Упражнение 13. «Мой портрет в лучах солнца» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение 13. «Мой портрет в лучах солнца»



«Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите свое имя или нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы лучей было как можно больше. Это будет ответ на вопрос: почему я заслуживаю уважения?»

Консультант говорит о том, что всякий человек «подает» себя другим. Говорит о футболках с разными надписями, приводит примеры «говорящих» надписей. Затем членам группы предлагается за 5–7 минут придумать и записать на обложке дневника занятий надпись на своей «футболке». Оговаривается, что эта надпись в дальнейшем может меняться. Важно, чтобы она что-нибудь говорила о подростке сейчас – о его любимых занятиях и играх, об отношении к другим, о том, чего он хочет от других, и т. п.

После выполнения задания каждый зачитывает свою надпись. Консультант во всех случаях предоставляет участнику эмоциональную поддержку. Затем проводится очень короткое обсуждение: о чем в основном говорят надписи на футболках? Что мы хотим сообщить о себе другим людям?

В заключение консультант показывает (желательно выполненную в шуточной форме) надпись на своей футболке.

Упражнение 15. «Письмо себе, любимому»

«Сейчас вы напишете письмо самому близкому вам человеку. Кто самый близкий вам человек? Вы сами. Напишите письмо себе, любимому».

ОСНОВНОЙ ЭТАП: ИЗУЧЕНИЕ ПЕРВИЧНЫХ И ВТОРИЧНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

Задачи основного этапа – повышение способности к самопознанию, ориентация в первичных и вторичных способностях, тренировка безоценочного принятия своих качеств и качеств участников группы.

Ниже приведены примеры занятий для развития и осознания следующих качеств: доверие, контакты, терпение, честность (прямота) и вежливость (учтивость), нежность, аккуратность, чистоплотность, послушание и самостоятельность.

ДОВЕРИЕ

Упражнение 1. «Слепой и поводырь»

Это классическая игра для всех возрастных групп. Она позволяет участнику почувствовать, насколько он может доверять другому человеку и насколько он может брать ответственность на себя. У участников, играющих в паре, могут измениться прежние впечатления друг от друга и улучшиться отношения. Так как это парное упражнение, оно должно проводиться в группе, где агрессивность не слишком высока, иначе участники начинают толкать, обижать «слепых», и упражнение теряет свой смысл.

«Разбейтесь по двое. Один из вас двоих надевает повязку на глаза так, чтобы ничего не видеть. Второй будет поводырем. Когда ты поводырь, ты должен провести „слепого“ по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. Это упражнение выполняется молча, без слов».

После выполнения упражнения участники меняются ролями.

«Как ты чувствовал себя, когда был „слепым“? Вел ли тебя твой поводырь бережно и уверенно? Знал ли ты все время, где ты? Как ты себя ощущал в роли поводыря? Что ты делал, чтобы вызвать и укрепить доверие своего партнера? Когда тебе было лучше: когда ты вел или когда тебя вели?»

Упражнение 2. «Тростинка на ветру»

Эта игра дает великолепный опыт взаимного доверия для всех возрастных групп. Обычно каждый подросток желает хотя бы один раз оказаться в центре волшебного круга.

«Встаньте в круг очень близко друг к другу. Это не обычный круг, а волшебный. Он волшебный потому, что те, кто стоит в кругу, будут делать все для того, чтобы тот, кто стоит в центре, пережил удивительные ощущения. Кто из вас хотел бы первым встать посередине? Становись в центр, ноги поставь вместе, держись прямо. Все остальные – поднимите руки на уровне груди. Когда наш доброволец падает в вашу сторону, вы должны его поймать и осторожно вернуть в исходное положение. Возможно, он захочет упасть в другую сторону, и там его тоже надо поймать и вернуть в исходное положение. При этом очень важно, чтобы участник в центре стоял очень прямо, как будто он деревянный».

Дайте стоящему в центре в течение минуты попробовать свободно падать в разные стороны. В конце упражнения подросток должен поделиться своими переживаниями. Затем другие участники становятся в центр круга; желательно, чтобы все участники группы имели такую возможность.

«Как ты себя чувствовал в центре круга? Мог ли ты доверять кругу? Кого ты опасался? Что для тебя было самым трудным? Пробовал ли ты закрывать глаза? Что ты чувствовал, когда был частью круга? Было ли тебе трудно удерживать других? Хорошо ли вы все вместе справлялись с задачей?»

