Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Первые специальные школы для глухих и слепых ВеликобританииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Система специального образования в Англии выстраивалась в контексте сословного права, вследствие чего в народных и частных учебных заведениях заметно различались цели, задачи, уровень образования выпускников и, конечно, система финансирования. За глухих детей из бедных семей платили не очень щедрые опекунские советы и благотворительные фонды, так что не стоит обольщаться относительно условий и качества обучения в большинстве школ. Благотворительные субсидии народным школам, выдаваемые в рамках помощи бедным, не могли конкурировать с финансовыми затратами богатых родителей на образование своих глухих детей в частных школах. Де-юре народные и частные учебные заведения имели одинаковый статус — школ глухих, де-факто они преследовали разные цели, давали разного уровня образование и использовали разные системы обучения. Народные школы опирались на письменную речь, дактилологию и жест, стремились обучить ремеслу, частные школы использовали «чистый устный метод». Различия в методах обучения были продиктованы различием целей, частные и народные школы готовили своих глухих воспитанников к исполнению во взрослой жизни разных социальных ролей. В 1893 г. Англия принимает закон об обязательном обучении глухих. Благодаря новому законодательному акту проблема из сферы филантропически-благотворительной перешла в сферу ответственности исполнительной власти всех уровней. В 1894—1899 гг. открываются школы в Престоне, Брайдфорде, Лондоне, Мидлтоне, Пайслее (1894); Бирмингеме, Кардифе, Стратфорде, Мидлсбурге, Плимуте, Стоктоне, Данди (1895), Сток-Тренте, Бернли (1897), Бристоле, Фулхеме (1898), Лидсе (1899). Закон 1893 г. обязал местную администрацию в границах своих графств обеспечить начальное образование глухих и слепых детей, но что следовало считать нормой предписываемого «образования»? В стране продолжали успешно функционировать закрытые платные школы, но никто не предполагал взять за образец тот уровень образования, который они обеспечивали своим воспитанникам. Повышение качества обучения требовало привлечения огромных финансовых средств, а их государство не выделило. По той же экономической причине не приходилось ждать кардинальных перемен в работе благотворительных школ. Несмотря на то, что в конце XIX в. их бюджеты значительно выросли и заведения «похорошели», цели, задачи, и содержание обучения не переменились. Расширение сети специальных учебных заведений продолжилось и в начале XX столетия, 16 учебных заведений появилось в период с 1900 по 1913 г., в 1911 г. Англия получает Королевский национальный институт для глухих. Дистанция от зафиксированного прецедента успешного индивидуального обучения глухонемых (середина XVII в.) до открытия первой частной школы (середина XVIII в.) составила в Англии сто лет, столько же понадобилось британцам, чтобы принять закон об обязательном обучении глухих (конец XIX в.), но еще несколько десятилетий прошло, прежде чем открылась первая государственная школа (начало XX в.). Англия опередила Францию в деле строительства национальной системы специального обучения глухих, но уступила Германии. В отличие от рейхстага, британский парламент не торопился делать специальные школы государственными, устанавливать единые цели и методы обучения, вводить, как сказали бы сегодня, стандарт специального образования, эти задачи каждое графство решало самостоятельно. Англия выстраивала систему специального образования в контексте сословного права, «народная» специальная школа модернизировалась вслед за общественными элементарными школами для бедных, частные специальные школы шли своей дорогой. 