Экономические и политические условия создания Древнерусского государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические и политические условия создания Древнерусского государства



Объективные предпосылки образование Древнерусского государства

 

Экономические Политические Социальные
Прогрессивные изменения в земледелии: ● Переход к пашенному земледелию ● Применение новых орудий труда   Формирование племенных союзов для защиты от внешних врагов Преобразование родовой общины в соседскую  появление частной собственности
Развитие ремесла (и отделение ремесла от земледелия)   Стремление знати юридически закрепить свои привилегии  Потребность в аппарате власти Возникновение имущественного (социального) неравенства
Возникновение частной собственности и самостоятельной хоз. деятельности отдельных семей   Патриархальная форма рабства (преимущественно военнопленных)
Появление экономически сильной племенной знати    
Процесс обояривания – укрупнение земель феодалов, князей и т.д.    
Развитие городов    
Развитие торговых отношений      

 

● Прогрессивные изменения в земледелии

● Превращение родовой общины в соседскую

● Возникновение частной собственности и самостоятельной хоз. деятельности отдельных семей

- эти и другие факторы приводили к имущественному неравенству, появлению сильной в экономическом отношении племенной знати.

 

Обояривание

Первоначально славянские племена не знали сословий, и свободные жители пользовались одинаковыми правами. Но постепенно отдельные группы населения стали различаться богатством и социальном положением.
Наиболее высокий статус среди знатных слоев занимал:

● земские бояре (бояре), то есть представители местной аристократии, потомки древних родов старейшин, а также торговцы, жившие на пути «из варяг в греки».

● Верховные дружинники

● Княжьи мужья

В течение 9 – 12 веков так же шел процесс усиление имущественного неравенства. В этот период происходило сближение земской и военной аристократии – они приобретали большие земельные угодья и становились крупными землевладельцами.
К тому же шел процесс обояривания – превращение вотчинников в крупных землевладельцев, а обедневших общинников - в феодальнозависимых. Обояривание происходило в 2 этапа.

3. Активное наступление на общину знати

Племенные вожди и старейшины больше не хотели возвращать в совместную собственность свои угодья, которые получили наравне с другими общинниками. Таким образом возникала вотчина (отчина, дедина) – крупные хозяйства, переходившие по наследству от отца к сыновьям и являвшиеся полной собственностью данной семьи.

4. Знатные люди постепенно присоединяли к своим землям наделы других общинников, особенно обедневших, которые не могли расплатиться по долгам. При этом они часо присоединяли угодья рядовых общинников насильственным путем, заставляя их платить натуральные подати (дань).

Для юридического закрепления подобных отношений феодалам и князьям требовались правовые нормы, что могла как раз обеспечить только крепкая государственная власть.

Таким образом, множество социально-экономических предпосылок объективно приводили сначала к созданию пламенных союзов, а затем – к государственным образованиям.

 

Первые государственные объединения. Киевская Русь.

Первые государственные объединения появились уж в 6 – 8 веках у полян, древлян и волынян.
В 9 века на некоторых территориях, через которые проходил путь «из варяг в греки», образовалось несколько княжеств, где князьями были варяжские военачальники:

● Рюрик – в Новгороде

● Аскольд и Дир – в Киеве

● Рогволд – в Полоцке

882 год – новгородский князь Олег с дружиной уничтожил киевских князей, объединил новгородское, смоленское и киевское княжество в Древнерусское государство – Киевская Русь.

Политика киевских князей в 9 – 10 веках.

1. Укрепление Древнерусского государства

Киевские князья в 9 – 10 вв. проводили активную политику по насильственному присоединению восточных славян, что позволило превратить Киевскую Русь в одно из самых могущественных государств средневековой Европы.

2. Развитие международных отношений

Огромное значение для начальной русской истории имели отношения со Скандинавией и Византией, хотя с ними не было границ. Скандинавия оказала влияние на становление политического и военного строя, а Византия – на развитие хозяйства, торговли, культуры и религии.

3. Единая идеология

По мере укрепления Древнерусского государства и преодоления племенной разобщенности все более необходимым становилось принятие идеологии, которая смогла бы поддержать процесс объединения восточных славян вокруг Киева.
980 г – религиозная реформа князя Владимира по созданию единого пантеона богов во главе с Перуном (реформа провалилась).
В итоге Владимир остановил свой выбор на христианстве, которое уже имело к тому времени большое распространение в Европе. К тому же княжеская знать уже давно была знакома с христианством (княгиня Ольга еще в 950-х приняла эту религию).
988 год – Крещение Руси при князе Владимире 1 Святославиче.

 

Значение принятия христианства

1. Идеологический аспект

2. Экономический аспект – моногамная семья выступила на 1ое место в хозяйственном плане.

С 988 года наследуемая собственность переходила лишь к детям, рожденным в освященном церковью браке.

