Аудит расчетно-кассовых операций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аудит расчетно-кассовых операций



Изучив эту тему, вы должны знать:

понятия метода и методики аудита;

нормативную базу аудита, ее классификацию;

особенности учетной политики;

принципы, методы и процедуры, которые используются предприятием

для составления и предоставления финансовой отчетности;

перечень основных составных учетной политики;

предметную область аудиторского исследования;

систематизацию информационного обеспечения аудита;

этапы аудиторской проверки;

виды работ, которые подлежат аудиту;

характеристику отдельных положений методики аудита;

особенности нормативной базы налично -расчетных операций;

порядок организации наличных расчетов;

порядок применения РРО;

размеры финансовых санкций по Закону Украины "О приминении РРО в

сфере торговли, общественного питания и услуг";

требования по соблюдению лимита кассы;

требования по целевому использованию денежной наличности;

требования по расчетам с подотчетными лицами;

штрафные санкции за нарушение норм по регулированию оборота

денежной наличности.

На основе приобретенных знаний вы должны уметь:

осуществлять контроль за соблюдением порядка ведения операций с

денежной наличностью;

проверить ведение кассовой книги и кассовых документов;

проверить полноту оприходования поступлений денежной наличности;

проверить соблюдение установленных лимитов кассы;

проверить целевое использование денежной наличности;

проверить выдачу значительных сумм денежной наличности;

проверить расходование денежной наличности из выручки на выплаты,

связанные с оплатой труда;

проверить соблюдение порядка выдачи денежной наличности под отчет

и ее использования;

проверить соблюдение предельных ограничений на осуществление

наличных расчетов;

изучить и оценить состояние внутреннего контроля за движением и

сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе;

выбрать метод организации аудита;

провести аудит по избранному методу организации проверки;

учесть возможные нарушения учета кассовых операций;

составить рабочие и итоговые документы по результатам проверки.

 

ТЕМА 8. АУДИТ РАСЧЕТНО-КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ


Q План

(логика изложения и усвоения материала)

1.1. Общая методика проведения аудита

8.1. Особенности проведения аудита отдельных активов и

пассивов

8.3. Особенности нормативной базы расчетно-наличных операций

8.4. Внутренний и внешний контроль по соблюдению порядка

ведения операций с наличностью

8.5. Аудит расчетно-наличных операций

Ключевые термины и понятия

 

и методика аудита   внутренний контроль наличных
и аудиторские процедуры   расчетов
и нормативная база аудита внешний контроль наличных
учетная политика   расчетов
а предметная область штрафные санкции за
  исследований   нарушение норм по
а стратификация   регулированию оборота
классификатор возможных   денежной наличности
  нарушений цель аудита налично-расчетных
  наличные расчеты   операций
  регистраторы расчетных задачи аудита налично-
  операций   расчетных операций
касса а прямое разворовывание
  денежная наличность   наличных средств
текущий счет а неоприходование и присвоение
а лимит кассы   денежных сумм, которые
  целевое использование денежной   поступили
  наличности излишнее списание денег
подотчетные наличные суммы   по кассе
наличный оборот несвоевременные отчеты
j нарушения норм по   подотчетных лиц
  регулированию наличного а акт инвентаризации
  оборота   кассы

При подготовке к занятию следует исполь­зовать следующие нормативные документы:

Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 19.02.2001 г. № 72; Инструкция об организации работы с наличным оборотом учреждениями банков Украины, утвержденная постановлением правления НБУ от 19.02.2001 г. №69;

 

ТЕМА 8. АУДИТ РАСЧЕТНО-КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ


3 Приказ Министерства статистики Украины "Об утверждении типовых

форм первичного учета кассовых операций" от 15.02.1996 г. № 51; 3 Приказ Президента Украины "О применении штрафных санкций за

нарушение норм по регулированию оборота денежной наличности" от

12.06.95 г. № 436/95 с изменениями и дополнениями; р Закон Украины "О применении регистраторов расчетных операций в

сфере торговли, общественного питания и услуг" от 06.07.95 г. М> 265/95-

ВР с изменениями и дополнениями;

□ Приказ ГНАУ "Об утверждении нормативно-правовых актов к Закону
Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере
торговли, общественного питания и услуг" от 01.12.2000 г. № 614;

□ Положение о форме и содержании расчетных документов от 01.12.2000 г.

№614; Q Порядок регистрации и ведения книг учета расчетных операций и

расчетных книжек от 01.12.2000 г. № 614; О Порядок предоставления отчетности, связанной с применением

регистраторов расчетных операций или использованием расчетных

книжек от 01.12.2000 г. № 614.