3.3.2 Английский опытшкольного обучения слепых детей Долгое время англичане понимали опеку слепых исключительно как призрение, а потому продолжали открывать для них приюты. С конца XVIII в. в дополнение к убежищам появляются школы-мастерские, где незрячих обучали ремеслам, не уделяя большого внимания общему образованию. Список учебных заведений открыла Ливерпульская школа (1791), а продолжили — школы ремесла в Эдинбурге (1792, 1801), Бристоле (1795), Дублине, Лондоне (1799), Абердине (1812), Манчестере и Глазго (1827). При большинстве названных и им подобных заведений, существовавших на средства частных лиц и благотворительных обществ, имелись мастерские и общежития. Наиболее крупной и деятельной филантропической организацией в конце XVIII столетия являлось общество «Посещения слепых на дому». Среди его волонтеров числилось немало людей со слабым зрением либо незрячих. Уникальность движения заключалась в его нацеленности на взаимопомощь незрячих друг другу. Волонтерам предписывалось отыскивать слепых детей, а затем брать их под свою опеку, обучать грамоте и ремеслу, уделяя особое внимание религиозно-нравственному воспитанию [23]. В первой половине XIX в. Великобритания располагала 28 различными благотворительными заведениями для незрячих, из которых учебными с большой натяжкой можно считать не более пяти. Выдающуюся роль в модернизации опеки слепых сыграл Томас Эрмитедж (Armitage, 1824—1890). Окончив медицинский факультет Лондонского университета, он из-за слабого зрения оставил врачебную карьеру и посвятил жизнь обучению слепых. Свою деятельность знаменитый английский тифлопедагог начал с посещения Западной Европы и изучения ее опыта, на что требовалось немало мужества. Присущая английскому обществу самодостаточность во второй половине XIX в. (в Викторианскую эпоху) усилилась благодаря избранному Великобританией внешнеполитическому курсу «блестящей изоляции». Островное государство сознательно не интересовалось проблемами континентальной Европы. Англичанин, решившийся в подобной политической атмосфере изучать опыт извечного соперника — Франции, других стран Западной Европы, тем более переносить его на родину, вне всякого сомнения, обладал немалым гражданским мужеством. Эрмитедж превосходил соотечественников в понимании нужд слепых людей. Он понимал, что человек, лишенный зрения, способен успешно двигаться по лестнице знаний, причем двигаться самостоятельно, мешают же самообразованию слепого технические преграды, ставящие его в зависимость от зрячего помощника. Взяв в руки книги, напечатанные рельефным шрифтом Брайля, Эрмитедж решает наладить аналогичное производство на родине и, несмотря на яростное сопротивление английских специалистов, добивается этого. «По почину Эрмитеджа в Англии издавались рельефом рукописные книги для летучих библиотек взрослых слепых и учебники при содействии зрячих девиц, тщательно изучивших систему Брайля. После строгой корректуры эти рукописи сдавались для переписки слепым девицам, окончившим училище, за плату. До 1887 г. их появилось около 300 томов» [21, с. 446]. Новатора не смутило, что в Англии использовались шрифты, разработанные соотечественниками: Дж. Галем, Фраем, Й. Фрером, В. Муном. Изменить жизнь слепых, полагал Эрмитедж, можно, лишь вызвав стремление к самообразованию и поддерживая его за счет организации взаимопомощи. Самообразование облегчало наличие книг, напечатанных брайлевским шрифтом, а взаимопомощь поддерживали незрячие волонтеры общества «Посещения слепых на дому», не случайно педагог сам стал его активным членом. Не без активного участия Эрмитеджа в Лондоне учреждается Королевский нормальный колледж (1868), где незрячие студенты могли получить хорошее музыкальное образование. Следующим достижением становится открытие в предместье Лондона (Уорчестере) учебного заведения для слепых детей «благородных родителей». Частный закрытый институт принимал исключительно мальчиков дворянского происхождения, а потому специальный колледж ничем внешне не отличался от привилегированных классических пансионов, располагал немалым земельным участком с английскими газонами и парками, традиционным каскадом прудов, лодочными станциями и конным манежем, разнообразными сооружениями для занятий спортом. Задачей школы являлось воспитание из детей, лишенных зрения, джентльменов, что же касается качества образования, то достаточно сказать, что многие выпускники Уорчестера поступали в Кембридж и Оксфорд. В начале XX