Система и история развития социального страхования в РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система и история развития социального страхования в РФ



ТЕМА 1

Система и история развития социального страхования в РФ

 

Система социального страхования Российской Федерации в настоящее время включает страхование по обязательному пенсионному, обязательному медицинскому и обязательному социальному страхованию и обеспечивается работой следующих внебюджетных фондов:

  • Пенсионный фонд РФ (официальный сайт: www.pfrf.ru);
  • Фонд социального страхования (официальный сайт: www.fss.ru);
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (официальный сайт: www.ffoms.ru/ffoms).

Основным источником поступлений для данных государственных внебюджетных фондов являются средства, выплачиваемые предприятиями в составе единого социального налога (ЕСН). Его плательщиками выступают организации-работодатели всех форм собственности, а налогооблагаемой базой являются все выплаты, начисленные работодателем в пользу работника по всем основаниям. Налог взимается по регрессивной ставке. (См. Налоговый кодекс РФ, часть 2, ст. 236-242). Законодательство предусматривает некоторые льготы по уплате ЕСН.

 

История социального страхования в России

2 июня 1903 года считается официальной датой рождения государственного социального страхования в России. В этот день императором Николаем II в Российской империи были введены Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горно-заводской промышленности.

Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем.

С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.

В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет.

А с 1931 года за счет средств государственного социального страхования начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санаториях, пансионатах, домах отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей.

С 1933 года социальное страхование перешло под управление профсоюзов.

До начала 90-х г.г. средства на государственное социальное страхование аккумулировались в консолидированном бюджете государственного соци­альногo страхования, который, в свою очередь, входил составной частью в государственный бюджет страны. Переход к рынку ознаменован в России рядом кардинальных изменений в организационной структуре хозяйства. В ходе этого произошла модернизация финансовой системы, и, прежде всего, ее центрального звена – общегосударственных финансов. Постепенно стали возникать, один за другим «отпочковываться» от бюджетной системы внебюджетные фонды. Главенствующие положение среди них по размеру мобилизуемых средств занимали внебюджетные социальные фонды. Внебюджетным социальным фондам придан статус самостоятельных финансовых учреждений. Внебюджетные фонды возникли не одновременно, каждый вводился особым законодательным актом.

Законом «О государственных пенсиях в РФ» № 340-1 от 20 ноября 1990г, пенсионное страхование было выделено в полностью автономную систему, определены на законодательном уровне условия формирования ПФР, принципы обязательного государственного пенсионного страхования. Важнейшим условием взаимоотношений ПФР и государственного бюджета являлся полный отказ от бюджетных дотаций.

1 января 1991 года в соответствии с постановлением Совмина РСФСР и ФНПР от 25 декабря 1990 г. № 600 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся в РСФСР» был создан Фонд социального страхования РСФСР.

Фонд обязательного медицинского страхования создан в соответствии с Законом Российской Федерации от 28 июня 1991 года №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

 

ТЕМА 2

Обязательное государственное страхование

 

Санаторно-курортное обслуживание работающих граждан и оздоровление детей

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2001 г. N 309 работникам и членам их семей за счет средств обязательного социального страхования предоставляются путевки на:

1) санаторно-курортное лечение и оздоровление для профилактики заболеваний;

2) санаторно-курортное лечение в связи с необходимостью санаторного долечивания непосредственно после стационарного лечения заболеваний по перечню согласно приложению.

Санаторно-курортное лечение и оздоровление

Страхователь за счет средств обязательного социального страхования осуществляет самостоятельно расходы на полную или частичную оплату стоимости путевки на санаторно-курортное лечение или оздоровление работников и членов их семей из расчета стоимости пребывания в санаторно-курортном учреждении одного человека в сутки и продолжительности пребывания, установленных федеральным законом о бюджете Фонда на соответствующий год, а также исходя из предусмотренных региональным отделением Фонда страхователю ассигнований на эти цели.

Продолжительность санаторно-курортного лечения и оздоровления в санаторно-курортных учреждениях составляет 14-24 дня.

Путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление приобретаются работодателями (страхователями) в соответствии с заявлениями работников и при наличии медицинских заключений, выданных соответствующими учреждениями здравоохранения.

Распределение и выдача работникам путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление, на оплату которых используются средства обязательного социального страхования, производятся с учетом предоставления работнику путевки не чаще одного раза в год на основании решения комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию страхователя.

