Прямые экономические методы государственного регулирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прямые экономические методы государственного регулирования



К прямым экономическим мерам государственного регулирования рыночной экономики относят:

- систему государственных заказов на покупку товаров и услуг;

- субсидирование и кредитование отдельных производств;

- субсидирование и стимулирование развития социальной, производственной и региональной инфраструктуры путем государственных программ;

- финансирование научных исследований и разработок;

- национализацию (огосударствление) или приватизацию (разгосударствление) предприятий и организаций.

- косвенное финансирование экспортного производства осуществляется через частные банки, которым правительства выделяют специальные дотации на снижение кредитных ставок экспортерам. Другим методом косвенного финансирования является возврат экспортерам пошлин, уплачиваемых при импорте сырья.

- снижение налогов с экспортеров осуществляется разными методами. Весьма распространено прямое снижение налогов с компаний в зависимости от доли экспорта в их производстве. Во многих странах предусматривается право компаний производить отчисления в резервные фонды развития экспортного производства с необлагаемой налогом части прибыли. Разновидностью таких привилегий является налоговый кредит, отсрочка от уплаты налога с экспортной выручки.

- кредитование экспорта - одна из самых распространенных форм его стимулирования. Различают внутреннее и внешнее кредитование. При внутреннем кредитовании государственные банки предоставляют компаниям на развитие экспортного производства среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (до 25-30 лет) кредиты в национальной и свободно конвертируемой валюте.

Правительственные гарантии, являющиеся существенной поддержкой в конкурентной борьбе, дают возможность коммерческим банкам предоставлять поставщикам льготные кредиты, т.к. государство берет на себя риск неполучения платежа.

- государственное страхование экспорта осуществляется по низким ставкам, обычно не превышающим 1 процент застрахованной части контракта, что дает возможность экспортерам получать в коммерческих банках льготные кредиты. В свою очередь, это позволяет значительно увеличить заинтересованность предприятий в продаже товаров на внешнем рынке.

Государственное страхование экспорта охватывает не только большую часть коммерческих рисков, но и многие виды политических рисков.

Косвенные меры экономического регулирования

Косвенное экономическое регулирование хозяйственной жизни в разных странах осуществляют посредством тарифно-налоговой, амортизационной и кредитно-денежной политики.

Тарифно-налоговое регулирование

Таможенный тариф на импорт

Наиболее распространенным видом ограничения торговли яв­ляется таможенная пошлина на импорт, представляющая собой го­сударственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства. При введении тарифа отечественная цена импортного товара поднима­ется выше мировой цены.

Существуют два основных вида таможенных пошлин: специфические и адвалорные. Специфические пошлины определяются в виде фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объема и т.д.). Внутренняя цена импортного товара (Цвн) после об­ложения специфическим тарифом будет равна:

 

Цвн = Ци + Сст,

 

где: Ци - цена, по которой товар импортируется (таможенная стоимость товара);

С т - ставка специфического тарифа.

Адвалорная пошлина устанавливается в виде процента от таможенной стоимости товара. При применении адвалорного тарифа внутренняя цена импортного товара составит:

 

Цвн = Ци (1 + Сат),

 

где Сат - ставка адвалорного тарифа.

Мы видим, что от введения таможенного тарифа в первую очередь страдают потребители, так как они вынуждены платить дороже за импортный товар.

В то же время введение таможенного тарифа на импорт отвечает интересам отечественных производителей товаров, конкурирующих с импор­том. С одной стороны, они могут расширить, продажи, так как импортные товары становятся дороже и потребители предъявляют растущий спрос на отечественную продукцию. С другой стороны, как уже было показано, подорожание импортных товаров позволя­ет отечественным производителям также повысить цены и полу­чить дополнительный выигрыш.

Однако отечественные производители выигрывают от повышения цен только на свою продукцию, в то время как потребители платят до­роже за весь приобретаемый продукт (и отечественный, и импорт­ный).

Фактический уровень таможенной защиты

Таможенный тариф, как было показано, приносит дополни­тельный выигрыш производителям продукции, конкурирующей с импортом, и, следовательно, защищает их интересы. Однако для того, чтобы объективно оценить уровень этой защиты, следует принять во внимание, что различные производства могут быть технологически взаимосвязаны. Это означает, что защищая тамо­женным тарифом одну отрасль, государство одновременно защи­щает и связанные с ней отрасли производства (например, исполь­зующие ее продукцию в качестве сырья, полуфабриката для даль­нейшей обработки и т. д.).

Наконец, важно отметить, что даже если отрасль защищена таможенным тарифом, фактическая степень защиты может ока­заться отрицательной, если ставка пошлины на компоненты мате­риальных затрат значительно превышает ставку пошлины на ко­нечную продукцию.

Таможенный тариф как доход государства

Кроме того, что таможенный тариф оказывает воздействие на интересы потребителей и производителей, он также является важ­ным источником дохода для государственного бюджета. Конечно, следует подчеркнуть, что таможенный тариф будет приносить доход госу­дарству лишь в том случае, если он не настолько высок, чтобы полностью перекрыть дорогу импортным товарам. Запретительный тариф дохода государству не принесет.

Говоря о доходах государства от введения таможенного та­рифа, необходимо иметь в виду, что одновременно государство будет нести и определенные расходы, связанные с разработкой са­мого тарифа, ведением необходимой документации, содержанием таможенной службы и т. д. Другими словами, доходы от тарифа частично будут «съедены» самой тарифной системой, следова­тельно, чистый эффект для государства будет меньше, чем ожида­лось.

