Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнение 5. «Скульптура чувств»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Группа делится на пары. Каждая пара договаривается, кто будет «скульптором», а кто – «глиной». Каждый «скульптор» должен задумать какое-то чувство, записать его на карточку, спрятать ее в карман и никому не показывать. После того как название скульптуры загадано, «скульптор разминает глину»: делает «легкий массаж», чтобы из мягкой, податливой глины вылепить задуманную скульптуру. Затем скульптор ставит статую в нужную позу, придает ее лицу нужное выражение и произносит заклинание: «Шедевр закончен!» От «скульптуры» требуется только одно: назвать себя, т. е. указать, какое чувство выражается данной позой и мимикой. Получив от «скульптуры» ответ, «скульптор» достает карточку с секретной записью. Если ответ совпадет с замыслом, «скульптура» отправится на выставку шедевров. Постаментами служат стулья, а восхищенными зрителями могут быть все желающие угадать название скульптуры. Если зрители тоже угадывают название, автор шедевра получает звание «Лучший выразитель чувств». Каждый участник должен получить возможность испытать себя как в роли «скульптора», так и в роли «глины». Упражнение 6. «Маски» Из плотной бумаги вырезаются заготовки для масок – овал лица с прорезью для глаз. Участники разрисовывают маски так, чтобы получилось загаданное чувство (варианты: самое любимое чувство, самое неприятное и т. п.). Когда маски готовы, можно предложить авторам походить в них, попробовать озвучить маски, повзаимодействовать с другими «масками». Вариант этого упражнения можно провести с использованием театрального грима. В этом случае рекомендуется сделать это упражнение основным содержанием занятия, так как работа с гримом требует много времени. Упражнение 7. «Цветок чувств» Упражнение хорошо подходит для окончания занятия в этом разделе тренинга. «Сегодня мы анализировали много разных чувств. Вспомните, какие чувства вы испытали на занятии. (Участникам предлагаются вырезанные из бумаги разноцветные лепестки.) Выберите лепестки такого цвета, который для вас связан с чувствами, которые вы испытывали сегодня, и напишите на них названия этих чувств». Затем каждый называет свои чувства и кладет лепесток в центр круга. Таким образом получается «цветок чувств» всей группы. 3. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ В этой части тренинга делается акцент на проработке отдельных эмоций и поиске способов их приемлемого выражения. Внимание уделяется также умению чувствовать интенсивность эмоциональных проявлений – например, злость может быть легким недовольством или сильным гневом. ОБИДА Упражнения направлены на закрепление навыков уверенного поведения, обучение тому, как справляться с обидой, формирование более адекватной самооценки на основе обратной связи, создание позитивного эмоционального фона в группе. Упражнение 1. «Детские обиды» «Вспомните случай из детства, когда вы почувствовали сильную обиду. Вспомните свои тогдашние переживания и нарисуйте либо опишите их в любой – конкретной или абстрактной – манере. Нарисуйте или опишите, как вы сейчас относитесь к этой обиде?» Желающие рассказывают о том, что они вспомнили, и показывают рисунки или зачитывают описания восприятия детской обиды «тогда» и «сейчас». Обсуждение: что такое обида? Как долго сохраняются обиды? Справедливые и несправедливые обиды и т. д. Упражнение 2. «Обиженный человек» «Закончите предложение: „Я обижаюсь, когда…“ Нарисуйте выражение лица обиженного человека. Подумайте и запишите или нарисуйте, как реагируют на обиду уверенные и не уверенные в себе люди». Упражнение 3. «Копилка обид» Каждому из участников предлагается нарисовать «копилку» и поместить в нее символическое изображение или описание всех обид, которые они пережили до сегодняшнего дня. Проводится обсуждение: что делать с этой копилкой. Консультант говорит о бесплодности накопления обид, о жалости к самому себе как одной из самых плохих привычек. Все решают, что можно сделать с копилкой. Консультант поддерживает предложение разорвать ее и предлагает действительно сделать это. После этого проводится обсуждение – что делать с «текущими» обидами? Как относиться в дальнейшем к обидчику? Как прощать обиды? Еще раз подчеркивается, что умение выразить обиду, досаду важно для самого себя. Реванш, месть не решают проблему. Поддерживаются предложения типа: записывать