Долечивание

document.write(window.opener.top.zeeMessage); В целях уменьшения дней временной нетрудоспособности и предотвращения выхода на первичную инвалидность у лиц трудоспособного возраста, имеющих благоприятный прогноз, начиная с 1978 года за счет средств обязательного социального страхования оплачиваются путевки на долечивание работающих граждан непосредственно после стационарного лечения в специализированные санаторно-курортные учреждения. Это лица, перенесшие инфаркт миокарда, нарушения мозгового кровообращения, операции на сердце, желудочно-кишечном тракте, то есть те категории больных, которые, как правило, имеют наибольшее количество дней нетрудоспособности.

Путевки на долечивание непосредственно после стационарного лечения приобретаются региональными отделениями Фонда по договорам со специализированными санаториями (отделениями), передаются органам (учреждениям) здравоохранения в соответствии с их заявками и заключенными договорами и выдаются учреждениями здравоохранения бесплатно работникам, находящимся на лечении.

Направление работников на долечивание непосредственно после стационарного лечения в специализированные санатории (отделения) осуществляется в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Перечень заболеваний, долечивание которых осуществляется за счет средств обязательного социального страхования: заболевания беременных женщин групп риска, нестабильная стенокардия, острый инфаркт миокарда, острое нарушение мозгового кровообращения, операции на сердце и магистральных сосудах, операции по поводу язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки, удаления желчного пузыря, операции по поводу панкреатита (панкреонекроза), сахарный диабет.

 

ТЕМА 3

ТЕМА 4

Пенсионное страхование

Экономическое содержание пенсионного страхования

Пенсионные системы в практике большинства государств включают в себя несколько основных элементов:

- распределительные государственные программы;

- обязательные накопительные программы;

- профессиональные пенсионные программы;

- добровольные накопительные программы.

От набора этих элементов и их удельного веса в конкретной пенсионной системе непосредственно зависит ее экономическая и социальная направленность.

В общемировой исторической практике сформировались два альтернативных направления пенсионного страхования:

1) индивидуально-накопительное;

2) солидарно-распределительное.

 

Накопительное направление в пенсионном страховании для реализации своих принципов требует строго индивидуального учета и аккумуляции отложенной части заработка в течение всего периода трудовой жизни. Накопленные таким образом денежные средства в их номинальном объеме (с учетом влияния инфляции) должны быть распределены на весь период дожития застрахованного тем или иным способом и выплачиваться исключительно самому застрахованному лицу.

Основная отрицательная и до сих пор не имеющая решения проблема накопительной схемы пенсионного страхования заключа

ется в ее высокой степени зависимости от внешних (к пенсионной системе) факторов (уровня развития экономики, ее стабильности и темпов роста), поскольку накапливаемые денежные средства необходимо сохранять и обслуживать в течение жизни целого поколения (в среднем 35 — 40 лет). За столь продолжительный период в любой рыночной экономической системе, даже в самой высокоразвитой и устойчивой, происходят различные изменения (меняется структура ВВП, снижаются темпы роста экономики в целом или ее отдельных секторов, увеличиваются темпы инфляции, падает уровень жизни и т.д.), поэтому накопленные пенсионные денежные средства в форме пенсионного капитала требуют специального и высокопрофессионального управления.

Управление пенсионными накоплениями в развитых рыночных странах — объект деятельности целого комплекса специалистов, начиная с финансовых менеджеров, доверительных и инвестиционных управляющих, актуариев и др., которые должны максимально

точно рассчитать объем накапливаемых финансовых обязательств, необходимый уровень доходности пенсионного капитала, продолжительность периода дожития каждой когорты застрахованных, сумму пенсионных прав каждого застрахованного исходя из периода дожития и накопленного капитала и т.п.

Второе — распределительное направление предполагает аккумуляцию («котловым» способом) страховых отчислений от застрахованных лиц и незамедлительным их перераспределением в пользу граждан другого (предшествующего) поколения. В силу такого оперативного механизма использования денежных средств распределительная схема пенсионного страхования не подвержена воздействию внешних к пенсионной системе факторов (в первую очередь к инфляции, изменению цены рабочей силы, структуры потребительского рынка и рынка труда и др.). Она также в противоположность накопительной схеме полностью и абсолютно лишена необходимости дополнительных расходов на сохранение, поддержание покупательной способности, обслуживание пенсионного капитала и, главное, — риска его полной или частичной утраты либо снижения реальной стоимости.

