Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра международной экономики и

Поиск

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУ ВПО ВГУ)

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИКИ И

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСИ

 

ЛЫЛОВ А. И.

 

Современный механизм и инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности

 

Учебное пособие

 

 

ВОРОНЕЖ

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУ ВПО ВГУ)

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

А.И. Лылов

 

Современный механизм и инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности

______________

Учебное пособие

 

 

Рекомендовано

Научно-методическим советом

факультета международных отношений

Воронежского государственного университета

в качестве учебного пособия для студентов,

Обучающихся по направлениям

«Мировая экономика», «Международные отношения» и

«Регионоведение»

 

Воронеж

УДК 339.54

 

Научный редактор – д.э.н., профессор, Беленов О. Н.

Ответственный редактор – к.п.н., доцент Шаталов О.В.

Рецензенты:

Зав. кафедрой экономической теории и мировой экономики Воронежской государственной технологической академии, д.э.н., профессор Воронин В. П.

Зав. кафедрой мировой экономики Воронежского государственного университета, д.э.н., профессор Гоголева Т.Н.

 

Лылов А.И.

Современный механизм и инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности: учеб. пособие / А.И. Лылов. – Воронеж. гос. ун-т. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2011. – 184 с.

 

 

Учебное пособие посвящено изучению современного механизма и инструментов регулирования внешнеэкономических связей. В нем рассмотрены международно-правовые основы регулирования внешнеэкономической сферы, современная система управления и регулирования внешнеэкономической деятельности России, а также основные направления внешнеэкономической политики нашей страны.

Издание подготовлено с учетом последних изменений по реформированию сферы регулирования ВЭД в связи с образованием Таможенного союза (Беларуси, Казахстана и России) в рамках ЕврАзЭС и принятием целого пакета Соглашений по реформированию всей системы национального управления и регулирования внешними экономическими связями.

Книга предназначена для студентов специальностей «Мировая экономика», «Менеджмент», «Маркетинг» и других экономических направлений, а также менеджеров и коммерческих работников, занятых в сфере международного бизнеса и внешнеэкономической деятельности.

 

 

Факультет международных отношений, 2011

Воронежский государственный университет, 2011
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …….………………………………………………………………….……7

 

Раздел I. ………………………………………………………………………………..9

 

Международно-правовые основы регулирования внешнеэкономической деятельности

 

Глава 1. Сущность и понятия международного права ………………..…………...9

1.1. Общие положения правового регулирования ВЭД ……………………………………..9

1.2. Понятийный аппарат международного права............................................................10

1.2.1. Сущность важнейших понятий международного права ……………………………………..10

1.2.2. Понятие и классификация норм международного права ……………………………………..11

1.3. Составляющие части международного права ……………............................................11

1.3.1. Сущность и понятия международного публичного и частного права………….….11

1.3.2. Сравнительная характеристика МПП и МЧП ………………………………………12

1.4. Краткая характеристика российского частного права…………………………….….13

1.5. Международное экономическое право……………………………………………………15

1.6. Источники международного права................................................................................16

1.6.1. Международные договоры ……………………………………………………………………….....16

1.6.2. Международно-правовой обычай ……………………………………………………………….…20

1.7. Принципы международного права………………………………………………………...20

1.7.1. Принципы международного права - общие положения ………………………………………….20

1.7.2. Основные принципы международного экономического права ………………………………….21

1.7.3. Специальные принципы (режимы) МЭП …………………………………………………………22

1.8. Унификация международного экономического права…………………………………24

Вопросы для самоконтроля………………………………………………………………………26

Глава 2. Правовые документы регулирующие межгосударственные экономические отношения…………………………………………………………….27

2.1. Основные правовые акты, регулирующие международные торговые сделки…………….27

2.1.1. Универсальные международные конвенции по торговому праву ……………………………..27

Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров -

общие положения …………………………………………………………………………………………...28

2.1.3. Гаагская конвенция 1986 года - общие положения ………………………………………….......30

Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА) -

общие положения …………………………………………………………………………………..……...31

2.1.5. Международные правила толкования торговых терминов "ИНКОТЕРМС"-

общие положения …………………………………………………………………………………………..31

2.1.6. ИНКОТЕРМС - 2010 ……………………………………………………………………………….33

Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………………...35

 

