Товары медицинского назначения и их свойства.(стр 62) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Товары медицинского назначения и их свойства.(стр 62)



деление на мед и фарм товары условно. В 1982 г. Стрелковым, Казаковым, Дубинским, Пономаревым было предложено и обосновано испол термина «фармацевтические товары». Этот термин объединяет все группы товаров, реализуемых через (аптечные) организации, т.к. им присущи все признаки и свойства товаров с точки зрения т/в экономических дисциплин.

К медиц товарам принято относить товары, которые

ре­ализуются через магазины «Медтехника» и вкл в заявку-заказ магазинов этого объединения. Это деление условно, тк мед инструменты и предметы ухода за больными реализуются как через систему магазинов «Медтехники», так и че­рез аптечную систему.

Требования к товарам мед назначения формулируют, исходя из их важнейших потребительных свойств:

социальные – соответствие потребностям общества(потребительск.стоимость)

функциональные

эргономические

антропометрические,

экологические,

эстетические,

безопасности,

надежности,

эффективности.

При анализе социальных свойств товаров мед назначения необх учитывать не только общее количество населения, но и заболеваемость по отдельным классам болезней, а также пути реализации этих товаров, способность удовлетворять как личные, так и общественные потребности, сочетая их.

Функциональные свойства характер основное назначение товаров, способствуют успешному использованию товаров в процессе потребления. Важное свойство – универсальность. М.б. вспомогат.функции

Свойства надежности Эти свойства характер такими показателями как надежность, долговечность(до наступления предельного состояния), износ, безотказность(способн.сохран.работоспообность в течние некоторой наработки), сохраняемость(после хранения/транспортировки), ремонтопригодность.

Эргономические свойства характеризуют удобство и комфорт эксплуатации изделия. К ним относятся антропометрические, теплозащитные, физиологические (гигиенические), психофизиологические и психологические. Антропометрические свойства хар-ют соответствие размеров и формы изделия размеру и форме тела человека. Конструкция изделия и его размеры (габариты) д обеспечивать удобство пользования им и рациональное расходование энергии человека в системе «человек — среда изделие». Теплозащитные св-ва ('теплопроводность, температуропроводность, теплоемкость) изделия регулируют обмен тепловой энергией между человеком и внешней средой(одеяла, сторительн.товары, грелки). Гигиенические свойства (загрязняемость и очищаемость) хар-ют способность изделий загрязняться и очищаться, имеют б значение для предметов ухода за больными и мед инст Психофизические свойства хар-ют соответст изделия силовым, слуховым, зрительным, вкусовым, обонятельным возможностям человека. Масса переносной техники д соответствовать силовым возможностям человека. Сила звукового сигнала д превышать порог слышимости, но не вызывать болевых ощущений. Психологические свойства хар-ют соответствие изделия навыкам, восприятию, мышлению и памяти человека.

Эстетические свойства хар-ют способность изделия через чувственно воспринимаемые образы удовлетворять(информационная выразительность, оригинальность). Мода — непродолжительное господство в определенной общественной среде вкусов, предпочтений, правил поведения и взглядов, которые проявляются во внешних формах быта. Стиль — выражает суть, уникальность изделия в единстве всех его компонентов: содержания и формы, изображения и выражения.

По характеру воздействия все в-ва делятся на токсические, раздражающие, канцерогенные, мутагенные. Экологические свойства характеризуют способность товаров влиять на окруж среду при их производстве (выращивании, переработке), хранении, транспортировании, потреблении или эксплуатации и утилизации.

Безопасность — особенность товара, которая обусловливает наи­меньшее состояние риска, ограниченное допустимыми нормами. При производстве, хранении, транспортировании, эксплуатации или потреблении товары дб безопасны, т.е. не д нано­сить вреда жизни и здоровью потребителя.

Однако при эксплуатации или потреблении любых товаров не мб достигнута абсолютная безопасность. Н: при эксплуатации электротоваров всегда есть опред вероятность для потребителя пострадать от высокого напряжения, а при испол острых предметов — вероятность порезаться.