Однако, несмотря на перечисленные и многие другие достоинства распределительной пенсионной схемы, она имеет существенные проблемы, также не имеющие пока положительного решения. Главная, среди них, — невозможность создания справедливой системы расчета накопленных пенсионных прав и, соответственно, точного расчета адекватной суммы долгосрочных государственных пенсионных обязательств в виде пожизненной трудовой пенсии.

Пенсионная реформа в России

Государственное пенсионное страхование в России зародилось значительно позднее, чем в большинстве развитых стран, — в начале ХХ в. и не получило широкого распространения.

До 1917 г. страхование по старости не входило в сферу интересов органов государственного управления. Только отдельные виды профессиональной деятельности (в основном связанные с государственной службой) обеспечивались специальными видами социальных пособий после прекращения гражданином работы в связи с наступлением установленного возраста.

После Октябрьской революции, к началу 1920-х годов, развернулась научно-практическая дискуссия о «необходимости рассмотрения старости как отдельного вида нетрудоспособности, нуждающегося в пенсионном обеспечении». В то время социальное обеспечение престарелых базировалось не на основе учета страхового возраста, а в основном исходя из критерия утраты трудоспособности и наступления инвалидности.

В 1929 г. впервые были установлены принципиальные различия в размере между пенсией по инвалидности и пенсией по старости, а также порядок выплаты пенсий продолжающим работать.

Начиная с 1932 г. пенсионное обеспечение охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства. С этого времени был законодательно введен пенсионный возраст: для женщин — 55 лет и для мужчин — 60 лет.

В результате многочисленных экспериментов с пенсионным обеспечением к середине 1960-х годов в нашей стране сложилась полноценная государственная система всеобщего пенсионного обеспечения по старости.

Система пенсионного обеспечения в социалистический период формировалась, с одной стороны, исходя из принципа социалистической уравниловки, с другой — исходя из остаточного принципа бюджетного финансирования. До самого недавнего времени при создании пенсионной системы непосредственное влияние демографических факторов практически не учитывалось.

Несмотря на то, что социалистическая пенсионная система была построена на принципах так называемой системы социального страхования, она не содержала всего комплекса необходимых экономических признаков системы обязательного пенсионного страхования, которые присущи традиционным формам пенсионного страхования.

В то же время данная система наряду с многочисленными экономическими особенностями содержала одно важное преимущество—обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень, поэтому пенсионная система начиная с середины 60-х и до 1990 г. получила определение государственного пенсионного обеспечения.

Средства на государственное пенсионное обеспечение,- как и средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в консолидированном бюджете государственного cоци­альногo страхования, который, в свою очередь, входил составной частью в государственный бюджет страны.

Таким образом, предшествовавшая современному этапу пенсионная система была основана на консолидированной программе финансирования выплаты пенсий и полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета страны. При этом бюджет пенсионного обеспечения являлся составной частью государственного бюджета СССР и был включен в него как по доходам, так и по расходам. В общем бюджете государственного социального страхования четко определялись источники доходов и направление средств в соответствии с установленными видами обеспечения и обслуживания по социальному страхованию.

Развитие пенсионной системы до периода радикальных рыночных реформ 1990 г. характеризовалось постепенным накоплением в ней все большего количества экономических и социальных проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требований включения бюджета ПФР в бюджетно-финансовую систему страны.

С создания в начале 1990-х годов ПФР в России началась эпоха радикальных экономических реформ, среди которых пенсионная реформа занимала одно из ключевых мест наряду с реформой форм собственности и приватизацией, а также с реформой системы гocyдарственного управления экономикой. Социалистическая система пенсионного обеспечения не могла быть приспособлена к новым условиям и была заменена на систему государственного пенсионногo страхования, основанную на солидарно-распределительных принципах.

Закон «О государственных пенсиях в РФ» № 340-1 от 20 ноября 1990г. стал первым Законом, в котором пенсионное страхование было выделено в полностью автономную систему, определены на законодательном уровне условия формирования ПФР, принципы обязательного государственного пенсионного страхования. Важнейшим условием взаимоотношений ПФР и государственного бюджета являлся полный отказ от бюджетных дотаций.

