Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Аудиторские доказательства

Поиск

Недоброкачественные документы можно разделить на две груп­пы: недоброкачественные по форме и недоброкачественные по сути отображенных в них операций. К недоброкачественным документам по форме относятся недооформленные или неправильно оформлен­ные документы, но при условии, что они отображают действительно осуществленные хозяйственные операции в реальном виде и объеме. К недоброкачественным документам по сути отображенных в них опе­раций относятся документы, которые: содержат случайные ошибки; отображают незаконные операции; подделанные документы.

Документы, в которых помещаются, на первый взгляд, случайные ошибки, например, искаженное название предприятия или организа­ции, которым адресован документ, неправильно указаны инициалы получателя наличных денег или товарно-материальных ценностей, должны подлежать тщательной проверке, чтобы можно было убедить­ся, что эти ошибки допущены неумышленно, и за ними не кроются факты обмана.

Документы, которые отображают незаконные операции, не явля­ются фальсифицированными, но суть операции не отвечает стандар­там и правилам ведения бухгалтерского учета.

Подделанные документы делятся на две группы: документы, кото­рые содержат материальную подделку (например, платежная ведо­мость с подделанной распиской в получении по ней денег); документы с интеллектуальными подделками. Они правильно оформлены, но содержат заранее неправдивую информацию относительно характе­ра и объема операции (например, платежная ведомость с заранее за­вышенными итогами сумм).

Подделанные документы, которые содержат заранее неправдивую информацию, делятся на безтоварные и безденежные (полностью или частично). Безтоварными считаются такие документы, которыми оформлено движение (поступление и расходование) любых матери­альных ценностей, в то время как эти ценности похищены или оста­лись без движения. Аналогичными будут безденежные документы, которыми оформлены операции с денежными средствами (например, платежная ведомость, предоставленная с авансовым отчетом подот­четным лицом, на оплату денег частным лицам за выполненную ими работу, в то время как в действительности робота не выполнялась, Деньги не выплачивались, а были присвоены подотчетным лицом, которое и предоставило безденежный документ).

В практике встречаются частично безтоварные и частично безде­нежные документы. К первым могут быть отнесении лимитно-заборные

ТЕМА 6. АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА 227


I

карточки, акты-требования на замену (дополнительный отпуск) мате­риалов или накладная-требование на отпуск (внутреннее перемеще­ние) материалов, в которых рядом с действительно отпущенными ма­териалами значатся и такие, которые списываются по договоренности между кладовщиком и получателем (начальником цеха, прорабом, бри­гадиром) с целью их присвоения. Частично безденежным является, на­пример, расходный кассовый ордер на сумму, соответствующую дейст­вительным затратам, и сумму денег, похищенных из кассы.

Недоброкачественные документы только по форме или которые содержат случайные ошибки, практически не искажают достоверность финансовой информации. Но наличие таких документов свидетель­ствует о небрежности в работе отдельных ответственных лиц, а при определенных обстоятельствах они могут служить материальным доказательством должностных злоупотреблений (например, халат­ности), которые совершены должностными лицами.

Аудиторская практика показывает, что часто документы имеют неоговоренные исправления, перечеркивания, подчистки, нечеткие отпечатки печати, штампа, что позволяет отдельным лицам осуще­ствлять злоупотребления. Аудитор должен обращать внимание на такие документы.

6.4. Методика получения доказательств

На аудиторское мнение о достаточности и принадлежности ауди­торских доказательств влияют такие факторы, как: оценка аудито­ром характера и размера риска, присущих как на уровне финансовой отчетности, так и на уровне остатков на счете или классе операций; характер систем учета и внутреннего контроля и оценка рисков конт­роля; существенность вопросов, которые изучаются и рассматрива­ются; опыт, приобретенный на протяжении предыдущих аудиторских проверок; результаты аудиторских процедур, включительно с возмож­ными выявленными случаями мошенничества или ошибок; источник и надежность имеющейся информации.

