Вопрос 1. Причины и классификация первичных речевых нарушений. Дифференциальная диагностика речевых нарушений и других форм психического дизонтогенеза. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Причины и классификация первичных речевых нарушений. Дифференциальная диагностика речевых нарушений и других форм психического дизонтогенеза.



 

1. Систематизация причин нарушений развития
Выявление причин, связанных с отклонением в развитии детей, необходимо для правильного построения психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на своевременную диагностику, коррекцию, восстановление и компенсацию нарушенных функций.
Под причиной нарушения в развитии понимают воздействие на организм внутреннего (эндогенного) и внешнего (экзогенного) факторов, которые определяют специфику поражения или нарушения психомоторных функций. Причины бывают биологические, социальные, психологические и педагогические. Эти факторы могут действовать в период зачатия, утробного развития, в период родов и послеродовый период. Они также называются натальный, пренатальный и постнатальный.
Факторы риска - это условия, которые предшествуют негативному результату и повышают вероятность возникновения этого результата.
Факторы жизнеспособности - это условия, которые повышают способности человека избегать негативных результатов, несмотря на объективную подверженность возникновению нарушений.
Защитные факторы - личностные или ситуативные условия, которые уменьшают опасность развития у ребёнка расстройства, тогда как ослабляющие факторы приводят к увеличению вероятности возникновения у ребёнка трудностей.
Все многообразие причин, влияющих на возникновение развития нарушений у детей, можно свести в 2 группы - эндогенные и экзогенные.

Причины нарушения развития детей эндогенного характера
В эту группу входят все врожденные причины, в том числе наследственные, то есть когда негативные факторы непосредственно действуют на половые клетки. В этом случае выделяют геномные и хромосомные нарушения. Геном - это миллиард генов (ген - часть нити ДНК). Гены группируются в хромосомы (23 пары у человека). 22 пары - метрические, 23ая пара у женщины хх, у мужчины ху. Эндогенные нарушения развития детей могут быть на уровне генов и на уровне хромосом. Эти нарушения называются геномные и хромосомные аберрации.
Хромосомные аберрации:
Микроцефалия - недоразвитие головного мозга. Сопровождается выраженными психическими нарушениями, нарушениями слуха и зрения.
Вообще всего хромосомных аберраций более 300. На их развитие и возникновение оказывает влияние радиоактивное изучение, многие лекарственные препараты.
Генные аберрации:
Среди них описано более 200. Самые распространённые - фенилкетанурия. Это ферментопатия, проявляется на ранних стадиях и приводит к развитию гемофилиии. Также выделяют 20 генных нарушений, которые приводят к развитию 20 форм глухоты.
Хромосомные аберрации сразу проявляются при рождении, а генные нарушения могут проявится в любом возрасте.

Причины нарушений развития экзогенного характера
Эти причины относятся к факторам агрессивной внешней среды. Они могут действовать на ребёнка как внутриутробно, так и после родов. Неблагоприятный период, когда особенно действуют экзогенные факторы, - от 3 до 10 недель внутриутробного развития. Они приводят к грубым порокам развития в цнс. Может пострадать весь головной мозг или какой-либо из анализаторов. Среди таких факторов выделяют:
Радиация
Физическая травма
Вибрация
Действие низких и высоких температур
Химические вещества (особенно лакокрасочные материалы)
Употребление алкоголя и наркотиков. При употреблении алкоголя может происходить развитие ребёнка по типы микроцефалии
Любые заболевания матери
Аборты
Резус-конфликт - несовместимость матери и плода по резус-фактору

Причины приобретённых нарушений развития
Приобретённые нарушения включают различные отклонения в развитии, которые вызваны преродовыми и послеродовыми поражениями организма ребёнка. Среди преродовых причин выделяют:
Асфиксию - длительное кислородное голодание
Внутречерепные родовые травмы - это собирательное понятие, включающее неоднородные по этиологии (патогенезу) изменения нервной системы, которые возникают в период родов. К внутречерепной родовой травме относятся кровоизлияния в мозг и его оболочке, нарушений внутречерепеного кровообращения.

