Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ные монастыри в Византии начинают оказывать помощь слепым и калекам.↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
395 г. Разделение единой Римской империи на Восточную (столица — Константинополь) и Западную (столица — Рим). 410 г. Падение Западной Римской империи. Захват Рима германскими племенами. 484 г. Первый церковный раскол на западное христианство (католичество) и восточное христианство (православие). Католическую церковь возглавляет папа римский, православную — патриарх. ок. 530 г. Бенедикт Нурсийский основал монастырь (Италия) и создал устав бенедиктинского ордена, включавший предписания христианского милосердия к больным и нуждающимся. (Впоследствии бенедиктинские монастыри станут главными центрами культуры Западной Европы Христианство предложило новую картину мира, новые ценности, новый взгляд на немощного человека. Идеалом античного полиса являлся гражданин. Античный мир исповедовал культ тела, физическая сила и здоровье входили в систему ценностей эллинов и римлян, христианское же вероучение признало тело лишь тленной оболочкой души, а заботу о нем — занятием никчемным и суетным. «На место греческого идеала, великой объемлющей души, радостно взирающей сияющими глазами на чувственно эмпирический мир, ценивший мужество, смелость, дерзание, становится понятие смирения, отказа от своего чувственного „я", погружения своей души в Бога» [15, с. 76]. Тело человека, его жизнь меняют свое значение, поскольку противопоставляются духовным ценностям. Средневековая культура превозносит ограничение телесных потребностей, ее идеал — тело униженное, страдающее, «загубленное». Пренебрежение телесными нуждами, терпение рассматриваются как особая доблесть [12]. Слабость, которую греки считали пороком, христиане осмысливают как добродетель — все мы слабы пред Всевышним. Презрительное, нетерпимое, агрессивное отношение к нищему или калеке, являвшееся нормой в языческом мире на протяжении многих столетий, новая религия не приемлет. Христианство дарует человеку, говоря словами Григория Богослова, «луга добродетелей, на которых произрастают вера, надежда, любовь, страннолюбие, братолюбие, человеколюбие, долготерпение, кротость...». Духовные пастыри учат вчерашних язычников любви к ближнему и дальнему, снисхождению к слабым и страждущим. Христианство закладывает фундамент толерантного отношения к единоверцам, вне зависимости от их происхождения, социального положения, физической силы или степени смышлености. Миланский эдикт, узаконивший христианскую Церковь, открыл в жизни человечества новую эпоху значимыми становятся ценности организации сообщества в соответствии с его высшими моральными нормами — справедливости, любви, жертвенности, долга в отношениях между людьми. Милосердие провозглашалось не просто добродетелью, но обязанностью христианина. Суть этой обязанности точно выразил русский религиозный философ В. С. Соловьев: «Везде, где у человека проявляется начало внутренней духовной жизни, везде, где он возвышается над физической силой и над формальным законом, там везде милостыня признается одною из коренных
Деятельную благотворительность первыми демонстрируют выдающиеся христианские подвижники — «отцы-каппадокий-цы» святые Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, их современник Иоанн Златоуст. IV веком датируется рождение монастырских богоугодных заведений: богаделен, хосписов (госпиталей), приютов, странноприимных домов. И хотя число их поначалу оставалось крайне малым, значим сам факт возникновения. Благодаря подвигу Отцов Церкви христианский мир получил модель учреждения, где убогий (увечный, слепой, слабоумный и пр.) мог получить пищу и кров. Родиной богоугодных заведений оказалась Восточная Римская империя — Византия. Приверженец христианства, римский император Константин не любил языческий Рим и задумал противопоставить ему столицу христианскую. В 324 г. он захватывает и разрушает древний город Византию, дабы утвердить на ее месте новую столицу. Так на европейском берегу пролива Босфор в 330 г. возникает город Константинополь, где проводятся первые Вселенские соборы, завершившие формирование государственной христианской Церкви. В том же IV в. огромная