Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний



Субъекты страхования:

застрахованный – физическое лицо, подлежащее обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

страхователь – юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории России и нанимающие граждан Российской Федерации), либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

страховщик – Фонд социального страхования Российской Федерации.

Этим видом страхования предусмотрены:

- социальная защита застрахованных при наступлении страхового несчастного случая или профессионального заболевания, повлекших за собой временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности, а в случае смерти застрахованного - социальную защиту иждивенцев и других граждан, имеющих право на обеспечение по страхованию в связи со смертью кормильца;

- обеспечение экономической заинтересованности субъектов страхования (застрахованный, страхователь, страховщик) в снижении профессионального риска за счет установления дифференцированных страховых тарифов;

- возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

- обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Обеспечение пострадавших осуществляется страховщиком в виде:

- пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем;

- единовременной страховой выплаты;

-ежемесячных страховых выплат (в зависимости от стойкой утраты профессиональной трудоспособности);

-оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в связи с повреждением его здоровья, в соответствии с программой реабилитации пострадавшего.

 

Пособие по временной нетрудоспособности, назначаемое в связи со страховым случаем

Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием выплачивается за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100 процентов его среднего заработка, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации о пособиях по временной нетрудоспособности без учета продолжительности непрерывного трудового стажа. При этом не применяется ограничение пособия максимальным размером.

Единовременная страховая выплата

размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности застрахованного лица исходя из максимальной суммы 46 900 рублей.

В случае смерти застрахованного от несчастных случаев на производстве или профзаболевания единовременная страховая выплата лицам, имеющим право на её получение в связи с потерей кормильца, установлена в размере 46 900 рублей.

Степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего учреждениями медико-социальной экспертизы, исходя из оценки потери им способности осуществлять профессиональную деятельность, в соответствии с критериями, утвержденными Минздравом Российской Федерации.

Единовременные страховые выплаты выплачиваются застрахованным не позднее одного календарного месяца со дня назначения указанных выплат, а в случае смерти застрахованного - лицам, имеющим право на их получение, в двухдневный срок со дня представления страхователем страховщику всех документов, необходимых для назначения таких выплат.

 

Ежемесячные страховые выплаты (в зависимости от стойкой утраты профессиональной трудоспособности)

Ежемесячные страховые выплаты выплачиваются застрахованным в течение всего периода стойкой утраты им профессиональной трудоспособности, а в случае смерти застрахованного, лицам, имеющим право на их получение,

Размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.

При расчете размера утраченного застрахованным в результате наступления страхового случая заработка учитываются все виды оплаты его труда как по месту его основной работы, так и по совместительству, на которые начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Суммы вознаграждений по гражданско-правовым договорам и суммы авторских гонораров учитываются, если с них предусматривалась уплата страховых взносов страховщику. За период временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам учитываются выплаченные по указанным основаниям пособия.

Среднемесячный заработок застрахованного исчисляется путем деления общей суммы его заработка (с учетом премий, начисленных в расчетном периоде) за 12 месяцев повлекшей повреждение здоровья работы, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на 12.

Если повлекшая повреждение здоровья работа продолжалась менее 12 месяцев, среднемесячный заработок застрахованного исчисляется путем деления общей суммы его заработка за фактически проработанное им число месяцев, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на число этих месяцев.

Если при расследовании страхового случая комиссией по расследованию страхового случая установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, размер ежемесячных страховых выплат уменьшается соответственно степени вины застрахованного, но не более чем на 25 процентов. Степень вины застрахованного устанавливается комиссией по расследованию страхового случая в процентах и указывается в акте о несчастном случае на производстве или в акте о профессиональном заболевании.

При определении степени вины застрахованного рассматривается заключение профсоюзного комитета или иного уполномоченного застрахованным представительного органа.