РАЗДЕЛ II………………………………………………………………………………..36

 

Управление внешнеэкономической деятельностью

В РОССИИ

 

Глава 3. Современная система управления ВЭД в России…..…………………...36

Организация управления внешнеэкономической деятельностью на государственном

(федеральном) уровне …………………………………………………………………………………….36

3.1.1. Наднациональные органы управления и регулирования ВЭД России в рамках

Таможенного союза ЕврАзЭС …………………………………………………………………..36

3.1.2. Федеральная система управления ВЭД - высшие органы государственной

власти ……………………………………………………………………………………………...40

3.1.3. Федеральные министерства и их функции в сфере регулирования ВЭД …………41

3.1.4. Федеральная таможенная служба России …………………………………………...44

3.1.5. Центральный БанкРоссии ……………………………………………………………....47

3.1.6. Торгово-промышленная палата России ……………………………………………….47

3.2. Механизм управления и регулирования ВЭД на уровне региона …………………50

3.2.1. Управление ВЭД в субъектах России – общие положения ………………………....50

3.2.2. Организационная система управления ВЭД на региональном уровне ………...53

3.2.3. Территориальные органы федерального уровня по регулированию ВЭД

в субъектах России……………………………………………………………………………….53

3.3. Организация управления внешнеэкономической деятельностью

на предприятии ………………………………………………………………………………..…56

3.3.1. Основные управленческие функции предприятия …………………………………..56

3.3.2 Принципы построения внешнеэкономических служб на предприятиях ………...57

Вопросы для самоконтроля ……………………………………………………………………61

 

Раздел III……………………………………………………………………………...62

 

современные инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности

 

Глава 4. Государственное регулирование внешнеэкономической

деятельности (международный опыт) …………………….……………………....62

4.1. Почему нужно регулировать внешнюю тоговлю ……………………………………..62

Современная политика регулирования международных экономических

отношений - общие положения …………. …………………………………………………………......62

4.1.2. Внешнеэкономическая политика государства и её составляющие …………………….….63

4.1.3. Причины государственного вмешательства во внешнюю торговлю …………………..….64

4.2 Современная международная практика регулирования внешнеторговых сделок ……......64

4.2.1. Государственное регулирование международной торговли - общие положения …….….....65

4.2.2. Способы государственного регулирования экономики ………………………………….…...65

4.2.3. Методы государственного регулирования экономики …………………………………….....67

4.3. Меры экономического воздействия на внешнюю торговлю ………………………………...67

4.3.1. Прямые экономические меры государственного регулирования …………………………....68

4.3.2. Косвенные меры экономического регулирования …………………………………………......69

4.3.3. Таможенный тариф - понятие и их типология ………………………………………….……71

4.3.4. Классификация товаров в таможенном тарифе …………………………………………....73

4.3.5. Правила формирования таможенной стоимости товара ……………………………...….73

4.3.6. Определение страны происхождения товара ……………………………………………......74

4.4. Административные методы регулирования экспортно-импортных операций ……….......74

4.4.1. Нетарифные методы регулирования международной торговли - общие положения ….....75

4.4.2. Количественные ограничения экспорта и импорта ……………………………………..….76

4.4.3. Лицензирование экспортно-импортных операций ……………………………………..…...77

4.4.4. Административные формальности регулирования внешней торговли ……………........78

4.4.5 Дополнительные пошлины ……………………………………………………………………..80

4.4.6. Требования о содержании местных компонентов ………………………………………......81

Вопросы для самоконтроля...............................................................................................83

 

Глава 5. Правовые основы регулирование ВЭД в Российской Федерации.....8 4

5.1. Государственное регулирование ВЭД в России…………………..……………….......84

5.1.1. Структура правового регулирования внешнеэкономической сферы России..………….….84

