Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 2. Диагностика акцентуаций характера. ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Методика диагностики тип личности по рисунку разработана в 2012 г в центральной научно-исследовательской лаборатории психифизиологии и психологии труда, автор Колосницына. Методика основана на теории психомоторной связи. Впервые идея о психомоторной связи была предложена Сеченовым в работе "Рефлексы головного мозга": любая мысль, возникающая в нашем сознании, любое представление заканчивается движением. Отличительной особенностью этой методики от других графических тестов является принцип регистрации групп рисуночных признаков, которые выявлены и обоснованы результатами статистического анализа более 1000 рисунков психически здоровых лиц. Для диагностики типов личности используется 84 рисуночных признака, по 12 признаков для каждой акцентуации: тревожный тип, шизоидный, паранойяльный, эпилептоидный, гипертимный, эмотивный, эстероидный, что соответствует основным видам психопатий. Все 84 признаки наблюдаются в рисунке, и чем больше признаков выражены, тем больше предположение о наличии той или иной акцентуации.
Тревожный тип: 1. Рисунок маленький, меньше 1/3 листа
Шизоидный: 1. Изображение необычных персонажей, либо грязный
Паранояльный: 1. Рисунок большой
Эпилептоидный: 1. Усиленный нажим на карандаш
Гипертимный: 1. Рисунок на скорую руку
Эмотивный: 1. Аккуратный рисунок
Истероидный: 1. Смещен вверх
Билет 16.???
Вопрос 1.? 16. Ранний детский аутизм (РДА). Психологическая сущность и классификация состояний у детей при РДА.
Расстройства аутистического спектра (к ним относится и синдром раннего детского аутизма) характеризуются выраженной недостаточностью или полным отсутствием потребности в контакте с окружающими, эмоциональной холодностью или безразличию к близким. Дети с РДА испытывают страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке, болезненную приверженность к рутинному порядку, однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям. Наиболее отчетливо расстройства аутистического спектра проявляются от 2 до 5 лет, хотя отдельные признаки его отмечаются и в более раннем возрасте. В раннем возрасте синдром раннего аутизма у детей (и другие РДА) проявляется у детей равнодушием к близким. Дети не дают адекватной эмоциональной реакции на их появление и уход, нередко как бы не замечают их присутствия. В то же время любое изменение привычной обстановки, например в связи с перестановкой мебели, появлением новой вещи, новой игрушки, часто вызывает недовольство или даже бурный протест с плачем и пронзительным криком. Сходная реакция возникает при изменении порядка или времени кормления, прогулок, умывания и других моментов повседневного режима.
Согласно разрабатываемой концепции, по уровню эмоциональной регуляции аутизм может проявляться в разных формах: · как полная отрешенность от происходящего; · как активное отвержение; · как захваченность аутистическими интересами; · как чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия с другими людьми. Таким образом, различают четыре группы детей с РДА, которые представляют собой разные ступени взаимодействия с окружающей средой и людьми.
Для детей 1-й группы характерны проявления состояния выраженного дискомфорта и отсутствие социальной активности уже в раннем возрасте. Даже близким невозможно добиться от ребенка ответной улыбки, поймать его взгляд, получить ответную реакцию на зов. Главное для такого ребенка — не иметь с миром никаких точек соприкосновения. Дети 2-й группы исходно более активны и чуть менее ранимы в контактах со средой, и сам аутизм их более «активен». Он проявляется не как отрешенность, а как повышенная избирательность в отношениях с миром. Родители обычно указывают на задержку психического развития таких детей, прежде всего — речи; отмечают повышенную избирательность в еде, одежде, фиксированные маршруты прогулок, особые ритуалы в различных аспектах жизнедеятельности, невыполнение которых влечет бурные аффективные реакции. По сравнению с детьми других групп они в наибольшей степени отягощены страхами, обнаруживают массу речевых и двигательных стереотипии. У них возможно неожиданное бурное проявление агрессии и самоагрессии. Однако несмотря на тяжесть различных проявлений, эти дети гораздо более приспособлены к жизни, чем дети первой группы. Детей 3-й группы отличает несколько другой способ аутистической защиты от мира — это не отчаянное отвержение окружающего мира, а сверхзахваченность своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. Родители, как правило, жалуются не на отставание в развитии, а на повышенную конфликтность детей, отсутствие учета интересов другого. Годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать или разыгрывать один и тот же сюжет. Часто тематика его интересов и фантазий имеет устрашающий, мистический, агрессивный характер. Основная проблема такого ребенка в том, что созданная им программа поведения не может быть приспособлена им к гибко меняющимся обстоятельствам.
У детей 4-й группы аутизм проявляется в наиболее легком варианте. На первый план выступает повышенная ранимость таких детей, тормозимость в контактах (взаимодействие прекращается при ощущении ребенком малейшего препятствия или противодействия). Этот ребенок слишком сильно зависит от эмоциональной поддержки взрослых, поэтому главное направление помощи этим детям должно заключаться в развитии у них других способов получения удовольствия, в частности от переживания реализации своих собственных интересов и предпочтений. Для этого главное — обеспечить для ребенка атмосферу безопасности и принятия. Важно создавать четкий спокойный ритм занятий, периодически включая эмоциональные впечатления.
