Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Межличностная коммуникация

Поиск

Коммуникация и общение. Внутриличностные коммуникации (автокоммуникации ). Модели автокоммуникации Л. С. Выготского, М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана.

Мотивы и потребности общения. Мотив – побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей (ценности, интересы, инстинкты, идеалы, эмоции, переживания (стремления, желания и пр.), установки).

Потребности: материальные и духовные. Р.Димблби и Г.Бертон распределяют потребности по четырем группам: личные, социальные, экономические и творческие (artistic expression).

Ценности: для общества (идеологические, политические, моральные, эстетические), для личности (личные смыслы).

Установки: 1) смысловые (информационные – взгляд на мир; эмоционально-оценочные – симпатии/ антипатии; поведенческие – готовность к действию); 2) целевые (цель и готовность завершить действие); 3) операционные (стереотипы).

Инстинктивные механизмы: 1) сохранение вида (сексуальное поведение, забота о потомстве и т.п.), 2) сохранение индивида (удовлетворение голода и жажды, поиск пропитания, заготовка запасов и т.п.), 3) обеспечение более или менее постоянной безопасности (защита от плохих погодных условий, врагов, разъединения с собратьями и т.п.). Именно в последнем случае механизмы поведения имеют промежуточную направленность: они обеспечивают коммуникацию между индивидом и видом. Здесь идет речь о приспособлении поведения индивида к формам поведения других представителей вида. Познавательные процессы здесь направлены на различение друзей и врагов, программы поведения – на совместное бегство или нападение, предупреждение или преследование. В согласованном, координированном поведении для обеспечения защиты и безопасности и следует искать корни коммуникации.

Пирамида, приписываемая А.Маслоу: 1) физиологические потребности (пища, питье, секс); 2) нужды безопасности (крыша над головой, одежда, чувство безопасности); 3) потребности взаимоотношений (любовь, дружба, семья, принадлежность к группе людей); 4) необходимость уважения (самоуважение, признание, власть); 5) необходимость самореализации (быть самим собой, самовыражение). С развитием высших уровней низшие не исчезают, а в чем-то даже преобразуются (кулинария, культура питания, ‘здоровый секс’, архитектура и дизайн жилища).

Все человеческие потребности Маслоу подразделил на низшие, «дефицитарные», продиктованные недостачей чего-либо и потому насыщаемые, и высшие, «бытийные», ориентированные на развитие и рост, а следовательно - ненасыщаемые. Маслоу считал, что все самоактуализированные люди имеют общие характерные черты: 1) Более эффективное восприятие реальности и более удобные отношения с реальностью. 2) Принятие (себя, других, природы). 3) Непосредственность; простота; естественность. 4) Сосредоточенность на проблеме [в противоположность эго-центрированности]. 5) Способность обособиться; потребность в уединении. 6) Автономия; независимость от культурных штампов и окружения. 7) Сохраняющаяся свежесть восприятия. 8) Мистический и вершинный опыт. 9) Gemeinschaftsgefühl [чувство общности с другими]. 10) Более глубокие и проникновенные взаимоотношения. 11) Демократичность. 12) Способность распознавать цели и средства, хорошее и плохое. 13) Философский, незлобный доброжелательный юмор. 14) Креативность. 15. Сопротивление окультуриванию; вне любой определенной культуры.

Природа потребности общения: 1) врожденные: инстинкт общения (Р.Кетелл), врожденное стремление к соучастию (Р.Маккол); 2) культурные (социальные): духовная (А.В.Петровский), социальная (Дж.Гилфорд); 3) культурные из врожденных (А.А.Леонтьев).

Теории межличностной коммуникации 1) Теория обмена (Дж.Хоманс): каждый стремится уравновесить вознаграждение и затраты, чтобы сделать взаимодействие устойчивым и приятным, при этом в основе лежит свой прежний опыт. В основе теории лежат четыре принципа: а) чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться; б) если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от условий, то человек будет стремиться их воссоздать; в) если вознаграждение велико, то человек готов затратить больше усилий для его получения; г) когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей мере готов прилагать усилия для их удовлетворения. Высокие вознаграждения могут приводить в потере активности. 2) Символический интеракционизм (Дж. Мид и Г.Блумер): поведение людей по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают. Дж. Мид выделил два типа действий: 1) незначимый жест (автоматический рефлекс типа моргания); 2) значимый жест (связан с осмыслением поступков и намерений другого человека). Когда мы приписываем значение чему-то, оно становится символом, т.е. понятием, действием или предметом, выражающим смысл другого понятия, действия или предмета. Интерпретация символа является основой для ответной реакции. Благодаря этому люди учатся одинаково интерпретировать значение определенных символов. Минус: придание слишком большого значения символическим аспектам взаимодействий. 3) Управление впечатлениями (Э.Гофман): социальные ситуации взаимодействия подобны драматическим спектаклям, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления. Люди ведут себя подобно актерам на сцене, используя “декорации” и “окружающую обстановку” для создания определенного впечатления о себе и других. 4) Совместная деятельность. Л.И.Уманский выделил три возможные формы организации совместной деятельности: 1) каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого; 2) общая задача выполняется последовательно каждым участником; 3) одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными. Здесь прослеживается связь взаимоотношений участников взаимодействия. Это тип взаимодействия (сотрудничество или соперничество) и степень выраженности взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество).

