Вопрос. Раскройте причины речевых нарушений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Раскройте причины речевых нарушений



Причиной нарушения речив науке считается такое воздействие внешних и внутренних неблагоприятных факторов или их совокупно­сти, при которых возникают речевые нарушения различного рода. Однако причинами можно считать только те факторы, без воздействия которых нарушения не происходит.

В разделе патологии существует специальное учение о причинах, которое носит название э тиология

Органическими причинамиявляются прежде всего поражение или недоразвитие во время дородового и послеродового периодов, а также во время родов. Кроме того, на аномальную речь могут повлиять и всевозможные органические нарушения периферического речевого аппарата. Тем самым Хватцев подраз органические причины нарушения речи на центральные и периферические. К первым относятся различные поражения мозга. Ко вторым — поражение органов слуха, расщепление нёба и другие изменения артикуляционного аппарата. При выделении функциональных причин Хватцев опирается на учение И. П. Павлова

о нарушениях соотношения процессов возбуж­дения и торможения в центральной нервной системе.

К социально-психологическим причи­намбыли отнесены самые разнообразные не­благоприятные влияния окружающей среды.

Психоневрологические причинысодер­жат в себе и умственную отсталость, и наруше­ние памяти и внимания, и другие расстройства психики.

Очень широко распространены речевые на­рушения под воздействием экзогенно-органических факторов, т.е. неблагоприятные воздействия на центральную нервную систему и на весь организм. В перинатальной патологии (внутриутробный период развития) наиболее неблагоприятное воздействие оказывает родо­вая травма и асфиксия (кислородное голода­ние). При внутриутробных поражениях мозга (вирусные заболевания, лекарственные препа­раты, вибрация, радиация, алкоголизм, курение) наблюдаются наиболее тяжелые нарушения речи.

Главное, необходимо учитывать, что выде­ленные причины очень редко проявляются в чистом виде. Гораздо чаще встречаются целые букеты влияния различных факторов. Кроме того, у разных людей один и тот же фактор может выступать то в качестве причины, то в качестве условия.

Основные виды речевых нарушений

Речевые нарушенияспециалисты различают по их проявлениям, природе возникновения, степени выраженности у конкретного человека, а также по их влиянию на его психическое состояние и развитие.

Д ислалияявляется наиболее часто встречающимся нарушением. Это нарушение заключается в отклонении от норм подражания звука при допустимой работе слухового и речевого аппаратов. Дислалия может проявляться в ненормативном произнесении звуков, замене одних звуков другими, их смешении или пропусках.

Р инолалия отличается от дислалии назализованным тембром голоса. Тембр голоса и звукопроизношение нарушены под влиянием анатомо-физиологических дефектов речевого аппарата. В результате воспроизводимая артикуляция звуков существенно отличается от нормы.

Д изатриюобусловливает недостаточность иннервации речевого аппарата. При дизатрии особенности расстройства артикуляции, голосообразования, темпа, ритма и интонации речи напрямую зависят от степени поражения центральной и периферической нервной системы.Нарушение голоса вытекает из отсутствия или расстройства фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. На практике выявлено либо полное отсутствие голоса (афония), либо частичное нарушение высоты, силы и тембра голоса (дисфония).

Нарушение темпа речираспространяет­ся на развитие как внешней, так и внутренней речи. Такая речь плохо понимаема окружающи­ми и может впоследствии вылиться в заикание. Патологически замедленный темп речи назы­вается «брадилалия». Ускоренный же темп речи получил термин, «тахилалия».

З аикани е является самой древней пробле­мой в логопедии. При заикании нарушается тем-по-ритмическая организация речи. Этому спо­собствует состояние мышц речевого аппарата. В настоящее время заикание определено как сложное психофизическое расстройство.

А лали я распространена очень слабо. Она представляет собой недоразвитие речи, харак­теризующееся поражением речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития. Современные исследовате­ли особо выделяют психолингвистический ас­пект изучения.

Афазия представляет собой полную или частичную утрату речевых способностей в резуль­тате серьезных поражений головного мозга. Типичными причинами являются нарушение мозгового кровообращения (ишемия, гемморагия), травмы, опухоли и инфекционные забо­левания головного мозга.

Нарушение письменной речиподразде­ляется на нарушение процесса чтения (алексия, дислексия) и нарушение процесса письма (дисграфия, аграфия, дизорфография, эволюцион­ная дисграфия).

 

5 вопрос. Расскажите, как влияет самообразование на становление личности обучающегося.

-

6 вопрос. Расскажите, какие образовательные учреждения для детей с ОЗУ существуют в РФ.

Для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии создаются следующие специальные (коррекционные) образовательные учреждения: а) специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад; б)специальная (коррекционная) общеобразовательная школа; в)специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии. Настоящее Типовое положение распространяется также на специальные классы, группы (в том числе для детей со сложными дефектами) и группы продленного дня, создаваемые в установленном порядке в образовательном учреждении.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения выполняют следующие функции:
1) абилитационно-реабилитационная(абилитация — это процесс, цель которого помочь приобрести или развить еще несформированные функции и навыки);
2) корригирующая;
3) компенсирующая(восполнение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций в следствии аномалий развития, перенесенных заболеваний и травм);
4) социально-бытовая;
5) профессионально-трудовая.
По рекомендации ПМПК и с согласия родителей или лиц их заменяющих, ребенок может обучаться в одном из восьми видов специального (коррекционного) образовательного учреждения:
1. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для не слышащих детей (I вид) решают задачи воспитания, общеобразовательной и трудовой подготовки глухих школьников, а также коррекции и компенсации недостатков их развития.
2. Специальные (коррекционные) образовательные учреждением для слабослышащих и позднооглохших детей (II вид) осуществляют воспитание, общеобразовательную и трудовую подготовку, преодоление последствий снижения слуха и речевого недоразвития данной категории детей.
3. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для незрячих детей (III вид). В данных учреждениях воспитываются и обучаются тотально слепые дети или дети, имеющие минимальное остаточное зрение.
4. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабовидящих детей (IV вид). Кардинальным отличием данного типа учреждений от предыдущего является направленность работы на компенсацию зрительных нарушений и восстановление неполноценного зрения в условиях щадящего режима.
5. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с тяжелой речевой патологией (V вид). Данные учреждения принимают детей с сохранным слухом и интеллектом. Наличие выраженной речевой патологии (например, заикания, ринолалии) не дает им возможности обучаться в обычной школе.
6. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид). Данные учреждения являются одновременно и образовательными, и лечебно-оздоровительными учреждениями.
7. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с задержкой психического развития (VII вид). Обучение в таких учреждениях осуществляется в объеме восьмилетней массовой школы. Существует подготовительный (диагностический) класс.
8. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью(VIII вид). Данные учреждения относятся к системе образования, здравоохранения и социальной защиты населения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.006 с.)