Различают электрическую(противостоять утечке эл.энергии), механическую, химическую, био­логическую, физиологическую(отсут.риска для ж/д-ти и органов, напр.гормональн.ф-ции), акустическую, электромагнитную, ра­диационную, пожарную безопасность.

 

Классификация мед и фарм товаров. Методы классификации.(стр 81)

(от лат. classis — разряд, группа + facere — делать) — это распределение множества объектов, напр предметов и явлений, на классы, группы и другие подразделения по опред, общему дня каждого из них, признаку. При этом все подразделения распределяемого множества составляют единую систему, в которой все части опред образом взаимосвязаны, а каждая часть этой системы представляет собой совокупность сходных объектов, имеющих хотя бы один общий признак.

Класс товаров — множество товаров, удовлетворяющих обобщенные группы потребностей.

Классификатор — официальный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов объектов классификации. Классификация объектов необходима в том случае, когда требуется обработка информации о множестве объектов, отличающихся существенными признаками, т.е. когда из множества объектов надо получить информацию об пределенных подмножествах.

Целью классификации в МФТВ является облегчение проведения различных т/в операций включающих изучение потребительных свойств, качества и ассортимента товаров.

Классификация позволяет исследовать потребительные свойства однородных групп товаров, установить оптимальный уровень этих свойств, разработать групповые методы исследования и оценки уровня качества товаров (н: для гр инструментов, гр приборов, гр перевязочных материалов, ЛП). Она дает возможность оценить ассортимент конкретных групп товаров и его соответствие потребностям, разрабатывать направления развития ассортимента.

Задачи классификации:

1)установление потребительных свойств опред групп товаров, определение оптимального уровня этих свойств, разработка групповых методов исследования, оценка уровня качества товаров;

2)анализ ассортимента конкретных групп товаров и его соответ потребностям; направленное развитие ассортимента;

3)разработка условий хранения, транспортирования товаров каждого классификационного подразделения;

4)планирование товарооборота по группам товаров, изучение спроса; учет поступления и реализации товаров и составление отчетности;

5)возможность составления прейскурантов, каталогов, срочных заявок-заказов;

6)определение типа склада, базы, торгового учреждения;

7)применение ЭВМ, создание АСУ.

Признак классификации – свойство или характер-ка объекта, по которому производится классификация:

-по назначению

-исходного материала или сырья

-способ производства

-конструкции

-размера…

Методом классификации называют совокупность приемов (способов) разделения множества объектов.

Различают два метода классификации:

Иерархический и фасетный.

Иерархический метод (от общего к частному)- последовательное деление заданного множества на подмножества так, что все подмножества составляют единую систему классификации распределяемого множества. Эта система фиксирует и сходство, и различие между объектами.

«+» Возможность выделения общности и сходства признаков объектов на одной и разных ступенях. Высокая информационная насыщенность,

«-» Не гибюкая, нет возможности вносить новые группы. При большой глубине: чрезмерная громоздкость, высокие затраты, иногда необоснованные, трудность применения. При небольшой глубине: информационная недостаточность, неполный охват объектов и признаков

Особенность фасетного метода (параллельное разделение) состоит в том, что подмножества формируются по принципу от частного к общему, т.е. на основе различных наборов конкретных характеристик объекта формируются конкретные подмножества. При этом разные признаки не связаны между собой. Примером фасетного метода классификации м служить классификация ЛС по ср годн, по форме выпуска, по упаковке, по изготовителям.

«+»Гибкость и подвижность системы, удобство использования, возможность ограничения количества признаков без утраты достаточности охвата объектов.

«-»Невозможность выделения общности и разл между объектами в разных классификационных группировках

Правила классификации при иерархическом м: •разделение множества объектов начинают с наиболее общих признаков;

•разделение множества на подмножества на каждом уровне производят только по одному признаку, имеющему принципиал знач для этого этапа деления;

•получаемые в результате деления группировки на каждом уровне относят только к одной вышестоящей группировке и не пересекаются, т.е. не повторяются разделение множества осуществляют без пропусков очередного или добавления промежуточ уровн деления;

Чаще всего классифицируют в следующей последовательности: класс подкласс - группа — подгруппа — вид подвид — разновидности

классификационная схема, используемая в (ОКП) или в Отраслевом классификаторе «Простые медицинские услуги» (ОК ПМУ).