Назначение обеспечения по страхованию осуществляется страховщиком на основании заявления застрахованного, его доверенного лица или лица, имеющего право на получение страховых выплат, на получение обеспечения по страхованию, и представляемых страхователем (застрахованным) следующих документов (их заверенных копий):

- акта о несчастном случае на производстве или акта о профессиональном заболевании;

- справки о среднем месячном заработке застрахованного за период, выбранный им для расчета ежемесячных страховых выплат в соответствии с настоящим Федеральным законом;

- заключения учреждения медико-социальной экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности застрахованного;

- заключения учреждения медико-социальной экспертизы о необходимых видах социальной, медицинской и профессиональной реабилитации застрахованного;

- гражданско-правового договора, предусматривающего уплату страховых взносов в пользу застрахованного, а также копии трудовой книжки или иного документа, подтверждающего нахождение пострадавшего в трудовых отношениях со страхователем;

- свидетельства о смерти застрахованного;

- справки жилищно-эксплуатационного органа, а при его отсутствии органа местного самоуправления о составе семьи умершего застрахованного;

- извещения лечебно-профилактического учреждения об установлении заключительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления);

- заключения центра профессиональной патологии о наличии профессионального заболевания;

- документа, подтверждающего, что один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи умершего, занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами застрахованного, не достигшими возраста 14 лет либо достигшими указанного возраста, но по заключению учреждения медико-социальной экспертизы или лечебно-профилактического учреждения признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе, не работает;

- справки учебного учреждения о том, что имеющий право на получение страховых выплат член семьи умершего застрахованного учится в этом учебном учреждении по очной форме обучения;

- документов, подтверждающих расходы на осуществление по заключению учреждения медико-социальной экспертизы социальной, медицинской и профессиональной реабилитации застрахованного, предусмотренной подпунктом 3 пункта 1 статьи 8 ФЗ №125 от 24.07.1998;

- заключения учреждения медико-социальной экспертизы о связи смерти пострадавшего с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;

- документа, подтверждающего факт нахождения на иждивении или установление права на получение содержания;

- программы реабилитации пострадавшего.

ТЕМА 4

Пенсионное страхование

Экономическое содержание пенсионного страхования

Пенсионные системы в практике большинства государств включают в себя несколько основных элементов:

- распределительные государственные программы;

- обязательные накопительные программы;

- профессиональные пенсионные программы;

- добровольные накопительные программы.

От набора этих элементов и их удельного веса в конкретной пенсионной системе непосредственно зависит ее экономическая и социальная направленность.

В общемировой исторической практике сформировались два альтернативных направления пенсионного страхования:

1) индивидуально-накопительное;

2) солидарно-распределительное.

 

Накопительное направление в пенсионном страховании для реализации своих принципов требует строго индивидуального учета и аккумуляции отложенной части заработка в течение всего периода трудовой жизни. Накопленные таким образом денежные средства в их номинальном объеме (с учетом влияния инфляции) должны быть распределены на весь период дожития застрахованного тем или иным способом и выплачиваться исключительно самому застрахованному лицу.

Основная отрицательная и до сих пор не имеющая решения проблема накопительной схемы пенсионного страхования заключа

ется в ее высокой степени зависимости от внешних (к пенсионной системе) факторов (уровня развития экономики, ее стабильности и темпов роста), поскольку накапливаемые денежные средства необходимо сохранять и обслуживать в течение жизни целого поколения (в среднем 35 — 40 лет). За столь продолжительный период в любой рыночной экономической системе, даже в самой высокоразвитой и устойчивой, происходят различные изменения (меняется структура ВВП, снижаются темпы роста экономики в целом или ее отдельных секторов, увеличиваются темпы инфляции, падает уровень жизни и т.д.), поэтому накопленные пенсионные денежные средства в форме пенсионного капитала требуют специального и высокопрофессионального управления.

Управление пенсионными накоплениями в развитых рыночных странах — объект деятельности целого комплекса специалистов, начиная с финансовых менеджеров, доверительных и инвестиционных управляющих, актуариев и др., которые должны максимально

точно рассчитать объем накапливаемых финансовых обязательств, необходимый уровень доходности пенсионного капитала, продолжительность периода дожития каждой когорты застрахованных, сумму пенсионных прав каждого застрахованного исходя из периода дожития и накопленного капитала и т.п.

