Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Особенности развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и личности детей с нарушениями слуха при нарушениях слуха.

Поиск


Выделяют следующие группы детей с нарушениями слуха: неслышащие и слабослышащие дети.
Неслыщащие дети - дети с полным отсутствием слуха, который не может использоваться для накопления речевого запаса. Эта группа разделяется на подгруппы:
Неслышащие без речи (родившиеся глухими или потерявшие слух от 2 до 3 лет)
Неслышащие дети, потерявшие слух, когда речь была практически сформирована
Слабослышащие дети - дети с частичной слуховой недостаточностью, которая затрудняет речевое развитие.


Особенности памяти: потеря отчётливости, яркости воспроизведения объекта, уменьшение объёма памяти, затруднено запоминание, сохранение и воспроизведение речевого материла (слов, предложений, текста).


Особенности мышления: нарушаются все мыслительные операции, нарушается логическое, абстрактное мышление, нарушаются все функции речи (коммуникативная, эмоциональная, сигнальная, регулирующая), нарушается письменная речь в виде дисграфии и аграмматизации.

Обучение таких детей осуществляется с помощью вспомогательных форм: мимико-жестиковая речь, тактильная и чтение с губ. Психолого-педагогическая помощь заключается в преодолении сенсорной и социальной депривации, развитии социальных контактов ребёнка, включении его в общественно-полезную деятельность.

 

Билет 2.

Вопрос 1. Связи специальной психологии с другими науками (дефектология, патопсихология, клиническая психология и др.).

Cпециальная психология исторически формировалась в процессе непрерывного взаимодействия с другими науками. Так, являясь частью психологической науки, специальная психология, прежде всего и теснее всего связана с другими ее отраслями и в особенности с общей, возрастной и педагогической. Знания, накопленные ими, выступают в качестве теоретической базы для специальной психологии, ибо развитие психики в условиях сенсорных, речевых, двигательных и других нарушений подчиняется общим законам функционирования и генеза сознания. С другой стороны, общепсихологические представления существенно обогащаются за счет клинико-психологических исследований, проводимых в рамках специальной психологии. Многие закономерности в норме легко могут ускользнуть от взгляда исследователя либо крайне трудны для изучения в искусственных условиях.

Специальная психология также контактирует с рядом клинико-биологических наук: нейрофизиологией, невропатологией, детской психиатрией, офтальмологией, оториноларингологией, медицинской генетикой и др. Знания о структурно-функциональных основах организации психической деятельности углубляют представления о природе нарушений психического развития. Многочисленные психические и нервные заболевания, как и заболевания органов зрения, слуха и речевого аппарата, могут стать причинами отклонений в развитии. Именно поэтому клинические сведения из перечисленных дисциплин так важны для построения теории специальной психологии.

Вопрос 2. Причины и классификация нарушений зрения. Особенности ощущений тотально слепых и с остатками зрения (слуховые, тактильные, кинестезические ощущения, активное осязание, вибрационная чувствительность).

Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения — способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. Способность к различению света от тьмы соответствует остроте зрения на уровне светоощущения. Таким образом, в зависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу, при использовании очков, и соответственно от возможности использования зрительного анализатора выделяют следующие группы детей:

1. слепые— это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение (максимальная острота зрения — 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции — очков), либо сохранившие способность к светоощущению

2. абсолютно, или тотально, слепые— дети с полным отсутствием зрительных ощущений

3. частично, или парциально, слепые— дети, имеющие светоощущения, форменное зрение (способность к выделению фигуры из фона) с остротой зрения от 0,005 до 0,04

4. слабовидящие— дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Главное отличие данной группы детей от слепых: при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.

В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей:

1. слепорожденные— это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы;

2. ослепшие— дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.

Глубина и характер поражений зрительного анализатора сказываются на развитии всей сенсорной системы, определяют ведущий путь познания окружающего мира, точность и полноту восприятия образов внешнего мира.

Анализ причин нарушений зрения показывает, что в очень часто слабовидение и слепота имеют врожденный характер. Врожденные заболевания и аномалии развития органов зрения могут быть следствием внешних и внутренних повреждающих факторов, такими как факторы наследственной природы (врожденная глаукома, атрофия зрительного нерва, миопия (близорукость).

В качестве генетических факторов нарушения зрительной функции могут выступить: нарушение обмена веществ, проявляющееся в виде альбинизма, наследственные заболевания, приводящие к нарушению развития глазного яблока (врожденный анофтальм (отсутствие глаза, редкая аномалия зрения), микрофтальм (врожденная аномалия развития глаза, характеризующаяся уменьшением всех размеров глаза), наследственная патология сосудистой оболочки, заболевания роговой оболочки глаза, врожденные катаракты(заболевание глаз, характеризующееся помутнением хрусталика.), отдельные формы патологии сетчатки.

Аномалии зрения также могут возникнуть в результате внешних и внутренних отрицательных воздействий, имевших место в период беременности. На развитии плода могут сказаться патологическое течение беременности, перенесенные матерью вирусные заболевания, токсоплазмоз, краснуха и др.

Психологические особенности детей с нарушениями зрения:
Нарушения зрения оказывают существенное влияние на развитие психики в связи с тем, что сокращаются либо полностью отсутствуют зрительные ощущения. Нарушаются все когнитивные процессы.

Особенности восприятия у детей с нарушениям зрения: наблюдается недостаточная осмысленность и обобщённость воспринимаемых объектов, нарушается целостность восприятия объекта.
Нарушения памяти: снижается скорость восприятия, продуктивность сохранения и качество воспроизведения. Недостаточная осмысленность запоминаемого материла, низкий уровень логической памяти.
Нарушения мышления: затруднены операции анализа и синтеза, недостаточная полнота сравнения, затруднение в классификации, обобщении, абстрагировании и конкретизации.
Нарушения речи: сниженная динамика накопления языковых средств, своеобразие лексики, отставание в формировании речевых навыков и языкового чутья, затруднено восприятие письменной речи, письменную речь незрячие осваивают по системе Брайля.
Личностные особенности слепых детей: снижение круга интересов, снижение в динамике потребностей, связанное с затруднением их удовлетворения, эгоизм, установка на постоянную помощь, равнодушие к окружающим, некоторая замкнутость, некоммуникабельность, стремление уйти в свой внутренний мир.

Основная задача реабилитации - социально-психологическая адаптация. Компенсация утраченной функции достигается за счёт тактильного, кинестетического и слухового анализаторов.

 

Билет 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 2115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.46.87 (0.007 с.)