Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Биологические и социальные факторы коррекции и компенсации нарушений в развитии.

Поиск

Коррекция (от лат correcccio – исправляю) – форма психолого-педагогической деятельности, направленная на исправление недостатков, отклонений в развитии детей. В специальной психологии термин употребляется в частном значении – исправление отдельных нарушений, например недостатков звукопроизношения, коррекция близорукости с помощью очков и т.д., и общем значении – коррекционно-воспита-тельная работа как система средств, направленная на сглаживание вторичных недостатков. В этом смысле коррекция должна осуществляться комплексом психолого-медико-педагогических средств с помощью специальных методов и с опорой на сохранные функции. Говоря о психологической коррекции, следует иметь в виду не только исправление нарушений познавательной сферы средствами коррекционно-развивающего обучения, но и помощь детям в критические периоды, связанные с ростом личностного самосознания. Известно, что всплеск социальной дезадаптивности, вызванный неустойчивостью психических процессов, высокой тревожностью и агрессивностью, наблюдается у аномальных детей в период поздней диагностики нарушений и как следствие переводом в другой тип учебного заведения, а также в подростковом возрасте в связи с расширением «диапазона конфликтной сферы»: осознавание изолированного обучения от нормально развивающихся подростков стимулирует к интенсивным поискам своего места в популяции сверстников, длительное пребывание в замкнутом коллективе и ограничения в возможностях реализации внешкольных интересов, оторванность от семьи и переживание конфликтных отношений в ней. Все это требует психологической коррекции. В истории развития специальных методов лечебной педагогики долгое время популярным был так называемый «метод психической ортопедии», заключающийся в тренировке, воспитании функций анализаторов и моторики. Л.С. Выготский подверг критике данный метод, говоря, что при этом центр тяжести в коррекции переносится на менее воспитываемые функции, а там, где они все же уступают педагогическому воздействию, это происходит за счет развития высших психических функций. Ребенок научается лучше распознавать звуки и цвета не потому, что утончаются зрение и слух, а за счет развития мышления, произвольного внимания, памяти.

Однако этот тезис противоречив и не убеждает, а, наоборот, подтверждает полезность применения метода, получившего сегодня название «перцептивного тренинга». Следует отметить, что в связи с развитием прикладной возрастной психологии, произошла своеобразная экспансия термина «коррекция» на область нормального психического развития. Здесь им обозначается деятельность, направленная на создание оптимальных возможностей и условий для психического развития в пределах нормы. В отличие от симптоматической коррекции в специальной психологии коррекция при нормальном развитии ребенка направлена на источник и причины отклонений. Компенсация – это сложный многообразный процесс перестройки функций организма при нарушениях или утрате каких-либо функций. В основе компенсации лежат нейропсихологические механизмы замещения функций одних пораженных зон коры головного мозга другими. Л.С. Выготский критиковал идеализм в вопросах компенсации, в частности, утверждение, что «в самом организме возбуждаются силы, стремящиеся устранить те препятствия к участию в жизни, которые создаются дефектами». Наоборот, стимулы к совершенствованию, по мысли Л.С. Выготского, возникают тогда, когда наступает конфликт между требованиями, предъявляемыми к ребенку, и его возможностями. Таким образом, компенсаторные возможности у слепых в виде развитых тактильно-вибрационных ощущений, у глухих – обостренное зрительное восприятие и зрительная память – не возникают сами по себе, а формируются в ходе их развития и в результате специальной работы. Таким образом, в процессе компенсации решающая роль принадлежит социальным факторам. По словам Л.С Выготского, в процессе компенсации вступает в действие «закон превращения минуса дефекта в плюс компенсации».

 

Вопрос 2. Особенности развития познавательных процессов при раннем детском аутизме.

Особенности психических функций при раннем детском аутизме
Для раннего детского аутизма характерны:
Болезненная гиперстезия - повышенная чувствительность к обычным сенсорным раздражителям (тактильным, температурным, свету, звуку, цвету). Обычные раздражители становятся быстро неприятными, травмирующими и вызывают негативную эмоциональную окраску отношений, поэтому окружающая среда становится дискомфортной, особенно дискомфортным человеческое лицо. Они не выдерживают прямого взгляда, взгляда искоса.
Парадоксальность поведения обусловлена аффективной аутостимуляцией. На фоне постоянного ощущения сенсорного дискомфорта аутичные дети стремятся к получению определённых активирующих впечатлений, таких как тяга к огню, воде, характерны навязчивые прыжки, раскачивания, то есть стереотипные движения. Данная аффективная стимуляция носит компенсаторный характер и направлена на повышение психического тонуса и на получение положительных эмоций с целью преодоления отрицательной эмоциональной доминанты.
Навязчивые страхи. У них заниженная самооценка, отсутсвие веры в собственные силы. На страхи активно не жалуются, но при первом же контакте с ребёнком обычные окружающие предметы вызывают у ребёнка тревогу, также как и некоторые явления (бытовые предметы, шум воды, ветра). В результате тревоги развиваются страхи и фобии (тревога - страх - фобия). Навязчивые ритуальные движения и действия.
Интеллектуальная недостаточность. Этот признак не столько биологически обусловлен, сколько приобретён. Чаще такие дети с аутизмом одарённые музыкально, художественно или математически, а недостаточность приобретается с возрастом при отсутствии коррекции. Характерные особенности интеллектуальной недостаточности: нарушение целенаправленности в развитии, затруднения в концентрации внимания, быстрая истощаемость и пресыщаемость внимания, вычурность мышления, склонность к символике, игры, фантазии и интересы далеки от реальности, содержание монотонно, поведение однообразно, манипулирование с предметами часто носит манипулятивный характер, пониженное восприятие слуховых раздражитей, аутистические фантазии часто носят сказочный характер, перевоплощение носит чрезмерно сильную реакцию, характерна стереотипность игры и действий персонажа, характерна аутолалия (при действии с предметами никаких особых действий не происходит, то есть нарушения особенность целого восприятия предмета).
Аутизм - аутистическая речь. Аутистичные дети могут совсем не пользоваться речью - мутизм, хотя они не немые. Может проявляться эхолалия - многократные повторения одних и тех же звуков или слов, часто сопровождаются стереотипными движениями. Собственно аутичная речь - речь обращена в пространство либо к самому себе, либо к неодушевлённым предметам. Модуляция голоса неестественная, вычурная, певучая. Отсутствие употребления личных местоимений. Нарушения восприятия собственного Я. Компенсация идёт за счёт письменной речи, склонны к писательству и стихоплетству, неологизмам и проч.
Плохая моторика: неловкость движений, неуклюжесть поз. Могут быть настолько сильно выраженными, что нарушаются навыки самообслуживания. Это связано с пониженным мышечным тонусом. Характерна неловкость, слабость особенно рук, склонность к гримасничанью, неожиданным и своеобразным жестам.
Слабость психического тонуса: быстрая утомляемость, вялость, слабость инстинктов (пониженный аппетит, слабость инстинкта самосохранения).
Гиперстезия - отрицательно реагируют на яркие игрушки, от прикосновений одежды, громких звуков.
Нарушения пищевого восприятия: отказ от обычной еды и поедание несъедобного

 

Билет 11.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1696; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.201.71 (0.011 с.)