8.1. Общая методика проведения аудита

Аудиторская деятельность - понятие более широкое, чем понятие "аудит". Она включает в себя: организационное и методическое обес­печение аудита, практическое выполнение аудиторских проверок (ау­дит) и предоставление других аудиторских услуг. Аудиторские услу­ги могут предоставляться в форме аудиторских проверок (аудит) и связанных с ними экспертиз, консультаций по вопросам бухгалтер­ского учета, отчетности, налогообложения, анализа финансово-хозяй­ственной деятельности и других видов экономико-правового обеспе­чения предпринимательской деятельности физических и юридичес­ких лиц.

Для того, чтобы составить объективное мнение относительно ин­формации, которую он подтверждает, аудитор должен:

• получить обоснованную гарантию того, что информация в бух­
галтерской документации и других источниках данных о хозяй­
ствующем субъекте достоверная и достаточная;

• решить, правильно ли воспроизведена в учете и отчетности со­
ответствующая информация.

Для проведения результативных проверок аудитор должен:

• хорошо владеть теорией аудита;

• знать действующую на момент осуществления хозяйственных
операций нормативную базу;

• владеть методикой организации аудиторских проверок.

ТЕМА 8. АУДИТ РАСЧЕТНО-КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ 273


Формы и методы проверки аудитор устанавливает самостоятель­но, исходя из особенностей деятельности клиента и условий заклю­ченного договора на проведение аудита.

Определение методики

Метод аудита - это способ исследования действий и событий в системе хозяйствующего субъекта с целью подтверждения выданной им финансовой информации. В практике метод аудита характеризу­ется как совокупность приемов, с помощью которых оценивается со­стояние аудиторских объектов. Последовательность и порядок при­менения этих приемов (методов) с целью установления объективной истины относительно аудированой информации и доведение этой истины через аудиторское заключение пользователям финансовой отчетности и аудита называют методикой аудита.

Составной частью методики аудита являются аудиторские проце­дуры. Аудиторские процедуры - это соответствующий порядок и по­следовательность действий аудитора с целью получения необходи­мых аудиторских доказательств на конкретном участке аудита.

Аудиторская проверка формируется в соответствующей последо­вательности. Наиболее часто применяется подход от "общего к де­тальному (конкретному)". Каждый аудитор самостоятельно выбира­ет последовательность своей работы в зависимости от особенностей деятельности клиента и условий договора.

В аудиторской фирме желательно иметь апробированные методи­ки аудиторской проверки, что позволяет снизить к минимуму риск проверки, а также уменьшить срок ее проведения.

Нормативная база и ее использование в аудите

Аудитор в своей работе постоянно работает с разными норматив­ными актами. Нормативными актами называют письменные до­кументы, принятые уполномоченными органами государства, кото­рые устанавливают, вносят изменения или отменяют нормы права.

С целью правильного использования нормативных актовири про­ведении аудита аудиторы должны четко понимать компетенцию и положение органа, который выдал соответствующий нормативный акт в системе правотворческих органов государства, а также пони­мать характер самих актов и их действие в зависимости от террито­риального размещения клиента и времени осуществления действия или события, которое состоялось.

274 ТЕМА 8. АУДИТ РАСЧЕТНО-КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ


Аудитору важно знать, что нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической подчиненности, от которой зависит юридическая сила того или иного нормативного акта. Выдавать их имеют право строго установленные законом органы.

Таблица 8.1. Классификация нормативных актов по юридической силе

Распространение нормативных актов

в пределах страны

в пределах страны

В зависимости от направленного действия нормативные акты могут быть индивидуального влияния (приговор суда, приказ руководителя кли­ента относительно соответствующего работника и т.д.) и общего характе­ра. Аудитор должен больше внимания уделять нормативным актам, кото­рые носят общий характер, направлены на регулирование соответствую­щего общественного отношения и неоднократно применяются.

Совокупность нормативных актов составляет нормативную базу аудита. Нормативная база, которая используется для организации проверок, делится на внешнюю и внутреннюю.

Впеитяя нормативная база - соответствующие законы, постановле­ния, приказы, инструкции, положения, методические материалы по уче­ту и отчетности, по налогообложению. Национальные положения (стан­дарты) бухгалтерского учета и Национальные нормативы аудита.

Они необходимы аудитору, чтобы установить законность и досто­верность отображения хозяйственных операций, соответствие веде­ния учета и финансовой отчетности, проведения анализа, составле­ния заключения.