Свойства межличностной коммуникации (П.Вацлавик): (1) невозможность не вступать в коммуникацию делает все ситуации, в которые включены два или более человека, межличностными, коммуникационными; (2) уровень содержания (информация, которая передается в сообщении) и уровень отношений (информация о том, как это сообщение должно быть воспринято, часто важнее содержания). Смешение уровня содержания и уровня отношения приводит к нарушению коммуникации; (3) пунктуации последовательности событий: собственное представление о важном и неважном, причинах и следствиях поступков, на интерпретацию смысла происходящего приводит к патологической коммуникации, вызванной нарушением пунктуации последовательности (например, причин и следствий «самоосуществляющегося пророчества», «никто меня не любит» и пр.); (4) симметричное (равенство и минимизация различий: партнеры стараются скопировать поведение друг друга) и комплементарное (доведение различий до максимума: поведение одного партнера дополняет поведение другого) взаимодействие; (5) коммуникация может быть как намеренной, так и ненамеренной, эффективной и неэффективной; (6) коммуникация необратима.

Формы коммуникации: 1) общение – диалог равноправных партнеров; 2) управление – целенаправленное воздействие коммуникатора на получателя информации; 3) подражание – заимствование образцов поведения, стилей общения, образа жизни одних членов общества другими. Установки коммуникации: 1) доминирование – равенство - подчинение; 2) заинтересованность – незаинтересованность; 3) официальность – доверительность; 4) закрытость – открытость.

Условия эффективного общения: 1) равенство психологических позиций социальных субъектов независимо от их социального статуса; 2) равенство в признании активной коммуникативной роли друг друга; 3) равенство в психологической взаимоподдержке.

Составляющие эффективного общения: 1) коммуникативный аспект общения (обмен информацией между людьми); 2) интерактивный аспект (организация взаимодействия между индивидами); 3) перцептивный аспект (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания).

Коммуникативный аспект (обмен информацией): 1) умение устанавливать психологический контакт; 2) учет особенностей коммуникативного воздействия; 3) аргументированность, логичность и адекватность ситуации общения; 4) эффективность использования вербальных и невербальных средств общения. Интерактивный аспект - психологическое воздействие, при котором происходит изменение взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний. Интерактивная сторона (взаимодействие): 1) уместность принятых управленческих решений; 2) четкое распределение обязанностей среди коммуникантов; 3) умелое разрешение конфликтов. Перцептивный аспект (восприятие, познание и взаимопонимание) включает: 1) познание себя в процессе общения; 2) познание и понимание собеседника; 3) прогнозирование поведения партнера по общению. Перцепция – процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения.

Механизмы межличностной перцепции: 1) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция); 2) познание самого себя в процессе общения (рефлексия); 3) прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция). Идентификация – способ познания другого, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению. Эмпатия – эмоциональное сопереживание другому. Аттракция (привлечение) - форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. Рефлексия – механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению. Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (выяснение причин поведения объекта), где выявлены закономерности: причину успеха люди приписывают себе, а неудачи – обстоятельствам, по мере роста значимости люди склонны искать причину случившегося в осознанных действиях личности и др.

Перцептивная функция общения: 1) формирования содержания межличностного восприятия; 2) содействия установлению взаимопонимания; 3) обеспечения влияния участников совместной деятельности друг на друга. Влияние (смена поведения, установок, намерений, оценок): направленное (с помощью механизмов внушения и убеждения) и ненаправленное (механизмы заражения и подражания), прямое (требования предъявляются открыто) и косвенное (направленное на окружающую среду, а не на объект).

Функции межличностного общения: 1) презентация "Я" личности; 2) диагностика актуальных психических состояний индивида; 3) маскировка "Я" личности; 4) идентификация партнеров по общению; 5) социальная стратификация; 6) отражение характера и динамики взаимоотношений партнеров по общению; 7) регуляция пространственных и временных параметров взаимодействия; 8) поддержание оптимального уровня психологической близости между партнерами; 9) уточнение, понимание, изменение сообщения; 10) контроль состояния, его нейтрализация или создание социально-значимого эффективного отношения; 11) разрядка, регуляция процесса общения.

Стратегии и тактики в межличностной коммуникации: доминирование, манипуляция, соперничество, партнерство, содружество.

Стратегия партнерского взаимодействия: децентрация (способность отойти от своего Я и приблизиться к Я другого); эмпатия (понимание другого посредством эмоционального проникновения в его внутренний мир, чувства и мысли); точность и ясность в выражении потребностей, чувств, эмоций; искренность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.55.43 (0.008 с.)