создал европейский способ книгопечатания подвижными литерами, распространившийся по всему миру. Библия Гутенберга является первой значительной книгой в Западной Европе, которая была напечатана с использованием разборного металлического шрифта. Она является памятником, знаменующим поворотный момент в искусстве книгопечатания и в переходе от средневековья к современному миру. Полистать Библию Гуттенберга: http://www.wdl.org/ru/item/7782/ М. Мак-Люэн «Галактика Гутенберга:Становление человека печатающего» (1962) читать здесь: http://www.razlib.ru/kulturologija/galaktika_gutenberga/index.php). Проект Гуттенберг http://www.gutenberg.org/ Электронный архив литературы (преимущественно на английском языке) для свободного скачивания. Представлены книги, на которые за давностью времени написания не распространяются имущественные права.
Маслоу Абрахам Харольд (Abraham Harold Maslow. 1908-1970) - видный американский психолог, основатель гуманистической психологии. Широко известна иногда приписываемая Маслоу так называемая «Пирамида Маслоу». Ввел понятия самоактуализации и личностного роста, комплекса Ионы (нежелание человека реализовать свои природные способности). Работы: «Мотивация и личность», 1954. «К психологии бытия» (1962). «Дальние пределы человеческой природы» (опубликована посмертно в 1971) Маслоу модифицировал свою концепцию мотивации и личности, фактически отказавшись от той многоступенчатой пирамиды потребностей, которую известна практически каждому студенту.
Максимилиа́н (Макс) Карл Эми́ль Ве́бер (нем. Maximilian Carl Emil Weber) 1964-1920 — немецкий социолог, политолог, историк, экономист. Один из основателей современной социологии, создатель «понимающей социологии» и теории социальных действий. Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. всё многообразие человеческой культуры. Основные категории понимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие. Поведение — наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты Его считают основателем социологии религии, он внес крупнейший вклад в такие области социального знания, как общая социология, методология социального знания, социология права, экономическая социология. Основные работы: "Протестантская этика и дух капитализма", "Критические исследования в области логики наук о культуре", "Политика как призвание и профессия" и др. Концепция "понимающей социологии" М. Вебера (как он сам ее назвал) определила дальнейшее развитие социально-научного знания в ХХ веке. Социология, по мнению М. Вебера, способна понимать и осмысливать социальное действия, находить его причины, и для этого надо исследовать все многообразие культуры. Вот почему работы М. Вебера, его методология (в частности теория идеальных типов) имеют чрезвычайно важное значение для культурологии как сферы научного знания. Основные работы: Вебер М. Аграрная история древнего мира. — М., 1923; переиздание М.: Канон-пресс-Ц; Кучково поле, 2001. Вебер М. Исследования по методологии наук — М.: ИНИОН, 1980. Вебер М. Избранное. Образ общества / Пер. с нем. — М.: Юрист, 1994. Вебер М. История хозяйства: Город. — М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2001. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. — М., 2003. Вебер М. Хозяйство и общество / Пер. с нем. под научн. ред. Л. Г. Ионина. — М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2010.
Борис Дмитриевич Парыгин (1930-2012) — основоположник научной социальной психологии, советский и российский философ и психолог. Основные достижения: 1) Разработана теория социальной психологии как самодостаточной системы научного знания, её методологии, предмета и области, структуры, функций и статуса в поле гуманитарного и естественнонаучного знания (1960—1964). 2) Разработана концепция сущности, динамики и роли общественного настроения в жизнедеятельности социума (1964—1966). 3) Заложены и аргументированы основы общей социально-психологической теории, представленной двумя фундаментальными категориями — личности и общения (1960—1971). 4) Разработаны методы диагностики, прогнозирования и регуляции социально-психологического климата коллектива (1976—1981). 5) Разработана концепция и методы оценки психологической готовности власти к территориальному управлению в условиях социальной трансформации (1986—1992). 6) Разработан инструментарий тренинга постдиагностической коррекции внутригрупповых отношений (1992—1994). 7) Определена специфика феноменологии руководства и лидерства и методы их классификации (1973—1999). 8) Сформулирован и апробирован структурно-динамический подход к моделированию социально-психологических явлений (1999). Основные работы: Парыгин Б. Д. Социальная психология. Истоки и перспективы / Б. Д. Парыгин. — СПб: СПбГУП, 2010. Парыгин Б. Д. Социальная психология (учебное пособие) / Б. Д. Парыгин. — СПб: СПбГУП, 2003. Парыгин Б. Д. Анатомия общения / Б. Д. Парыгин. — СПб: изд. Михайлова, 1999. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б. Д. Парыгин. — СПб: СПбГУП, 1999. Парыгин Б. Д. Социальная психология территориального самоуправления / Б. Д. Парыгин. — СПб: Унигум, 1993. Парыгин Б. Д. Научно-техническая революция и личность / Б. Д. Парыгин. — М.: Политиздат, 1978. Парыгин Б. Д. Научно-техническая революция и социальная психология / Б. Д. Парыгин. - Л.: О-во "Знание" РСФСР, Ленингр. орг., 1976. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. — М.: Мысль, 1971. Парыгин Б. Д. Общественное настроение / Б. Д. Парыгин. — М.: Мысль, 1966.
