Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 13. Психологические основы коммуникацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Определение психологического типа собеседника как условие эффективной коммуникации. Психотип – модель поведенческой структуры личности и ее взаимодействия с окружающей средой. Функциональная асимметрия мозга. Левое полушарие: логическое, последовательное, линейное, абстрактное, основано на реальности, вербальное, временное, цифровое, аудиальное, счет, символы, язык, чтение, письмо. Правое полушарие: интуитивное, целостное, хаотическое, символическое, фантазийное, невербальное, вневременное, аналоговое, кинестетическое, визуальное, мызка, мелодия, образы, цвета, формы, пространственные связи. Основные типы коммуникабельности собеседника: 1) Доминантный: стремится завладеть инициативой, не любит, когда его перебивают, резок, насмешлив, говорит громче, чем другие. Стратегии и тактики: стратегия ‘речевого изматывания’ (вступать в речь во время его пауз, быстро формулировать свою позицию, вопросы, просьбы, использовать ‘накопительную тактику’); 2) Мобильный: легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации общения. Стратегии и тактики: возвращать его к нужной теме; 3) Ригидный: испытывает трудности на контактоустанавливающей фазе общения, затем четок и логичен. Стратегии и тактики: стратегия ‘разогревания’ партнера (вступительная часть ‘о погоде’, фатическое общение); 4) Интровертный: не стремиться владеть инициативой, отдает ее, застенчив и скромен, скован в неожиданной ситуации общения. Стратегии и тактики: постоянно осуществлять фатическую функцию в вербальной и невербальной форме, не перебивать. Психогеометрическая типология собеседника: 1) Квадрат (л/п): Мышление: детализирует до мелочей, подробно, скрупулезно; веская аргументация, цифры, факты. Речь - Логика, ясность, медленная, монотонная, без эмоций, высокий голос; конкретные вопросы, первый вопрос о цене. Тело - зажатость, скупы и точные жесты, медленная походка, бесстрастное лицо, деланный или «нервый смех». Поведение – пунктуальность, законопослушность, аналитичность, внимательность к деталям, любовь к фактам, аккуратность, чистоплотность, осторожность, упорство, твердость; хмурый вид. Внешний вид – консервативная одежда, Стратегии и тактики: демонстрация серьезности, немногословие, несуетливость, взгляд в глаза, отзеркаливание, не лгать, предлагать печатные материалы. 2) Треугольник (л/п): Мышление: суть, детали опускаются; аргументация жесткая, конкретная, давление на партнера. Речь – логичность, точность, по сути, краткость, уверенная, властная, эмоциональность, быстрая, невысокий громкий голос, жаргоны (сленг, арго), остроумие; перебивает, спорит, мгновенная (часто «ядовитая») реакция, торгуется. Тело – свободные плавные движения, широкие жесты, энергичная походка, сжатые губы, пронзительный взгляд. Поведение – лидерство, честолюбие, прагматик, уверенность, решительность, импульсивность, рискованность, энергичность, работоспособность, нетерпеливость, контактность; подавляет окружающих, предпочитает откровенность и прямые оценки. Внешний вид – модный, шикарный, ухоженный, холеный. Стратегии и тактики: уверенность, взгляд, лаконичность, прагматичность, внимание только на нем, говорить быстро только о главном, укажите на престижность, быстрота реакций. 3) Прямоугольник (п/п): Речь – неуверенная, сбивчивая, эмоциональная, паузированная, быстроговорение, срывающийся голос, междометия, колебания громкости и высоты тона. Тело – неуклюжий, резкие движения, бегающий взгляд, хихиканье. Поведение – нерешительность, возбужденность, любознательность, смелость, низкая самооценка, доверчивость, импульсивность, нервозность, забывчивость, невнимательность. Внешний вид – меняющийся, неопрятный, ситуативно неуместный. Стратегии и тактики: участие без навязчивости, простота, практическая значимость, терпеливость. 4) Круг (п/п): Мышление: мысль сумбурна, непоследовательная, «рваная», часто незаконченная; аргументы «мне кажется, чувствую», из одного случая – обобщение, уход от темы, мысли и чувства. Речь – медленная, не по делу, эмоции, комплименты, восторженность, многословие, вопросы личного характера. Тело – расслабленность, медленные движения, улыбка, зеркальность, кивки головой, подчеркнуто приветлив. Поведение – контактность, доброжелательность, заботливость, щедрость, сопереживание, доверчив, интуит, спокойный, уступчивый, нерешительный, болтлив, слабо дисциплинирован, опоздание, всегда спешит. Внешний вид – неизысканность, неофициальность, небрежность, моложавость. Стратегии и тактики: улыбка, комплименты, контактность, не давить, демонстрация. 5) Зигзаг (п/п): Мышление: мысль образная, мозаичная, концептуальная, прыгает, деталей нет; аргументы – метафора, образ, модель, иллюстрация, ход мысли верный, но часто не понятный. Речь – яркость, образность, эмоциональность, зажигательность, богатство голоса и лексики, остроумие. Тело – много жестов, быстрые плавные движения, манерность, живая мимика. Поведение – креативность, концептуальность, интуитивность, позитивность, восторженность, энтузиазм, импульсивность, недисциплинированность, не умеет работать в команде. Внешний вид – неряшливый, небрежный, растрепанный, демонстративный, иногда супермодный, экстравагантный. Стратегии и тактики: говорить быстро и кратко, шутки, юмор, остроты, комплимент, демонстрация его преимуществ, уникальность, новизна, комплектность.