Фасетный метод классификации (фр. facette грань отшлифованного камня) параллельное разделение множества объектов по одному признаку на отдельные, независимые друг от друга подразделения фасеты. Для вычленения из множества объектов конкретного подмножества, обладающего опред признаками, необх выделить основные признаки-характеристики, всесторонне характеристики:

•классификацию производят т.о., чтобы сумма образованных подмножеств составляла делимое множество.

Правила классификации при фасетном методе:

•признаки в различных фасетах не пересекаются, т.е. каждый признак отличается от другого по наименованию, значению и кодовому обозначению;•из общего числа фасетов, характеризующих объекты, выбираются только те, которые необходимы для решения поставленных задач, и устанавливается их последовательность (фасетная формула).

 

Классификация мед и фарм товаров в современных условиях д отвечать следующим требованиям: •гарантировать полноту охвата всех видов производимой продукции;

•обеспечивать гибкость классификации, сущность которой заключается в том, чтобы в перечень продукции можно было по мере необходимости включать новые наименования, не нарушая общей системы классификации, учитывать возможные в будущем изменения в номенклатуре и ассортименте товаров;

•способствовать всестороннему исследованию потребительных свойств товаров;

•нацеливать на улучшение торговой деятельности на всем пути товародвижения;

•содействовать принципам кодирования товаров и образованию краткого шифра товара;

•не быть слишком громоздкой.

Классификаторы(+см. вопрос 5) - оффиц.документы, представл.собой систематизирован.свод.наименований и кодов класссификацион.группировок или объектов классификации

Выделяют:

1)по области использования

- м/у народные(МК) – ТНВЭД-товарн.номенклатура внешнеэкономич.д-ти(при таможенном оформл)

- общероссийские(ОК) – утверждён Гос.стандартом РФ

2) по назначению

- ОКС, ОКП(общерос.классиф.продукции. 5-ти ступенчат.иерархич.классификация(класс,подкл,группа,подгр,вид)), ОКПО, ОКУН, ОКЕИ, ОКПД(видов экономич.д-ти, пр-ции и услуг)

- ОКВГУМ, ОКПД ТР, ОКЗ

Также сущ. АТС или АТХ (анатомо-терап.хим.классиф)- для изуч.потребления ЛС

5. Кодирование мед и фарм товаров. Методы кодирования. Виды классификаторов и кодов.(+см.вопр 5). (Стр 110)

Кодирование — присвоение наименованиям продукции и операциям условных обозначений: кодов, шифров, номенклатурных номеров. Позволяет избегать сложных и разных названий товаров и материалов, из которых они изготовлены. Он является необходимым условием механизации и автоматизации плановых и учетных работ.

Код — знак или совокупность знаков, применяемых для обозначе­ния классификационной группировки и/или объекта классификации.

должен быть кратким, но в то же время достаточным для охвата всей номенклатуры продукции, наглядным, легко расшифровываться. С помощью кодов обеспечивается идентификация объектов наи­более быстрым способом. Минимизация числа знаков, идентифи­цирующих объекты, способствует повышению эффективности сбо­ра, учета, хранения, обработки информации.

Код должен:

-иметь определенную структуру построения

-выражаться с помощью различных, заранее оговоренных знаков

-способность упорядочению объектов

Структура кода — условное обозначение состава и последователь­ности расположения в нем знаков. Состоит из элементов: алфавита, ос­нования, разряда и длины.

Алфавит кода — система знаков, принятых для образования кода.

применяют циф­ры, буквы или их сочетания, штрихи и пробелы. Различают цифро­вой, буквенный, буквенно-цифровой и штриховой алфавиты кода.

Цифровой алфавит кода — алфавит кода, знаками которого яв­ляются цифры. Например, медикаментам в Общероссийском клас­сификаторе продукции присвоен код 93, а мед. технике код 94.

Буквенный алфавит кода — алфавит кода, знаками которого яв­ляются буквы алфавитов естественных языков.

Буквенно-цифровой алфавит кода — алфавит кода, знаками кото­рого являются буквы алфавитов естественных языков и цифры.

