Обзор основных тенденций в развитии дизайна организаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обзор основных тенденций в развитии дизайна организаций



 

В последние десятилетия во всем мире происходят громадные социальные, экономические, политические и технологические изменения. Изменений так много во всех отраслях, что очень маловероятно, что то, что хорошо работало вчера, будет хорошо работать сегодня или завтра. Результатом этих изменений явилось развитие новых тенденций в организационном дизайне, связанных с применением на практике новых систем управления организациями.

 

 

Основная тенденция изменения организационного дизайна в настоящее время – уменьшение количества иерархических уровней управления, переход от традиционной вертикальной иерархии управления к горизонтальной организации, основой которой служит межфункциональная координация.

 

 

           
 
   
   
 
 

 

 


Рис. Основной тенденция изменения организационного дизайна – уменьшение количества иерархических уровней управления.

 

 

Во всех отраслях и сферах деятельности в настоящее время наблюдаются изменения, которые приводят к возникновению неиерархических организаций:

 

1. В компаниях наметилась тенденция к устранению четкого иерархического разделения труда. Устраняются различия в статусе, ранге, размерах заработной платы. Все большее распространение получают “рамочные” должностные инструкции, ориентированные не на определение четких заданий и полномочий, а на достижение определенных результатов или решение задач.

 

2. Средний размер организаций (измеряемый в количестве работников) уменьшается. Частично это происходит вследствие роста числа малых и средних предприятий, а частично вследствие выведения из состава компаний подразделений, которые могут функционировать как самостоятельные бизнес-единицы.

 

3. Очень крупные компании, увеличивая объемы производства, уменьшают количество занятых. Уменьшение количества занятых происходит вследствие продолжающейся автоматизации работ первого уровня работников, внедрения информационных технологий, а также привлечения внешних ресурсов по контрактам для осуществления работ, не являющихся ключевыми для компании. Уменьшение количества работников ведет к уменьшению количества уровней управления.

 

4. Иерархия также уменьшится с повышением эффективности технологий принятия управленческих решений. Разрабатываются и внедряются компьютерные программы, которые позволяют большим группам людей общаться между собой и совместно решать проблемы, не используя традиционный иерархический механизм управления.

 

В течение многих лет основной структурой организации была классическая пирамида. Вертикальная иерархия управления доказала свою жизнеспособность и эффективность в достаточно стабильных условиях ведения бизнеса. Однако в современном деловом мире организациям приходится иметь дело с такими проблемами, которые в рамках бюрократической структуры управления решаются с трудом. К их числу относятся, прежде всего, следующие вопросы:

 

· Координация деятельности подразделений компании, которые работают с разными продуктами и на разных рынках;

 

· Быстрое реагирование на изменения окружающей среды;

 

· Обеспечение высокого качества деятельности, требующее согласования действий и процессов, происходящих в различных подразделениях компании;

 

· Ускорение операционных процессов и необходимость уменьшения затрат на осуществление процессов.

 

Вероятно, единственным способом решения подобных проблем, применяемым на практике в настоящее время, является создание тех или иных форм горизонтальной организации, которые будут рассмотрены в данной главе (параграф 2).

 

Другими тенденциями, все более набирающими силу в современном мире организаций, являются следующие:

 

· Исключительное внимание высшего руководства к четкому согласованию всех без исключения элементов организационного дизайна для достижения стратегических целей компании. В наибольшей степени эта тенденция проявилась при реализации концепций управления качеством (см. параграф 3 данной главы);

 

· Переход от функциональной организации деятельности к организации, основанной на бизнес-процессах. Данная тенденция будет рассмотрена в параграфе 4 данной главы;

 

· Выведение из состава компаний функций, не имеющих прямого отношения к ключевой компетенции организации, привлечение внешних ресурсов на контрактной основе, создания разнообразных партнерств и альянсов (см. параграф 5 данной главы);

 

· Разработка форм организационного дизайна, способных к самонастройке и самообучению, а, следовательно, к видоизменению в процессе своего функционирования в тесном контакте с требованиями окружающей среды. Практика создания самообучающихся организаций приведена в параграфе 6 данной главы;

 

· Создание компаний, организационный дизайн которых целиком определяется возможностями использования современных информационных технологий и средств связи, так называемых виртуальных организаций (см. параграф 7 данной главы).

 


 

Горизонтальная организация

 

Трудно представить организацию любого размера, способную работать без управленческой иерархии для контроля и координации деятельности. Но многие лидирующие компании экспериментируют именно с такими сценариями. Они разбирают свои пирамидальные структуры, убирая иерархический контроль и отказываясь от специализации департаментов.

 

Компании всегда ищут новые способы максимизации прибылей и повышения своей конкурентоспособности. С этим связано стремление руководителей компаний к постоянному пересмотру старой школы управления организацией. В течение последних десятилетий основное внимание менеджеров было направлено на поиски альтернатив традиционной структуре управления, организованной по вертикальным линиям полномочий и отчетности. Эти усилия привели к экспериментированию с самыми разнообразными механизмами горизонтальной организации управления, основанной на создании межфункциональных команд в противовес традиционным функциональным подразделениям.