Внутренняя нормативная база - это учетная политика субъекта, раз­ные методические, инструктивные и распорядительные документы но организации финансово-хозяйственной деятельности на конкретном предприятии (приказы, распоряжения, должностные инструкции и т.н.). Они подлежат анализу и сопоставлению с действующей методологией.

ТЕМА 8. АУДИТ РАСЧЕТНО-КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ 275


Особенности учетной политики

С вступлением в силу Закона "О бухгалтерском учете и финансо­вой отчетности в Украине", введенного в действие с 01.01.2000 г., определены основы новой системы бухгалтерского учета Украины, ориентированной на международные стандарты. На этой основе ба­зируются:

> Национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета,
которые утверждаются Министерством финансов Украины, на
которое Законом № 996 возложены функции регулирования во­
просов методологии бухгалтерского учета и финансовой отчет­
ности.

> план счетов бухгалтерского учета и И нструкция по его примене­
нию, утвержденные приказом Министерства финансов Украи­
ны от 30.11.99 г. № 291, которые являются инструментами реа­
лизации принципов и методов бухгалтерского учета, отличных
от прежде действующих, которые учитывают Положения нацио­
нальных
стандартов;

> методические рекомендации по применению национальных стан­
дартов бухгалтерского учета, которые разрабатываются минис­
терствами, другими центральными органами исполнительной
власти в пределах их компетенции.

Новая система бухгалтерского учета дает бухгалтеру намного боль­ше свободы. Бухгалтер отвечает на три рлавные вопроса в процессе своей деятельности, а именно:

> когда хозяйственная операция должна считаться завершенной;

> какова стоимость выражения хозяйственной операции для отоб­
ражения ее в учете;

> как отобразить хозяйственную операцию в системе счетов бух­
галтерского учета.

Т.е., решая проблемы идентификации, оценки и классифика­ции, он довольно часто должен будет действовать самостоятель­но, полагаясь исключительно на свой профессионализм и компе­тенцию.

Однако, степень этой свободы несколько ограничена учетной по­литикой предприятия, т.е. совокупностью принципов, методов и про­цедур, которые используются предприятием для составления и пре­доставления финансовой отчетности (ст. 1 Закона № 996). Имен­но разработка учетной политики предприятия и должна быть одним из основных шагов на пути перехода на национальные стандарты


бухгалтерского учета. Поэтому аудитору следует внимательно отнес­тись ко всем вопросам, которые нашли свое отображение в приказе об учетной политике.

При этом необходимо руководствоваться основополагающими принципами, перечисленными в Законе № 996 и П(с)БУ 1, а среди них обратить особое внимание на такие.

1. Непрерывность деятельности. Это означает, что предприятие
не имеет намерений ликвидироваться или существенно сократить
свою деятельность, а собирается ее продолжать в обозримом буду­
щем. Такое допущение важно для того, чтобы правильно оценить
активы и обязательства предприятия - ведь в случае его ликвида­
ции такая оценка должна быть принципиально другой, нежели в
условиях обычной деятельности. Например, если некоторый актив
обычно оценивается по своей исторической себестоимости, то при
ликвидации предприятия оценку актива необходимо провести, ис­
ходя из его рыночной стоимости, поскольку пользователи финансо­
вой отчетности должны знать, что будет после распродажи имуще­
ства предприятия.

2. Последовательность. Это означает, что учетная политика пред­
приятия не должна изменяться от одного периода к другому, т.е. долж­
на оставаться постоянной. Принятая постоянность может быть за­
тронута только тогда, когда руководство предприятия пришло к
выводу, что изменения в учетной политике приведут к более правди­
вому в соответствующей ситуации отображению хозяйственных опе­
раций и других событий. Кроме того, могут произойти важные из­
менения в характере деятельности предприятия или поступит не
известная ранее информация, которая изменит обоснования выбран­
ных прежде положений учетной политики. В этом случае учетная
политика пересматривается. Другим мотивом к пересмотру учет­
ной политики может быть изменение требований национальных
стандартов.

3. Начисление и соответствие доходов и затрат. Это означает, что
при ведении бухгалтерского учета необходимо обращать внимание
на такое:

• доходы и затраты отображаются в учете в момент их возникно­вения (а не тогда, когда были получены или выплачены денеж­ные средства). Для украинских бухгалтеров этот принцип не новый, поскольку они руководствовались им и до введения на­циональных стандартов бухгалтерского учета соответственно Положению № 250;


 


276



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.144.40 (0.038 с.)