Второе — распределительное направление предполагает аккумуляцию («котловым» способом) страховых отчислений от застрахованных лиц и незамедлительным их перераспределением в пользу граждан другого (предшествующего) поколения. В силу такого оперативного механизма использования денежных средств распределительная схема пенсионного страхования не подвержена воздействию внешних к пенсионной системе факторов (в первую очередь к инфляции, изменению цены рабочей силы, структуры потребительского рынка и рынка труда и др.). Она также в противоположность накопительной схеме полностью и абсолютно лишена необходимости дополнительных расходов на сохранение, поддержание покупательной способности, обслуживание пенсионного капитала и, главное, — риска его полной или частичной утраты либо снижения реальной стоимости.

Однако, несмотря на перечисленные и многие другие достоинства распределительной пенсионной схемы, она имеет существенные проблемы, также не имеющие пока положительного решения. Главная, среди них, — невозможность создания справедливой системы расчета накопленных пенсионных прав и, соответственно, точного расчета адекватной суммы долгосрочных государственных пенсионных обязательств в виде пожизненной трудовой пенсии.

Пенсионная реформа в России

Государственное пенсионное страхование в России зародилось значительно позднее, чем в большинстве развитых стран, — в начале ХХ в. и не получило широкого распространения.

До 1917 г. страхование по старости не входило в сферу интересов органов государственного управления. Только отдельные виды профессиональной деятельности (в основном связанные с государственной службой) обеспечивались специальными видами социальных пособий после прекращения гражданином работы в связи с наступлением установленного возраста.

После Октябрьской революции, к началу 1920-х годов, развернулась научно-практическая дискуссия о «необходимости рассмотрения старости как отдельного вида нетрудоспособности, нуждающегося в пенсионном обеспечении». В то время социальное обеспечение престарелых базировалось не на основе учета страхового возраста, а в основном исходя из критерия утраты трудоспособности и наступления инвалидности.

В 1929 г. впервые были установлены принципиальные различия в размере между пенсией по инвалидности и пенсией по старости, а также порядок выплаты пенсий продолжающим работать.

Начиная с 1932 г. пенсионное обеспечение охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства. С этого времени был законодательно введен пенсионный возраст: для женщин — 55 лет и для мужчин — 60 лет.

В результате многочисленных экспериментов с пенсионным обеспечением к середине 1960-х годов в нашей стране сложилась полноценная государственная система всеобщего пенсионного обеспечения по старости.

Система пенсионного обеспечения в социалистический период формировалась, с одной стороны, исходя из принципа социалистической уравниловки, с другой — исходя из остаточного принципа бюджетного финансирования. До самого недавнего времени при создании пенсионной системы непосредственное влияние демографических факторов практически не учитывалось.

Несмотря на то, что социалистическая пенсионная система была построена на принципах так называемой системы социального страхования, она не содержала всего комплекса необходимых экономических признаков системы обязательного пенсионного страхования, которые присущи традиционным формам пенсионного страхования.

В то же время данная система наряду с многочисленными экономическими особенностями содержала одно важное преимущество—обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень, поэтому пенсионная система начиная с середины 60-х и до 1990 г. получила определение государственного пенсионного обеспечения.

Средства на государственное пенсионное обеспечение,- как и средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в консолидированном бюджете государственного cоци­альногo страхования, который, в свою очередь, входил составной частью в государственный бюджет страны.

Таким образом, предшествовавшая современному этапу пенсионная система была основана на консолидированной программе финансирования выплаты пенсий и полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета страны. При этом бюджет пенсионного обеспечения являлся составной частью государственного бюджета СССР и был включен в него как по доходам, так и по расходам. В общем бюджете государственного социального страхования четко определялись источники доходов и направление средств в соответствии с установленными видами обеспечения и обслуживания по социальному страхованию.

Развитие пенсионной системы до периода радикальных рыночных реформ 1990 г. характеризовалось постепенным накоплением в ней все большего количества экономических и социальных проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требований включения бюджета ПФР в бюджетно-финансовую систему страны.

