Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Техника 11. «Подарки по кругу»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Это занятие подходит для завершения курса арт-терапии. Творчество, общение, межличностное взаимодействие, благоприятный эмоциональный фон создают условия для реализации потребности человека в поддержке, признании, принятии, способствуют самовыражению, самопринятию, личностному росту. Арт-терапевтическое пространство включает круг из стульев, в центре которого на полу лежит лист ватмана, и персональные рабочие места (стол и стул) для индивидуального творчества. Материалы: лист ватмана большого формата, листы картона или плотной бумаги формата А4, краски, фломастеры, карандаши, художественные мелки, природный и поделочный материалы (сухие цветы, шишки, семена, ветки, ракушки, камешки, проволока, ткань и т. п.), клей, скотч, пластилин, нитки. Настройка. Участники занимают места на стульях, расставленных по кругу. Если в комнате подходящие условия, можно разместиться на полу. Сейчас у вас есть уникальная возможность подарить кому-нибудь из присутствующих, самому себе или всей группе подарок, который дорог своим смыслом, значением. Это может быть любой предмет, который необходимо наделить символическим содержанием, придать ему художественный образ. Дарить можно на время или насовсем, по желанию. (Участники по кругу комментируют свои подарки и кладут их на лист ватмана до окончания этого этапа.) Попробуйте из подарков-символов сделать на листе бумаги композицию, придумайте ей название, расскажите сюжет. Работать могут только несколько желающих или одновременно все участники. Необходимо обратить внимание, есть ли предметы, которые не использованы при создании общей композиции, как реагируют те, чьи подарки отвергнуты. Это задание можно выполнять несколько раз, до тех пор, пока будут желающие что-либо изменить в коллективной композиции. Индивидуальная работа. Займите места за столами для индивидуальной работы. На листе картона сделайте собственную композицию, используя природные материалы, краски, пластилин, клей – все, что хотите. Придумайте композиции сюжет и название. Можете включить в композицию полученный вами «подарок», но не забывайте, что их можно брать только с разрешения и относиться к ним бережно. Если в группе сложилась доброжелательная атмосфера и участники испытали яркие эмоциональные переживания на предыдущем этапе, они стараются не разрушать коллективно созданную объемную «картину» из символических подарков, а для индивидуальной работы используют новые материалы. Этап вербализации и рефлексивного анализа. Участники располагают работы на полу внутри круга и занимают места на стульях. Каждый рассказывает о своей композиции, сообщает ее название, сюжет. Необходимо описать чувства, переживания, ассоциации, которые возникали в процессе творчества. Другие участники могут корректно задавать вопросы, высказывать предположения, комментировать увиденное и услышанное. На этом этапе главная задача психолога – поддерживать в группе заинтересованность и проявления эмпатии. Возможен и другой вариант этого этапа. После того как названы темы созданных композиций, участникам предлагается объединиться в малые группы по признаку сходства сюжета (проблемы), придумать и разыграть спектакль. В этом случае отсутствует индивидуальная рефлексия чувств и переживаний, но легче устанавливается внутригрупповая эмпатия. Заключительный. Участники дарят друг другу на память свои композиции с самыми теплыми пожеланиями. Происходит своеобразное положительное программирование, эмоциональная поддержка, «психологическое поглаживание»: «у тебя обязательно получится»; «ты непременно найдешь достойный выход из ситуации»; «какая умница!». Важно, чтобы не осталось композиций, которые никто не захотел взять в подарок. В этом случае психолог может попросить их для себя или организовать выставку – в том числе из тех работ, которые невозможно унести с собой из-за хрупкости природного материала, большого объема композиции, других причин. Главное, чтобы никто из участников этого занятия не присутствовал при уничтожении изобразительной продукции.