Билет 17.???
Вопрос 1. 17. Виды депривации и их влияние на развитие детей.
По мнению Й.Лангмейера и З.Матейчека (1984), понимается состояние, возникающее в результате различных неблагоприятных влияний, которые в естественных жизненных ситуациях проявляются комбинированно. Отсюда выделение «чистых», изолированных видов психической депривации является весьма условным и возможно лишь в рамках эксперимента. В зависимости от того, какая жизненная потребность оказывается преимущественно неудовлетворенной, в экспериментальных исследованиях, посвященных данной проблеме, выделяются различные виды психической депривации.
Если определять депривацию как состояние, возникающее в результате недостаточного удовлетворения основных психических потребностей (в течение длительного времени и в серьезной степени), то выделение данных видов психической депривации позволяет уточнить, что считается основными психическими потребностями и как эти потребности проявляются в развитии ребенка.
Й.Лангмейер, З.Матейчик выделяют следующие виды психической депривации: 1. Депривация стимульная (сенсорная). Данный вид депривации определяется как пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость и модальность.
2. Депривация значений (когнтивная): слишком изменчивая хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне. 3. Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если таковая уже была создана. 4. Депривация идентичности (социальная): ограниченная возможность для усвоения самостоятельной социальной роли. Параллельно с развитием и укреплением эмоциональной привязанности у ребенка развивается потребность активного принятия автономной функции. Наиболее ярко эта потребность проявляется, когда ребенок начинает самостоятельно лазать, ходить, требовать удовлетворения своих желаний посредством слов. Мать ребенка постепенно перестает быть «внешним организатором» активности ребенка и превращается во «внутреннего организатора» -инстанцию «Я».
Аналогичные виды депривации выделяются отечественными исследователями (Прихожан A.M., Толстых Н.Н., 1990). 1. Сенсорная депривация. Данный вид депривации возникает в обедненной среде при недостатке зрительных, слуховых, осязательных и других стимулов или при расстройствах функций основных органов чувств. 2. Двигательная депривация. Этот вид депривации связан с ограничением пространства и характерна для домов ребенка, где возможности движения ребенка длительное время ограничены рамками манежа. 3. Материнская депривация. Привязанность к взрослому человеку является биологической необходимостью и изначальным психологическим условием для развития ребенка. Наиболее значимым взрослым для младенца при становлении первичной межличностной связи является мать. Формирование привязанности к матери жизненно необходимо для развития ребенка. Она дает ему чувство безопасности, способствует развитию образа себя и социализации. 4. Социальная депривация. Под социальной депривацией A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых понимают социальную изоляцию, т.е. изоляцию ребенка от общества. Примером такой депривации могут служить «волчьи дети», «дети-маугли». Известно, что человек представляет собой единство биологического, психического и социального уровней
В исследованиях посвященных проблеме психической депривации, выделены и охарактеризованы наиболее типичные проявления поведения детей в условиях ограничения основных жизненных потребностей (Лангмейер Й., Матейчик 3., 1984, Дубровина И.В., 1991, Денисевич Н.Н., 1992); – Социальная гиперактивность. Дети с данным типом депривированной личности легко вступают в контакт с окружающими, проявляя выраженную тенденцию к показным действиям. При этом их общение является крайне поверхностным и непостоянным. Они чрезвычайно живо интересуются всем происходящим вокруг. Обучение и психологические исследования представляются для них развлечением, а не серьезным делом.
– Социальные провокации. У этих детей образуется иной тип реакции на пребывание в закрытом учреждении. Уже в самом раннем возрасте дети своей агрессией провоцируют внимание взрослых. Они добиваются игрушек злобными вспышками и никому их не дают. Они требуют различных преимуществ, а в отношении других детей проявляют агрессивность и ревность. Подавленный тип. Подавление является характерным ответом ребенка на депривационную ситуацию. Однако оно не приводит к регрессии в развитии. Это говорит о том, что у ребенка есть такой набор социальных и эмоциональных стимулов, который позволяет ему постепенно приспособиться к условиям учреждения. Этот процесс бывает длительным, а в отдельных случаях. Такие дети пассивны в общении со сверстниками и взрослыми, не проявляют особого интереса к игрушкам, играм, интересуясь в большей степени вещами. – Хорошо приспособленный тип. Эти дети, в отличие от гиперактивного типа, не стремятся «показать себя», не кокетничают, спокойно и сдержанно вступают в контакт. В данном случае речь идет о взаимодействии специальных условий среды учреждения с особым вкладом, вносимым ребенком в данные ситуации в виде свойственной ему психической структуры. Однако то, что эти дети могут хорошо играть в дошкольном возрасте, а затем учиться, не означает, что они способны хорошо приспосабливаться в условиях жизни вне учреждения. – Тип, характеризующийся замещающим удовлетворением аффективных и социальных потребностей. В поведении этих детей можно усмотреть определенные проявления компенсации за неудовлетворение аффективно-социальных потребностей. Примечательно, что данные замещающего вида активности соответствуют, как правило, более низкому уровню, приближают, скорее к биологическим потребностям (еда, сексуальная активность, манипулирование вещами вместо контакта с людьми, «ябедничество» вместо стремления сблизиться с товарищами).
Билет 20.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 619; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.85 (0.031 с.) |