держава распалась на два государства: Западную Римскую империю со столицей Римом и Восточную Римскую империю — Византию со столицей Константинополем. При правлении Константина Церковь обретает возможность строить собственные культовые здания, причем делает это на деньги императора. Он же установил долю постоянных отчислений от налогов, поступающих из имперских провинций, на нужды христианской благотворительности. Боголюбивый властелин прекрасно понимал, что лишенные официальной поддержки и средств из казны «луга добродетелей, на которых произрастают... страннолюбие, братолюбие, человеколюбие», останутся тощими. Без государственной инициативы благие призывы к деятельному милосердию вряд ли принесли бы скорые позитивные результаты. Пальма первенства в деле поощрения и поддержки церковной благотворительности государством принадлежит императору Константину. И в законотворчестве император пытался руководствоваться христианскими заповедями, благодаря чему из-под его пера вышли повеления, отменившие традиционное для античного мира право родителей на убийство собственного чада. Признав христианский постулат о том, что человек создан по образу и подобию Божьему, власть не могла более терпеть детоубийство, которое с той поры расценивается судом как посягательство на Божью волю, как преступление. Константин Великий пытался изменить и смягчить языческие нравы, сформировать у граждан милосердие к детям, он сделал беспрецедентное для своего времени предложение: оказывать помощь семьям, которые по бедности желали отказаться от новорожденных или убить их. То, что властители-язычники считали справедливым, правильным, законным, для ревностного приверженца христианства было недопустимо, противоправно, запретно. Активная государственная политика принявшего христианство императора обеспечила появление на подвластных ему территориях особых церковных институтов — монастырей (IV в.), ставших образцами милосердия в сотрясаемом войнами мире. Есть основания считать, что по мере экономического укрепления монастырей и их распространения по континенту активность епископов-подвижников привела бы к тому, что единичные монастырские приюты и госпитали, пекущиеся об инвалидах, положили бы начало широкому распространению в Европе призрения убогих. Поступательному развитию деятельной церковной благотворительности помешал распад Римской империи на Западную и Восточную (IV—Vbb.). Политическое размежевание обострило конфликт клира, подчинявшегося на Западе папе, а на Востоке — патриарху, доведя его до церковного раскола на западное (католичество) и восточное (православие) христианство. В 410 г. германские племена захватили и разорили Рим, и в скором времени под натиском варваров пала Западная Римская империя. Длительный и кропотливый труд священников по взращиванию в душах паствы ростков милосердия прервался, не успев обеспечить плоды деятельной благотворительности. Византия на несколько веков переживет Западную Римскую империю, но на эти столетия выпадет немало тяжелых испытаний. Начало VII в. ознаменуется арабским нашествием на византийские земли (639). Примерно тогда же на Аравийском полуострове (Азия) родится новая мировая религия — ислам. Подогреваемые религиозной враждой, взаимные претензии арабов и византийцев многократно усиливаются. В сгустившейся атмосфере неприятия чужих (по вере, языку, цвету кожи, одежде и т. п.) не могло не обостриться и неприятие бросающейся в глаза человеческой инакости. Немногочисленными оазисами сострадательного отношения к калекам и убогим на византийской земле остаются монастыри. Именно они предъявят миру первый опыт заботы о нищенствующих странниках, среди которых обреталось немало людей с умственными и физическими недостатками. Гостеприимство по отношению к паломникам стало действенным актом милосердия: христианину довольно было засвидетельствовать свою принадлежность к общине, дабы получить кров по крайней мере на трое суток. Масштабы щедрости и радушия всецело зависели от местного епископа, ибо он контролировал церковные доходы и расходы. Изначально счет оазисам милосердия, где убогий путник мог рассчитывать на заботу, шел на единицы. Благодаря подвижничеству св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста появились монастырские госпитали. Эти первые христианские лечебные заведения принимали наряду со странниками-пилигримами престарелых, инвалидов, инфекционных и хронических больных. В хоспис (госпиталь) при монастыре Базилиас могли попадать разные категории страждущих, прежде всего прокаженные и незрячие, но также паралитики и сумасшедшие. Архиепископ Николай из византийского города Миры 1 опекал слабоумных, за что впоследствии был признан покровителем умственно отсталых. Другой почитаемый святой, ведший от- шельническую жизнь, св. Лимнеус, согласно житийной литературе, давал кров слепым странникам, более того — обучал их церковному пению. Некоторые церковники изучали медицинские науки, иные даже служили при императорском дворе в качестве священников-врачей. Так Восточная православная церковь положила начало институту врачей-клириков.
Первые прецеденты милосердного отношения к людям с умственными и физическими недостатками возникли в монастырях на территории Византии. Точно так же и в Западной Европе очагами призрения убогих изначально выступили монастыри, но здесь они появятся позднее — в VI— VII вв. Строгая хронологическая фиксация прецедентов заботы об убогих на Востоке и Западе в данном случае не играет решающей роли, важно иное — прослеживается духовное единство процесса, порожденного распространением христианской религии. В Византии возникла монастырская модель организации помощи, которая затем будет воспринята Западной церковью. Обратим особое внимание на пять заповедей, предложенных святым Бенедиктом. Они регламентировали отношение слуг Божьих к людям, которые за стенами монастыря не вызывали сочувствия и сострадания у большинства населения: «Почитай всех людей. Облегчай участь бедных. Одевай нагих. Посещай больных. Не оставляй дел милосердия» [14]. Возникновение монастырских больниц стало не следствием поступательного развития античной медицины, но результатом христианизации Римской империи. В числе первых и крупнейших для своего времени благотворительно-лечебных заведений прославился уже упоминавшийся хоспис, основанный епископом Василием Кесарийским (Василием Великим), блестяще образованным выходцем из христианского патрицианского рода. Стоит сказать, что поначалу даже для большинства видных священнослужителей призрение калек и убогих оставалось деянием редким, не случайно факты заботы об инвалидах толковались современниками как свидетельство святости. В силу своей единичности и исключительности милосердные деяния подвижников Церкви не могли быстро изменить систему ценностей паствы. Крещеный люд в массе своей продолжал в частной жизни придерживаться мононорм — обычаев доцивилиза-ционного времени. Отголоски языческих традиций и суеверий долго еще сохранялись в общественном сознании, негативновлияя на отношение европейцев к людям с умственными и физическими недостатками. Итак, милосердное отношение к убогим, призрение людей с физическими недостатками, слабоумных и сумасшедших родилось в лоне христианской Церкви. Первыми институтами христианской благотворительности оказались монастырские богоугодные заведения, им выпала миссия стать первыми учреждениями, взявшими на себя функцию организованного призрения убогих и калек. Развитие христианского милосердия на европейском континенте: традиции и новые ценности Хронологические ориентиры (VII — XIII вв.) 691 г. Трулльский собор (Византия) утверждает церковные каноны, противоречащие римским. Однако в части, касающейся отношения Церкви к юродивым, византийские и римские иерархи находят согласие и предписывают пастве не попустительствовать ни истинно бесноватым, ни юродивым. VII—VIII вв. Идеи монашества, ухода от мира, аскезы получают распространение среди населения Европы. Число монастырей на континенте резко возрастает. Со временем при монастырях открываются богадельни, больницы, школы, библиотеки. нач. VII! в. Арабы (мусульмане) захватывают часть Пиренейского полуострова (711) и южную часть современной Франции (721). 754 г. Во Франкском королевстве положено начало церковному государству. Согласно договору с папой, франкские короли обязуются гарантировать и повсеместно распространять власть римского иерарха. 