Данный тренинг взят из работы (Марковская, 2000). Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье. Можно сказать, что цивилизованность общества определяется отношением не только к женщинам, но и к детям. В системе отношений взрослого с ребенком взрослый является ведущим звеном, от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения, поэтому одной из задач тренинга является формирование у родителей навыков сотрудничества с ребенком. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье. Концептуальной основой данного тренинга является идея сотрудничества взрослого с ребенком, поэтому основная цель программы – способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком. В программе использованы идеи Т. Гордона, К. Роджерса, А. Адлера, Р. Дрейкуса, а также опыт работы Н.Ю. Хрящевой, Е.В. Сидоренко, Е.И. Лебедевой, Г.А. Исуриной (Марковская, 2000). Задачи программы: 1. расширение возможностей понимания своего ребенка; 2. улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком; 3. выработка новых навыков взаимодействия с ребенком; 4. активизация коммуникаций в семье. Данная программа носит обобщенный характер, но в большей степени подходит для родителей старших дошкольников и младших школьников. Описанный здесь вариант программы предполагает 12 занятий с родителями и их детьми (как правило, близкого возраста), по 2–3 часа 2 раза в неделю, т. е курс занимает 1,5–2 месяца. Занятие 1. ЗНАКОМСТВО Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы. Выяснение ожиданий и опасений родителей. Общая ориентация в проблемах родителей. 1. Психолог знакомит участников с целями и задачами тренинга. Обговариваются условия и режим работы, вводятся правила групповой работы. Психолог рассказывает, в какой форме будут проходить занятия и каким основным темам они будут посвящены. Он также раскрывает участникам философию, на которой строятся отношения и взаимодействие с детьми, – признание личности ребенка и стремление к сотрудничеству. 2. Процедура знакомства: участники представляются и высказывают свои опасения и ожидания в предстоящей работе. Для облегчения общения в группе желательно использовать бэйд-жи, на которых каждый участник сам пишет свое имя, при желании – также отчество и фамилию или только псевдоним. 3. Психогимнастическое упражнение: встать и поменяться местами по какому-то признаку, например по цвету волос или росту. 4. Психолог говорит о важности понимания себя самого и понимания своего ребенка, предлагает родителям ответить на ряд вопросов. Родители впервые обращаются к своим дневникам, о которых психолог должен сказать особо. Следует обратить внимание на важность ведения дневников и выполнения домашних заданий, обсуждение которых всегда происходит на последующих занятиях. Родители заполняют таблицу, где отвечают за себя и (исходя из собственного мнения) за ребенка, оставляя пустую графу для реальных ответов ребенка на те же вопросы, которые они получат уже дома. Вот примерный перечень вопросов для младших школьников и их родителей. При обмене ответами на вопросы занятие часто принимает вид свободной дискуссии, которую психологу стоит поощрять. Здесь важно, чтобы участники группы рассказали о себе, нашли то общее, что объединяет их самих и их детей. Психолог, проводя простую статистику, может подчеркнуть, какие животные, сказки, желания и т. д. назывались в группе чаще всего. 5. Работа в малых группах по 3–4 человека. Задача участников – истолковать смысл предложенных пословиц, касающихся отношений в семье. Каждой подгруппе психолог предлагает для рассмотрения три-четыре пословицы, например, из следующего списка: 1. Сын да дочь, день да ночь – и сутки полны. 2. Порванную веревку как ни вяжи, все узел будет. 3. Без корня и трава не растет. 4. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. 5. Сердце матери лучше солнца греет. 6. Детям не порча игрушка, а порча худая прислушка. 7. Потихоньку и ольху согнешь, а вкруте и вяз сломишь. 8. Первые детки соколятки, а вторые воронятки. 9. Против шерсти не гладят. 10. У семи нянек дитя без глазу. 11. При солнышке тепло, при матери добро. 12. В чужой монастырь со своим уставом не ходят. 13. Дитя не плачет, а мать не разумеет. 14. Свой своему поневоле друг. 15. Сын отца глупее – жалость; сын отца умнее – радость; а брат брата умнее – зависть. 16. Без отца – полсироты, а без матери – и вся сирота. 17. Тот не умирает, кто детей не покидает. 18. Отцовским умом жить деткам, а отцовскими деньгами не жить. 19. Не мы на детей походим, они на нас. 20. У кого девка хороша? У матки. У кого сын умен? У батьки. 21. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. 22. Матушкин сынок, да батюшкин горбок. В заключение группы дают варианты толкования пословиц, поясняют, что имели в виду наши предки и насколько это актуально в наше время. Психологу важно искать пути для создания атмосферы групповой сплоченности и подчеркивать возможность использования своего и чужого опыта для решения проблем воспитания. 6. Домашняя работа включает завершение таблицы в графе ответов ребенка. Родитель должен задать ребенку имеющиеся у него вопросы, записать ответы ребенка и сравнить их с теми, которые он предполагал. Вторая часть задания может заключаться в том, чтобы спросить ребенка о смысле одной-двух пословиц и попытаться объяснить ему их значение.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.69 (0.01 с.) |