Сенсорная типология собеседника: 1) Полимодальный: знать, понимать, осознавать, помнить, считать. 2) Визуальный: Концентрация внимания: цвет, форма, линии, гармония, беспорядок. Речь: видеть, видение, с моей точки зрения, ярко, смутно, не вижу, проясняет, заметил. 3) Аудиальный: Концентрация внимания: шум, звуки, музыка, слова. Речь: я слушаю, шумный, тихо, не понимаю что говоришь, объясни, я прислушиваюсь, громко. 4) Кинестетический: Концентрация внимания: прикосновения, интуиция, догадка, запахи, вкус. Речь: чувствую, ощущаю, схватываю, зажатый, скованно, удобно, остро, глубоко тронули. Стратегии и тактики: конгруэнтность (отзеркаливание). Параллельные предикаты (соответственно 1-2-3-4): понимать – ясно видеть – хорошо звучать – ухватить; воспринимать – видеть – слышать – чувствовать; отсутствие – пустота – глухость – оцепенение; соглашаться – «есть глазами» - гармонировать – уступать; повторять – обозревать – репетировать – снова пройти; невоспринимающий – слепой – глухой – бесчувственный; обдумать – осветить – обговорить – прочувствовать; установка – перспектива, точка зрения – комментарий, мнение – направленность; изложить – показать – рассказать – провести. Эго-состояние собеседника: 1) Родитель (Эго): а) критический: Речь – громкая/тихая, твердость, насмешка, высокомерие, ирония, цинизм, сарказм, ясность. Типичные формулировки – ты должен/не должен, нельзя, сколько раз тебе говорить, прекрати, я не позволю. Тело – сжатый рот, критический взгляд, брови подвижные, покачивание головой; руки на бедрах, указательный палец, руки скрещены на груди, ноги широко. Поведение – порицающее, поиск виновного, приказ, авторитаризм, запрет, указ, право на истину. б) кормяще-заботливый: Речь – теплая, успокаивающая, сочувствующая. Типичные формулировки – не ломай голову, не вешай нос, успокойся, бедняга, хорошо, молодец, я тебя понимаю, давай помогу, это опасно, подумай. Тело – протянутые руки, поглаживание, сжимание рук. Поведение – защищающее, поддерживающее, сочувствующее, утешающее, покровительствующее, навязчивое. 2) Взрослый (Сверх-Эго): Речь – уверенная без высокомерия, деловая, спокойная, без эмоций, ясная, четкая, прямые вопросы. Типичные формулировки – все вопросы со слов как, что, когда, почему, кто, где; возможно, вероятно, если сравнить, по моему, я думаю, я буду, я полагаю. Тело – корпус прямой, верхняя часть чуть вперед, жесты соответствуют словам, взгляд, внимательное слушание, подвижная мимика. Поведение – раскрепощенность, заинтересованность, собранность, возможность альтернативы, кооперация. 3) Ребенок (Либидо): а) приспосабливающийся: Речь – тихая, нерешительная, плаксивость, прерывистость голоса, подобострастность, нудность, жалобы, покорность, бравируя. Типичные формулировки – я не верю в себя, я не смогу, я боюсь, я хотел бы, я попробую, если ты так думаешь, это моя вина, я правильно сделал?, почему всегда я?, что же мне делать?, я только хотел. Тело – опущенные плечи, склоненная голова, поза слуги, навытяжку, кусает губы, пожимает плечами, подчеркнутое дружелюбие. Поведение – ощущение стыда, чувство вины, боязливость, сдержанность, беспомощное, обиженное, покорное, скромное, подавленное, этикетное. б) естественный: Речь – громкая, быстрая, горячая, эмоциональная. Типичные формулировки – я хочу, класс, шикарно, великлепно, мне без разницы, так тебе и надо, оставьте меня в покое, проклятье. Тело – напряженный/расслабленный корпус, свободные движения, открытый рот, слезы, громкий смех. Поведение – спонтанное, игривое, творческое, энергичное, эгоистичное, капризное, строптивое, агрессивное. Стратегии и тактики: ребенок > ребенок, взрослый; взрослый > взрослый; родитель > родитель, ребенок.
Психологическая подстройка – присоединение к собеседнику путем отзеркаливания позы, осанки, эмоционального состояния, темпа и громкости речи, ритм дыхания, типичных слов, признаков психотипа и пр. Осторожно: не слепое копирование, а общие тенденции.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.224.40 (0.009 с.) |