800 г. Франкский король Карл Великий создает новую Римскую империю в границах: от Атлантического океана на западе до Карпат на востоке, от Южной Италии до Балтийского моря. Верный договору с папой, император насаждает христианство (католичество) в Европе, способствует распространению образования. 805 г. Указ Карла Великого, запрещающий убивать людей, подозреваемых в одержимости бесом. IX в. Западные монастыри по примеру восточных активно открыва- ют школы для подготовки детей к духовному поприщу. X в. Христианство распространяется на европейском континенте. Католичество принимают Венгрия, Польша, страны Скандинави 1054 г. Раскол христианской Церкви на Восточную и Западную, православную и католическую. XI в. Эпидемия проказы вынуждает церковные и светские власти от- крывать лепрозории. В Англии основан лепрозорий Св. Варфоломея (1078) — один из самых больших в стране. 1095 г. Византийский император Алексей I Комнин обращается к Западу с просьбой помочь освободить христианские святыни в Палестине (на бывшей территории Византии) от мусульман. 1096—1099 гг. Первый крестовый поход завершается созданием главного государства крестоносцев — Иерусалимского королевства. Для искалеченных воинов в Иерусалиме открывается приют (госпиталь) Св. Иоанна. Позже вокруг него создается монашеский орден иоаннитов (госпитальеров), или тамплиеров. По обету члены ордена брали на себя обязательство проявлять заботу о больных и искалеченных. XII в. Открываются первые европейские университеты в Италии (Болонья, 1119), Франции (Сорбонна, 1160), Англии (Оксфорд, 1168). 1147—1149 гг. Второй крестовый поход под предводительством французского и германского королей завершается неудачно. 1189—1192 гг. Третий крестовый поход в Палестину возглавляют три монарха: германский — Фридрих I Барбаросса, английский — Ричард I Львиное Сердце, французский — Филипп II Август. Одним из результатов походов становится знакомство европейцев с культурными достижениями Ближнего Востока, научным наследием Античности и арабских авторов. Первая половина XIII в. Массовое открытие лепрозориев — приютов для прокаженных (Франция, Англия, Германия). Открытие университетов в Англии (Кембридж, 1209), Испании (Сала-манка, 1219), Италии (Падуя, 1222, Неаполь, 1230). 1198 г. Отгон IVВельф (из рода Гогенштауфенов) основал первый светский приют для слепых (богадельню для ослепших крестоносцев) (Бавария)1. 1254—1260 г. Людовик IXстроит в Париже приют на 300 мест для ослепших крестоносцев. Предписанное христианством милосердное отношение к убогим оказалось трудной задачей для всех европейцев, однако население Северной Европы сумело решить ее быстрее и успешнее южан. Причина тому — несовпадение базисных, икони — еще в дохристианский период — сложившихся на Севере и Юге представлений о свободе отдельного человека, допустимой степени его своеобразия, инакости. В IV—VII вв. Византия отвергает античные правила и нормы отношения к инвалидам (убогим). Хотя враждебность и неприязнь в сознании подавляющего большинства населения по отношению к калеке сохраняются, градус неприязни снижается, она перестает быть естественным свойством каждого человека. «Византийцы считали, что мир может быть обустроен благодатно и главные усилия человека должны быть направлены на обустройство его собственной души — „зерна" будущего преображения мира в целом» [10, с. 21]. Согласно христианскому вероучению, Божественную благодать можно обрести вне зависимости от личных заслуг, как Божий дар, даром. Следуя этой логике, приходится признать возможность обретения благодати носителем телесного или душевного недуга, изгоем. Преследуемый людьми пария в глазах Высшего Судии обладал правом на благодать наравне с прочими, а значит, проявляя неприязнь, тем паче агрессию по отношению к убогому, христианин впадал в грех. На Божьих весах «социальная полезность» человека не имела значения, а потому византийская Церковь учила милосердному отношению к каждой христианской душе, и ее проповедь постепенно находила отклик у паствы. Подаяние — личная милость калеке, нищему — начинает осмысливаться как норма. Приняв идеалы милосердного отношения к убогим, христианская община оказывается способной воплотить их на практике, перейти к организованному призрению инвалидов. На протяжении IV—VII вв. в Византии