При получении аудиторских доказательств nya^^n^oBjgiieHiHi'seCi. тоахисхем-кедкрадя аудитор должен рассмотреть достаточность и принадлежность аудиторских доказательств для обоснования оцен­ки размера риска несоответствия внутреннего контроля. V Аспектами систем учета и внутреннего контроля, относительно которых аудитор получает аудиторские доказательства, являются их структура и функционирование.

 

ТЕМА 6. АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА


Структура — системы учета и внутреннего контроля, разработан­ные таким образом, чтобы предупреждать, выявлять и исправлять существенные искажения.

Функционирование — системы существуют и эффективно функ­ционировали на протяжении определенного периода.

При проверке аудиторских доказательств на существенность ау­дитор должен оценить размер достаточности и принадлежности ау­диторских доказательств, полученных путем аудиторских процедур, вместе с любыми данными, полученными в результате тестов систем контроля, для обоснования показателей финансовой отчетности.

Показатели финансовой отчетности - это утверждения руковод­ства (ясно высказанные или наоборот), которые воплощены в финан­совой отчетности. Они могут быть разделены на такие категории:

♦ наличие: актив или пассив существует на конкретную дату;

♦ права и обязанности: актив или пассив принадлежит предприя­
тию на определенную дату;

♦ факт события: факт того, что была осуществлена операция или
событие, связанные с предприятием в конкретный период;

♦ полнота: не существует не отображенных в учете активов, пасси­
вов, существенных операций или событий или других нераскры­
тых позиций;

♦ оценка: оценка активов и пассивов выполненна правильно и они
отображены во всех существенных аспектах в учете за правиль­
ной стоимостью;

 

♦ измерение: операция или другое событие в полном объеме отоб­
ражены в учете, а поступления и расходы отображены в соответ­
ствующем периоде;

♦ представления и раскрытия: позиция финансовой отчетности рас­
крыта, классифицирована и описана с правилами ее подготовки.

Как правило, аудиторские доказательства получают относитель­но каждого существенного утверждения финансовой отчетности. Ау­диторские доказательства относительно одного какого-либо утверж­дения, например, наличия товарно-материальных запасов, не могут служить основанием для неполучения аудиторских доказательств относительно других утверждений, например, утверждений правиль­ности их оценки. Характер, срок проведения и объем процедур про­верки на существенность зависят от конкретных утверждений. В ре­зультате проведения тестов можно получить аудиторские доказатачь-ства относительно нескольких утверждений, например, информация о суммах дебиторской задолженности может быть источником ауди­торских доказательств относительно как их наличия, так и правиль­ности оценки.

ТЕМА 6. АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА 229


По многим объектам контроля аудитор должен установить их ре­альное состояние. Для этого используются следующие приемы: ин­вентаризация, контрольные замеры, экспертная оценка, обследова­ние на месте, контрольный запуск сырья и материалов в производст­во, проверка качества сырья и материалов и т.п.

Аудиторские доказательства получают путем фактического, доку­ментального и комбинированного контроля.

 

К приемам фактического контроля, результаты которого исполь­зуются в качестве аудиторских доказательств, относятся: * инвентаризация;

обмер выполненных работ; осмотр и обследование;

контрольный запуск сырья и материалов в производство (экспе­римент);

лабораторный анализ; объяснения и справки; письменный запрос. Основным обязательством аудитора, как известно, является полу­чение достаточно обоснованых аудиторских доказательств относи­тельно реальности статей баланса, которые характеризуют наличие материально-производственных запасов и состояние расчетов на про­веряемом предприятии. Для успешного решения такой задачи нужно проанализировать материалы проведенных инвентаризаций с точки зрения их законности и реальности, правильности отображения ре­зультатов инвентаризаций (недостач и излишков) в бухгалтерском учете. В процессе такой проверки аудитор должен решить для себя, можно ли принять в качестве достаточных доказательств материалы инвентаризаций, проведенных самым предприятием. В случае отри­цательного ответа, т.е. если аудитор не считает внутренние инвента­ризации достаточным доказательством реальности статей баланса, он должен приступить к непосредственному проведению инвентари­зации хозяйственных средств и расчетов. I / К началу инвентаризации аудитор должен:

♦ проверить рабочие документы внутренних контрольных служб
за прошлый год, обсудить с администрацией все существенные
изменения в.запаст»х, которые состоялись за год;

♦ обсудить с администрацией вопросы организации проведения
инвентаризации;

♦ ознакомиться с номенклатурой и объемами материально-про­
изводственных запасов;

*- установить дорогостоящие объекты и методы их учета;

230 ТЕМА 6. АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА


♦ изучить места хранения и оценить условия контроля за наличи-

ем ^анасЬтги документальной их регистрации; + проанализировать систему внутреннего контроля и учета с це­лью выявления потенциально слабых мест.

Инвентаризация - это проверка фактического наличия хозяйст­венных средств и их соответствия данным бухгалтерского учета.

Инвентаризация позволяет путем проверки имущества и денеж­ных средств (активов) оценить их фактическое состояние. Она под­тверждает данные бухгалтерского учета, выявляет неучтенные ценнос­ти или допущенные убытки, факты хищения, недостач. Поэтому с по­мощью инвентаризации контролируется сохранность имущества пред­приятия, проверяется полнота и достоверность учетных данных.

Инвентаризация как способ определения фактического наличия средств обеспечивает подтверждение достоверности учетных данных, т.е. их соответствие действительности, которое может быть нарушено по вышеизложенным причинам. Аудитор сравнивает фактические дан­ные по объектам контроля с соответствующими данными бухгалтерс­кого учета. В результате получает доказательства о реальности отобра­женных в отчетности активов и пассивов.

Для получения аудиторских доказательств, в зависимости от объ­екта аудита и условий исследования, применяют такие методы и при­емы документального и фактического контроля: экспертиза, наблю­дение, запрос и подтверждение, независимые тесты и тесты на соот­ветствие, инспекция, просчеты, аналитическая проверка и т.п.

Проверку правильности информации, отображенной в документах об объемах выполненной работы, выполняют путем контрольного замера.

Експертная оценка - применяется для подтверждения качества любых ценностей (сырья, материалов, основных средств и т.п.), а так­же для установления правильности составления проектно-сметной и другой технической документации. Для этой работы приглашают спе­циалиста соответствующей квалификации - эксперта. Заключение эксперта используется как аудиторское доказательство.

Инспекция - периодическая проверка аудитором на местах запи­сей, документов или материальных активов с целью установления фактического состояния (проверка своевременности оприходования готовой продукции и т.п.).

В процессе проверок применяются процедуры с использованием, в зависимости от целей, которые преследуются, независимых тестов и тестов на соответствие.

ТЕМА 6. АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА 231


Эксперимент - это такой метод изучения фактов действительнос­ти, при котором аудитор активно влияет на них путем создания спе­циальных условий, необходимых для выявления соответствующих объективных данных. Эксперимент является наиболее сложным и эф­фективным методом эмпирического познания. Он объединяет в себе наблюдение, сравнение, изменение.

Современную аудиторскую практику нельзя вообразить без экс­перимента. Аудиторы обращаются к эксперименту, если необходимо проверить соответствие нормативам фактического списания матери­альных средств, правильность тех или иных утверждений специали­стов, выпуска готовой продукции и др. Эксперимент может осуществ­ляться как с материальными ценностями (производственными запа­сами), так и с документами. Например, изучение реквизитов докумен­тов (печать, штамп, подпись, почерк и др.).

Научное применение метода эксперимента в аудите является од­ним из наиболее важных путей развития всей современной аудитор­ской практики.

Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от несу­ществующих свойств, признаков исследуемого документа (операции) и одновременного выделения (фиксирования) одной или нескольких сторон этого объекта. Предметом абстракции в аудите могут служить многочисленные хозяйственные операции, названия первичных до­кументов, регистров бухгалтерского учета и др.

