Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 1. Предмет, задачи и структура специальной психологии.↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Билет 1. Вопрос 1. Предмет, задачи и структура специальной психологии. Предмет и задачи Организационные задачи: Разделы специальной психологии:
Вопрос 2. Особенности развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и личности детей с нарушениями слуха при нарушениях слуха.
Обучение таких детей осуществляется с помощью вспомогательных форм: мимико-жестиковая речь, тактильная и чтение с губ. Психолого-педагогическая помощь заключается в преодолении сенсорной и социальной депривации, развитии социальных контактов ребёнка, включении его в общественно-полезную деятельность.
Билет 2. Вопрос 1. Связи специальной психологии с другими науками (дефектология, патопсихология, клиническая психология и др.). Cпециальная психология исторически формировалась в процессе непрерывного взаимодействия с другими науками. Так, являясь частью психологической науки, специальная психология, прежде всего и теснее всего связана с другими ее отраслями и в особенности с общей, возрастной и педагогической. Знания, накопленные ими, выступают в качестве теоретической базы для специальной психологии, ибо развитие психики в условиях сенсорных, речевых, двигательных и других нарушений подчиняется общим законам функционирования и генеза сознания. С другой стороны, общепсихологические представления существенно обогащаются за счет клинико-психологических исследований, проводимых в рамках специальной психологии. Многие закономерности в норме легко могут ускользнуть от взгляда исследователя либо крайне трудны для изучения в искусственных условиях. Специальная психология также контактирует с рядом клинико-биологических наук: нейрофизиологией, невропатологией, детской психиатрией, офтальмологией, оториноларингологией, медицинской генетикой и др. Знания о структурно-функциональных основах организации психической деятельности углубляют представления о природе нарушений психического развития. Многочисленные психические и нервные заболевания, как и заболевания органов зрения, слуха и речевого аппарата, могут стать причинами отклонений в развитии. Именно поэтому клинические сведения из перечисленных дисциплин так важны для построения теории специальной психологии. Вопрос 2. Причины и классификация нарушений зрения. Особенности ощущений тотально слепых и с остатками зрения (слуховые, тактильные, кинестезические ощущения, активное осязание, вибрационная чувствительность). Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения — способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. Способность к различению света от тьмы соответствует остроте зрения на уровне светоощущения. Таким образом, в зависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу, при использовании очков, и соответственно от возможности использования зрительного анализатора выделяют следующие группы детей: 1. слепые— это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение (максимальная острота зрения — 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции — очков), либо сохранившие способность к светоощущению 2. абсолютно, или тотально, слепые— дети с полным отсутствием зрительных ощущений 3. частично, или парциально, слепые— дети, имеющие светоощущения, форменное зрение (способность к выделению фигуры из фона) с остротой зрения от 0,005 до 0,04 4. слабовидящие— дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Главное отличие данной группы детей от слепых: при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо. В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей: 1. слепорожденные— это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы; 2. ослепшие— дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже. Глубина и характер поражений зрительного анализатора сказываются на развитии всей сенсорной системы, определяют ведущий путь познания окружающего мира, точность и полноту восприятия образов внешнего мира. Анализ причин нарушений зрения показывает, что в очень часто слабовидение и слепота имеют врожденный характер. Врожденные заболевания и аномалии развития органов зрения могут быть следствием внешних и внутренних повреждающих факторов, такими как факторы наследственной природы (врожденная глаукома, атрофия зрительного нерва, миопия (близорукость). В качестве генетических факторов нарушения зрительной функции могут выступить: нарушение обмена веществ, проявляющееся в виде альбинизма, наследственные заболевания, приводящие к нарушению развития глазного яблока (врожденный анофтальм (отсутствие глаза, редкая аномалия зрения), микрофтальм (врожденная аномалия развития глаза, характеризующаяся уменьшением всех размеров глаза), наследственная патология сосудистой оболочки, заболевания роговой оболочки глаза, врожденные катаракты(заболевание глаз, характеризующееся помутнением хрусталика.), отдельные формы патологии сетчатки. Аномалии зрения также могут возникнуть в результате внешних и внутренних отрицательных воздействий, имевших место в период беременности. На развитии плода могут сказаться патологическое течение беременности, перенесенные матерью вирусные заболевания, токсоплазмоз, краснуха и др. Психологические особенности детей с нарушениями зрения: Особенности восприятия у детей с нарушениям зрения: наблюдается недостаточная осмысленность и обобщённость воспринимаемых объектов, нарушается целостность восприятия объекта. Основная задача реабилитации - социально-психологическая адаптация. Компенсация утраченной функции достигается за счёт тактильного, кинестетического и слухового анализаторов.