неуклонно растет число состоятельных нищелюбцев, не скупящихся на милостыню, примеры личного милосердия к убогим демонстрирует и Церковь, и император. К X в. на территории Восточной Римской империи формируется сеть разнообразных богоугодных заведений, и, что особенно важно, вслед за монастырскими здесь появляются городские (светские) приюты, госпитали, богадельни, странноприимные дома. Средства на их содержание жертвуют и монархи, и знать, и горожане. Иначе развивались события в латинском мире — Западной Римской империи, где и после признания христианства официальной религией сохранялось настороженное, если не неприязненное отношение к убогим. Оценка человека с точки зрения его социальной полезности, представлявшаяся византийцам кощунством, здесь оставалась допустимой. Западный мир строился на основе корпоративного деления на сословия и их иерархического подчинения. В этой строго структурированной конструкции общества и государства уродливому калеке, слепцу, глухонемому, сумасшедшему места не находилось. Не в пример имиантийцам, западные христиане по-прежнему воспринимали человека, лишенного разума или телесного органа, бесполезным Заповеди о прощении и милосердии в латинском мире обрели иное толкование, а потому ребенку с умственными или физическими недостатками, словно в эпоху Античности, не приходилось рассчитывать на любовь и заботу ближних. По мнению ряда авторов, от подобных детей здесь, как и прежде, старались избавиться [4, 6, 9]. Кроме того, Западная церковь подчинялась папе и действовала автономно от светской власти, а потому ее инициативы в сфере благотворительности никак не зависели от личных представлений правящих монархов о милосердии и призрении убогих. Вплоть до XI—XII вв. группы сердобольных подвижников, вышедших из латинского мира, оставались немногочисленными, католическая Церковь не торопилась с организацией призрения инвалидов. Наиболее яркой и влиятельной фигурой среди упомянутых подвижников, безусловно, является Блаженный Августин, но даже этот титан пастырского служения не достиг в сфере призрения людей с физическими и умственными недостатками тех вершин, на которые сумели подняться его современники — духовные авторитеты православия Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Более того, богословские изыскания «отца католицизма» Блаженного Августина привели к ухудшению положения людей, рожденных глухими. В трактате «Об обучении оглашаемых» религиозный философ доказывал: путь к вере лежит через слушание и объяснение Священного Писания. «Слушающий нас слушает через нас Бога, начинает совершенствоваться и в нравах, и в знании, бодро вступает на путь Христов» [1, с. 163]. Освоение чтения и письма, по мнению Августина, для глухого не представлялось возможным [2, 3, 6], в силу чего глухонемота понималась им как непреодолимая преграда в восприятии Слова Божьего. Дискуссия, условно делящая калек и убогих на «заслуживающих» и «не заслуживающих» христианской заботы в обществе, которая искони отторгала людей с физическими и умственными нарушениями, была чревата пагубными для инвалидов последствиями. Идея о том, что глухонемые, в силу невозможности исповедоваться при помощи словесной речи, «пребывают в ереси», привела к тому, что им отказывают в таинстве причастия, перестают допускать ко многим церковным обрядам, обязательным для христианина. Вплоть до XII столетия в странах Западной Европы глухонемой, вознамерившийся вступить в брак, не мог венчаться без личного разрешения папы римского. Впитывая религиозную мораль, западный крещеный мир тем не менее сохранил, если не усилил, холодность к глухонемым, на них новые правила не распространялись, и на протяжении тринадцати веков христианства издревле негативное отношение латинян к человеку, родившемуся глухим, не смягчилось. Повлиял Августин и на отношение западноевропейцев к людям с грубыми интеллектуальными нарушениями. Врожденное уродство, слабоумие, по рассуждению богослова, плохо соотноси лись с положением о том, что всякое человеческое существо сотворено по образу и подобию Божию. Найденное объяснение лежит на поверхности, но корни его уходят в дохристианские, доцивилизационные глубины — носители отталкивающих недугов либо наказаны Всевышним за