Процесс абстрагирования имеет сложный многоступенчатый ха­рактер. В начале абстрагирования отмежевывается существенное от несущественного, выделяется наиболее важное в явлениях, которые интересуют аудитора. Далее устанавливается независимость иссле­дуемых явлений от определенных факторов. Например, если исправ­ленные даты на командировочном удостоверении не связаны с исполь­зованием транспорта, то можно абстрагироваться от этого факта, рас­сматривая его как несуществующий. Суть акта абстракции состоит в том, что проверяющий исключает несуществующий фактор, и заме­няет его другим. Например, в приведенном выше примере вместо изу­чения путевых листов аудитор изучает операции по оприходованию материальных ценностей, приобретенных во время командировки.

 

Независимые тесты предназначены для проверки операций и ос­татков, а также осуществления других процедур с целью получения информации о полноте, правильности и законности операций, кото­рые имеются в бухгалтерских записях и финансовой отчетности. Абсолютно все аудиторские тесты классифицируются соответствен­но процедуре их осуществления.

ТЕМА 6. АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА


Ротационные тесты являются процедурой, в соответствии с кото­рой объекты, которые подлежат аудиторской проверке, избираются аудитором поочередно, по принципу ротации. Выбор объекта, как правило, осуществляется наугад.

Глубинные тесты представляют собой определенную выборку опе­раций, которые проверяются на всех стадиях соответствующего учет­ного цикла.

Тесты слабых мест предназначены для проверки конкретного ас­пекта внутреннего контроля, где аудитор предусматривает ошибки. При установлении недостаточного внутреннего контроля базу про­верки расширяют.

Направленные тесты применяются с целью последовательного контроля за осуществляемыми операциями. Например, если аудитор желает убедиться, что выпуск готовой продукции показан достовер­но, то он должен последовательно проверить информацию по пер­вичным документам по оприходованию, отчетам материально-ответ­ственного лица, регистрам учета по соответствующим счетам.

Сквозные тесты - это ограниченная форма глубинного теста, ко­торая используется, например, для характеристики системы учета.

Что касается операций, оформленных подделанными документа­ми, связанных с фальсификацией бухгалтерских документов и мани­пуляций с учетными записями, аудитор должен проверить их по суще­ству, чтобы получить достаточные доказательства законности (или незаконности), достоверности (или недостоверности) таких операций. С этой целью аудиторы должны использовать приемы документаль­ного и фактического контроля, а также аналитические процедуры.

Основными приемами документального контроля являются:

> встречная проверка документов;

> взаимный контроль документов;

> хронологический анализ хозяйственных операций;

> сопоставление документов, которые отображают операции (фак­
ты), с документами, которые их обосновывают;

> сопоставление документов, которые отображают данные о том
объеме работ, который необходимо выполнить, и фактически
выполненный.

Документы могут проверяться сплошным или выборочным спо­собом. Для получения аудиторских доказательств аудитор исследует содержание хозяйственных операций, устанавливает их законность, Целесообразность и достоверность.

Законной является операция, содержание которой не противо­речит действующему законодательству и нормативным документам.

ТЕМА 6. АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА 233


Целесообразность операции устанавливается соответственно по­ставленной цели предприятия при условии соблюдения законности. Целесообразность (эффективность) операции определяется с помо­щью проверки соответствия ее показателям плана, прогрессивной норме, уровню идентичных показателей ведущих хозяйств или дру­гих показателей, которые характеризуют эффективность или объек­тивную необходимость ее выполнения. Аудитор должен знать, что операция по своему смыслу может быть законной, но не эффективной, равно как и нецелесообразная операция может быть законной.

Например, предприятие при спаде производства столярных изде­лий приобрело столярный станок тех же модификаций, которые есть в наличии и используются йена полную мощность. Операция целиком законная, но она нецелесообразна. Это дает основание аудитору сде­лать выводы относительно нецелесообразного использования средств.

Достоверность хозяйственных операций устанавливается путем формальной и арифметической проверки документов. При этом при­меняется прием встречной проверки документальных данных. Такие проверки позволяют установить случаи краж, приписок и т.п.