Международные акты как составляющая российской правовой системы

регулирования ВЭД ……………………………………………………………………………………...84

5.1.3. Региональные международные договоры в рамках ЕврАзЭС …………………………….....86

Международные обычаи, судебная практика и их применение в российском

регулировании ВЭД ………………………………………………………………………………….….96

5.2. Российское законодательство государственного регулирования ВЭД …………………….97

5.2.1. Общее законодательство Российской Федерации …………………………………………..97

5.2.2. Специальное законодательство России по регулированию ВЭД …………………………..98

5.2.3. Федеральный Закон №164 от 8 декабря 2003 года. …………………………………..………99

5.2.4. Федеральный Закон №311-ФЗ от 27 ноября 2010 года…………………………..………….102

5.3. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД в России ………………………………………..102

Современная правовая основа таможенно-тарифного регулирования ВЭД в России..102

5.3.2. Единый таможенный тариф Таможенного союза ЕврАзЭС …………………………….104

5.3.3. Ввозные и вывозные таможенные пошлины ……………………………………………….106

5.3.4. Тарифные преференции Таможенного союза ……………………………………………….108

5.3.5. Единая товарная номенклатура ВЭД Таможенного союза ………………………………109

5.3.6. Страна происхождения товара ……………………………………………………………...109

Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности в рамках

Таможенного союза……………………………………………………………...……………………110

Законодательная база технического регулирования торговли в Таможенном союзе..142

5.7.2. Общие положения технического регулирования в Таможенном союзе……….. ……...143

Введение

Преследуя определенные экономические, политические и гуманитарные цели, государства создают довольно сложный меха­низм общения с внешним миром, в котором сочетаются элемен­ты либеральной и протекционистской политики.

Общемировой тенденцией последних десятилетий является постепенная либерализация внешнеторговых связей с понижени­ем тарифных ставок и международной унификацией таможен­ных правил, процедур и режимов.

Известно, что либерализация мировых внешнеэкономических связей (ВЭС) уси­лилась на переломе 80-90-х годов в результате создания Всемирной торговой организации (ВТО). Что касается России, то либерализация внешнеэкономической сферы в эти годы была призвана нор­мализовать внутренний потребительский рынок, запустить рыноч­ные механизмы, ускорить структурные преобразования в хозяй­стве, преодолеть из-за высокой инфляции паралич внутренних экономических связей. Надо также иметь в виду, что либерализация внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в рамках реформы экономики России является необходимым, но не достаточным условием для интеграции в мировую экономику. При этом нахо­дясь вне правового поля международного сотрудничества, Россия подвергается и будет подвергаться разного рода торговым огра­ничениям и дискриминациям, что сопряжено с ощутимыми эко­номическими потерями. Велико влияние этих ограничений и на структурные особенности участия страны в международном раз­делении труда.

Подлинная интеграция предполагает подключение к международным соглаше­ниям и организациям, регулирующим внешнеэкономические отношения между членами мирового сообщества, правила и нормы взаимной либерализации торговли и экономики в целом. Открытие экономики России в начале 90-х годов означало резкое возрастание влияния внешних факторов на формирование и функционирование российского рынка. Однако отсталость существовавшей в тот период системы внешнеэкономической политики России с особой остротой проявилась с началом переговоров о присоединении нашей страны к ВТО. Проявившие­ся в ходе практической реализации новой внешнеэкономической политики проблемы потребовали кардинального изменения законодательной базы государственного регулирования ВЭС. В конце 1990-х — начале 2000-х годов был принят ряд законодательных актов, максимально сблизивших россий­скую систему регулирования внешнеэкономических отношений с правилами ГАТТ/ВТО, определивших приоритетные на­правления внешнеэкономической политики, меры защиты экономических интересов страны, в том числе и путем стимулирования производителей и экспортеров.

С установлением либераль­ного режима внешнеэкономической деятельности в России возникла пря­мая связь между функциями государства в мировой экономике и ее эффективного социально-экономического развития.