Формирование собственных источников финансирования должно было достигаться улучшением собираемости взносов на указанные цели. Переориентация каналов поступления финансовых ресурсов на пенсионные цели на преимущественное использование страховых методов имела глубокое экономическое содержание. Однако, несмотря на все предпринимаемые усилия, реальное содержание пенсий устойчиво снижалось и реальные доходы пенсионеров продолжали падать. Уже в первые годы введения в действие в России Закона № 340-1, основанного на страховых принципах, стало очевидно, что он не обеспечивает ни полноценной реализации требований рыночной экономики к системе обязательного пенсионного страхования по причине сохранения в ней необоснованного количества нестраховых (т.е. не обеспеченных финансовыми ресурсами) пенсионных выплат, ни необходимого учета особенностей переходной экономики России. Поэтому уже к середине 1990-х годов в недрах самой пенсионной системы зародился целый комплекс экономических и социальных противоречий, а на уровне межбюджетных и макроэкономических отношений назрели кризисные явления, закономерными последствиями которых стали:

• неурегулированность взаимных обязательств по финансированию выплаты отдельных видов пенсий;

• рост задолженности федерального бюджета и бюджета ГФЗ перед бюджетом ПФР;

• фактическое замораживание применения отдельных статей Закона № 340-1;

• введение дополнительных механизмов регулирования пенсионного обеспечения путем подзаконных правовых нормативных актов.

Закономерным результатом указанных проблем функционирования пенсионной системы явилось разрушение базовых принципов пенсионного страхования, потеря управляемости формированием государственных пенсионных обязательств и неконтролируемый рост долга не только перед будущими поколениями пенсионеров, но и по выплате текущих пенсий.

Учитывая назревающий системный кризис и увеличение задолженности перед пенсионерами, связанной с неконтролируемым механизмом назначения и перерасчета страховых пенсий, Правительством РФ была разработана и утверждена очередная «Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» (постановление Правительства РФ № 790 от 07.08.95 г.).

При этом в качестве основных целей очередного этапа развития пенсионной системы выдвигались:

• более полная реализация гарантированного Конституцией РФ права граждан на пенсионное обеспечение;

• обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы и создание предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;

• адаптация системы пенсионного обеспечения к развивающимся рыночным отношениям в Российской Федерации;

• рационализация условий и размеров предоставления пенсий;

• повышение эффективности пенсионного обеспечения граждан путем совершенствования системы управления.

Для решения перечисленных вопросов данная Концепция предусматривала формирование многоуровневой пенсионной системы, которая наиболее широко применяется в настоящее время в зарубежной практике экономически и социально развитых стран. Для этого было предусмотрено разделение основного размера страховой пенсии на несколько составных частей:

• базовой;

• страховой (трудовой);

• дополнительной (необязательной, негосударственной) накопительной.

При этом в качестве первого (базового) уровня трудовой пенсии предлагалось принять уровень социальной пенсии. Второй уровень должна была занимать трудовая (страховая) пенсия, предполагающая соответствие условий предоставления и размеров пенсий объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица. Данное участие выражается в продолжительности страхования и величине взносов. При определении права на пенсию и ее размера периоды, не связанные с уплатой страховых взносов, могут учитываться при условии возмещения соответствующих расходов из государственного бюджета. Это означает последовательное применение при формировании трудовых пенсий страховых принципов. Последние исключают какие-либо привилегии для отдельных слоев или групп застрахованных. Третий уровень в пенсионном обеспечении должны составлять негосударственные пенсии. Негосударственное пенсионное обеспечение в обшей пенсионной системе рассматривалось как дополнительное к государственному. Предполагалось, что негосударственное пенсионное обеспечение должно осуществляться как в форме дополнительных профессиональных программ отдельных предприятий, отраслей или административно-территориальных образований, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в негосударственных пенсионных фондах или страховых компаниях.

В рамках такой системы пенсионного страхования базовые пенсии должны были предоставляться всем гражданам России и обеспечивать материальные условия жизни человеку при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности или в случае потери кормильца независимо от наличия трудового стажа

Со вступлением в силу с 2002 года федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "Об обязательном пенсионном страховании" и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" в стране был запущен механизм новой пенсионной реформы, которая направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

Суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать достойную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие. Тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.