Послеродовые нарушения связаны:
С физической травмой в ранний период развития - черепномозговые травмы (открытые и закрытые), сотрясения головного мозга, ушиб головного мозга, кровоизлияние в мозг
Нейроинфекции - менингиты, энцефалиты, инфекционное воспаление головного мозга и мозговых оболочек. Приводит к тяжелым психическим нарушениям, двигательным нарушениям, умственной отсталости.
Соматические заболевания - дисбактериоз, диспепсия.
Социальные причины - педагогическая запущенность, социальная депривация, бедность, неудовлетворительные социально-гигиенические условия и проч.

степени нарушения речи:
Легкая (определяется только специалистом при выполнении специальных упражнений)
Нарушения заметны каждому, но речь понятна окружающим
Речь понятна только близким ребенка и частично окружающим
Полное отсутсвие речи или речь присутствует, но непонятна никому
Нарушается также речевое дыхание, голос, наблюдается мелодико-интонационное расстройство - голос становится слабый, пропадёт, быстро утомляется, приобретает гнусоватый носовой оттенок, форсированный, монотонный, приглушённый, прерывистый. Специальная система обучения сочетается с восстановительным лечением и психологической помощью.

Дети с нарушениями речи
Дефект развития речи - это общее понятие, включающего практически все отклонения в речевом развитии. Психолого-педагогическая классификация речевых расстройств предполагает 2 группы: нарушения средств общения и затруднение применения средств общения.
К 1 группе нарушений средств общения относятся фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи
Ко 2 группе нарушений средств общения относят заикание.
Выделяют 11 форм речевой патологии (9 устной - дизарартрия, дизлалия, алалия и проч). 2 формы нарушения письменной печи - дисграфия и дислексия. Речевые нарушения приводят к нарушениям в эмоциональной сфере ребёнка, что становится причиной возникновения патологических форм поведения, нарушается коммуникативная сфера, ограниченность контактов, завышенный уровень притязаний, завышенная самооценка, развитие невротизации, часто наблюдается внутриличностный конфликт, который вызван несоответствием завышенным уровням притязаний и недостаточным развитием своих возможностей. Отсюда часто вытекает конфликтность, неуверенность в своих силах, либо наоборот конформность, попадание под плохое чужое влияние.
Ситуации повышенного риска, предполагающие развитие дезадаптации:
Непринятие семей, детским коллективом, педагогами
Неспособность справиться с учебной нагрузкой
Завышенные требования к ребёнку
Со стороны нервной системы наблюдается либо импульсивность, либо заторможенность психических процессов. Они не могут быстро найти правильны ответы не потому, что являются умственно-отсталыми, а потому что у них дезорганизована центральная нервная система, трудности переключений.
Степень тяжести заикания у детей адекватная степени фиксированности на своём дефекте. Излечить заикание можно полностью, изменив у ребёнка отношение к нему.
При невротическом заикании проводятся:
Воспитание точности, чёткости, быстроты реакции
Нормализация мышечного тонуса с помощью специальных упражнений и игр
Развитие коммуникативных навыков с помощью коллективных игр
Использование образов персонажей игр с положительным влиянием на речевую активность и двигательную эмоциональную сферу
Увеличение доли индивидуальных занятий
Детальное расчленение игрового материала, демонстрация отельных элементов, игровых действий
Вербализация действий
Частое чередование динамических и статических действий
Постепенное усложнение игровой задачи
Детальное объяснение игровых задач, ритмизированное речью
Корректировка звукопроизношения
Увеличение словарного запаса
Дыхательная гимнастика
Литература: Лапшин, Пузанов "Основы дефектологии", Божович "Проблемы формирования личности", Выготский "Проблемы дефектологии", Корниев "Нарушения чтения и письма у детей", Пожар "Психология аномальных детей и подростков"




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.7.23 (0.004 с.)