Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и принципы организации социального страхования.

Поиск

Жизнедеятельность человека постоянно подвергается различным рискам физиологического, экономического и социального характера, приводящим к потерям. Риск – это неопределенность в отношении потерь, которые могут произойти вследствие неких вероятных событий. (Риск – это некое гипотетическое событие, результат которого заранее неизвестен, но, возможно, небезопасен, то есть может привести к ущербу.) Постоянно сталкиваясь с рисками, человечество выработало много способов противостояния разрушительным последствиям различных рисков, обеспечивая необходимую стабильность существования за счет нейтрализации причин, вызывающих риски (предупредительные мероприятия), борьбы с самими рисковыми проявлениями (подавление, ограничение развития риска), возмещение потерь от рисков (смягчение или преодоление экономических потерь). Одной из наиболее древних и устойчивых форм защиты от рисков, выработанных человечеством, является страховая зашита. Страховая защита - это экономическая категория, отражающая совокупность распределительных и перераспределительных отношений, связанных с преодолением или возмещением потерь, наносимых общественному производству и жизненному уровню человека различными чрезвычайными событиями. Страховая защита относится к компенсационным способам борьбы с рисками и потерями от них. Суть компенсационных способов состоит в возмещении физическим и юридическим лицам потерь, понесенных ими вследствие определенных рисков. Способы организации возмещения ущербов могут быть различными, что и определяет разные формы организации страховой зашиты. Страховая защита может осуществляться путем страхования, самострахования и взаимного страхования. Все формы страховой защиты различаются способами организации страхового фонда. Страховой фонд – это резерв материальных или денежных средств, сформированный в целях возмещения ущербов. Источниками формирования страховых фондов общества являются платежи физических и юридических лиц, взимаемых на добровольной или обязательной основе. Создание и управление этими фондами, равно как и распределение и использование их – есть часть финансовых отношений общества. Основные организационные формы существования страховых фондов это:

1. фонды страховых компаний

2. фонды самострахования (запасы)

3. фонды государственного социального страхования.

Фонды государственного социального страхования создаются в целях социальной поддержки населения за счет обязательных платежей физических и юридических лиц. Средства этих фондов используются в строгом соответствии с установленными правилами и нормативами для материального обеспечения граждан при наступлении старости, нетрудоспособности и других случаях согласно закону.

Социальное страхование - это механизм реализации социальной политики государства и основа социальной защиты населения. Социальная защита в современных условиях включает разнообразные формы и методы регулирования социальных рисков:

· государственное социальное обеспечение – прямое финансирование и компенсация ущербов за счет средств государственного бюджета

· обязательное социальное страхование

· корпоративная социальная защита за счет предприятий

· обязательное страхование, инициируемое государством

· добровольное личное страхование

· льготное налогообложение социально уязвимых слоев населения

· установление государством прожиточного минимума и регулирование оплаты труда

· общественная благотворительность.

В большинстве развитых стран мира сегодня преобладающей формой социальной защиты в общей системе управления социальными рисками является социальное страхование. Система социального страхования основывается на социальном регулировании и страховании. Социальное регулирование заключается в установлении основных социальных ориентиров развития общества. Страхование определяет механизм финансового обеспечения поставленных социальных целей. Основной предпосылкой социального страхования являются социальные риски.

Социальные риски – это случайные события, независящие от воли человека, грозящие своим наступлением нанести ущерб его нормальному воспроизводству, физиологической и социально -

экономической жизнедеятельности, связанные с множественной вероятностью потери трудового дохода. В зависимости от конкретных форм проявления и последствий для трудовой деятельности людей все социальные риски объединяются в отдельные группы, выступающие предметом разных отраслей социального страхования. Основными формами проявления социального риска являются:

1. болезнь, травма, беременность и роды, уход за детьми

2. старость, инвалидность, смерть

3. профессиональные заболевания и инвалидность, смерть от несчастных случаев на производстве

4. критические нарушения здоровья, требующие постоянного постороннего ухода

5. потеря работы – безработица.

Основными типами социального риска, соответствующими вышеназванным формам и отражающими разные последствия для трудовой деятельности, являются:

1. временная нетрудоспособность

2. постоянная нетрудоспособность и (или) потеря кормильца

3. временная и постоянная нетрудоспособность и (или) потеря кормильца

4. потеря способности к самостоятельной жизнедеятельности

5. невозможность трудоустройства.

Указанные выше социальные риски по-разному влияют на доход человека:

· в первом случае имеет место временная утрата дохода

· во втором случае – постоянная утрата дохода

· в третьем случае имеет место временная или постоянная потеря дохода

· в четвертом случае возникают дополнительные расходы на медицинский и бытовой уход

· в пятом случае – временная утрата дохода.

