Вопрос 1. Задержанное психическое развитие (зпр): причины и клинико-психологическая структура нарушений при зпр разного генеза. Отличие зпр от олигофрении. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Задержанное психическое развитие (зпр): причины и клинико-психологическая структура нарушений при зпр разного генеза. Отличие зпр от олигофрении.



 

Под закономерностью развития понимают объективно существующую повторяющуюся существенную связь между явлениями. Для нормального и для аномального развития выделяют общие закономерности развития:
Темп психического развития отличается неравномерностью. В различные периоды производит либо ускорение, либо замедление развития
Созревание психических функций происходит поэтапно. В каждом последующем возрастном периоде наступает их качественное преобразование. В психике новообразования появляются скачкообразно.
Психическое развитие зависит от обучения, воспитания и общения. Появление новых качеств невозможно без направленного обучения. Для формирования социализированной личности необходимо общение
Формирование и развитие психики происходит в различных видах деятельности. Ведущими видами деятельности у ребёнка являются действия с предметами и игра.
Выделение параметров дизонтогенеза позволяет систематизировать основные характеристики нарушений психического развития и выделить следующие его варианты:
Задержка развития - замедление темпов формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних этапах.
Недоразвитие (олигофрения, идиотия, деменция и проч)
Повреждённое развитие - тяжелые нарушения отдельных анализаторных систем (нарушения речи, слуха и проч)
Дефицитарное развитие
Искажённое развитие
Дисгармоничное развитие
Примерами отдельных видов патологий в каждом варианте может быть несколько - ранний детский аутизм, умственная отсталость, нарушения эмоционально-волевой сферы (социопатии, психопатии, явно выраженные акцентуации, девиантное поведение, патохарактерологические нарушения).
Под нервным психическим развитием понимают непрерывный процесс изменения морфологических структур и функциональных систем мозга в зависимости от возраста. Полное созревание неровной системы происходит к 18летнему возрасту

 

Наибольшую трудность представляет собой отграничение от умственной отсталости задержки психического развития (ЗПР). Основным критерием здесь является обучаемость ребенка, величина «зоны ближайшего развития».

Связь между задержкой психического развития и резидуальными (остаточными) состояниями после перенесенных во внутриутробном развитии, во время родов или в раннем детстве слабовыраженными органическими повреждениями центральной нервной системы, а также генетически обусловленной недостаточностью функционирования центральной нервной системы. Слабовыраженная органическая недостаточность головного мозга ведет к значительному замедлению темпа развития, отрицательно сказывающемуся на психическом развитии детей. В.В. Лебединский отмечает, что в этиологии задержки психического развития играют рольконституциональные факторы, хронические соматические заболевания, длительные неблагоприятные условия воспитания и, главным образом, органическая недостаточность нервной системы, чаще резидуального, реже – генетического характера.

В современном значении под термином «задержка психического развития» понимаются синдромы:
временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых). Иначе говоря, это состояние замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма вследствие временно и мягко действующих факторов (ранней депривации, плохого ухода и др.). Общепризнано, что задержка развития может иметь обратимый характер.

Исследования М.С. Певзнер и Т.А. Власовой позволили выделить две основные формы задержки психического развития:

– задержку психического развития, обусловленную психическим и психофизическим инфантилизмом, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы;

– задержку развития, возникшую на ранних этапах жизни ребенка и обусловленную длительными астеническими и церебрастеническими состояниями.

Исходя из принципа этиологии принято различать четыре основных варианта ЗПР:

1) задержка психического развития конституционального происхождения;
2) задержка психического развития соматогенного происхождения;
3) задержка психического развития психогенного происхождения;
4) задержка психического развития церебрально-органического генеза.

В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов задержки психического развития имеется специфическое сочетание незрелости эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер.

При задержке психического развития конституционального происхождения (гармонический, психический и психофизический инфантилизм) инфантильности личности часто соответствует инфантильный тип телосложения с детской мимикой и недоразвитием моторики. Эмоциональная сфера этих детей находится на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка более раннего возраста.

Соматическая задержка психического развития характеризуется эмоциональной незрелостью, которая обусловлена длительными хроническими заболеваниями, врожденными и приобретенными пороками внутренних органов, в первую очередь сердца. В замедленном темпе психического развития значительная роль принадлежит стойкой астении, снижающей не только общий, но и психический статус.

Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания. Может формироваться патологическое развитие личности с ЗПР по типу психической неустойчивости (неумение тормозить свои эмоции и желания, импульсивность). В условиях гиперопеки психогенная задержка психического развития проявляется в формировании эгоцентрических установок. В психотравмирующих ситуациях или условиях воспитания, где преобладает жестокость либо грубая форма авторитарности, нередко формируется невротическое развитие личности.

При задержке психического развития церебрально-органического генеза необходимы комплексные психолого-педагогические коррекционные мероприятия. Причинами этой формы ЗПР являются патология беременности и родов, инфекции, интоксикации, травмы нервной системы в первые годы жизни. В определенной мере они сходны с причинами, приводящими к олигофрении. Это сходство определяется органическими поражениями центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Дифференциальная диагностика этих форм аномалий – идет ли речь о выраженном и необратимом недоразвитии в виде олигофрении либо только о замедленном темпе психического развития – будет зависеть от массивности поражения мозга и от времени поражения. Чаще задержка психического развития по церебрально-органическому типу связана с более поздними поражениями мозга, когда дифференциация основных мозговых систем уже закончена. Задержка психического развития церебрального происхождения при хромосомных нарушениях, внутриутробных поражениях, родовых травмах встречается чаще других и представляет наибольшую сложность при отграничении от умственной отсталости. Церебрально-органическая недостаточность накладывает отпечаток на структуру ЗПР, характеризующуюся в этом случае не только особенностями эмоционально-волевой незрелости, но и спецификой нарушения познавательной деятельности. Дети с задержкой психического развития церебрально-органического генеза являются наиболее сложными в диагностическом отношении, потому что, как и дети с олигофренией, оказываются стойко неуспевающими в первые годы обучения. В зависимости от происхождения (церебрального, конституционального, соматического, психогенного), времени воздействия на организм ребенка вредоносных факторов задержка психического развития дает разные варианты отклонений в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности.

Клинико-психологическая характеристика детей с задержкой психического развития. Основные черты детей с ЗПР:

1. Повышенная истощаемость и в результате нее низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения;
2. ограниченный запас общих сведений и представлений; бедный словарный запас, несформированность
3. навыков интеллектуальной деятельности; игровая деятельность сформирована также не полностью.
4. Восприятие характеризуется замедленностью. В мышлении обнаруживаются трудности словеснологических операций. У детей с ЗПР страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Им необходим более длительный период для приема переработки информации.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 816; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.96.61 (0.006 с.)