в. для незрячих девочек из аристократических семей в Чарльсвуде было открыто заведение для «слепых леди». При наличии желания и достаточных денежных средств родители-аристократы могли дать слепому ребенку хорошее образование, в стране имелись прекрасные учителя-гувернеры, привилегированные закрытые школы, Королевский нормальный колледж. Не стоит задаваться вопросом, учили ли в этих колледжах плести веревки, канаты, корзины или делать щетки. Перенося на английскую землю многие новации тифлопедагогов континентальной Европы, Эрмитедж оставался британцем во всем, что касалось целей и задач образования людей, принадлежащих к разным сословиям, по этому вопросу у Эрмитеджа не было разногласий с соотечественниками. Слепые дети из разных социальных слоев, по мысли филантропа, не должны обучаться совместно, рассчитывать на одинаковое воспитание. В Англии отпрыски дворянского происхождения могли беспрепятственно получить широкое гуманитарное образование в специальных колледжах, недоступное для детей даже богатых буржуа. Англия преуспела в развитии сети общедоступных библиотек для незрячих. Рождение первого подобного учреждения датируется 1882 г., а накануне Первой мировой войны таковых действует уже 118! Богатые специализированные фонды для обслуживания незрячих читателей имелись в публичных библиотеках более чем 50 городов Англии. Число книг, напечатанных рельефно-точечным шрифтом, достигало где-то нескольких сотен, а где-то и тысяч экземпляров. Библиотека Общества распространения грамотности (Глазго) насчитывала около 6500 томов, передвижная библиотека Лондонского общества обучения слепых на дому — более 7000 томов, Лондонская национальная библиотека — 14 000 томов книг и 2000 нотных записей. Библиотечное обслуживание незрячих читателей строилось с учетом их возраста, духовных запросов и профессиональных интересов. Более того, в королевстве открылась специализированная детская библиотека, бесплатно пересылающая маленьким незрячим британцам детские книги по почте. Читатели школьного возраста обеспечивались учебниками и художественной литературой по Брайлю в библиотеках непосредственно по месту обучения. Незрячие студенты могли пользоваться специальным библиотечным фондом Оксфордского университета: свои — бесплатно, студенты из других высших учебных заведений — за минимальную плату. Библиотека Королевского колледжа и Академии музыки для слепых (Верхний Норвуд, предместье Лондона), основанная незрячим музыкантом и тифлопедагогом Ф. Кемпбеллом, располагала уникальной коллекцией нотных записей музыкальных произведений и музыкальной литературы по Брайлю. Ее фондами активно пользовались незрячие музыканты, регенты церковных хоров, слепые, желавшие овладеть нотной грамотой. Увлеченный музыкой Френсис Кемпбелл не менее страстно любил спорт (в паре со своим сыном он смог покорить Монблан), разработал систему физической реабилитации незрячего, направленную на формирование у слепого человека активной жизненной позиции, способности к труду. Не случайно Кемпбелл активно пополнял библиотеку книгами по физической культуре и спортивной медицине. Все это пригодится во время Первой мировой войны, когда Кемпбелл при своем колледже организует центр помощи военнослужащим, потерявшим зрение на фронте. Инвалидов войны станут учить читать и писать по Брайлю, играть па музыкальных инструментах. Государство по достоинству оценит патриотизм и активность незрячего энтузиаста, за заслуги в обучении и воспитании слепых детей король Эдуард VII пожалует ему дворянское звание с привилегиями. В деле организации школьного обучения слепых Англия вырабатывала собственную модель, принципиально не желая копировать опыт Франции или Германии. Это зафиксировано и в отчете Английской королевской комиссии о слепых и глухонемых (1885): «Англия в деле помощи слепым с самого начала шла своей дорогой. Лишь изредка соприкасалась с тем, что было выработано на континенте». Британцы следуют сословному принципу, выстраивая систему образования зрячих, и не видят причин нарушать сложившуюся традицию, организуя обучение слепых. Британские тифлопедагоги, в отличие