Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы консультирования детейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В качестве механизмов защиты от негативного восприятия себя окружающими дети используют конфлуэнцию, ретрофлексию и дефлексию. Конфлуэнтные дети стремятся к постоянному слиянию с кем-либо, чтобы испытывать чувство «Я». Ретрофлек-сирующие – направляют гнев на самих себя: падают, ударяются и т. д., но не позволяют самим себе гневаться, всячески отрицают свой гнев. Дефлексирующие – хаотично и деструктивно проявляют гнев в отношении окружения: дерутся, хулиганят. В качестве теоретической основы индивидуальной коррек-ционной работы часто используется подход, центрированный на ребенке (Лэндрет, 1994), опирающийся на следующие основные принципы: 1. искренний интерес к ребенку и его внутреннему миру; 2. безусловное принятие ребенка таким, какой он есть; 3. создание у ребенка чувства безопасности, возможности исследования себя и свободного выражения своих чувств; 4. предоставление ребенку средств выражения собственного «Я»; 5. постепенность коррекционного процесса, следование темпу, задаваемому ребенком. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ При организации процесса консультирования необходимо учитывать зону и содержание конфликта. Исходя из теории Э. Эриксона, главное в возникновении того или иного внутреннего конфликта – это особенности переживания ребенком стадий созревания своего «Я»: доверия-недоверия к окружающему миру, самостоятельности-нерешительности, предприимчивости – чувства вины, умелости-неполноценности. Но, помимо особенностей переживания стадий созревания, безусловно необходимо учитывать и актуальную жизненную ситуацию ребенка (например, развод родителей) как возможный фактор инициирования внутреннего конфликта. Зона конфликта и содержание конфликта определяются в беседе с ребенком, а также с помощью общепринятых для этих целей методик: проективных рисунков, неоконченных предложений, методики CAT (теста детской апперцепции). Хухлаева (2002) предлагает следующую примерную структуру занятия по индивидуальной психокоррекции ребенка. Вводная часть состоит, как правило, из телесно-ориентированных методов работы. Теоретические истоки этого метода – это работы В. Райха и его последователей о наличии «мышечного панциря», вызванного систематическим подавлением чувств, лишающего человека энергии и радости, удовольствия от жизни (Райх, 1997, 1999). Соответственно самовыражение человека облегчается через работу с телом, мобилизацию его энергии и возвращение к его первичной природе – свободе телодвижения и свободе от мышечного напряжения. Телесно-ориентированные методы лучше всего применять именно в начале занятия. С одной стороны, они воспринимаются детьми как элементы уроков физкультуры и поэтому не вызывают страха. В особенности это важно для детей с трудностями самораскрытия. С другой стороны, дети, испытывающие в школе дефицит физической активности, с удовольствием включаются в телесно-ориентированную работу. Кроме того, совместное участие ребенка и взрослого в работе приводит к быстрому установлению контакта между ними. Все упражнения, используемые в этой части, можно разделить на две группы: 1. Упражнения с фокусированием на осознавании движения и самом движении тела в целом, например, побыть обезьяной, походить по горячему песку, погладить большую собаку, подраться со Змеем Горынычем и т. п. 2. Упражнения, направленные на коррекцию конкретных страхов: страха падения, страха высоты, отсутствия почвы под ногами и т. п. В качестве оборудования для этой части занятий необходим детский матрасик или спортивный мат, а также несколько диванных подушек. Центральная часть отводится работе с гневом и интроектами. В качестве теоретической модели рекомендуются положения гештальттерапии, применение которых в консультировании детей описано в работе В. Оклендер (Оклендер, 1997). Она убедительно доказывает, что одной из центральных в развитии ребенка является проблема выражения гнева и с его подавлением связана большая часть невротических симптомов. Это объясняется тем, что гнев – наименее дозволенная для ребенка эмоция. Гнев ребенка, по мнению взрослых, не имеет права на существование, отвергается ими, вместе с гневом отвергается часть «Я» ребенка, которое становится слабым, диффузным, теряет способность к развитию. В работе над интроектами Оклендер различает несколько стадий. 1. Признание их существования. 2. Определение тех частей «Я», которые ребенок ненавидит, с помощью специальных приемов. 