С создания в начале 1990-х годов ПФР в России началась эпоха радикальных экономических реформ, среди которых пенсионная реформа занимала одно из ключевых мест наряду с реформой форм собственности и приватизацией, а также с реформой системы гocyдарственного управления экономикой. Социалистическая система пенсионного обеспечения не могла быть приспособлена к новым условиям и была заменена на систему государственного пенсионногo страхования, основанную на солидарно-распределительных принципах.

Закон «О государственных пенсиях в РФ» № 340-1 от 20 ноября 1990г. стал первым Законом, в котором пенсионное страхование было выделено в полностью автономную систему, определены на законодательном уровне условия формирования ПФР, принципы обязательного государственного пенсионного страхования. Важнейшим условием взаимоотношений ПФР и государственного бюджета являлся полный отказ от бюджетных дотаций.

Формирование собственных источников финансирования должно было достигаться улучшением собираемости взносов на указанные цели. Переориентация каналов поступления финансовых ресурсов на пенсионные цели на преимущественное использование страховых методов имела глубокое экономическое содержание. Однако, несмотря на все предпринимаемые усилия, реальное содержание пенсий устойчиво снижалось и реальные доходы пенсионеров продолжали падать. Уже в первые годы введения в действие в России Закона № 340-1, основанного на страховых принципах, стало очевидно, что он не обеспечивает ни полноценной реализации требований рыночной экономики к системе обязательного пенсионного страхования по причине сохранения в ней необоснованного количества нестраховых (т.е. не обеспеченных финансовыми ресурсами) пенсионных выплат, ни необходимого учета особенностей переходной экономики России. Поэтому уже к середине 1990-х годов в недрах самой пенсионной системы зародился целый комплекс экономических и социальных противоречий, а на уровне межбюджетных и макроэкономических отношений назрели кризисные явления, закономерными последствиями которых стали:

• неурегулированность взаимных обязательств по финансированию выплаты отдельных видов пенсий;

• рост задолженности федерального бюджета и бюджета ГФЗ перед бюджетом ПФР;

• фактическое замораживание применения отдельных статей Закона № 340-1;

• введение дополнительных механизмов регулирования пенсионного обеспечения путем подзаконных правовых нормативных актов.

Закономерным результатом указанных проблем функционирования пенсионной системы явилось разрушение базовых принципов пенсионного страхования, потеря управляемости формированием государственных пенсионных обязательств и неконтролируемый рост долга не только перед будущими поколениями пенсионеров, но и по выплате текущих пенсий.

Учитывая назревающий системный кризис и увеличение задолженности перед пенсионерами, связанной с неконтролируемым механизмом назначения и перерасчета страховых пенсий, Правительством РФ была разработана и утверждена очередная «Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» (постановление Правительства РФ № 790 от 07.08.95 г.).

При этом в качестве основных целей очередного этапа развития пенсионной системы выдвигались:

• более полная реализация гарантированного Конституцией РФ права граждан на пенсионное обеспечение;

• обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы и создание предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;

• адаптация системы пенсионного обеспечения к развивающимся рыночным отношениям в Российской Федерации;

• рационализация условий и размеров предоставления пенсий;

• повышение эффективности пенсионного обеспечения граждан путем совершенствования системы управления.

Для решения перечисленных вопросов данная Концепция предусматривала формирование многоуровневой пенсионной системы, которая наиболее широко применяется в настоящее время в зарубежной практике экономически и социально развитых стран. Для этого было предусмотрено разделение основного размера страховой пенсии на несколько составных частей:

• базовой;

• страховой (трудовой);

• дополнительной (необязательной, негосударственной) накопительной.

При этом в качестве первого (базового) уровня трудовой пенсии предлагалось принять уровень социальной пенсии. Второй уровень должна была занимать трудовая (страховая) пенсия, предполагающая соответствие условий предоставления и размеров пенсий объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица. Данное участие выражается в продолжительности страхования и величине взносов. При определении права на пенсию и ее размера периоды, не связанные с уплатой страховых взносов, могут учитываться при условии возмещения соответствующих расходов из государственного бюджета. Это означает последовательное применение при формировании трудовых пенсий страховых принципов. Последние исключают какие-либо привилегии для отдельных слоев или групп застрахованных. Третий уровень в пенсионном обеспечении должны составлять негосударственные пенсии. Негосударственное пенсионное обеспечение в обшей пенсионной системе рассматривалось как дополнительное к государственному. Предполагалось, что негосударственное пенсионное обеспечение должно осуществляться как в форме дополнительных профессиональных программ отдельных предприятий, отраслей или административно-территориальных образований, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в негосударственных пенсионных фондах или страховых компаниях.