Практически во всех странах мира регулирование внешнеэкономической деятель­ности является прерогативой центральной власти, посколь­ку эта деятельность, будучи составной частью международных связей, относится к сфере внешнеэкономической политики, проводимой от лица государства. В настоящее время в Российской Федерации сложилась достаточно стройная система управления и регулирования внешнеэкономической деятельности, отвечающая требованиям международного права, нормам и правилам ВТО. Причем эта система постоянно совершенствуется, исходя из международных реалий. В формировании торгово-экономического курса страны в последние годы существенную роль играли следующие составляющие, в частности, стремление России присоединиться к ВТО, расширение сотрудничества с ЕС, СНГ и другими экономическими группировками. Особое место в реформировании системы управления и регулирования ВЭД сегодня отведено разработке единых норм и правил регулирования в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС (Беларуси, Казахстана и России).

Учебные задачи курса «Современный механизм и инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности» — изучить основные аспекты управления и регулирования внешнеэкономи­ческой деятельности в международной практике и нашей страны. На­учить студентов анализировать становление механизма регули­рования внешнеэкономической деятельности и действенность его инструментов на федеральном, региональном уровнях и в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС, уяснить влияние этого механизма на про­цесс «открытия» российской экономики.

 


Раздел I

 

Равенство субъектов

Принцип равенства всех субъектов (граждан, организаций, государств) перед законом означает равные потенциальные возможности в приобретении, осуществлении и защите гражданских прав. Такой подход закреплен в российском законодательстве ст. 124 п. 1 ГК РФ. В жизни, предоставленные законом, равные возможности реализуются неодинаково, что зависит от многих причин, но, прежде всего от имущественного положения субъекта (у кого больше средств, у того и больше возможностей).

Диспозитивность норм

Диспозитивные нормы – характерная черта гражданского и торгового права. Торговое право, в основном, построено на принципе диспозитивности.

Наличие «каучуковых» норм

«Каучуковые» нормы – это нормы неопределенного, эластичного содержания, включающие в себя формулировки, в которые может быть вложен различный смысл: «добрая совесть», «добрые нравы», «разумный срок», «заботливость обычного предпринимателя» и др. (ст. 10, 184, 314 ГК РФ). Содержание «каучуковых» норм определяется судом в каждом конкретном случае особо в зависимости от обстоятельств дела, поведения сторон и исходя из обычаев гражданского и торгового оборота. Это вносит некоторую неопределенность, неуверенность в отношениях между субъектами и предоставляет широкие правомочия суду. Однако, как показала практика и вся история развития и существования гражданского права, обойтись без таких норм невозможно.

Кроме того, торговому праву характерны и другие принципы как, например:

- получение прибыли как цель коммерческой (торговой) деятельности;

- государственный контроль (регулирование) за торговой деятельностью.

 

Международные договоры

Международный договормеждународное соглашение, заключенное субъектами международного права в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международный договор является основным источником международного права и важным инструментом осуществления внешней функции государств. На основе международных догово­ров учреждаются и функционируют межгосудар­ственные организации. Изменения, которые происходят в праве международных договоров, неизбежно затрагивают остальные отрасли международного права. В силу этого право между­народных договоров занимает особое место в системе международного права, являясь од­ной из ведущих ее отраслей. В настоящее вре­мя в мире насчитывается более 500 тысяч много­сторонних и двусторонних договоров.

В современном мире центр тяжести постепенно смещается в сторону многостороннего экономического сотрудничества, представляющего особый интерес в международно-правовом аспекте. Наибольшее значение в этом плане имеет подготовка и заключение многосторонних договоров и конвенций, которые в настоящее время разрабатываются обычно в рамках международных организаций или конференций. Именно многосторонние договоры служат основой МЭП и соответственно международного торгового права, регулирующих взаимоотношения государств в отдельных, специальных областях сотрудничества и их хозяйствующих субъектов.

Примерами многосторонних, универсального характера международных экономических договоров являются: Генеральное соглашение по тарифам и торговле; соглашения по сырьевым товарам, которые включают и условия образования особых международных организаций; многосторонние конвенции об условиях торговли, а также уставы международных экономических организаций и другие учредительные акты. Важнейшими условиями этих актов являются конвенционные, уставные нормы обязательного характера.