Одним из действующих приемов документального контроля явля­ется встречная проверка документов. Известно, что большинство доку­ментов составляется в двух и больше экземплярах. При осуществлении внутренних операций экземпляры документов передаются в различ­ные подразделения одного предприятия, а при внешних операциях - к разным организациям или предприятиям, с которыми проверяемое предприятие вступило в хозяйственные взаимоотношения. Сопостав­ление нескольких экземпляров одного и того же документа и записей по ним в учетных регистрах называется встречной проверкой.

Проводя встречную проверку документальных данных, аудитор изучает и сравнивает конкретную информацию, которая повторяется в разных документах и регистрах, и отображает взаимосвязанные операции. На­пример, выпуск продукции и начисление заработной платы рабочим за ее производство; выпуск продукции и списание материалов на ее выпуск.

Встречной проверкой документальных данных устанавливают факты мошенничества (обмана), которые вуалируются путем исправле­ния данных в отдельных документах, составления новых, подделанных документов и замены ими настоящих, оригинальных, а также путем не­правильного отображения на счетах бухгалтерского учета хозяйствен­ных операций или вообще неотображения их в бухгалтерском учете.

Как известно, каждая хозяйственная операция, оформленная доку­ментом, должна быть отображена в соответствующих регистрах по сче­там синтетического и аналитического учета. Поэтому при встречной

 

ТЕМА 6. АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА


проверке необходимо сравнить содержание документа, которым оформ­лена хозяйственная операция, с соответствующими записями в учет­ных регистрах, так как отдельные факты мошенничества могут быть скрыты путем составления неправильных или необоснованных доку­ментами записей в учетных регистрах. Наиболее часто встречаются следующие искажения записей в учетных регистрах:

♦ составление сторнировочных записей без документального обос­
нования и действительной необходимости;

♦ осуществление так называемого "одностороннего сторно". В этом
случае, красной записью в одном из учетных регистров сторни­
руют операцию, при осуществлении которой допущены злоупо­
требления, а потом записывают суммы по учетному регистру
другого бухгалтерского счета, где она скрывается.

При наличии сигналов о краже и недостаче, ие выявленных инвен­таризацией, аудитор может применить хронологическую проверку дви­жения ценностей по дням с определением остатков на конец дня. Это позволит обнаружить неоприходованные товарно-материальные цен­ности, оприходование которых не подтверждено документами; отпуск ценностей, не зафиксированных в документах и т.п.

Взаимный контроль документов - это сопоставление отдельных реквизитов, которые повторяются в ряде документов, отображающих взаимосвязанные операции. Например, чтобы проверить полноту опри­ходования готовой продукции, которая поступила из производства, не­обходимо провести взаимную сверку документов по оприходованию изго­товленной продукции с документами по начислению заработной платы, на ее отгрузку покупателям и на выполнение погрузочно-разгрузочных работ. Полноту и своевременность оприходования денег в кассу, получен­ных со счетов предприятия в банке, устанавливают путем взаимной свер­ки данных банковских выписок по счетам предприятия, корешков чеко­вых книжек, приходных кассовых ордеров и записей в кассовой книге.

Хронологический анализ хозяйственных операций - это провер­ка реальной возможности осуществления той или иной хозяйственной операции путем исследования хронологии записей в регистрах бухгал­терского учета и документах. Хронологический анализ хозяйственных операций применяют в случаях, когда есть информация о хищении то­варно-материальных ценностей, а проведенными инвентаризациями расхождений (недостач и излишков) не установлено. С помощью такой проверки, сопоставляя по датам поступление и отпуск материалов, можно установить факты отпуска материалов раньше, чем они посту­пили на склад, или в большем количестве, чем было в наличии на соот­ветствующую дату. Все это свидетельствует о том, что на складе есть неучтенные товарно-материальные ценности, то есть их излишек.

ТЕМА 6. АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА 235


Чтобы проверить правильность некоторых хозяйственных опера­ций, нужно сопоставить показатели документов, которые отобража­ют операции (осуществленные факты), с документами, которые их обосновывают. Например, чтобы проверить правильность начисле­ния и выплаты заработной платы по платежно-расчетным ведомос­тям, необходимо сопоставить указанные в них суммы и фамилии ра­ботников с данными табелей учета рабочего времени и документов по начислению заработной платы. Другим примером может служить сопоставление оплаченных предприятием счетов с договорами, при­ходными документами по товарно-материальным ценностям, кото­рые поступили, актами приемки работ.