Для работающих пенсионеров предусмотрено улучшение их благосостояния. С 1 января 2002 года они могут получать пенсию в полном объеме. Для людей предпенсионного возраста реформа эквивалентно учитывает пенсионные права, которые граждане приобрели в старой и новой пенсионной системах. Потому для этой категории населения произведен специальный перерасчет их условных накоплений с использованием сведений о совокупном трудовом стаже. Ряд категорий пенсионеров этой группы также получает надбавки к пенсии за выслугу лет. Это относится к работникам сферы образования, здравоохранения и культуры.

Согласно новой пенсионной модели взносы в ПФР, которые составляют в совокупности 28%, до разделены на три части: 14% направляются в федеральный бюджет и используются для выплаты базовой государственной пенсии (гарантированный минимум сейчас составляет 450 рублей). 8-12% от оплаты труда являются страховой частью трудовой пенсии и перечисляются в ПФР (вместе с базовой частью должна составлять не менее 600 рублей, но не превышать 50% средней зарплаты за все время трудовой деятельности) и от 2 до 6% направляются в фонд для формирования «накопительной составляющей трудовой пенсии» Накопительная составляющая будет формироваться за счет части единого социального налога (ЕСН), уплачиваемого работодателем, а ее размер привязан к заработной плате и, соответственно, к объему накопленных на индивидуальном счете гражданина средств.

В накопительной системе с начала пенсионной реформы не участвовали мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше,– то есть те, кто должен был выйти на пенсию в течение десяти после начала реформы. А граждане, родившиеся раньше 1967 года, до 1 января 2005 года, участвуют в ней в ограниченном объеме – их накопительные поступления составляют пока 2 процента от размера легальной заработной платы, а с января 2005 года этот платеж возвращается в страховую часть. Сами же средства, перечисленные на специальную (накопительную) часть их лицевых счетов останутся в их распоряжении до достижения ими пенсионного возраста.

Таким образом, размер пенсии в новой пенсионной модели определяется прежде всего не стажем работника, как в старой, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Это должно стимулировать работников, а следом за ними и работодателей, к отказу от разного рода «серых» зарплатных схем и вывести скрытые части зарплат из тени, тем самым увеличив поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.

Система начисления пенсий, основанная на накопительной составляющей, достаточно широко распространена в мире. Ее избрали Швеция, Италия, Латвия, Польша. Одним из факторов, говорящих в пользу выбора данной системы, является необходимость преодоления возможных негативных демографических аспектов для пенсионных систем, когда перераспределение средств от двух-трех работающих к одному пенсионеру становится невозможным – пенсионной системе приходится выполнять обязательства перед каждым пенсионером индивидуально.

Предполагается, что пенсионная реформа положительно скажется и на состоянии экономики в целом, и позволит привлечь значительные капиталы на финансовые рынки страны. Как сказано в законе "Об обязательном пенсионном страховании", страхователем может выступать не только государственный Пенсионный фонд, но и частные финансовые институты. Начиная с 2004 года, в пенсионной реформе могут принимать участие негосударственные пенсионные фонды – туда можно переводить накопления из ПФР.
Одной из основных задач, которую должна решить реформа – обеспечить прозрачность пенсионной системы. Каждый работник ежегодно должен получать отчет о состоянии заработанных им пенсионных прав: общий объем перечисленных работодателем взносов, общий объем пенсионного капитала.

С 1 января 2002 года запущен механизм персонифицированного учета уплаченных взносов и каждый россиянин, застрахованный в системе обязательного страхования, получает официальные уведомления о состоянии собственного пенсионного счета. Размер базовой и страховой части пенсии предполагается индексировать ежегодно с учетом темпов инфляции. Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования предусматривается создание Пенсионным фондом России резерва, который должен обеспечить безусловное выполнение обязательств по выплате пенсий перед нынешними пенсионерами. По закону "Об обязательном пенсионном страховании" государство несет полную ответственность за выплату пенсий гражданам, в том числе субсидиарную ответственность за деятельность Пенсионного фонда России и отвечает по его обязательствам перед застрахованными лицами.

 

Основные понятия нового пенсионного законодательства

Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи с их смертью.

Базовая часть трудовой пенсии - фиксированная часть, устанавливаемая в твердой сумме, выплачивается за счет средств федерального бюджета.

Страховая часть трудовой пенсии - дифференцированная часть, зависящая от результатов труда конкретного человека, в том числе и от суммы страховых взносов в ПФР за застрахованное лицо, которые отражаются на его индивидуальном лицевом счете.