Как было указано выше, структура социальных рисков находит отражение в отраслевой организации социального страхования. Система социального страховании в современных развитых странах включает пять отраслей. Перечислим отрасли социального страхования соответственно порядку вышеуказанной структуры социальных рисков:

1. медицинское страхование

2. пенсионное страхование

3. страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

4. страхование по долгосрочному уходу (только в Германии)

5. страхование от безработицы.

Страхование по уходу сегодня включено в медицинское либо пенсионное страхование в таких странах как Швеция, Австрия, Бельгия, Греция и Финляндия.

Социальное страхование – универсальная для рыночной экономики финансовая система, позволяющая компенсировать действие социальных рисков за счет перераспределения части национального дохода между отдельными группами населения с учетом меры социального риска и трудового вклада каждого в формирование национального дохода. Социальное страхование обеспечивает управление социальными рисками общества на основе распределения средств, собранных для целей компенсации индивидуальных ущербов, между всеми нуждающимися членами общества. Размер индивидуальных страховых выплат определяется с учетом индивидуального вклада каждого в общий фонд. К принципам, лежащим в основе социального страхования и определяющим его эффективность, относятся:

· обязательность регулируемого государством социального страхования для всех граждан;

· обязанность платить страховые взносы на социальное страхование и работников и работодателей с привлечением по мере необходимости средств государства;

· размер фондов социального страхования определяется установленными в обществе стандартами уровня и качества жизни, обеспечивающими необходимую для этого степень защиты;

· социальные выплаты определяются условиями уплаты страховых взносов: их размерами, сроками и прочим;

· право получения социальных выплат определяется фактами уплаты страховых взносов и наступления социальных рисков без дополнительной проверки нуждаемости в доходе.

 

Социальное страхование является некоммерческим, все доходы, поступающие в фонды социального страхования, направляются только на социальные цели. Социальное страхование принципиально отличается от государственного социального обеспечения и личного страхования. Государственное социальное обеспечение основывается на принципе солидарности в формировании и использовании финансовых фондов. Личное страхование основывается на принципе эквивалентности между индивидуальными взносами в страховые фонды и выплатами из них. (Согласно одной из существующих позиций в теории страхования, личное страхование и социальное страхование включаются в качестве подотраслей в отрасль «страхование уровня жизни».) В социальном страховании хотя и присутствует принцип эквивалентности страховых взносов и социальных выплат, однако далеко не в полной мере. В социальном страховании скорее используется своеобразное сочетание принципов солидарности и эквивалентности. Социальное страхование построено на принципе нежесткой эквивалентности, то есть существует определенная зависимость страховых выплат от величины трудового вклада и страхового стажа.

Проведем сравнительный анализ социального страхования с государственным социальным обеспечением и личным страхованием. (Напомним, что государственное социальное обеспечение, социальное страхование и личное страхование – это основные элементы социальной защиты населения.) В качестве критериев сравнения выступят предмет, объект, финансовый механизм, источники финансирования, организация и управление, принцип возмещения ущерба, право на социальные выплаты.

ПРЕДМЕТ:

· в социальном страховании – универсальные социальные риски, связанные с потерей трудового дохода

· в государственном социальном обеспечении – риски, связанные со снижением дохода ниже минимальных государственных гарантий и риски специальные, согласно государственным уложениям

· в личном страховании – любые относящиеся к страховым социальные риски, связанные с имущественными интересами граждан (жизнь, здоровье, трудоспособность и личное материальное благополучие).

ОБЪЕКТ:

· в социальном страховании – работающие граждане и члены их семей – иждивенцы

· в государственном социальном обеспечении – нетрудоспособные граждане и малообеспеченные (нуждающиеся)

· в личном страховании - любые физические лица, желающие застраховать свою жизнь, здоровье и трудоспособность и имеющие на это средства.

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ:

· в социальном страховании - страхование (формирование специальных фондов социального страхования путем аккумуляции обязательных страховых взносов с последующим использованием средств фондов на социальные выплаты)

· в государственном социальном обеспечении – государственное бюджетное финансирование

· в личном страховании – страхование: формирование страховых фондов за счет страховых взносов (страховых премий) страхователей (физических и юридических лиц) с последующими страховыми выплатами определенному договором страхования выгодоприобретателю в соответствии с условиями заключенного между страховщиком и страхователем договором страхования.

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ:

· в социальном страховании – обязательные страховые взносы работников, работодателей и государства

· в государственном социальном обеспечении – налоги и другие бюджетные поступления

· в личном страховании - страховые взносы любых физических или юридических лиц.