Штриховой алфавит кода — алфавит кода, знаками которого яв­ляются штрихи и пробелы, ширина которых считывается сканера­ми в виде цифр. Примером могут служить штриховые коды EAN и UРА, широко применяемые в международной практике.

Основание кода — общее число знаков в алфавите кода.

Последовательность расположения знаков в коде определяется его разрядом. Разряд кода — позиция знака в коде. Поскольку каждый знак характеризует какой-то заранее обусловленный признак товара, то разряд кода несет определенную смысловую нагрузку.

 

Методы кодирования:

используют регистрационный и клас­сификационный методы.

Регистрационный метод - это кодирование, осуществляемое присвоением порядкового номера, а кодовым обозначе­нием служат числа натурального ряда. Это наиболее простой метод, т.к. регистрация объектов осуществляется в порядке разработки и регистрации то­вара.

Классификационный метод - это кодирование, осу­ществляемое на основе классификации товаров, при котором ко­довым обозначением служат числа, буквы или штриховые знаки. Существует 2 типа классификационного кодирования:

последова­тельный и параллельный.

Последовательный метод - метод, в основе лежит иерархический метод классификации. При этом множе­ство разделяется на подмножества в нужной последовательности, и кодовое обозначение строится по заданной структуре, определяю­щей последовательность и количественный состав признаков на каждом уровне деления.

Параллельный (независимый) метод — метод кодирования, в осно­ве лежит фасетный метод классификации. метод хорошо приспособлен для машинной обработки и решения технико-экономических задач, характер которых часто ме­няется. Недостатком явл громозд­кость фасетных формул и избыточную емкость кодов.

 

Классификатор – официнальный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок или объектов.

Виды:

•общероссийские;

•отраслевые;

•административно-территориальной единицы;

•предприятий, мед. учреждений;

•объединений, общественных организаций, ассоциаций.

Структура классификатора предусматривает его позицию и емкость. Позиция классификатора - наименование и код классификационной группировки или объекта классификации. Н, код 93 означает классификационную группировку продукции медикаменты. Емкость классификатора — наибольшее число позиций, которое м содержать классификатор. Так, при десятиразрядном построении, наиболее часто применяемом для классификаторов, все классифицируемые объекты подразделяются на 10 классов, подклассов, групп, подгрупп, видов и подвидов.

Классификаторы подразделяют на категории - признак, указывающий на принадлежность классификатора к опред группе в зависимости от уровня его утверждения и сферы прим.

В России действует более 30 общероссийских классификаторов(ОК) - государственный классификатор, утвержденный Госстандартом России для прим в автоматизированных системах управления.

К нему относится: ОКП(продукции), ОКУН(услуг населению), ОКОНХ (отраслей народного хозяйства), ОКДП (видов экономической деятельности, продукции и услуг), ТНВЭД (товарной номенклатуры внешнеэкономической деят-ти).

 

ОКП: используется пятиступенчатая иерархическая классификация с цифровой десятичной системой кодирования. Каждая позиция имеет шестизначный цифровой код и однозначное контрольное число.

На 1 ступени – классы от 01 до 99 (94 мед техника, 93 ЛС, 26 реактивы, 91 пищевая промышленность)

2 ступень –подклассы (мед инструменты)

3 ступень – группы (инструменты режущие)

4 ступень – подгруппы (однолезвийные)

5 ступень – виды продукции (ножи)

ТНВЭД: товары объединены в разделы и группы по признакам происхождения (промышл, растительные, минеральные) и по степени обработки. Испольют на таможне (движимый товар)

АТХ: анатомо-терапевтический химич классификатор. Рекомендован для изучения потребления ЛС. Перечень ЖНВЛП составляется по АТХ, для непревышения цен, установленных в пределах региона.

На примере диазепама.

1 уровень (основная анатомическая группа –нервная система)

2 уровень (основная терапевтическая гр – психолептики)

3 уровень (терапевтическая подгр – анксиолитик)

4 уровень (терапевтически-химич гр – произвлд БДЗ)

5 уровень (наименование дейчтвующего в-ва – диазепам)

МКБ -10: нозологическая классификация (по применению).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 2473; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.81.206 (0.043 с.)