Наиболее наглядным примером конвенционного документа учредительного характера служит Устав ООН, в котором две главы – девятая «Международное экономическое и социальное сотрудничество» и десятая «Экономический и социальный совет» - посвящены преимущественно международным экономическим отношениям. Помимо Устава действует ряд других документов ООН организационно-процедурного свойства, все вместе составляющие «право ООН».

Несмотря на возрастающее значение многостороннего экономического сотрудничества, и, соответственно, многосторонних правовых актов в этой области, международное сотрудничество вообще и в экономической сфере, в частности, ведется сегодня все же в большей мере на двусторонней основе. Правовым оформлением таких отношений между государствами служат, соответственно, двусторонние межгосударственные (межправительственные, межведомственные) договоры.

Среди видов международных договоров, регулирующих двусторонние экономические отношения, следует отметить рамочные договоры общеполитического значения и, прежде всего, договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Наряду с основными политическими обязательствами сторон в них закрепляются обязательства, связанные с расширением экономического сотрудничества, содействием заключению коммерческих сделок и т.п.

Правовой базой для совокупности торгово-экономических отношений между государствами издавна служат так называемые торговые договоры (торговые соглашения). Главное в них - закрепление правовых принципов и определенного торгово-экономического режима во взаимных отношениях государств и их физических и юридических лиц. Материально-правовое содержание этих режимов и принципов охватывает обычно широкий круг разнообразных видов торгово-экономических отношений (торговля, производственное и научно-техническое сотрудничество, валютно-финансовые и налоговые вопросы, статус свободных экономических зон и т.п.), а иногда выходит за рамки чисто экономических отношений (консульские, юрисдикционные, социальные и т.п. вопросы). Но главный предмет – торговля в ее широком понимании, включая и так называемые невидимые статьи (транспорт, туризм, страхование и т.д.).

Долгосрочные межгосударственные соглашения о торгово-экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве определяют конкретные его области и формы: строительство и реконструкция промышленных объектов; производство и поставка оборудования и иных товаров; покупка и продажа патентов и лицензий; обмен научно-технической информацией; проведение совместных исследований; командирование специалистов для оказания технических услуг и обучения; промышленная кооперация; совместное предпринимательство и т.п. Для содействия и наблюдения за реализацией соглашений обычно создаются смешанные комиссии из представителей сторон.

Как правило, в развитие таких соглашений разрабатываются долгосрочные программы экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества. В программах содержатся перечни конкретных областей и объектов сотрудничества. Они носят рекомендательный характер для организаций и лиц договаривающихся сторон. Правительства обязуются поощрять участие организаций и лиц в осуществлении конкретных проектов.

Кроме долгосрочных, комплексных соглашений об экономическом сотрудничестве практикуется заключение особых, более узкого содержания соглашений о производственном сотрудничестве, включая специализацию и кооперацию производства, кооперационные поставки.

Особую категорию представляют собой соглашения об оказании технического содействия в строительстве промышленных объектов, включающие условия о взаимных поставках товаров, о содействии в проектировании, монтаже, наладке и пуске в эксплуатацию соответствующих объектов. Такие соглашения могут носить генеральный, рамочный характер или же быть привязаны лишь к конкретным, часто к крупномасштабным проектам. Обычными являются условия об оплате предоставляемого технического содействия поставками будущей продукции.

К соглашениям о техническом сотрудничестве примыкают соглашения о научно-техническом содействии, основывающихся на коммерческих условиях и включающих, в частности, передачу производственного опыта («ноу-хау»), прав использования (на основе лицензий) изобретений, обучение кадров и т.п.

Тесно связано не только с торговлей, но и другими видами экономического сотрудничества их валютно-платежное и финансовое обеспечение, для чего заключаются соглашения о международных валютных расчетах и кредитах. Обычной является практика объединения торговых и валютно-финансовых условий в единых соглашениях, именуемых либо соглашениями о товарообороте, либо о товарообороте и платежах. Но могут быть и специальные платежные соглашения, обуславливающие расчеты в определенных национальных свободно конвертируемых или неконвертируемых валютах.