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ:

· социальное страхование осуществляется согласно законодательным правилам, находясь либо в ведении органов государственной власти, либо реализуясь через независимые организации

· государственное социальное обеспечение полностью находится в ведении органов государственной власти

· личное страхование осуществляется страховыми организациями, являющимися юридическими лицами и имеющими лицензию на проведение конкретного вида личного страхования, по индивидуальным правилам, не противоречащим требованиям типовых правил, утвержденным государственным страховым надзором.

ПРИНЦИП ВОЗМЕЩЕНИЯ УЩЕРБА:

· в социальном страховании - это принцип ограниченной эквивалентности (в зависимости от нуждаемости, но с учетом индивидуального участия в финансировании выплат)

· в государственном социальном обеспечении - это принцип солидарности (в зависимости от нуждаемости и без учета индивидуального участия в финансировании выплат)

· в личном страховании – принцип эквивалентности (выплаты строго пропорциональны степени индивидуального риска и уплаченным страховым взносам)

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ:

· в социальном страховании – при наличии покрываемых социальных рисков, но с соблюдением определенных условий уплаты взносов (трудовой и страховой стаж и пр.)

· в государственном социальном обеспечении - только по результатам проверки нуждаемости при наличии последствий действия социальных рисков

· в личном страховании – это право на получение страховых выплат при наступлении страхового случая, а также право на возврат уплаченных страховых взносов – выкупной суммы – без страхового случая.

Субъекты социального страхования – страхователи и страховщики, а также застрахованные и бенефициары (выгодоприобретатели). Страхователи – это работодатели, работники и государство, платящие обязательные страховые взносы в фонды социального страхования. Страховщики – независимые организации, являющиеся финансовыми учреждениями, осуществляющими аккумулирование и перераспределение денежных средств, собранных под эгидой государства на цели компенсации ущербов от социальных рисков (фонды обязательного государственного социального страхования). Застрахованные – работающие граждане и члены их семей, являющиеся иждивенцами, отдельные определяемые государством социально незащищенные группы населения. Выгодоприобретатели – работники, платящие страховые взносы на определенных условиях (страховой и трудовой стаж и пр.), члены семей работников, установленные государством группы населения, подвергающиеся социальным рискам.

Социальное страхование является особой финансовой системой и компонентом системы финансов государства. Как компонент системы финансов, социальное страхование - это совокупность отношений, посредством которых осуществляется перераспределение национального дохода в целях компенсации последствий социальных рисков. В узком смысле как особая финансовая система социальное страхование представляет собой систему финансовых учреждений, осуществляющих аккумулирование и распределение денежных средств, собираемых в обязательном порядке на цели компенсации ущербов от действия социальных рисков. Социальное страхование характеризуется определенными формами организации фондов и их взаимодействием со страхователями, застрахованными и органами государственной власти.

Финансовый механизм социального страхования представляет собой порядок и условия формирования и использования средств социального страхования на установленные государством цели социальной защиты населения. Основными составляющими финансового механизма социального страхования являются:

· страховые взносы,

· фонды социального страхования,

· социальные выплаты.

Страховые взносы – это обязательные периодические платежи законодательно установленных групп населения, хозяйствующих субъектов и, при необходимости, государства, которые аккумулируются в страховых фондах на цели социальной защиты. Ответственность по уплате страховых взносов в фонды социального страхования разделяется между наемными работниками и работодателями, хотя и достаточно условно. Принципиальный характер такое разделение имеет в начальный период организации социального страхования, поскольку вносы на социальное страхование, уплачиваемые работниками, реально снижают их текущий индивидуальный трудовой доход, а взносы работодателей фактически увеличивают себестоимость производимой продукции. Взносы на социальное страхование [34], по сути, являются частью фонда заработной платы, отчисляемой в принудительном порядке на покрытие возможных ущербов от социальных рисков. Именно в связи с обязательным характером уплаты взносы на социальное страхование зачастую отождествляют с налогами. Однако налоги являются безэквивалентными и безвозвратными платежами, в то время как взносы на социальное страхование предполагают последующие социальные выплаты по принципу эквивалентности, поскольку указанные взносы предполагают наличие зависимости между отчислениями и социальными выплатами на основе единой базы исчисления: индивидуального трудового дохода. Тарифы взносов устанавливаются в каждой стране обычно в процентном отношении к фонду заработной платы. Значение тарифов существенно различается по странам. Устанавливая тарифы страховых взносов, государство регулирует их в зависимости от текущих социально-экономических потребностей.

Государственное регулирование системы социального страхования существенно влияет на структуру доходовфондов социальногострахования. Иногда государство увеличивает страховые взносы, иногда привлекает другие источники финансирования. Выделяют три основных методафинансового участия государства в формировании фондов социального страхования:

· прямое дотирование фондов социального страхования;

· государственные субсидии;

· введение специальных налогов, идущих в фонды социального страхования.