от континентальных коллег, убеждавших правительства в необходимости организации государственных учебных заведений, не видят в этом смысла. Пойдя «своей дорогой», Великобритания сумела добиться хороших показателей — на рубеже XIX— XX столетий страна располагала 70 институтами для слепых против 34 в Германии и 28 во Франции. Итак, к концу третьего периода Великобритания обладала сетью разнообразных специальных учебных заведений, активно издавалась рельефно-печатная учебная и художественная литература, процесс самообразования незрячих обеспечивали многочисленные библиотеки, обладавшие богатыми фондами рукописных и печатных книг по Брайлю, в стране сложилась научная школа тифлопедагогики, действовал Закон об обязательном обучении слепых. Уступая по некоторым показателям Германии, Англия тем не менее являлась одним из лидеров в области образования и социальной опеки слепых. 3.3.3 Английский опыт заботы о слабоумных Обучение умственно отсталых детей Великобритания организовала примерно в те же сроки, что и Франция, т. е. много позже Германии. Несмотря на то что британцам принадлежит приоритет в юридическом осмыслении и законодательном определении, кто такой идиот (вспомним английскую юрисдикцию XIII века), бесправное положение слабоумных в Великобритании не менялось столетиями. Здания, где содержались умалишенные и слабоумные, начиная с XVI в., строились в стиле монастырей, являя собой грандиозные сооружения, каких не было на континенте. По внутреннему же устройству и организации эти дома скорби мало чем отличались от тюрьмы или зверинца, не случайно название заведения для душевнобольных, организованного в помещениях Вифлеемского аббатства (1537), — Бедлам — вошло в европейские языки как нарицательное понятие, означающее хаос и неразбериху. Достопочтенную лондонскую публику XVIII столетия положение узников Бедлама не волновало, оно ей представлялось справедливым; власти заботило, чтобы сумасшедшие (инакие) не вносили хаос и неразбериху в жизнь нормальных людей. Население Бедлама жалости у подавляющего большинства англичан не вызывало, напротив, те любили посещать сумасшедший дом по праздникам и даже платили за удовольствие видеть страшных и нелепых «людей-животных» сидящими на цепи. Возможно, не все проявляли бессердечие, кто-то даже осуждал такое положение этих людей, как, например, граф Честерфилд: «Человека с ослепшим умом надо пожалеть так же, как и того, у кого ослепли глаза: и если в том и другом случае кто-нибудь сбивается с пути, он не виновен и не смешон. <...> Милосердие запрещает нам наказывать или высмеивать того, кого постигла беда» [27, с. 35—36]. Однако подавляющее большинство современников графа Честерфилда, включая элиту, не видело причин, в силу которых не следовало бы «наказывать или высмеивать» слабоумных и сумасшедших, а потому положение последних долгие столетия оставалось неизменным. Дж. Ховард, посетивший многие европейские страны, изучая состояние тюрем и общественных больниц, возмущался отношением соотечественников к душевнобольным. «Есть тюрьмы, — писал Ховард, — куда сажают идиотов и помешанных, не зная, как избавить иначе от них здоровых, которых они расстраивают и волнуют. Там они гибнут, лишенные всякого ухода, между тем как при других условиях многие из них могли бы выздороветь и сделаться снова полезными членами общества» [10, с. 140]. Но даже выдающийся английский филантроп ограничил себя в отношении безумцев констатацией их бедственного положения и не предпринял практических шагов, дабы изменить его. И вдруг в Англии находится энтузиаст, вознамерившийся «построить больницу, в которой больных содержали бы по-человечески, хорошо лечили и допускали к ним родных и друзей» [10, с 141] Это создатель «Убежища для душевнобольных» купец-филантроп Вильям Тьюк (Тuке, 1732-1822) Вчитываясь в краткие описания давно минувших событий, путаясь в полузабытых, а то и неизвестных сегодня именах, мы силимся понять мотивы, которыми руководствовались в своих деяниях канувшие в Лету благотворители. Эти глубинные мотивы не всегда ясны сегодня, так как скрыты толщей времени, но часто они не