Сопоставление документов, которые отображают данные про оп­лаченную и выполненную работу, применяется при проверке строи­тельных, ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ. Характер, объем, стоимость и прочие данные о работе, которую необходимо вы­полнить, указывают в договорах, сметах, ведомостях дефектов, тру­довых соглашениях. Их сравнивают с актами приемки выполненных работ и другими документами, которые подтверждают выполнение работ. Расхождения данных в указанных документах могут свидетель­ствовать о допущенных нарушениях финансовой дисциплины, фак­тах мошенничества, имевшие место, с целью незаконного списания материалов, завышения заработка работников.

Для получения доказательств широко применяются технико-эко­номические расчеты и нормативная проверка.

Технико-экономические расчеты применяются для получения доказательств о правильности рассчитанных показателей бизнес-плана, смет и т.п.

Нормативная проверка состоит в сравнении информации, отоб­раженной в документах, регистрах, отчетности с соответствующими нормами. При этом аудитор устанавливает отклонения и вносит пред­ложения по устранению отрицательных отклонений.

Используя всю систему приведенных методов и приемов, аудитор познает объективную истину относительно информации субъекта хо­зяйствования. Установив истину и подтвердив ее собранными дока­зательствами, аудитор делает достоянием гласности свое заключение (положительное, условно-положительное или отрицательное) для пользователей отчетной или любой другой, в зависимости от вида аудита, информации.

Заключение аудитора, составленное на основании доказанной объек­тивной истины относительно любого действия или события хозяйству­ющего субъекта, сведет к минимуму риск пользователей информации.

 

ТЕМА 6. АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА


Вопросы для самоподготовки

/, Дайте определение объективной истины. 2. Зависит ли объективная истина от сознания человека? J, Рассматривается ли вопрос объективной истины в нормативных до­кументах по аудиту?

4. В чем состоит познание объективной истины аудитором?

5. Что является источником познания объективной истины?
в. Охарактеризуйте информацию за степенью точности.

 

7. На какие возможные отклонения в учетных данных следует ориенти­
роваться аудитору?

8. При каких условиях истина считается установленной?

9. Дайте определение юридических доказательств и аудиторских дока­
зательств.

10. Как классифицируют доказательства в аудите?

11. Какие требования выдвигаются к доказательствам?

12. Как вы понимаете понятие "релевантные доказательства"?

13- Охарактеризуйте доказательства со стороны их достоверности.

14. Какие требования выдвигаются относительно достоверности дока­
зательств?

15. Какие факторы влияют на достоверность доказательств?

16. Дайте характеристику факторам, которые влияют на достоверность
доказательств?

17. Дайте характеристику доказательств со стороны степени их объек­
тивности.

18. Как влияет на степень убедительности доказательств достаточ­
ность и своевременность информации?

19. Как влияет объединенный эффект собранных доказательств на их
убедительность?

20. В каких документах наиболее часто выявляют подделки?

21. Какие реквизиты наиболее часто подделывают?

22. Дайте определение законной операции.

23. Какая операция считается целесообразной?

24. Как устанавливается достоверность хозяйственной операции?

25. В каком случае применяются хронологические проверки движения цен­
ностей?

26. Как используются с целью получения доказательств технико-эконо­
мические расчеты?

27. Как выполняется нормативная проверка?

28. В каких случаях используется инвентаризация для получения доказа­
тельств?

29. Когда применяется контрольный замер?

30. Что такое экспертная оценка, для чего она используется в аудите?

31. Как применяется эксперимент и абстрагирование при сборе ауди­
торских доказательств?

32. Дайте классификацию аудиторских тестов.

33. Как установленная аудитором объективная истина стает достоя­
нием гласности пользователей информации?

ТЕМА 6. АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА 237


Задания для практических занятий

Задание 6.1.

Рассмотрите приведенные ситуации и определите:

1. Источники информации.