В рамках такой системы пенсионного страхования базовые пенсии должны были предоставляться всем гражданам России и обеспечивать материальные условия жизни человеку при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности или в случае потери кормильца независимо от наличия трудового стажа

Со вступлением в силу с 2002 года федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "Об обязательном пенсионном страховании" и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" в стране был запущен механизм новой пенсионной реформы, которая направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

Суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать достойную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие. Тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.

Для работающих пенсионеров предусмотрено улучшение их благосостояния. С 1 января 2002 года они могут получать пенсию в полном объеме. Для людей предпенсионного возраста реформа эквивалентно учитывает пенсионные права, которые граждане приобрели в старой и новой пенсионной системах. Потому для этой категории населения произведен специальный перерасчет их условных накоплений с использованием сведений о совокупном трудовом стаже. Ряд категорий пенсионеров этой группы также получает надбавки к пенсии за выслугу лет. Это относится к работникам сферы образования, здравоохранения и культуры.

Согласно новой пенсионной модели взносы в ПФР, которые составляют в совокупности 28%, до разделены на три части: 14% направляются в федеральный бюджет и используются для выплаты базовой государственной пенсии (гарантированный минимум сейчас составляет 450 рублей). 8-12% от оплаты труда являются страховой частью трудовой пенсии и перечисляются в ПФР (вместе с базовой частью должна составлять не менее 600 рублей, но не превышать 50% средней зарплаты за все время трудовой деятельности) и от 2 до 6% направляются в фонд для формирования «накопительной составляющей трудовой пенсии» Накопительная составляющая будет формироваться за счет части единого социального налога (ЕСН), уплачиваемого работодателем, а ее размер привязан к заработной плате и, соответственно, к объему накопленных на индивидуальном счете гражданина средств.

В накопительной системе с начала пенсионной реформы не участвовали мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше,– то есть те, кто должен был выйти на пенсию в течение десяти после начала реформы. А граждане, родившиеся раньше 1967 года, до 1 января 2005 года, участвуют в ней в ограниченном объеме – их накопительные поступления составляют пока 2 процента от размера легальной заработной платы, а с января 2005 года этот платеж возвращается в страховую часть. Сами же средства, перечисленные на специальную (накопительную) часть их лицевых счетов останутся в их распоряжении до достижения ими пенсионного возраста.

Таким образом, размер пенсии в новой пенсионной модели определяется прежде всего не стажем работника, как в старой, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Это должно стимулировать работников, а следом за ними и работодателей, к отказу от разного рода «серых» зарплатных схем и вывести скрытые части зарплат из тени, тем самым увеличив поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.

Система начисления пенсий, основанная на накопительной составляющей, достаточно широко распространена в мире. Ее избрали Швеция, Италия, Латвия, Польша. Одним из факторов, говорящих в пользу выбора данной системы, является необходимость преодоления возможных негативных демографических аспектов для пенсионных систем, когда перераспределение средств от двух-трех работающих к одному пенсионеру становится невозможным – пенсионной системе приходится выполнять обязательства перед каждым пенсионером индивидуально.

Предполагается, что пенсионная реформа положительно скажется и на состоянии экономики в целом, и позволит привлечь значительные капиталы на финансовые рынки страны. Как сказано в законе "Об обязательном пенсионном страховании", страхователем может выступать не только государственный Пенсионный фонд, но и частные финансовые институты. Начиная с 2004 года, в пенсионной реформе могут принимать участие негосударственные пенсионные фонды – туда можно переводить накопления из ПФР.
Одной из основных задач, которую должна решить реформа – обеспечить прозрачность пенсионной системы. Каждый работник ежегодно должен получать отчет о состоянии заработанных им пенсионных прав: общий объем перечисленных работодателем взносов, общий объем пенсионного капитала.