Билет 3 Билет 4. Вопрос 1. Принципы проведения исследований в области специальной психологии. В целом проведение исследований в области специальной психологии должно соответствовать следующим принципам:
Билет 6 Билет 7. Билет 8. Вопрос 2. Ранний детский аутизм (РДА). Психологическая сущность и классификация состояний у детей при РДА.
Ранний детский аутизм (РДА) – нарушение в развитии эмоционально-личностной сферы детей и подростков.
Для РДА характерно:
Выделяют 4 группы развития РДА, каждой из которых характерен свой способ отгораживания от внешнего мира:
Полная отрешённость от происходящего вокруг, при попытках взаимодействия с ребёнком характерно проявление крайнего дискомфорта. Отсутствие социальной активности, даже близким трудно добиться от ребёнка какой-либо ответной реакции: улыбки, взгляда. Дети данной группы стараются не иметь никаких точек соприкосновения с окружающим миром, они могут игнорировать мокрые пелёнки и даже жизненно важные, витальные потребности — голод. Очень тяжело переносят взгляд глаза в глаза и избегают различных телесных контактов. Активное отвержение окружающей среды. Характеризуется не как отрешённость, а как тщательная избирательность в контактах с внешним миром. Ребёнок общается с ограниченным кругом людей, зачастую это родители, близкие люди. Проявляет повышенную избирательность в еде, одежде. Любое нарушение привычного ритма жизни ведёт к сильной аффективной реакции. Детям данной группы более чем другим свойственно испытывать чувство страха, на который они реагируют агрессивно, бывает что агрессия принимает формы аутоагрессии. Наблюдается большое количество речевых и двигательных стереотипий. Захваченность аутистическими интересами. Дети этой группы стараются укрыться от окружающего мира в своих интересах, при этом их занятия проявляются в стереотипичной форме и не носят познавательного характера. Увлечения носят цикличный характер, ребёнок может годами разговаривать на одну и ту же тему, рисовать или воспроизводить один и тот же сюжет в играх. Интересы зачастую носят мрачный, устрашающий, агрессивный характер. Чрезвычайная трудность во взаимодействии с окружающей средой. Наиболее легкий вариант проявления аутизма. Основной чертой является повышенная ранимость, уязвимость таких детей. Избегание отношений, если ребёнок чувствует какую-либо преграду. Чувствительность к чужой оценке.
Билет 9. Билет 10. Билет 11. Билет 12. Билет 13. Билет 14. Билет 15. Билет 16.???
Вопрос 1.? 16. Ранний детский аутизм (РДА). Психологическая сущность и классификация состояний у детей при РДА.
Расстройства аутистического спектра (к ним относится и синдром раннего детского аутизма) характеризуются выраженной недостаточностью или полным отсутствием потребности в контакте с окружающими, эмоциональной холодностью или безразличию к близким. Дети с РДА испытывают страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке, болезненную приверженность к рутинному порядку, однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям. Наиболее отчетливо расстройства аутистического спектра проявляются от 2 до 5 лет, хотя отдельные признаки его отмечаются и в более раннем возрасте. В раннем возрасте синдром раннего аутизма у детей (и другие РДА) проявляется у детей равнодушием к близким. Дети не дают адекватной эмоциональной реакции на их появление и уход, нередко как бы не замечают их присутствия. В то же время любое изменение привычной обстановки, например в связи с перестановкой мебели, появлением новой вещи, новой игрушки, часто вызывает недовольство или даже бурный протест с плачем и пронзительным криком. Сходная реакция возникает при изменении порядка или времени кормления, прогулок, умывания и других моментов повседневного режима.