обиду, а потом рвать записку, мысленно отправлять обиду в небо (или пускать по ветру, воде), следя, как по мере удаления она становится все меньше и меньше. Упражнение 4. «Куда уходит злость» «Каждому из нас не все нравится в обстановке, в людях, в самом себе… Подумайте о том, что вас тревожит больше всего в данный момент (может быть, это недовольство консультантом, грусть, неприятный свет в комнате и т. п.). Выскажитесь, что вам здесь и сейчас досаждает больше всего. Представьте себе, что мы пришли сюда поругаться и выразить друг другу свои претензии. По кругу делайте соседу справа любые критические замечания. Это – игра, так что все принимают условность происходящего и судить строго не будут. Реагировать ответными репликами на замечания не разрешается. Таким образом, высказывания будут односторонними и не перерастут в споры и настоящую ругань. Пожалуйста. Кто готов начать? Постарайтесь по возможности выразить все, что накипело. А сейчас вообразим себе такую картину: все, что мы высказали здесь, вдруг превращается в легкие клубы пара, медленно поднимается кверху и исчезает в форточке или открытой двери. Прикройте глаза, чтобы картина стала отчетливей». Упражнение 5. «Горячий стул» В центре комнаты стоит стул. Каждый по очереди занимает его. Все остальные члены группы обращаются к сидящему со словами: «Мне в тебе не нравится…», затем: «Мне в тебе нравится…» (возможны варианты). Используется только фактическая информация, полученная в процессе групповой работы. Следует избегать определений («хороший», «плохой»), относящихся к личности, – следует говорить только о проявлениях личностных черт. Обратите внимание группы на то, что решение человека сесть на этот стул означает спокойное, без обид принятие им всего сказанного. Высказывания должны делаться в доброжелательной форме. После того как все выскажутся, участник, занимавший «горячий стул», рассказывает о том, что он извлек из этих суждений, что принял, что отверг. ГНЕВ, ЗЛОСТЬ, АГРЕССИЯ Вызванные гневом эмоциональные вспышки, насилие, проблемное поведение – одна из основных причин, по которой подростков направляют на стационарную или амбулаторную психотерапию. Часто депрессия и суицидальные попытки являются результатом гнева, направленного на самого себя. Участникам предстоит: • изучить реакции на собственный гнев и на гнев других; • обсудить свои собственные реакции на гнев; • определить здоровые и нездоровые реакции на гнев; • обменяться идеями по поводу адекватных способов взаимодействия с гневом; • осознать ошибочные представления о гневе. Упражнение 1. «Толкалки» Упражнение позволяет канализировать агрессию через игру и движение. «Разбейтесь на пары. Встаньте на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки и обопритесь ладонями на плечи своего партнера. По моему сигналу начните толкать друг друга ладонями. Выигрывает тот, кто сдвинет своего партнера с места. Будьте внимательны, никто никому не должен причинить боль. Не толкайте своего партнера к стене или на какую-нибудь мебель. Когда я крикну „стоп!“, все должны остановиться. Насколько вам понравилась игра? Кого вы выбрали себе в партнеры? Вы толкались изо всех сил или сдерживали себя? Когда вы играли, вы больше толкали партнера или больше сопротивлялись? Вы с партнером оба действовали по правилам? Что вы придумали, чтобы победить? Что каждый из вас сейчас чувствует по отношению к своему партнеру?» Если вы играете в эту игру в помещении, позаботьтесь о том, чтобы свободного места было достаточно. Пусть участники сначала потренируются. Когда они немного освоятся с игрой и в группе установится более открытая атмосфера, можно попросить участников выбрать себе партнера, на которого они когда-либо сердились. Упражнение позволяет осознать особенностей переживания и проявления чувства злости, гнева, страха. Для его проведения нужны бумага, карандаши, фломастеры и другие изобразительные средства, пластилин или глина и т. п. Участникам предлагается изобразить свою злость в виде живого существа или какого-либо образа – вылепить ее из пластилина или нарисовать. Можно взять плотную бумагу, типа оберточной, и изобразить свою злость, «вырвав» ее из бумаги. Работа с плотной бумагой требует физических усилий и, таким образом, высвобождает энергию. Обсуждение заключается в том, что участники рассказывают о том, что они изобразили, что хотели передать.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.149 (0.01 с.) |