Хронологические ориентиры (1905—1975) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хронологические ориентиры (1905—1975)



1905г. Расторгнута шведско-норвежская уния, Норвегия обре­ла независимость.

1908г. Болгария провозглашает независимость от Османской империи.

Болгария, Греция, Сербия, Черногория: Балканские войны против Османской империи.

1913 г. Албания провозглашает независимость. Активизация женского движения за политическое и культурное равнопра­вие женщин.

1914-1918г. Первая мировая война. В войну вовлечено 38 го­сударств; людские потери составили 10 млн. убитыми.

1918г. Капитуляция и распад Австро-Венгрии. Германия. Женщины получают избирательные права.

1919г. Подписание Версальского мирного договора.

1921г. Финляндия. Вводится обязательное школьное обуче­ние.

1922г. Италия. Приход фашистов к власти.

1929-1933г. Мировой экономический кризис.

1928г. Великобритания. Женщины получают избирательные права.

1930г. Великобритания. В докладе Консультативного совета по начальной школе рекомендуется понимать термин «обу­чение» в значении получения опыта и навыков, а не приобре­тения знаний и накопления фактов.

:1931 г. Германия. Установление фашистской диктатуры. Указ о защите республики отменил все основные гражданские права, принят Закон о предоставлении правительству чрез­вычайных полномочий. Принимается четырехлетний план промышленного развития, ставящий целью ликвидацию без­работицы путем расширения сектора общественных работ. Испания. Закон об ассоциациях предусматривает национа­лизацию имущества Церкви и закрытие церковных школ.

1936—1939 гг. Испания. Гражданская война.

1937 г. Германия. Министерство образования издает распоряже­ние, предписывающее всем образовательным заведениям «так учить германскую молодежь, чтобы она заняла достойное место в расовом обществе и целиком была предана фюреру».

1938 г. Австрию оккупируют войска Германии.

1939 г. Чехию и Моравию оккупируют войска Германии. Испания. Установление диктатуры генерала Франко. Албания подвергается нападению Италии. Финляндия подвергается нападению СССР.

1.09.1939 г. Польша подвергается нападению Германии, нача­ло Второй мировой войны. Раздел Польши Германией и СССР.

1940 г. Франция. Правительство Виши запрещает профсоюзы и организации работодателей, евреи лишаются гражданства и права заниматься общественной деятельностью.

1939—1945 гг. Вторая мировая война. В войну вовлечено 72 го­сударства; людские потери составили более 55 млн. человек.

1944 г. Представители государств — членов антигитлеровской коалиции разрабатывают устав Организации Объединенных Наций (ООН)1.

1945 г. Подписан Устав ООН. Проведена Учредительная конфе­ренция ООН по вопросам образования, науки и культуры. Принят устав ЮНЕСКО2. Югославия провозглашена Феде­ративной Народной Республикой.

12.1948 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека.

1949 г. Третья и четвертая Женевские конвенции включают статьи об обращении с военнопленными и о защите гражданского на­селения во время войны. Статьи становятся примером соблю­дения норм международного гуманитарного права, нарушение которых обычно вызывает инвалидность, усугубляет ее или имеет особые последствия для инвалидов. Протокол к Женев­ским конвенциям перечисляет действия, «запрещенные по­всеместно и в любое время: убийства, пытки, нанесения уве­чий и телесные наказания». Создание ФРГ и ГДР. Основной закон ФРГ восстанавливает контроль государства над систе­мой образования.

1950 г. Подписано Европейское соглашение о защите прав че­ловека.

1957 г. Договор о создании Европейского экономического сооб­щества (ЕЭС), Общего рынка.

60-е гг. Распад колониальной системы.

1961 г. Принята Европейская социальная хартия, включающая статью «Право физически и умственно нетрудоспособных лиц на профессиональную подготовку, восстановление тру­доспособности и социальную реабилитацию».

1963 г. Создана Организация африканского единства (ОАЕ). Па­па Иоанн XXIII назначает комиссию по пересмотру канониче­ского права, издает энциклику, в которой призывает к мир­ному разрешению всех споров и развитию отношений с коммунистами.

1966 г. Ватикан. Упразднено Управление инквизицией. Аннули­рован список книг, запрещенных Римской католической цер­ковью.

1967 г. ЕЭС создан, в него входят Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, ФРГ.

1968 г. Италия. Создаются государственные детские сады.

1969 г. В Декларации социального прогресса и развития, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, говорится о не­обходимости обеспечения неуклонного повышения уровня жизни, достижения самого высокого уровня здравоохране­ния и обеспечения охраны здоровья всего населения, по возможности бесплатно. Отмечается необходимость защиты прав и обеспечения благосостояния инвалидов, а также обеспечения защиты людей, страдающих физическими и ум­ственными недостатками.

1970 г. Бельгия. Принят Закон о специальном образовании, предусматривающий взаимодействие между общеобразова­тельной и специальной школами.

Великобритания. М. Тэтчер, заняв пост министра просве­щения и науки, противодействует стараниям лейбористов, вознамерившимся ввести в стране обязательное среднее образование.

1971 г. Декларация ООН «О правах лиц с умственной отстало­стью».

1975 г. Декларация ООН «О правах инвалидов».