Согласно разрабатываемой концепции, по уровню эмоциональной регуляции аутизм может проявляться в разных формах: · как полная отрешенность от происходящего; · как активное отвержение; · как захваченность аутистическими интересами; · как чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия с другими людьми. Таким образом, различают четыре группы детей с РДА, которые представляют собой разные ступени взаимодействия с окружающей средой и людьми.
Для детей 1-й группы характерны проявления состояния выраженного дискомфорта и отсутствие социальной активности уже в раннем возрасте. Даже близким невозможно добиться от ребенка ответной улыбки, поймать его взгляд, получить ответную реакцию на зов. Главное для такого ребенка — не иметь с миром никаких точек соприкосновения. Дети 2-й группы исходно более активны и чуть менее ранимы в контактах со средой, и сам аутизм их более «активен». Он проявляется не как отрешенность, а как повышенная избирательность в отношениях с миром. Родители обычно указывают на задержку психического развития таких детей, прежде всего — речи; отмечают повышенную избирательность в еде, одежде, фиксированные маршруты прогулок, особые ритуалы в различных аспектах жизнедеятельности, невыполнение которых влечет бурные аффективные реакции. По сравнению с детьми других групп они в наибольшей степени отягощены страхами, обнаруживают массу речевых и двигательных стереотипии. У них возможно неожиданное бурное проявление агрессии и самоагрессии. Однако несмотря на тяжесть различных проявлений, эти дети гораздо более приспособлены к жизни, чем дети первой группы. Детей 3-й группы отличает несколько другой способ аутистической защиты от мира — это не отчаянное отвержение окружающего мира, а сверхзахваченность своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. Родители, как правило, жалуются не на отставание в развитии, а на повышенную конфликтность детей, отсутствие учета интересов другого. Годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать или разыгрывать один и тот же сюжет. Часто тематика его интересов и фантазий имеет устрашающий, мистический, агрессивный характер. Основная проблема такого ребенка в том, что созданная им программа поведения не может быть приспособлена им к гибко меняющимся обстоятельствам. У детей 4-й группы аутизм проявляется в наиболее легком варианте. На первый план выступает повышенная ранимость таких детей, тормозимость в контактах (взаимодействие прекращается при ощущении ребенком малейшего препятствия или противодействия). Этот ребенок слишком сильно зависит от эмоциональной поддержки взрослых, поэтому главное направление помощи этим детям должно заключаться в развитии у них других способов получения удовольствия, в частности от переживания реализации своих собственных интересов и предпочтений. Для этого главное — обеспечить для ребенка атмосферу безопасности и принятия. Важно создавать четкий спокойный ритм занятий, периодически включая эмоциональные впечатления.
Билет 17.???
Вопрос 1. 17. Виды депривации и их влияние на развитие детей.
По мнению Й.Лангмейера и З.Матейчека (1984), понимается состояние, возникающее в результате различных неблагоприятных влияний, которые в естественных жизненных ситуациях проявляются комбинированно. Отсюда выделение «чистых», изолированных видов психической депривации является весьма условным и возможно лишь в рамках эксперимента. В зависимости от того, какая жизненная потребность оказывается преимущественно неудовлетворенной, в экспериментальных исследованиях, посвященных данной проблеме, выделяются различные виды психической депривации.
Если определять депривацию как состояние, возникающее в результате недостаточного удовлетворения основных психических потребностей (в течение длительного времени и в серьезной степени), то выделение данных видов психической депривации позволяет уточнить, что считается основными психическими потребностями и как эти потребности проявляются в развитии ребенка.
Й.Лангмейер, З.Матейчик выделяют следующие виды психической депривации: 1. Депривация стимульная (сенсорная). Данный вид депривации определяется как пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость и модальность. 2. Депривация значений (когнтивная): слишком изменчивая хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне. 3. Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если таковая уже была создана. 4. Депривация идентичности (социальная): ограниченная возможность для усвоения самостоятельной социальной роли. Параллельно с развитием и укреплением эмоциональной привязанности у ребенка развивается потребность активного принятия автономной функции. Наиболее ярко эта потребность проявляется, когда ребенок начинает самостоятельно лазать, ходить, требовать удовлетворения своих желаний посредством слов. Мать ребенка постепенно перестает быть «внешним организатором» активности ребенка и превращается во «внутреннего организатора» -инстанцию «Я».
