ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хронология открытия первых учебных заведений для глухих и слепых детей



Год открытия Школа для глухих детей Школа для слепых детей
  Страна (город)
Франция (Париж)*  
Саксония (Лейпциг)  
Австрия (Вена)  
Англия (Лондон)**  
Италия (Рим)  
Чехия (Прага) Франция (Париж)
Пруссия(Берлин)  
Голландия (Роттердам)  
  Англия (Ливерпуль)
Бельгия (Тур)*** Бельгия (Тур)
Дания (Шлезвиг-Голь­штейн, Киль)  
Испания (Мадрид)  
Венгрия (Будапешт)  
  Австрия (Вена)
Россия (С.-Петербург) Пруссия(Берлин)
Дания (Копенгаген) Италия (Милан) Россия (С.-Петербург) Чехия (Прага)
  Голландия (Амстердам)
Швеция (Стокгольм) Швеция (Стокгольм) Швейцария (Цюрих)
Год открытия Школа для глухих детей Школа для слепых детей
  Дания (Копенгаген)
Польша (Варшава)  
  Венгрия (Будапешт)
Португалия (Лиссабон)  
Норвегия (Тронхейм)  
  Словакия (Братислава)****
Словакия (Липтовский Ми-кул аш)  
Словения(Горице)  
Финляндия (Або-Турку)  
Сербия (Белград), Хорва­тия (Загреб)  
  Словакия (Плешивец)

 

* В 1760 г. Эпе начинает учить глухих, в 1770 г. организует частную школу, которая вскоре получает статус Королевского Парижского института глухих, а в 1789 г. — Национального института глухих.

** В 1760 г. Брейдвуд берется выучить глухого подростка, в 1766 г. открыва­ет в собственном доме (Эдинбург) частный класс; перебравшись в Лондон, открывает частную школу (1783).

*** Школа в Туре (Бельгия) принимала как глухих, так и слепых детей.

**** В то время Словакия входила в состав Венгрии, школа, открытая в Бра­тиславе (1825), в 1826 г. переведена в Будапешт.

Наиболее продуктивным оказался промежуток между Ве­ликой французской революцией и началом наполеоновских войн (1778-1808). Француз Эпе (Париж, 1760), англичанин Брейдвуд (Эдинбург, 1766) и немец Гейнике (Лейпциг, 1778) предложили отечеству и миру модельные учреждения, по об­разцу и подобию которых впоследствии начинают открываться новые учебные заведения. В разгар наполеоновских войн избе­жавшие их скандинавы также открывают школы для глухих. А вот Испания, родина Педро Понсе де Леона и сурдопедагоги­ки, скромно расположилась в середине списка: два с половиной столетия понадобилось южанам-католикам, чтобы сделать шаг от индивидуального обучения глухих до открытия специаль­ной школы. Поражение Наполеона приводит к переделу поли­тической карты Европы, на этом этапе государственные школы Для глухих детей возникают в Польше, Финляндии, Словакии и Словении — странах, вошедших в состав империй-побе­дительниц (России, Австро-Венгрии). Тогда же открывают специальные учреждения для глухих в зависимой от Швеции Норвегии и «южанке» Португалии. Распад Османской импе­рии приводит к рождению на Балканах независимых госу­дарств, два из которых — Сербия и Хорватия — тотчас учрежда­ют специальные школы.

Итак, за короткий по историческим меркам срок — сто с не­большим лет — европейцы создали на континенте сеть частных и государственных учебных заведений для глухих. Правда, од­ни страны ограничились созданием одной-двух, как правило, столичных школ, другие — охватили специальным обучением достаточно большое число детей. Статистические данные, представленные в таблице 8, отражают объективную картину охвата глухих детей школьным обучением к третьей четверти XIX в.

Очевиден приоритет стран Центральной и Северной Евро­пы. К концу XIX в. налаживается выявление и учет детей с сенсорными нарушениями, подавляющая часть выявленных детей затем попадает в специальные школы. Введение в эко­номически развитых странах обязательного обучения глухих привело к тому, что в начале XX столетия Германия, Швеция, Дания, Норвегия, Голландия, Австрия, Швейцария достигли очень высокого уровня охвата (до 80% и более) нуждающихся. На рубеже столетий появляются специальные школы на Бал­канах.

Еще раз обратимся к таблице 7 и проследим, как рас­пространялась по континенту французская модель обучения слепых, предложенная Валентином Гаюи. В 1789 г. частное учебное заведение Гаюи обретает статус государственного ин­ститута, и достаточно быстро европейцы, традиционно копи­рующие парижские моды, будь то одежда, манеры или фило­софские идеи, пытаются воспроизвести нечто подобное в столицах своих стран. Всего за 17 лет (с 1793 по 1811 г.) мо­дель Гаюи тиражируется в десяти странах: Бельгии, Австрии, Пруссии, Италии, России, Чехии, Голландии, Швеции, Швей­царии, Дании. Одни страны приглашают пионера тифлопеда­гогики к себе, другие — создают национальные институты, ко­пируя парижский, третьи — спорят, отвергают и критикуют идеи Гаюи, создавая оригинальные модели обучения незрячих, которые, правда, не родились бы без французской и вне поле­мики с ее автором. Подвижника забудут, но начатое им дело уже не остановится, к концу XIX столетия все европейские страны организуют школы для слепых детей.