Прямое дотирование фондов социального страхования из государственного бюджета применяется при обоснованной временной нехватке средств страховых взносов. Государственные субсидии предполагают постоянное финансирование определенных целевых расходов фондов социального страхования изгосударственного бюджета. Что касается взимания специальных налогов в распоряжение фондов социального страхования, то, как правило, это косвенные налоги, связанные с потреблением дорогостоящих или вредных для здоровья товаров.

Фонды социального страхования - это обособленные фонды денежных средств, образованные из обязательных страховых взносов граждан и хозяйствующих субъектов при финансовом участии государства, предназначенных для целевого использования на оказание материальной помощи застрахованному контингенту населения в соответствии с установленными в государстве условиями. Фонды социального страхования создаются по определенным правилам в целях компенсации социальных рисков в пределах установленных нормативов. Определение достаточности размеров и способы формирования указанных фондов различны в зависимости от целей социальной политики государства. Существуют два основных способа формирования фондов социального страхования:

· на основании текущего распределения ущерба;

· на основании принципа накопления.

Первый метод в социальном страховании предполагает покрытие текущих расходов текущими доходами и получил название «pay-as-you-go»:

 

сумма страховых взносов = сумме страховых выплат

 

В данном способе все получаемые доходы системы социального страхования равны производимым расходам в течение определенного периода времени. Взносы определяются на основе статистических данных о среднем размере ущерба (потере заработка) в связи с социальными рисками и соотношении между числом застрахованных и предполагаемых выгодоприобретателей. При необходимости уровень компенсаций может корректироваться в соответствии с размерами фондов социального страхования и нормативами общественной стоимости труда (минимальный уровень заработной платы, прожиточный минимум, средний уровень оплаты труда в отрасли и т.п.).

Второй метод формирования страховых фондов, основанный на накоплении, имеет несколько названий: «фондированная система»,«капитализация»,«система индивидуальных накопительных счетов».

Второй метод подразумевает осуществление социальных выплат из предварительно накопленных индивидуальных страховых взносов по формуле:

 

страховая выплата = сумма страх. взносов + инвестиционный доход

Страховые выплаты в этом случае будут уплачены из расчета уплаченных страховых взносов умноженных на норму процента, либо наоборот: исходя из размера планируемых выплат с учетом дисконтирования. Данный механизм применяется, в основном, в пенсионном страховании (долгосрочный вид страхования). Однако в чистом виде капитализация для целей социального страхования не используется, хотя и имеет много сторонников среди экономистов.

Основные источники поступлений в фонды социального страхованиястраховые взносы, аккумулируемые фондами социального страхования и используемые для специальных денежных выплат установленным государством группам населения, а также на цели оплаты услуг учреждений социального назначения. Денежные выплаты осуществляются в виде пенсий, пособий, компенсаций. Оплата услуг учреждений социальногоназначения связана с соответствующими медицинскими расходами, реабилитацией пострадавших, переобучением потерявших работу, содержанием детей.

Исходя из положений законов бенефициарами фондов социального страхования (выгодоприобретателями) являются работающее население, члены их семей и прочие установленные государством группы населения.

Фонды социального страхования находятся в собственности государства, но они не ассоциированы с бюджетом и поэтому называются внебюджетными фондами социального назначения. Указанные фонды находятся в распоряжении и управлении специализированных финансово-кредитных учреждений, подотчетных Федеральному Собранию и Правительству РФ. Бюджеты фондов на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами.

Этих фондов на сегодняшний день в России три: Фонд социального страхования (ФСС); Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС); Пенсионный фонд РФ (ПФР).

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:

· обязательных платежей, установленных законодательством РФ (специальные налоги и сборы);

· добровольных взносов физических и юридических лиц (отчисления от прибыли (дохода);

· других доходов, предусмотренных законодательством РФ (прибыль от коммерческой деятельности самих фондов; заемные средства).

Специальные сборы устанавливаются налоговым законодательством. Бюджетные средства поступают в форме субсидий или установленных законом отчислений от налоговых доходов бюджета. Возникающее в том или ином периоде положительное сальдо (профицит) внебюджетных фондов может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения доходов в форме дивидендов или процента, при этом условия использования средств, как правило, строго регламентируются.

Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ и субъектов РФ, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами и законами субъектов РФ.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством.

Контроль исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ в порядке, установленном Бюджетным кодексом соответствующих бюджетов.

(В Бюджетном кодексе РФ государственные внебюджетные фонды определены как участники бюджетного процесса, т. е. процесса по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению и контролю исполнения бюджетов.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 935; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.242.39 (0.012 с.)