Проведенный выше анализ показал, что от введения тамо­женного тарифа на импорт в выигрыше оказались производители и государственный бюджет, а в проигрыше - потребители. Это озна­чает, что введение таможенного тарифа на импорт приводит к пе­рераспределению доходов от потребителей в пользу государствен­ного бюджета и производителей в импортозамещающих отраслях.

Для целей регулирования притока в страну импортных товаров страны и поддержки национальных производителей аналогичных товаров государства часто используют импортные тарифные квоты. Политика применения тарифных квот осуществляется посредством использования переменных таможенных по­шлин, ставки которых зависят от объёма импорта товаров. При импорте в пределах определённых количеств он обла­гается по базовой, внутри квотной ставке тарифа, при пре­вышении определённого объёма импорт облагается по бо­лее высокой, сверх квотной ставке тарифа. Такая политика позволяет стране проводить гибкое регулирование притока импортных товаров. Причем тарифная квота обычно по своей эффективности сравнима с количественным ограничением.

Экспортный тариф

Иногда государство идет на огра­ничение экспорта. Введение таможенного тарифа на экспорт мо­жет быть целесообразным в том случае, когда цена на какой-либо продукт находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового путем выплаты соответ­ствующих субсидий производителям. В этом случае ограничение экспорта рассматривается государством как необходимая мера для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке и предотвращения избыточного экспорта субсидируемого продукта. Конечно, государство может быть заинтересовано в установлении экспортного тарифа и с точки зрения увеличения доходной части бюджета.

Экспортные тарифы используют в основном развивающиеся страны и страны переходной экономикой. Промышленно развитые страны используют их редко, а в США налогообложение экспорта вообще запрещено конституцией.

Каково воздействие экспортного таможенного тарифа на благосостояние? Экспортный тариф является как бы зеркальным отражением импортного тарифа с той лишь разницей, что здесь основные потери несут не потребители, а производители.

4.3.3. Таможенный тариф – понятие и типология

Таможенный тариф представляет собой систематизиро­ванный перечень товаров, подлежащих таможенному об­ложению при ввозе их на таможенную территорию данной страны или при вывозе из неё. При этом систематизация перечня товаров осуществляется по определённым признакам и против каждого из товаров указывается одна или не­сколько ставок таможенных пошлин.

Таможенным пошлинам присущи все элементы налоговых обязательств, однако, с использованием характерной для них терминологии. Одним из главных элементов таможенной пошлины является ставка, под которой понимается денежный размер пошлины с единицы обложения. Ставки таможенных пошлин приведены в таможенном тарифе.

При всех национальных различиях таможенные тарифы имеют ряд общих черт, характеризующих их экономическое значение и примене­ние.

Во-первых, существует обратно пропорциональная зависимость между уровнем развития экономики страны и уровнем таможенного обложения пошлинами импорта. Чем более развита экономика, тем, как правило, ни­же ставки тарифов. Это связано с тем, что конкурентоспособность про­дукции страны достаточно высока и нет необходимости, за редким исклю­чением, защищать внутренний рынок от аналогичной иностранной про­дукции высокими таможенными пошлинами.

Во-вторых, структура таможенного тарифа у основного большинства стран построена по принципу эскалации, т. е. увеличения пошлин по мере роста степени обработки товара. Сырье обычно ввозится без пошлин либо облагается минимальными ставками, на полуфабрикаты устанавливаются средние по уровню пошлины, а на готовые изделия — наиболее высокие.

В-третьих, таможенные тарифы обычно имеют не одну, а несколько колонок с различными ставками пошлин, предназначенных для взимания с одного и того же товара, но поступающего из разных стран. Чаще всего встречаются тарифы с двумя колонками пошлин: одна — с более низкими пошлинами, предназначенными для обложения товаров, ввозимых из стран, с которыми имеется договоренность о снижении таможенных тарифов, другая — со значительно более высокими пошлинами. В междуна­родной торговой практике существуют таможенные тарифы с тремя, че­тырьмя и большим числом колонок пошлин.

На практике различают два типа таможенных тарифов: простой и сложный.

Простой тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зависимости от страны происхождения товара. Данный тариф не предусматривает достаточной маневренности в таможенной политике, и поэтому он не соответствует современным условиям конкурентной борьбы на мировом рынке.

Сложный тариф предполагает определение по каждо­му товару двух и более ставок таможенных пошлин.

В рамках сложного тарифа выделяются: автономные, конвенционные и преференциальные ставки.

Автономные ставки являются наиболее высокими, вво­дятся на основе односторонних решений органов государ­ственной власти и применяются в отношении товаров, происходящих из стран, с которыми не заключены торго­вые договора и соглашения.

Конвенционные ставки имеют более низкую ставку та­рифа, чем автономные, которая определяется на базе двухстороннего или многостороннего соглашения, и при­меняются в отношении товаров из стран, заключивших торговые договора.

Преференциальные ставки предусматривают самые низкие ставки, которые устанавливаются в соответствии с многосторонними соглашениями и применяются для соз­дания замкнутых экономических группировок, режимов ассоциаций, а также в торговле с развивающимися страна­ми.

Сложный таможенный тариф наиболее часто использу­ется во внешнеторговой политике государств, так как по­зволяет оказывать давление на одни страны, облагая их товары более высокими пошлинами, или предоставлять льготы другим государствам, развивая более тесное эко­номическое сотрудничество.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.4 (0.013 с.)