Забота о детях с интеллектуальными нарушениями начина­лась с организации им помощи, школьное обучение умственно отсталых становится актуальным после введения всеобуча. Хронология возникновения в европейских государствах пер­вых лечебно-педагогических учреждений для слабоумных де­тей и первых вспомогательных классов и школ представлена

Таблица8 Охват глухих детей школьным обучением (1878—1881 гг.)*

№ п/п Страна Число учебных заведений (учеников в них) Процент глухих детей, получающих школьное обучение (от числа выявленных)
Германия 90 (5608) 81%
Франция** 60 (2957) 59%
Англия и Ирландия 34 (2421) 57%
Италия 35(1491) 10%
Австро-Венгрия 17(1092) 12%***
Швейцария 11 (380) 80%
Россия, в том числе: Польша Финляндия 11 1 3
Бельгия**** 10(860) 83%
Испания 7(222) 17%
Швеция 17(650) Более 80%
Норвегия 5(283) Более 80%
Дания 4(326) 93%
Нидерланды 4(465) 98%
Люксембург 1 (27) 100%
Сербия 1 (20) 9%
Португалия 1 (8) 3%о
Греция - -
Румыния - -
Черногория - -

 

* Schwabach, 1883 [37].

** Во Франции глухие и слепые обучались совместно, таким образом, ре­альный процент должен быть несколько ниже.

*** По Австрии этот процент был значительно выше, достигал 80%. **** В Бельгии глухие и слепые обучались совместно, таким образом, реаль­ный процент должен быть несколько ниже.

в таблице 9. Даже беглого знакомства с таблицей достаточно, чтобы оценить влияние официальной религии и культурных традиций страны на организацию школьного обучения умст­венно отсталых детей.

Таблица 9

Хронология открытия первых учреждений для умственно отсталых детей

 

Год основания Страна, учреждение, орга­низатор {больницы и приюты) Страна (вспомогательный класс, школа)
Франция (отделение пси­хиатрической больницы Сальпетриер, Пинель)  
Англия (убежище для ума­лишенных и слабоумных, Тьюк)  
  Пруссия («добавочный» класс для малоуспеваю­щих, Вайзе)
Франция (отделения для идиотов психиатрической больницы Бисетр; Феррю, Лере)  
Франция (Ортофренический институт, Вуазен)  
Бавария (приют для слабо­умных, пастор Хальденванг)  
Франция (частная школа для идиотов, Се ген) Швейцария (приют для эпилептиков и идиотов, Гугеннбюль)  
Англия (приют для слабо­умных, мисс Уайт)  
Бельгия (отделение психи­атрической больницы, Гис-лен) Пруссия (приют для слабо­умных, пастор Пробст)  
Дания  
Россия (Лифляндия, Рига) (лечебно-педагогическое заведение для слабоумных и эпилептиков, Пляц)  
Гамбург (приют для слабо­умных, пастор Зенгельманн) Саксония («добавочные классы, Гаупт)
Швеция  
Год основания Страна, учреждение, орга­низатор (больницы и приюты) Страна (вспомогательный класс, школа)
Чехия (приют для глубоко умственно отсталых, Амерлинг)  
Россия (евангелический приют для одержимых па­дучей болезнью и слабо­умных детей, пастор Ферман) Пруссия (вспомогат. шко­ла)
Россия (врачебно-воспитательное заведение для ум­ственно отсталых, Маляревский) Норвегия
  Австро-Венгрия (вспомо­гат. классы)
  Швейцария (немецкоязыч­ные кантоны) (вспомогат. классы)
Франция (убежище для слабоумных, Бурневиль)  
  Англия
  Австро-Венгрия (вспомо­гат. школы)
  Чехия Нидерланды (дополнит, классы)
  Бельгия (вспомогат. шко­лы)
Россия (приют для слабо­умных и эпилептиков, Гра­чева)  
  Италия (полуинтернат для умственно отсталых детей, Санте де Санктис, Рим)
  Дания (вспомогат. классы)
  Швеция
  Италия (вспомогат. класс, Милан)
  Россия (СПб., Москва) (вспомогат. классы)
  Словакия
       

 

Успех строительства системы специального образования, как мы могли видеть на примере многих стран, зависит от соот­ветствующих законодательных инициатив государства: чем раньше принимается закон о специальном обучении, тем боль­ше вероятность того, что доступ к нему получит большинство в том нуждающихся. Отсутствие названного закона сделает лю­бые инициативы в сфере образования детей-инвалидов локаль­ными и краткосрочными, а конституционное право этих детей на образование — красивым лозунгом, не подкрепленным госу­дарственными гарантиями.

Таблица 10





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.008 с.)