Накопительная часть трудовой пенсии - часть, выплачиваемая в пределах сумм уплаченных страховых взносов, отраженных в специальной части лицевых счетов застрахованных лиц в системе индивидуального (персонифицированного) учета.

Досрочная трудовая пенсия по старости - вид трудовой пенсии по старости, назначаемой ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждены Правительством РФ.

Социальная пенсия - вид пенсии по государственному пенсионному обеспечению, которая назначается при отсутствии права на трудовую пенсию либо на иной вид пенсии.

Конвертация (оценка) пенсионных прав - преобразование пенсионных прав, приобретенных застрахованным лицом по состоянию на 1 января 2002 года, в сумму расчетного пенсионного капитала, иными словами - пенсионные права в денежном выражении.

Расчетный пенсионный капитал - учитываемая в порядке, определяемом Правительством РФ, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до 1 января 2002 года, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.

Общий трудовой стаж - суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц.

Страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Эти периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали или за ними следовали периоды трудовой деятельности.

Стаж на соответствующих видах работ - суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности на определенных видах работ, круг которых определен пенсионным законодательством (подземные работы, работы в горячих цехах, работы на вредном производстве, педагогическая и медицинская деятельность и т. д.).

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии - показатель, установленный законом и используемый для определения страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости составляет 19 лет (228 месяцев). Начиная с 1 января 2002 года ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости устанавливается продолжительностью 12 лет (144 мес.) и будет увеличиваться ежегодно на 6 мес. до достижения 16 лет, а затем ежегодно увеличиваться на 1 год до достижения 19 лет.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет ПФР и персонально целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на индивидуальном лицевом счете.

Индивидуальный лицевой счет - совокупность сведений о стаже, заработке и поступивших страховых взносах за застрахованное лицо, а также иные сведения, учитывающие пенсионные права застрахованного лица, которые используются пенсионными органами для назначения, перерасчета и корректировки пенсии.

Специальная часть индивидуального лицевого счета - раздел индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в котором учитываются сведения о поступивших за это лицо страховых взносах, направляемых на формирование накопительной части пенсии, доходе от их инвестирования и о выплатах, произведенных за счет пенсионных накоплений.

Пенсионные накопления - совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий и дохода от их инвестирования.

Пенсионная книжка - документ, выдаваемый застрахованному лицу территориальным органом ПФР при передаче в негосударственный пенсионный фонд денежных средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Перерасчет размера пенсии - это действия, посредством которых на основании заявления пенсионера производятся изменения размера пенсии, установленного при ее назначении, в случаях, предусмотренных законодательством.

Корректировка размера трудовой пенсии - уточнение размера страховой части пенсии, производимое ежегодно с 1 июля по инициативе пенсионного органа в случае выявления им расхождений между сведениями об уплаченной за конкретное застрахованное лицо сумме страховых взносов, которые были представлены работодателем в пенсионный орган для назначения (перерасчета) пенсии, и данными индивидуального (персонифицированного) учета о фактической сумме этих взносов, поступивших в ПФР.

Индексация пенсий - это увеличение размера соответствующих частей пенсий на основании постановлений Правительства РФ в целях компенсации снижения покупательной способности пенсии в связи с инфляцией и ростом цен.

Право на трудовую пенсию по старости имеют:

Мужчины в возрасте 60 лет при страховом стаже не менее 5 лет.
Женщины в возрасте 55 лет при страховом стаже не менее 5 лет.
Отдельные категории граждан имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии при условиях, предусмотренных законодательством.

Виды трудовых пенсий

1) трудовая пенсия по старости;

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсuя - это экономическая категория, характеризую­щая величину страхового возмещения застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования, в форме ежемесячной де­нежной выплаты, которая должна обеспечивать им компенсацию заработной платы (или иного дохода), которую они получали в тру­доспособный период жизни (либо утратили нетрудоспособные чле­ны семьи застрахованных в связи со смертью этих лиц).

Основные функции трудовой пенсии: замещение утраченного заработка (дохода), поддержание жизненного уровня пенсионера, сохранение покупательной способности пенсии.

Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности состоят из следующих частей:

1) базовой части;

2) ст



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.140.151 (0.079 с.)