понимались и современниками. Огромная историческая дистанция отделяет нас от тех подвижников, чьими усилиями создавались модельные учреждения, чей альтруизм готовил грядущие изменения отношения общества к инвалидам, к детям с отклонениями в развитии. Анализ «случая Тьюка» позволяет понять стремления, намерения, цели конкретных исторических персонажей, которые, казалось бы, неожиданно начинали заботиться о людях с умственными или физическими недостатками. Что могло заставить богатого шестидесятилетнего купца вложить немалые деньги в дело не только не прибыльное, но и, по мнению подавляющего большинства англичан, сомнительное? Организовать приют в городе Йорк, где Тьюк родился и где когда-то его дед-квакер попал в тюрьму за свою «неправильную» веру, филантропа побудило известие о гибели единоверки в Йоркском сумасшедшем доме. Тыок-младший, как и его дед, как и трагически погибшая женщина, принадлежал к секте квакеров, а потому им двигало не столько чувство жалости к сумасшедшим, сколько желание защитить человека, преследуемого за инакомыслие. Религиозного ортодокса-квакера, не разделяющего идеологии государственной религии, возмутили рассказы о происходящем в местном сумасшедшем доме. Возможно, прежде Тьюк не раз проезжал мимо этого здания, не задумываясь о тех, кого скрывали стены. Но вот квакер узнает о гибели человека своей веры, и, прежде не замечаемая в силу своей никчемности фигура безумца, вдруг оказывается для Тьюка вполне реальной. Он вынужден заглянуть за стену, причем не холодным взглядом любопытного зрителя, а глазами человека, потерявшего близкого. Если прежде Тьюк, как и любой среднестатистический европеец той эпохи, с пониманием относился к изоляции людей, опасных для общества, то теперь он осознал, сколь бесчеловечно организована эта изоляция. Отсутствие помощи и лечения, истязание голодом и холодом, издевательство — вот что увидел Тьюк. Поначалу предприниматель полагал, что увиденное присуще исключительно сумасшедшему дому Йорка, а потому решил ознакомиться с организацией дела в других графствах Англии. Результаты знакомства окончательно убедили купца-филантропа в необходимости кардинальных перемен. Англичанин задался целью изменить условия содержания душевнобольных и создал собственную модель благотворительного заведения, заменив изолятор приютом, где «полуразбитая барка может быть исправлена для нового плавания или же, в крайнем случае, найти спокойное убежище от ветра и бурь» [10, с. 142]. Строительство началось с закладки камня с надписью: «Сие исполнено состраданием друзей во имя человечности». Организаторы убежища отказались от решеток и цепей, предложив больным достойные условия содержания и лечение. «Подвиг Тьюка, — считает Ю. Каннабих, — по своему идейному объему и огромному жизненному содержанию является, несомненно, одним из величайших фактов в истории психиатрии» [10, с. 142]. Согласимся с мнением русского психиатра и в очередной раз отметим, что люди, проживающие в одно историческое время, могут быть носителями мировоззрений разных периодов эволюции отношения к лицам с умственными и физическими недостатками. Почин купца-филантропа удивителен еще и тем, что на момент открытия «Убежища для душевнобольных» (1796) английская психиатрия как наука только начинала складываться. Ее предтечами выступили врачи У. Бетти и Дж. Монро, проявлявшие интерес к различным аспектам практической психиатрии, но «истинными основателями этой науки», согласно Ю. Каннабиху, должно считать У. Келлена и Дж. Броуна, чьи основные труды пришли к читателям в 1777 и 1780 гг. Деятельная благотворительность далекого от научных изысканий частного лица, таким образом, никак не была связана с успехами английской психиатрии, скорее осуществлялась вопреки действовавшим медицинским рекомендациям. Индивидуальная инициатива противостояла позиции Церкви, действующему закону и общественной морали. Пример Йоркского убежища не изменил практику психиатрической помощи в стране, условия содержания больных в английских психиатрических лечебницах продолжали оставаться невыносимыми. Опыт Тьюка окажется востребованным через 30 