2. Доказательства того или иною действия или события.

3. Охарактеризуйте эти доказательства относительно их достовер -
посты, убедительности и релевантности.

4. Охарактеризуйте методы, с помощью которых были получены
доказательства;

5. Определите, подтверждают полученные доказательства наруше­
ния или опровергают их?

6. Объясните, как полученные доказательства повлияли на мнение
аудитора относительно аудиторского заключения.

Ситуация 1. При аудите строительно-монтажного комбината (СМК) аудитором была установлена некорректная бухгалтерская проводка по Главной книге: Д 949 К 311 на сумму 5000 грн. В соответ­ствии с платежным поручением № 51 от 13.03.2000 г. СМК перечис­лил магазину № 15 деньги в сумме 5000 грн, в т.ч. НДС за охотничьи принадлежности.

В Книге регистрации доверенностей аудитор нашел запись, свиде­тельствовавшую о выдаче главному инженеру Логвинову Л. В. дове­ренности на получение от магазина № 15 охотничьих принадлежнос­тей на сумму 5000 грн.

Проверкой счетов по учету материальных ценностей, включая МБП и основные средства, оприходования охотничьих принадлеж­ностей не установлено. На эту сумму увеличены затраты предприя­тия.

Ситуация 2. ЗАО "Строитель-2", которое занимается строитель­ством жилых домов, расчеты с заказчиком осуществляются по комп­лексным расценкам, которые применялись проектной организацией при составлении проектно-сметной документации. Так, за настил 1 м2 пола из линолеума применена расценка 210 гривен. В эту расценку включены: стоимость цементной стяжки, укладки утеплителя и на­стила линолеума.

 

При проверке списания материалов на ЗАО "Строитель-2" уста­новлено, что цемент и утеплитель для настила пола не списывались,

ТЕМА 6. АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА


линолеум положен на железобетонные плиты. Линолеум списан по цене 78 грн. Всего за год ЗАО "Строитель-2" постелило 7000 м2

полов.

Ситуация 3. Аудитором при проверке установлено, что ООО "Стройтех", которое занимается устройством фундаментов, по согла­сованию с проектной организацией, которая разработала проектно-сметную документацию, и с согласия заказчика провело дополнитель­ное исследование свайного поля, и с помощью дополнительных ис­следований установило, что во многих местах, где в соответствии с проектом были предусмотрены сваи длиной 24 м, фактически можно забить сваи лишь длиной 14 м, так как дальше идет твердая порода.

По документам строительной организации списаны сваи длиной 14 м, а договорная цена осталась за сваи длиной 24 м, которые кроме того, что являются дорогими, требуют выполнения трудоемкой рабо­ты по свариванию стыков двух свай. Экономия от замены свай со­ставляет за год 250305 грн.

Строительная организация предоставила аудитору нормативный документ, который свидетельствует о том, что такая операция являет­ся законной, а экономия от действий строителей, направленных на усовершенствование проекта, сметной документации, пополняет при­быль их организации и используется по их усмотрению.

Задание 6.2.

Используя приведенную ситуацию, установите, имело ли место нарушение. Опишите дальнейшие действия аудитора с целью уста­новления доказательств нарушения или их опровержения. Какие кон­трольные процедуры следует выполнить для установления истины? Какой характер будет иметь заключение аудитора по этому вопросу?

Ситуация 1.

В ООО "Мастер" аудитором Прониним II. II. была осуществлена проверка деятельности предприятия за январь 2000 года. В Главной книге аудитором установлена проводка Д-т 949 К-т 311 на сумму 3000 грн. Запись сделана на основании платежного поручения (при­ведено ниже). Никаких других документов по этой хозяйственной опе­рации аудитору не предъявлено. Аудитор изучил записи в журнале регистрации доверенностей, выписка из него приведена ниже.

ТЕМА 6. АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА 239


 
 


Образец

ООО "Мастер" (предприятие, организация) Идентификационный код за ЕДРГЮУ

Типовая форма № М-3
Код за УКУД_____



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.52.94 (0.017 с.)