грехи, либо, что еще хуже, не есть твари Божьи. Так, теологические формулы, вышедшие из-под пера Блаженного Августина, со временем привели к тому, что многие европейцы с умственными и физическими недостатками оказались отвергнутыми, лишенными христианского милосердия, обрели статус не просто «чужих», но париев-еретиков. Если языческий римский светский закон дискриминировал глухонемых и сумасшедших по одним резонам, то на заре Средневековья западные богословы, руководствуясь иными доводами, освятили «старую» дискриминацию Господним именем. Вторжение варваров привело к гибели Западной Римской империи (V в.), негативно сказалось на нравственном климате в этой части континента, усугубив и без того тяжелую участь инвалидов. Описывая долгий и трудный путь европейцев к вершинам христианского милосердия, следует подчеркнуть, что культурные традиции раннего Средневековья формировались в условиях невыносимо трудной жизни, в атмосфере кровопролитных междоусобиц, голода и эпидемий, тяжелого демографического спада. Низшую точку демографической депрессии историки единодушно относят к VII — первой половине VIII в. [8, 21]. Численность континентального населения в «эпоху эпидемий чумы» сократилась на треть. Необходимость защититься от пандемии способствовала установлению строгих санитарно-гигиенических правил городской жизни, разработке первых нормативных актов, регламентирующих отношение к больному. В ту пору роль светской медицины, городских больниц свелась к минимуму. Католическая церковь перестала благосклонно относиться к врачевателям, противопоставляя медицинским манипуляциям исцеление с помощью елея и чудодейственных мощей. Храмы и монастыри, обладающие святыми реликвиями, превращаются в места массового паломничества, к ним стекаются толпы больных, нищих, инвалидов. Страшащиеся болезней и подвластные грубым суевериям средневековые люди (прежде всего сельские жители) считали причиной многих недугов происки дьявола и прислуживающих ему колдунов и ведьм. Не удивительно, что в качестве «лечения» часто предписывалось «изгнание бесов», а то и умерщвление одержимого ими. Крещеный мир в известном смысле возвращается в языческое прошлое, не приемлющее христианских идеалов, убийство «одержимого» (больного) единоверца ради «спасения» окружающих признается моральным. Канон (церковный закон) отказывал глухонемым, слабоумным и умалишенным в равенстве даже перед ликом Божьим светский закон закреплял их бесправие как норму. Все прославленные реформаторы Запада долгое время либо обходили несчастных вниманием, либо сомневались в их духовной состоятельности. В VIII в. на континенте произошли серьезные политические перемены. Франкский король Карл Великий подчинил себе многие европейские государства и создал новую Священную Римскую империю, распростершуюся от Атлантического побережья на западе до Карпат на востоке, от Южной Италии до Балтийского моря. Центр империи, получившей название «новой Европы», переместился от Средиземноморья на плодородные равнины, протянувшиеся от Южной Англии через Северную Францию далее в Германию. По договору с папой император принялся насаждать католичество на всей подвластной ему территории. Почти на столетие латинский мир обрел политическую стабильность. Понимая, сколь велика роль образования в деле сплочения государства и создания единой церковно-латинской культуры, император, сам выучившийся читать после сорока лет, приложил огромные усилия для распространения грамотности. Мотивы задуманного им массового и принудительного обучения лежат в сфере политики — грамотность способствует проникновению идей, поощряемых государством, в массы. Создатель Священной Римской империи войдет в историю европейской цивилизации как монарх, первым вознамерившийся ввести всеобщее обучение. Начиная с 789 г. всем аббатствам, монастырям и храмам предписывалось открывать школы; датируемый 802 г. Капитулярий обязывал мирян посылать детей на учебу в церковные и монастырские школы. Умершему императору не нашлось достойного преемника, понимавшего цену грамоты для укрепления государства, а потому и школьное строительство прекратилось. Опыт светского «всеобщего» обучения грамоте оказался непродолжительным, личная энергия Карла Великого не подвигла