3. Укрепление государственности: создание основы для формирования единого древнерусского народа на базе общих духовных и нравственных устоев

4. Повышение международного авторитета Киевской Руси

a. Русь встала в ряд с другими европейскими державами, стала полноправной частью христианского мира

b. Киевские князья могли вступать в династические европейские браки

5. Развитие культуры:

a. распространение письменности (Кирилл и Мефодий)

b. возведение храмов, монастырей

c. создание общедоступных школ для всех слоев населения.

 


 

Социально-экономическая структура Древнерусского государства

 

Налоговая система

Форма сбора дани в 6 – 8 веках

● Полюдье – дань, сбираемая великими киевскими князьями с подвластных им территорий.
Полюдье собирали «посадники» - наместники князя. Во время полюдья князь или посадники чинили суды и расправу по тем жалобам, с которыми население обращалось к князю.

● Также существовал повоз – дань с населения тех земель, куда князья и наместники ехать не могли и не хотели, привозимая населением в Киев.

Стоит заметить, что размер дани, место и время сбора не определялось заранее, а зависело от случая. Это вызывало недовольство у населения.

Форма сбора дани с сер. 10 века
в 956 году княгиня Ольга провела налоговую реформу, в соответствии с которой:

● Устанавливались «уроки» - фиксированные нормы дани, время и место ее сбора

● Введена единица обложения – «дым» (двор, семья) или «плуг («рало»)

● Постепенно была введен оброк – подать в пользу государства и форма феодальной ренты

 

Разряды зависимых крестьян

Смерды – юридически свободные сельские общинники. Делились на 2 группы:

● Зависимые от государства: платили налоги и отбывали повинности

● Зависимые от феодалов: их доля осла, т.к. мелкое хоз-во было неустойчивым

Процесс разорения смердов происходили из-за непомерных гос. поборов, бесконечных военных походов, набегов кочевников, неурожаев и т.д. Общинники были вынуждены обращаться к феодалу и заключаться с ним договор – ряд. Ряд – договор, заключаемый с феодалом, по которому смерды отрабатывали свой долг, выполняя различные работы.

Рядовичи – смерды (свободные общинники), заключившие ряд с феодалом. Делились на 2 группы:

● Закупы (ролейные закуп) – рядович-смерд, бравший ссуду (займ) и на период отработки ссуды селившийся на земле феодала со своим инвентарем.

● Вдачи (изорники) – полусвободные смерды, отрабатывающие свой долг на земле феодала его же орудиями на условиях найма.

Следует отметить, что рядовичи становились и экономически, и юридически зависимыми от феодала. Со временем временная зависимость становилась постоянной, так как расплатиться за ссуду становилось все сложнее.

Малоимущие слои сельской общины

● Изгои – выкупившиеся из воли рабы, разорившиеся купцы, поповичи (не выучившиеся грамоте).

● Сироты – малоимущие, но юридически свободные общинник, жившие на княжеской вотчине

● Холопы (челядь) – самые низкие слои населения

○ Страдники – холопы, выполнявшие тяжелые работы в феодальной вотчине (в основном, на полях)

○ Обельные холопы6 ли холопы «по ряду» - холопы, добровольно отказавшиеся от свободы и поступившие к феодалу на основе договора – ряда.

 

Рабство

На Руси существовало патриархальное рабство, но оно не стало преобладающей формой хозяйствования, т.к. использование рабов было неэффективным.

«Задушные люди» - рабы, отпущенные на волю по духовным завещаниям или завещанные церкви.

 

Феодальное землевладение

В Киевской Руси феодальные отношения не были определяющими, и еще долгое время сохранялась сильная патриархальная соседская община, что можно объяснить различными причинами, в том числе и наличием свободных территорий, куда могли уйти общинники.

Так постепенное наступление на общину, закабаление смердов, захват земель – все это приводило к росту сопротивления земледельцев, и они убегали от феодалов на «пустоши», то есть на свободные земле, где поднимали стихийные бунты, убивали представителей вотчинной администрации, устраивали массовые хищения имущества феодалов.

Для поддержания порядка киевские князья разработали правовые нормы внутригосударственной жизни. Среди них была «Русская Правда» - свод законов древнерусского законодательства.

1016 год – первый вариант «Русской Правды» («Древнейшая Правда») под именем Ярослава Мудрого

Конец 11 века – вторая часть «Русской правды» - «Правда Ярославичей» (наследники Ярослава Мудрого)

В них было прописано следующее:

● Отмена кровной мести

● Определялась ответственность за кражу и порчу имущества, скота, за нападение на представителей вотчинной администрации

● Дифференциация штрафа в зависимости от принадлежности к сословия (80 гривен – за огнищанина и тиуна; 5 гривен – за смерда и холопов)

В 11 веке начали формироваться боярские вотчины, что происходило несколькими путями

● Князья жаловал дружинникам на определенный период территории для сбора дани – прокорма

● Князь награждал дружинников за службу государственной землей

● Князь мог отдать своим приближенным часть своих владений

Смерды, живущие на этих землях, становились лично зависимыми от владельцев. Бояре экономически и юридически закабаляли смердов. В это же время церковь также начала наступление на свободные земли (церковные вотчины).

 

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 808; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.254.106 (0.015 с.)