лет после того, как открылось «Убежище...». Ужасающие факты содержания больных в сумасшедших домах попали на страницы английских газет и взбудоражили читающую публику. Дабы успокоить избирателей, чиновники из правительственной Комиссии по душевным болезням организовали инспекцию психиатрической помощи в стране, приведя бюрократическую машину в действие. Провидению было угодно, чтобы в дни, когда материалы, собранные в ходе проверки, оказались на столе парламентской комиссии, в «Эдинбургском обозрении» появилась рецензия на книгу Самуэля Тьюка, повествующую о благотворительности его предка и об истории «Убежища для душевнобольных». Расследуя конкретные факты, парламентарии воспользовались книгой С. Тьюка как программным документом. В 1815 г. нижняя палата парламента, заслушав доклад о деятельности Бедлама и о состоянии дел в Йоркском убежище, высказалась в пользу последнего. Парламентарии не только одобрили опыт Тьюка, но рекомендовали впредь ориентироваться на Йоркское убежище как на модель психиатрической больницы. Законодательное признание сделало свое дело, уже через шесть лет похожее заведение открывается в Линкольне (1821), со временем эта клиника станет центром новой психиатрии в Англии. Парламентский билль1о реформе в Бедламе был принят в 1815 г., а вскоре принимаются законодательные акты (1844, 1854), устанавливающие щадящие правила содержания больных в сумасшедших домах, запрещающие применение насилия и наказание изолятором. Всего за 30 лет официальный подход к проблеме опеки психиатрических больных поменялся в Объединенном королевстве кардинально, но страна готовилась к подобным переменам столетиями. Прогрессивная часть английского общества и государство (в лице парламентариев) де-юре признали право людей с умственными недостатками на медицинскую помощь и социальную опеку. Если иметь в виду, что ранее за лучшее признавалось даже право на гуманную изоляцию, то принятое в середине XIX в. решение следует признать шагом вперед. Проводя реформу Бедлама, а затем психиатрической службы в целом, реформаторы-либералы проявляли заботу об обитателях домов скорби и приютов для идиотов, руководствуясь соображениями гуманизма, филантропии, но им не могла прийти в голову мысль о признании за этими людьми права на свободу и гражданский статус. Принятие английским парламентом законодательных актов заставило реформировать психиатрическую службу, что, в свою очередь, способствовало изменению положения умственно отсталых. В Великобритании, так же как во Франции, Швейцарии и Германии, все началось с организации приютов для слабоумных. История возникновения первого из них напоминает рождественскую сказку: заблудившийся во время путешествия по горам Швейцарии английский врач У. Твиллинг случайно забрел на огонек в дом, оказавшийся Абендбергским приютом Гуггенбюля для идиотов. Восторженные впечатления от увиденного Твиллинг изложил в книге, которая, в свою очередь, подвигла некую мисс Уайт открыть в родном городе Бат нечто похожее (1846). Сначала приют принял трех воспитанников, через два года их было пятнадцать, а через десять лет — 256. Приют становится известным, даже популярным, благодаря чему число и размеры пожертвований множились, со временем маленькое частное заведение, возникшее в Бате по воле одного человека, станет в Объединенном королевстве крупнейшим учреждением подобного типа. Тем временем Великобритания вступает в Викторианскую эпоху (1837—1901), приближаясь к зениту своего могущества. В обществе растет прослойка культурных, образованных людей, в 1851 г. в стране насчитывалось около 16 тысяч юристов (не считая 1700 студентов юридических факультетов), около 17 тысяч врачей и хирургов (плюс около 3500 студентов-медиков и ассистентов), армия учителей достигла почти 76 тысяч, добавим сюда 20 тысяч гувернеров и гувернанток. Профессии юриста, врача, педагога становятся достаточно распространенными. Наконец, еще один немаловажный показатель — в 1851 г. городское население по численности обходит сельское. Десятилетие с 1860 по 1870 г. становится периодом реформ, политической либерализации. Англия, уже обладавшая парламентской Конституцией, в 1867 г. проводит одну избирательную реформу, а в 1872 г.