других европейских монархов к организации обучения детей грамоте, но в известной мере подтолкнула Церковь к созданию монастырских школ. Задуманная государем-провидцем образовательная реформа опередила свое время — «в крайне бедном обществе, где неграмотность и плохо развитая система коммуникаций были нормой, только светская элита и духовенство оказались прямо затронуты ею» [21, с. 83]. Однако маховик европейской системы школьного обучения пришел в движение и уже не остановится. Со временем в этойсистеме найдется место и для учеников с недостатками физического и умственного развития. Так в IX в. Карл Великий, сам того не предполагая, заложил камень в фундамент, на котором по прошествии девяти столетий возведут специальную школу. Неустанная борьба Карла Великого с языческими суевериями обусловила появление указа, запрещающего убивать людей, подозреваемых в одержимости бесом (805), и в последующие пять веков подобные казни в границах Священной Римской империи официально не проводились. Итак, на протяжении тысячелетия христианства латинский мир оставался неприветливым к убогим. Причина негативного отношения католического населения Европы к глухонемым, слабоумным, душевнобольным заключалась и в крепости исконной традиции, и в полном тягот и лишений быте, и в особой позиции отцов Западной церкви. Тем временем усилиями франкских императоров и Римской церкви христианское вероучение проникло в восточные и северные земли, в X в. католичество приняли Венгрия, Польша, страны Северной Европы. Сила ростков христианского милосердия, терпимости и благодеяний во многом зависела от той культурной почвы, на которую попали семена нового для язычников вероучения. Чтобы понять это, стоит обратиться к истории народов, населявших Скандинавию. С христианскими идеями милосердия викинги познакомились много позже византийцев и латинян, но восприняли их легче и освоили быстрее в силу того, что проповедуемое сострадание к убогим оказалось созвучно традиции, сложившейся в Скандинавии в дохристианский период. Викинги прославились как вспыльчивые, отчаянно храбрые, свирепые и безжалостные воины, тем удивительнее их отношение к физическим недостаткам сородичей. Ирландский эпос и исландские саги содержат поразительные свидетельства терпимости северян к инвалидам, следовательно, и до принятия христианства, по крайней мере в IX—X вв., викинги относились к ним достаточно спокойно, не отторгая и не преследуя. В чем же причины исконной терпимости северян к людям с физическим недугом?На огромных малозаселенных территориях Скандинавских стран ценилась жизнь каждого соплеменника. Подтверждением этого могут служить наставления верховного божества Одина, is которых подчеркивается полезность любого человека: «Ездить может хромой, безрукий — пасти, сражаться — глухой; даже слепец до сожженья полезен — что толку от трупа!» [20, с. 195]. Религиозное мышление северян допускало, что потеря одного из жизненно важных органов не меняет статуса пострадавшего. Достаточно вспомнить, что особо чтимый скандинавскими вождями и воинами отец всех богов Один был одноглазым. Согласно легенде, глаз он отдал сознательно за глоРунопевцы убеждали слушателей: в моменты наивысшего напряжения, смены обличил, медитации боги или мифологические герои могли на время слепнуть и глохнуть. Реальная потеря слуха или зрения соплеменником, полагаем, не пугала скандинавов, во всяком случае, не связывалась в их сознании с действием злых и опасных для человека сил. Состояние эмоционального всплеска на грани неистовства тоже не удивляло викингов. Они с уважением относились к берсеркам — свирепым, по поверью, неуязвимым воинам, которые перед схваткой доводили себя до экстаза: приходили в исступление, выли, словно дикие звери, кусали край щита и в атаку двигались бегом. Отсюда отсутствие подозрительности, суеверной боязни сумасшедших или людей с нарушениями слуха, зрения, речи. Наконец, известно, что носитель физических недугов мог пользоваться уважением сородичей. Норвежский король Олаф, повествуют ирландские саги, не постеснялся обратиться за советом к Арнвиди Слепому, Торвиду Заике и Фрейвиду Глухому — трем богатым, влиятельным и мудрым братьям из шведской Упсалы [7]. Первый обладал столь слабым