3. Тщательная разработка и персонификация ненавистных частей. 4. Отделение полярных противоположностей в каждом из негативных интроектов. 5. Обучение принятию себя и заботе о себе. Как наиболее эффективные при работе с интроектами можно рекомендовать следующие методики: Свободное рисование с беседой о рисунке: воображаемое превращение ребенка в часть картинки, составление им рассказа от имени части картинки (от первого лица). При этом для облегчения самовыражения используются не только обычные средства – фломастеры, краски, но и нетипичные – театральный грим, тени, помада, лак для ногтей и т. п. Очень интересно использование театрального грима, ибо он позволяет рисовать пальцами. Игры-драматизации. Разыгрывается либо маленький спектакль на основе содержания детского рисунка, либо специально предложенная сказка-метафора, содержащая проблему, близкую к проблеме ребенка. По возможности данный сценарий проигрывается два раза со сменой ролей так, чтобы ребенок побывал в различных полярных ролях: обидчика и обижаемого, агрессора и объекта агрессии и т. п. Упражнения с полярностями, в которых ребенок, пересаживаясь со стула на стул (с подушки на подушку, переходя с одного листа бумаги на другой), проигрывает полярность различных социальных и семейных ролей: плохой-хороший ученик, добрая-строгая учительница, добрая-строгая мама и т. п. В некоторых случаях эффективно организовать диалог с ребенком, пребывающим в той или иной полярности, или же позволить ему побыть в ней довольно долго, например, разыгрывать один день с утра до вечера плохого ученика, затем – хорошего. Упражнения по изучению различных частей своего «Я». Это наиболее сложная группа упражнений. В качестве примера предлагается игра «Полет в космос». На столе раскладываются круги-планеты Солнечной системы. Ребенку предлагается придумать, какие люди живут на каждой планете, и побывать на этих планетах. Обычно дети придумывают жителей планет в соответствии с запрещенными областями поведения или проблемными частями «Я». Так, мальчик, страдающий от своего небольшого роста, придумывает одну планету великанов, другую – карликов, на остальных планетах у него живут люди, которые всегда дерутся, ругающиеся люди и люди, которых все время заставляют что-то делать. Заключительная часть предполагает выход на глубинные проблемы ребенка и представляет собой один из наиболее распространенных вариантов игротерапии – ненаправленную (недирективную) игротера-пию. Мы не будем останавливаться на теориях игры, обосновывая ее значимость. Они достаточно подробно рассмотрены в психолого-педагогической литературе. Кратко обоснуем возможности и особенности именно недирективной психокоррекции, центрированной на ребенке. Недирективная психокоррекция основывается на свободной игре ребенка в условиях определенной системы отношений Ребенок – Взрослый при наличии возможных средств для исследования ребенком опыта реальной жизни и выражения широкого спектра чувств. Главной характеристикой системы отношений Ребенок – Взрослый является безусловное принятие взрослым ребенка и его игровых действий, необходимое для развития у ребенка внутренней свободы, чувства безопасности, усиления его «Я». Кроме того, важным является отсутствие контроля за ребенком, что позволяет ему быть самим собой, обучает самоконтролю в сочетании с ответственностью, предоставляет возможность делать самостоятельный выбор и самому отвечать за него. Таким образом, внутри каждого коррекционного занятия прослеживается следующая логика: 1. Физическая активность ребенка в начале занятия является максимальной, в конце – минимальной, что позволяет ребенку быстро включиться в занятие и так же быстро выйти из него – заняться другими делами, пойти в группу или в класс. 2. Директивность ведущего в первой части постепенно сменяется полным исчезновением директивности в конце. 3. Происходит постепенное расширение выражаемых ребенком чувств, углубление прорабатываемой проблематики к заключительной части. ПРИМЕРЫ ОБЩИХ ТЕХНИК Здесь и далее в описании упражнений-игр ведущего мы называем «взрослый», т. к. многие из таких упражнений, особенно те, что рассчитаны на индивидуальную работу с детьми, могут проводить не только специалисты-психологи во время консультаций, но и воспитатели, учителя и (что особенно желательно) родители детей. Приведем примеры упражнений, применяемых при индивидуальном консультировании младших школьников независимо от характера проблем (Хухлаева, 2002).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.97.103 (0.011 с.) |