— другую, общее число граждан, обладающих правом голоса (избирателей), возросло четырехкратно [17, 24]. Доля богатых людей в структуре общества выросла незначительно, но суммарный объем их доходов достиг фантастических масштабов. Намеченная парламентом реформа в области психиатрической помощи осуществлялась в контексте экономического подъема, активизации деятельной филантропии, а потому шла весьма успешно. Правительство совершенствовало нормативно-правовую базу, состоятельная часть населения передавала из собственных средств деньги, необходимые на создание и жизнеобеспечение растущей сети благотворительных учреждений, а проблем с медицинскими и педагогическими кадрами страна, обладавшая армией врачей и учителей, не знала. В организации опеки слабоумных Англия, как и в деле помощи глухим и слепым, пошла «своей дорогой», рассчитывая на уже сложившуюся традицию деятельной благотворительности и принимая во внимание ситуацию экономического подъема. Институты призрения слабоумных могли безбедно существовать без государственной поддержки, а потому и действовать без оглядки на власть. Расчет оказался верным. Со второй половины XIX в. количество благотворительных заведений для слабоумных стремительно растет, к 1871 г. в них находилось примерно 1100 человек, правда, тогдашние статистические данные содержат информацию о наличии в Англии 30 тыс. «идиотов», но будем помнить о неточности дефиниций и воспринимать этот термин в историческом контексте. Дефиниция «идиот» применялась не только по отношению к людям, которых сегодня мы назвали бы глубоко умственно отсталыми, по и по отношению к людям, имеющим любое интеллектуальное нарушение вне зависимости от его природы и степени выраженности. Все они без разбора направлялись в сумасшедшие дома, приюты либо в работные дома для бедноты. В начале 70-х гг. предлагается развести сумасшедших и слабоумных, создается специальный комитет, который ставит своей задачей разработку подходов и принципов комплектования специальных учреждений разных типов, а также создание соответствующей классификации. Комитету предстояло решить участь тех самых тридцати тысяч «идиотов», т. е. определить стратегические направления необходимой помощи (лечение, опека, обучение), наиболее подходящий тип благотворительного заведения из числа имеющихся (дом для умалишенных, лечебница для умалишенных, работный дом, приют для слабоумных, школа для бедных), разработать правила комплектования специальных учреждений. Семь лет (с 1871 по 1878 г.) ушло на дискуссии, выработку и согласование пакета предложений, затем он поступил на рассмотрение во властные структуры, и вскоре вышел очередной парламентский билль, законодательно закрепивший принципы и правила организации, комплектования и деятельности соответствующих заведений. С момента выхода законодательного акта сеть специальных учреждений для слабоумных начинает развиваться особенно интенсивно, столь же стремительно улучшаются и условия содержания в этих заведениях, к концу XIX в. многие из них поражают иностранцев своим великолепием. В качестве иллюстрации расскажем о приюте Earlswood, который в конце XIX столетия посетила наша соотечественница Е. X. Маляревская. По ее восторженной оценке, заведение являло собой «образец для всех учреждений Англии и других стран. Оно содержится на средства благотворителей, и число взносов зависит от более или менее удачного спича, произносимого на ежегодном обеде жертвователей. Помещение, которое занимает Earlswood, — это дворец, размерами своими превосходящий все общественные здания в Петербурге. Внутри изящная обстановка, стремление к уютности и удобству. Нигде на материке нет ничего подобного. Теперь всех воспитанников 600 — 400 мальчиков и 200 девочек. Возраст приема колеблется от 5 до 21 года, но в числе этих 600 есть седые старики и старушки, поступившие сюда еще детьми... Вся система приурочена к тому, чтобы спокойствием и мягкостью облагораживать искаженные роковыми влияниями натуры» [6, с. 88—89]. Не менее сильное впечатление