Обратимся к более подробному рассмотрению социаль­но-культурного контекста, в котором формировалось понима­ние европейцами необходимости обеспечить каждому ребенку с отклонениями в развитии достойную жизнь и гарантировать доступ к специальному образованию.

4.1 Европа между Первой и Второй мировыми войнами: страны — родоначальники специального образования и новые суверенные государства

Первая мировая война завершилась подписанием Версаль­ского договора (1919) и очередным переделом политической карты Европы. Албания, Болгария, Венгрия, Королевство сер­бов, хорватов и словенцев (с 1929 г. — Югославия), Польша, Румыния, Финляндия, Чехословакия выходят из состава не­когда мощных империй, обретая суверенитет. Политическое переустройство высвободило демократические силы, сдержива­емые прежним имперским порядком, что незамедлительно ска­залось на деле школьного обучения аномальных детей в стра­нах Восточной Европы. За обретением независимости тотчас следует введение законов о всеобщем образовании, что, как мы уже знаем, заставляет государство озаботиться строительством сети специальных школ. В период между Первой и Второй ми­ровыми войнами вновь образованные государства Европы вы­ходят на первый этап строительства национальных систем спе­циального образования.

 

4.1.1 Судьба специальных школ в странах Восточной Европы. Ситуация в Польше (1318—1945)

В истории специального образования западных стран про­межуток времени с 1914 по 1945 г. квалифицируется как фаза спада, регресса в деле школьного строительства. Для госу­дарств, появившихся на политической карте Европы после Первой мировой войны, это время характеризуется противо­положной тенденцией. В Восточной Европе обучение детей с отклонениями в развитии интенсифицируется. Расскажем о яркой и трагической судьбе специальной школы молодых госу­дарств Восточной Европы на примере Польши.

1918 г. Восстановление Польского государства, провозглашен­ного в Варшаве Ю. Пилсудским (14 ноября) республикой.

1919 г. Декрет о всеобщем школьном обучении (январь). Всепольский съезд учителей (Варшава, апрель), доклады по пробле­мам специального обучения.

1921 г. Принимается Конституция, статьи которой определяют правовую защиту детей с недостатками умственного и физического развития. Опубликован проект развития сети специальных школ.

1922 г. Открыт Государственный институт специальной педаго­гики (М. Гжегожевска).

1924 г. В составе «Польского учительского союза» создается секция специального образования (М. Гжегожевска).

1935 г. Первый Общепольский школьный устав предусматривает обучение аномальных детей в специальных школах.

1939 г. Нападение Германии на Польшу.

Выйдя из состава России и обретя суверенитет, Польша провела реформу образования. Декрет о всеобщем школьном обучении (7 января 1919 г.) предусматривал обучение глухих, слепых и умственно отсталых детей при условии их прожива­ния в радиусе трех километров от действовавших на тот мо­мент специальных школ. В случае большей удаленности от учебного заведения государство не гарантировало им помощи, перекладывая ответственность на родителей. Иными словами, де-юре право на образование аномальные дети обрели, но де-факто ничто не изменилось. И все же декрет задал тон гря­дущим переменам. На Всепольском съезде учителей, состояв­шемся в апреле 1919 г., положение аномальных детей анализи­ровалось в выступлениях С. Копчинсьского, Т. Ярошиньского, В. Ярецкого. По мнению докладчиков, в специальном обучении нуждалось не менее 6% детского населения страны школьного возраста. Решить столь масштабную задачу, убеждали высту­павшие, способно только государство.

С 1919 г. Польша активно принялась строить националь­ную сеть специальных учреждений, открыв в дополнение к ра­нее имевшимся учебным заведениям для глухих и слепых вспомогательные школы в Варшаве, Лодзи и Познани. Дейст­вия правительства укладываются в политическую логику бур­жуазно-демократического государства западной ориентации. Правительство признает свою ответственность за организацию социальной опеки детей с отклонениями в развитии, закрепив обязательство статьями Конституции 1921 г. Тогда же пуб­ликуется статья Я. Хельманна «Школы и учреждения для аномальных детей как задача общества», являющаяся, по су­ти, проектом развития сети специальных школ на террито­рии Польши, подкрепленным строгими статистическими вы­кладками [46]. Поскольку автор занимал высокий пост в Министерстве вероисповеданий и народного просвещения, можно предположить, что статья отразила официальную пози­цию. Потенциальное количество учащихся, нуждающихся во вспомогательной школе, Хельманн определил в 70000 чело­век, тогда как посещало вспомогательные классы и школы не более 2000 учеников. Устами автора публикации министерство заявило о необходимости создания 22 вспомогательных школ и 1827 специальных классов для малоуспешных и стойко неуспевающих учеников, предложив в качестве модели воспользоваться опытом католической Бельгии.

Разрыв с бывшей метрополией (Российской империей) и желание как можно быстрее избавиться от всего, что напомина­ло о ней, побудило поляков искать научных кумиров на Запа­де, конкретнее — во Франции, поскольку опыт извечного вра­га — Германии также оказался неприемлем.

Путеводной звездой энтузиастов из Варшавы становится Париж, соответственно цели, содержание, организационные условия специального образования копируются по француз­ским лекалам. Послом молодой польской специальной школы во Франции выступает Мария Гжегожевска, благодаря кото­рой в Варшаве появляется Государственный институт спе­циальной педагогики (1922).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.012 с.)