С 1 января 2002 года запущен механизм персонифицированного учета уплаченных взносов и каждый россиянин, застрахованный в системе обязательного страхования, получает официальные уведомления о состоянии собственного пенсионного счета. Размер базовой и страховой части пенсии предполагается индексировать ежегодно с учетом темпов инфляции. Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования предусматривается создание Пенсионным фондом России резерва, который должен обеспечить безусловное выполнение обязательств по выплате пенсий перед нынешними пенсионерами. По закону "Об обязательном пенсионном страховании" государство несет полную ответственность за выплату пенсий гражданам, в том числе субсидиарную ответственность за деятельность Пенсионного фонда России и отвечает по его обязательствам перед застрахованными лицами.

 

Основные понятия нового пенсионного законодательства

Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи с их смертью.

Базовая часть трудовой пенсии - фиксированная часть, устанавливаемая в твердой сумме, выплачивается за счет средств федерального бюджета.

Страховая часть трудовой пенсии - дифференцированная часть, зависящая от результатов труда конкретного человека, в том числе и от суммы страховых взносов в ПФР за застрахованное лицо, которые отражаются на его индивидуальном лицевом счете.

Накопительная часть трудовой пенсии - часть, выплачиваемая в пределах сумм уплаченных страховых взносов, отраженных в специальной части лицевых счетов застрахованных лиц в системе индивидуального (персонифицированного) учета.

Досрочная трудовая пенсия по старости - вид трудовой пенсии по старости, назначаемой ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждены Правительством РФ.

Социальная пенсия - вид пенсии по государственному пенсионному обеспечению, которая назначается при отсутствии права на трудовую пенсию либо на иной вид пенсии.

Конвертация (оценка) пенсионных прав - преобразование пенсионных прав, приобретенных застрахованным лицом по состоянию на 1 января 2002 года, в сумму расчетного пенсионного капитала, иными словами - пенсионные права в денежном выражении.

Расчетный пенсионный капитал - учитываемая в порядке, определяемом Правительством РФ, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до 1 января 2002 года, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.

Общий трудовой стаж - суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц.

Страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Эти периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали или за ними следовали периоды трудовой деятельности.

Стаж на соответствующих видах работ - суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности на определенных видах работ, круг которых определен пенсионным законодательством (подземные работы, работы в горячих цехах, работы на вредном производстве, педагогическая и медицинская деятельность и т. д.).

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии - показатель, установленный законом и используемый для определения страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости составляет 19 лет (228 месяцев). Начиная с 1 января 2002 года ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости устанавливается продолжительностью 12 лет (144 мес.) и будет увеличиваться ежегодно на 6 мес. до достижения 16 лет, а затем ежегодно увеличиваться на 1 год до достижения 19 лет.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет ПФР и персонально целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на индивидуальном лицевом счете.

Индивидуальный лицевой счет - совокупность сведений о стаже, заработке и поступивших страховых взносах за застрахованное лицо, а также иные сведения, учитывающие пенсионные права застрахованного лица, которые используются пенсионными органами для назначения, перерасчета и корректировки пенсии.

Специальная часть индивидуального лицевого счета - раздел индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в котором учитываются сведения о поступивших за это лицо страховых взносах, направляемых на формирование накопительной части пенсии, доходе от их инвестирования и о выплатах, произведенных за счет пенсионных накоплений.

Пенсионные накопления - совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий и дохода от их инвестирования.

Пенсионная книжка - документ, выдаваемый застрахованному лицу территориальным органом ПФР при передаче в негосударственный пенсионный фонд денежных средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Перерасчет размера пенсии - это действия, посредством которых на основании заявления пенсионера производятся изменения размера пенсии, установленного при ее назначении, в случаях, предусмотренных законодательством.

Корректировка размера трудовой пенсии - уточнение размера страховой части пенсии, производимое ежегодно с 1 июля по инициативе пенсионного ор



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.062 с.)