 

Горизонтальная организация - это организация, осуществляющая децентрализованную координацию действий различных организационных единиц или сотрудников разных функциональных подразделений при выполнении общих задач.

 

 

Создание т.н. горизонтальных организаций представляет в настоящее время наиболее распространенную и значимую тенденцию в современном мире бизнеса – переход от вертикальной иерархии управления к горизонтальной. Основное конкурентное преимущество, получаемое компаниями с хорошо развитой горизонтальной координацией деятельности, - это возможность гибко и быстро реагировать на любые изменения условий ведения бизнеса.

 

Горизонтальная организация управления может оказаться успешнее вертикальной, например, при разработке и выводе на рынок нового продукта при ограниченном запасе времени, что требует четкого и быстрого согласования действий таких функциональных подразделений компании, как НИОКР, производство, маркетинг и сбыт.

 

Горизонтальная организация, вне зависимости от ее формы, характеризуется децентрализацией принятия решений путем передачи их в группы, состоящие из специалистов различных подразделений.

 

 

Ряд преимуществ горизонтальной организации:

1. Повышается способность всей организации более быстро и часто принимать решения за счет децентрализации и высвобождения времени менеджеров различных уровней управления.

 

2. Ежедневные проблемы решают преимущественно те специалисты, которые имеют непосредственный контакт с рынками, клиентами и производством.

 

3. Возникает возможность не только принимать большее количество решений – по поставщикам, покупателям, продуктам и т.д. - но и осуществлять быстрое согласование этих решений с различными функциональными подразделениями.

 

4. Обеспечивается фокусировка деятельности компаний одновременно на решение многих задач. Поскольку в каждой команде работают специалисты разных функциональных областей, то они могут стать мощным организационным механизмом, повышающим общую эффективность компании.

 

5. При вертикальной структуре каждое подразделение работает по установленным стандартам, что затрудняет координацию их деятельности. Горизонтальная организация, основанная на управлении процессами, нацелена на устранение межфункциональных барьеров.

 

6. В целом компания приобретает черты единой команды, в противовес совокупности разобщенных организационных единиц.

 

 

Например, крупные консультационные фирмы обычно используют географическую структуру офисов для фокусировки на клиентах. Но все они имеют горизонтальные связи между офисами через экспертов по отраслям и областям. Консультационная фирма может фокусироваться, по крайней мере, на трех направлениях - клиенты, отрасли и специальные функциональные области.

 

 

Проблемы и издержки горизонтальной организации:

 

1. Решения, принимаемые на более низких уровнях управления, могут оказаться менее продуманными и эффективными, в противоположность решениям, принимаемым опытными руководителями высшего звена. Это - общая проблема делегирования полномочий.

 

2. Увеличивается время, затрачиваемое на коммуникации и принятие решений, что связано с необходимостью согласования многих действий между различными подразделениями компании.

 

3. Повышается вероятность усиления конфликтов. Сотрудники разных подразделений имеют различное видение проблемы и разные предпочтения. Большая часть процесса принятия решений в компании, развивающей горизонтальную организацию, посвящена разрешению конфликтов.

 

4. Недостаток полномочий. Когда проблема передается группе сотрудников, а не отдельному человеку, ответственность за ее решение часто ложится на всех членов группы, что в реальности означает, что никто за это решение не отвечает.

 

5. Возникает общая проблема системы управления – создание адекватной системы набора специалистов, их продвижения и оценки в условиях командной работы.

 

Степень развития горизонтальных связей в организации определяется ее стратегией. Так, если компания придерживается стратегии «конгломеративной диверсификации», то есть осваивает выпуск новых продуктов, не совпадающих с традиционным профилем организации, горизонтальная координация может не понадобиться. В том же случае, когда стратегия определена как стратегия «концентрической диверсификации» путем создания новых производств, совпадающих с профилем организации (как, например, стратегия компании Procter & Gamble, предусмативаютщая выпуск разнообразных потребительских товаров на основе химической переработки жиров и масел), то руководители компании активно создают механизмы горизонтальной координации в области производства и маркетинга.

 

Основой горизонтальной организации является межфункциональная координация, требуемая для производства и продажи продуктов и услуг.

 

 

Межфункциональная координация является задачей генеральных менеджеров и их сотрудников в функциональных подразделениях, вне зависимости от того, одним ли бизнесом они занимаются или являются бизнес-единицами в диверсифицированных компаниях. Наиболее просто координация осуществляется в компании, которая занимается производством единственного продукта или услуги, продаваемой единственному покупателю. Так, например, компания Apple Computer была в таких условиях в 80-х гг. Она производила единственный продукт – компьютер Macintosh - который приобретался одним типом покупателя - компьютерными дилерами.

 

 

 

 
 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.021 с.)