зрением, что в схватке едва различал противника, но слыл храбрым и отчаянным в бою. Второй брат не мог без запинки произнести двух слов, но, как и старший, отличался отвагой. Третий плохо слышал (возможно, утратил слух). Явные физические недостатки не помешали братьям быть в фаворе у князя, более того — в критический момент сражения будущий король именно им доверил возглавить войско. Сохранили скандинавские мифы и почтительную память о низкорослом и горбатом конунге Инги Харальдссоне, который едва мог самостоятельно передвигаться из-за того, что одна нога у него была сухая. Калекой Инги стал в двухлетнем возрасте, но это не помешало ему наследовать родовой княжеский титул, стать знаменитым воином и военачальником [20]. Если верить сагам, положение лиц с физическими недостатками в средневековых скандинавских общинах, расположенных на территории сегодняшних Норвегии, Исландии, Швеции, Дании, было не столь тяжелым, как у их собратьев по несчастью в Западной, Центральной или Южной Европе. Итак, в период раннего Средневековья христианское, милосердное отношение к убогим осваивалось медленно и трудно всеми народами континента, но жителям Северной Европы оно давалось легче, поскольку церковные рекомендации оказались созвучными сложившейся ранее традиции неагрессивного отношения к сородичам, страдающим различными недугами. Выработанное в суровых условиях Севера представление о ценности любого человека явилось благодатной почвой для формирования терпимого и милосердного отношения к убогим. Жители Юга, на землях которых когда-то были написаны законы Ликурга, с большим трудом осваивали христианские идеалы милосердия, расходящиеся с исконной традицией агрессивток из источника мудрости и пониманияного отношения к человеческой инакости. Южане оставались более нетерпимыми, чем северяне, и к инородцам, и к иноверцам, и к людям с физическими и умственными недостатками. | Деятельное милосердие и его движущие силы За шесть веков распространения христианства на европейском континенте заметно изменились нормы отношения к убогим. Теперь уже и по закону, и по церковному учению их нельзя было лишать жизни. Богобоязненные верующие все чаще благодетельствовали калекам: кто жертвовал куском хлеба, кто потрепанной одеждой, кто несколькими монетками, одновременно ширилась сеть монастырских богоугодных заведений. И хотя отношение к людям с физическими и умственными недостатками в Византии, латинском мире и Скандинавии заметно различалось, истоки и движущие силы деятельного милосердия были сходными. На отношение европейцев к инвалидам повлияла урбанизация. Начиная с X столетия на континенте множится число городов с развитым ремесленным производством и оживленной торговлей; численность населения крупнейших из них нередко достигает нескольких десятков тысяч. Преимущественно в городах концентрировались храмы, обладающие чудодейственными реликвиями, сюда нескончаемым потоком тянулись пилигримы, желавшие поклониться святыням, стекались толпы ищущих исцеления больных и инвалидов, скапливались жившие подаянием орды нищих. Наряду с паломниками-богомольцами в города устремлялись и те, кто искал независимости от феодалов и монастырей. Городской воздух делал человека свободным. В процессе длительного военно-политического противоборства с королем, папой, феодалами, на чьих землях располагались города, последние обрели определенную политическую независимость, право на самоуправление. Урбанизация оказала заметное влияние на изменение отношения к людям с физическими и умственными недостатками, и, хотя городское право не распространялось на недееспособную часть горожан непосредственно, косвенно оно стимулировало грядущие перемены в их жизни. В предшествующие эпохи калека повсеместно — и в захолустной деревушке, и в имперской столице — оставался существом ничтожным и бесправным. Теперь же инвалид, живущий в городе, — не только убогий, но и горожанин, в силу чего наравне с прочими получает личную свободу. Местные органы самоуправления вынуждены думать как о горожанах-инвалидах, так и о пришлых калеках. Толпы пилигримов, в том числе жаждущие исцеления больные, представляли вполне определенную опаснос
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.252.215 (0.014 с.) |