Модификация упражнения – «Поддержка» – выполняется в парах. Один участник падает спиной на руки партнера. По желанию падающего можно изменять расстояние между партнерами; во многом оно будет зависеть от степени доверия падающего участника поддерживающему.

Упражнение 3. «Только вместе»

В ходе этой игры участники получают возможность почувствовать то же, что и их партнер. Для этого им необходимо настроиться друг на друга.

«Разбейтесь на пары и встаньте спиной к спине. Сможете ли вы медленно-медленно, не отрывая своей спины от спины партнера, сесть на пол? А теперь – сможете ли вы точно так же встать? Постарайтесь определить, с какой силой вам нужно опираться на спину своего партнера, чтобы обоим было удобно двигаться. А теперь попробуйте с другими партнерами.

С кем тебе было легче всего вставать и садиться? Что было самым трудным в этом упражнении?»

Модификация упражнения – «Позаботься о себе». Это упражнение выполняется также в парах. Стоя спинами друг к другу, нужно достичь максимально расслабленного собственного состояния, почувствовать свой вес и его соотношение с весом партнера.

Упражнение 4. «Скульптура „недоверие-доверие“

Выбирается один участник, который будет «глиной», из которого другой участник – «скульптор» – лепит скульптуру под названием «Недоверие». Затем консультант обращается к участникам: «Что в скульптуре говорит нам о недоверии и что можно сделать, чтобы она стала скульптурой „Доверие“?» Участники группы показывают на «глине», какие изменения они предполагают сделать для этого.

Упражнение 5. «Шкала доверия»

Участники выстраиваются по воображаемой линии с заданными крайними точками – от безусловного доверия до полного недоверия, сами находя свое место. Когда все определили свое место, крайние участники делятся своим опытом и размышлениями – что дает и чем мешает так сильно проявленное качество. В этом им помогают «группы поддержки» – участники, которые ближе к соответствующему полюсу лестницы. После обсуждения следует дать участникам возможность по желанию встать в другом месте шкалы и прислушаться к своим ощущениям на новом месте.

Кому, чему мы можем доверять и не доверять? В качестве примеров можно использовать конкретные ситуации: незнакомый человек просит у тебя велосипед и т. д. Всем ли знакомым людям можно доверять? Как мы понимаем, что человеку можно доверять? Меняется ли степень доверия в зависимости от ситуации и человека? Было ли в жизни что-то хорошее и что-то плохое, что тебе принесло доверие и что принесло недоверие?

* * *

В занятиях по теме «Доверие» можно обсудить позитивные свойства как доверия, так и недоверия на примере песен «Если друг оказался вдруг…», «Не вини коня, вини дорогу…», детского стихотворения про упрямого Фому, поговорок «Доверяй, но проверяй», «Не кричи „Волки“ и т. д.

Такие обсуждения можно использовать и для рассмотрения позитивных свойств всех других рассматриваемых в данной части тренинга качеств.

КОНТАКТЫ

Упражнение 1. «Путаница»

Эта игра направлена на активизацию совместной деятельности, она наглядно показывает взаимосвязь всех людей и может служить в качестве разминки. Упражнение выполняется в круге, участники стоят близко друг к другу.

«Закройте глаза. Теперь пусть каждый протянет перед собой правую руку и на ощупь найдет правую руку одного из стоящих в кругу. Теперь протяните вперед левые руки – немного в сторону, чтобы найти левую руку другого человека. (Таким образом, участники держат за руки тех, кто находится не рядом с ними.) Нашли? Откройте глаза и попытайтесь распутаться, не отпуская рук, так чтобы снова получился круг. Кто-то при этом окажется обращенным лицом в круг, а кто-то – лицом из круга».

Упражнение 2. «Рукопожатия»

«Мы все сейчас будем ходить по комнате. Задачей является пожать как можно больше рук за это время. Каждый считает при этом, сколько рук он пожал (упражнение выполняется 2–5 минут). Кто из вас был общительным, активным, пытался пожать руки других участников как можно больше раз? А кто пожимал руки только тем, кто сам к нему подходил? Связано ли ваше поведение в упражнении с тем, общительны вы в жизни или замкнуты?»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 719; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.006 с.)