оставило у Е. X. Маляревской знакомство с Darent Schools — заведением на 1000 детей и 600 взрослых слабоумных, а также основанным графиней Meath центром для эпилептиков — Home of Comfort в Godaluving Surrey. Всего за век приюты для слабоумных так преобразились, что перестали даже отдаленно напоминать своих прародителей, теперь уже неловко называть их приютами, скорее это британские институты призрения. Достатком, если не сказать роскошью, английские заведения для слабоумных резко контрастировали с аналогичными институтами континентальной Европы, ни Франция, ни Германия ничем подобным похвастать не могли. Причину столь разительных отличий следует искать в политическом устройстве государства, многовековых традициях гражданского права, выбранном механизме развития призрения слабоумных в ситуации экономического подъема страны.
3.3.4 Анг лийский опыт школьного обучения умс твенно отсталых детей
В Германии первый специальный класс для отсталых детей открылся в 1859 г., к 1893/1894 учебному году подобные классы имелись в 32 городах, в них обучалось около 2300 умственно отсталых детей. Во Франции пробные вспомогательные классы появляются в начале XX в., к 1912 г. их число не превышает 30, а количество учащихся едва перевалило за семь сотен. Что касается Англии, то здесь инициатива принадлежит Лондону и старинному городку Лестер (административному центру графства Лестшир), в этих городах в одном и том же 1892 году впервые было организовано обучение детей с легкими формами умственной отсталости. В 1899 г. английский парламент принимает билль «Permissive act». Показательно название закона, слово «permissive» имеет в английском языке несколько значений, одно из них — гарантированное разрешение, другое — толерантность, терпимость. Согласно новому акту, графствам разрешалось организовывать по своему усмотрению школы для слабоумных. Спустя всего несколько лет — к 1904/1905 учебному году — школы для умственно отсталых детей имелись уже в 31 городе Великобритании (см. таблицу 5).
Таблица 5
Нетрудно заметить лидерство столицы и явный разброс количества детей по отдельным учебным заведениям; если в школе города Реддинг их 17, то в Биркинхеде — 130. Очевидная несуразица объясняется тем, что, во-первых, при сборе статистики составители неправомерно объединили в графе «Учебные заведения» и классы, и школы, во-вторых, под привычным для нас термином «школа» английские составители отчета подразумевали учреждения разного типа, да еще и с разными контингентами учащихся. В начале XX в. в Англии одновременно действовали: центры, специальные школы для дефективных детей, а также школы специального обучения. Если вычленить собственно классы и школы для умственно отсталых детей, то учащихся окажется около 4000. Для сравнения: в том же 1904/1905 учебном году во вспомогательных школах Германии за парты село 15 тыс. учащихся. Как случилось, что при наличии действовавшего с 1899 г. закона об обучении умственно отсталых в приют они попадали чаще, чем в школу? Причина — в формулировке закона, точнее, в позиции государства. Если Германия на рубеже XX в. приняла Закон об обязательном обучении, то Великобритания ограничилась актом, разрешающим обучение. Английский закон передал инициативу по учреждению вспомогательных классов органам местного самоуправления, предусматривая небольшую государственную субсидию в случае решения города или графства открыть учебное заведение, но при этом государство оставляло за собой право контроля правильности их расходования и качества обучения. Таким образом, открывая школу, местные органы самоуправления не только принимали на себя большую часть расходов по ее содержанию, но и оказывались под контролем государственных чиновников. Организация специального обучения на местах полностью зависела и от финансовых возможностей региона, и от позиции властных структур графства (города), и от ценностных предпочтений жителей региона, обладающих правом голоса (избирателей). Анализ географи
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1043; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.183.21 (0.018 с.) |