Аналогичные виды депривации выделяются отечественными исследователями (Прихожан A.M., Толстых Н.Н., 1990). 1. Сенсорная депривация. Данный вид депривации возникает в обедненной среде при недостатке зрительных, слуховых, осязательных и других стимулов или при расстройствах функций основных органов чувств. 2. Двигательная депривация. Этот вид депривации связан с ограничением пространства и характерна для домов ребенка, где возможности движения ребенка длительное время ограничены рамками манежа. 3. Материнская депривация. Привязанность к взрослому человеку является биологической необходимостью и изначальным психологическим условием для развития ребенка. Наиболее значимым взрослым для младенца при становлении первичной межличностной связи является мать. Формирование привязанности к матери жизненно необходимо для развития ребенка. Она дает ему чувство безопасности, способствует развитию образа себя и социализации. 4. Социальная депривация. Под социальной депривацией A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых понимают социальную изоляцию, т.е. изоляцию ребенка от общества. Примером такой депривации могут служить «волчьи дети», «дети-маугли». Известно, что человек представляет собой единство биологического, психического и социального уровней
В исследованиях посвященных проблеме психической депривации, выделены и охарактеризованы наиболее типичные проявления поведения детей в условиях ограничения основных жизненных потребностей (Лангмейер Й., Матейчик 3., 1984, Дубровина И.В., 1991, Денисевич Н.Н., 1992); – Социальная гиперактивность. Дети с данным типом депривированной личности легко вступают в контакт с окружающими, проявляя выраженную тенденцию к показным действиям. При этом их общение является крайне поверхностным и непостоянным. Они чрезвычайно живо интересуются всем происходящим вокруг. Обучение и психологические исследования представляются для них развлечением, а не серьезным делом. – Социальные провокации. У этих детей образуется иной тип реакции на пребывание в закрытом учреждении. Уже в самом раннем возрасте дети своей агрессией провоцируют внимание взрослых. Они добиваются игрушек злобными вспышками и никому их не дают. Они требуют различных преимуществ, а в отношении других детей проявляют агрессивность и ревность. Подавленный тип. Подавление является характерным ответом ребенка на депривационную ситуацию. Однако оно не приводит к регрессии в развитии. Это говорит о том, что у ребенка есть такой набор социальных и эмоциональных стимулов, который позволяет ему постепенно приспособиться к условиям учреждения. Этот процесс бывает длительным, а в отдельных случаях. Такие дети пассивны в общении со сверстниками и взрослыми, не проявляют особого интереса к игрушкам, играм, интересуясь в большей степени вещами. – Хорошо приспособленный тип. Эти дети, в отличие от гиперактивного типа, не стремятся «показать себя», не кокетничают, спокойно и сдержанно вступают в контакт. В данном случае речь идет о взаимодействии специальных условий среды учреждения с особым вкладом, вносимым ребенком в данные ситуации в виде свойственной ему психической структуры. Однако то, что эти дети могут хорошо играть в дошкольном возрасте, а затем учиться, не означает, что они способны хорошо приспосабливаться в условиях жизни вне учреждения. – Тип, характеризующийся замещающим удовлетворением аффективных и социальных потребностей. В поведении этих детей можно усмотреть определенные проявления компенсации за неудовлетворение аффективно-социальных потребностей. Примечательно, что данные замещающего вида активности соответствуют, как правило, более низкому уровню, приближают, скорее к биологическим потребностям (еда, сексуальная активность, манипулирование вещами вместо контакта с людьми, «ябедничество» вместо стремления сблизиться с товарищами).
Билет 20. Билет 1. Вопрос 1. Предмет, задачи и структура специальной психологии. Предмет и задачи Организационные задачи: Разделы специальной психологии:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 18510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.18.59 (0.011 с.) |