Э́рик Ле́ннард Берн (англ. Eric Lennard Berne, наст. имя: Леонард Бернстайн) (Eric Berne) (1910 - 1970) - выдающийся американский психолог и психиатр. Основатель трансакционного анализа - представление о сознании человека как слиянии трех состояний «Я»: Родитель; Взрослый; Ребенок. Все эти три состояния личности формируются в процессе общения и человек приобретает их независимо от своего желания. Самый простейший процесс общения — это обмен одной трансакцией, он происходит по подобной схеме: «Стимул» собеседника № 1 вызывает «реакцию» собеседника № 2, который, в свою очередь, направляет «стимул» собеседнику № 1, то есть почти всегда «стимул» одного становится толчком для «реакции» второго собеседника. Дальнейшее развитие разговора зависит от текущего состояния личности, используемого в трансакциях, а также их комбинациях. Основные работы: Психика в действии. Минск: Попурри, 2007. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных К.: PSYLIB, 2004. Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психотерапия М.: Академический Проект, 2006. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений К.: PSYLIB, 2004. Секс в человеческой любви. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. Психология секса. Как достичь гармонии в любви Екатеринбург: Литур, 2002. За пределами игр и сценариев Минск: Попурри, 2008.
Xoce Ортега-и-Гассет (ORTEGA Y GASSET) (1883-1955) - испанский философ, социальный мыслитель и публицист. В работе "Дегуманизация искусства" (1925) утверждается, что способностью к восприятию "нового", т. е. "дегуманизированного", искусства обладает особая категория людей, отличных от всех др. своей специфической восприимчивостью к художественным достоинствам подлинно "современных" произведений. А главным их достоинством, достигаемым как раз на путях эстетического "обесчеловечивания" (и "распредмечивания") эмпирической реальности с целью создания "ирреального" мира, находящегося за пределами обычной, "слишком человеческой" (Ницше) действительности, является как раз оторванность от этой действительности, враждебное противостояние ей. Такие произведения не могут быть понятны обыкновенному "среднему" человеку, вызывая у него раздражение именно этой своей непонятностью. Область "нового искусства" создается, следовательно, как особая (и даже "высшая") область реальности, доступная лишь избранным художественным натурам, утверждающим в процессе наслаждения произведениями этого искусства и свою особенность, и свое единство друг с другом - единство элиты. В создании такого искусства Ортега-и-Гассет видит выход из ситуации социальной нивелировки ("омассовления"), аморфности и т. д., в какой, по его мнению, оказалась Западная Европа ("Восстание масс", 1930). На место специфически классовой формы структурирования общества должна прийти социокультурная, предполагающая деление общества на массу и элиту, осуществляемое на основе культурного, а точнее, эстетического критерия: отношения к современному авангардистски-модернистскому искусству.
Эрих Зелигманн Фромм(Erich Fromm, 1900-1980) - выдающий мыслитель ХХ века, немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма. Его труды в основном посвящены философским, этическим, социально-психологическим вопросам природы человека, его места в мире, смысла его существования. В 1920-е годы ввел понятие «общество потребления». В книге «Бегство от свободы» (1941) исследовал сложную ситуацию, в которой оказывается человек западной культуры, где стремление к индивидуальности ведет к одиночеству, ощущению своей ничтожности и бессилия; разоблачает различные модификации тоталитаризма. Основные работы:«Человек для себя» (1947), «Сказки, мифы и сновидения» (1951), «Здоровое общество» (1955), «Искусство любви» (1956), «Революция надежды» (1968), «Иметь или быть?» (1976).
Алексей Федорович ЛОСЕВ (1893-1988) - русский философ, историк философии и эстетики, филолог. Среди поздних трудов выдающиеся место занимают 8-томная «История античной эстетики», «Эллинистически-римская эстетика», «Эстетика Возрождения», «Проблема символа и реалистическое искусство», «Владимир Соловьев и его время». Миросозерцание Лосева формируется на основе глубокого интереса к учению Платона, сквозь призму которого он воспринимает самые различные проявления духовной культуры: В 1920-1930-х гг. выходит цикл монографий: «Античный космос и современная наука», «Диалектика числа у Плотина», «Музыка как предмет логики», «Диалектика художественной формы», «Критика платонизма у Аристо
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.117.240 (0.016 с.)