Клиринговые соглашения предусматривают взаимный зачет поступлений и расходов во встречных торговых, экономических операциях, причем либо без погашения сальдо в валюте (погашение поставками товаров и услуг), либо с погашением на определенных условиях сальдо в свободно конвертируемой валюте. Клиринговые соглашения используются обычно государствами, применяющими неконвертируемую валюту.

Кредитные соглашения могут быть в чистом виде - выдача одним государством другому займа в денежной, товарной или смешанной форме со встречными обязательствами погашения займа.

Соглашения о товарообороте, иначе - о взаимных поставках товаров. В таких соглашениях стороны договариваются об определенных встречных контингентах (квотах) экспортных и импортных поставок товаров в физических или стоимостных показателях.

При этом в таких соглашениях принимаются обязательства либо твердо обеспечить соответствующие поставки и закупки в рамках контингентов, либо выдавать экспортные и импортные лицензии, если таковые применяются, а также содействовать и не препятствовать поставкам и закупкам контингентируемых товаров. Обычно такие соглашения по логике вещей включают в себя клиринговые условия расчетов или же сопрягаются с соответствующими платежно-клиринговыми соглашениями.

В начале 90-х годов в договорную практику России и других стран СНГ вошли двусторонние соглашения нового типа о свободной торговле. В них предусматривается: взаимная отмена таможенных пошлин, налогов и сборов, а также взимание внутренних налогов и сборов в размерах не выше, чем применяемые для третьих стран; обязательства о воздержании от реэкспорта; от установления, кроме особых случаев, количественных ограничений; о свободе транзита; об исключении из взаимных торговых отношений недобросовестной деловой практики и т.п.

Широко распространены двусторонние соглашения: об устранении двойного налогообложения; о взаимном обеспечении благоприятных условий для инвестиционной деятельности; об общих условиях поставок товаров; по таможенным, транспортным, транзитным вопросам; об охране промышленной собственности и т.д.

1.6.2. Международно-пра­вовой обычай

Международный (международно-пра­вовой) обычай форма воплощения норм международного права, возникающих стихийно в практике межгосударственного общения, ко­торая не является письменной. Международ­ный обычай — термин, который используется как для обозначения одного из основных источ­ников международного права, так и для обозна­чения самих норм международного права, воз­никающих не в результате целенаправленного правотворческого процесса и существующих не в письменной форме.

В качестве вспомогательных источников международного права рассматриваются докумен­ты, принимаемые органами международных организаций (это резолюции, декларации и др.), судебные решения, мнения наиболее видных специалистов в области международного права (доктрина). К судебным решениям, которые яв­ляются вспомогательными источниками, отно­сятся решения Международного суда ООН, дру­гих международных судебных и арбитражных органов.

Принципы международных коммерческих договоров» (Принципы УНИДРУА) 1994 года.

Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 года.(СНГ).

10. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года (с изменениями от 25.01.2006г. и от 6.10.2007г.)

Одним из обязательных международных актов в области внешней торговли является упоминавшаяся выше Венская конвенция. На основе этого документа осуществляется примерно 2/з всех международных торговых операций. Хотя в этой Конвенции отдается предпочтение диспозитивным нормам, ее положения обязательны для толкования условий внешнеторговых сделок, заключаемых российскими участниками ВЭД.

Необходимо учитывать положения целого ряда других международных конвенций и соглашений, например, Конвенции ООН о представительстве в международной купле-продаже товаров 1983 года, Оттавской конвенции УНИДРУА о международном фи­нансовом лизинге 1988 года, Парижской конвенции по охране про­мышленной собственности1883 года (изменена в 1979 г.), Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведе­ний 1979 года, Женевского договора о законах по товарным знакам 1994 года, Договора ВОИС по авторскому праву 1996 года и других.

Весомый вклад в разработку многих рекомендаций для осуществления международных торговых операций внесла Европейская экономическая комиссия (ЕЭК ООН). Под ее эгидой с середины XX века активно велась работа по международной унификации внешнеторговых документов. Была разработана исход­ная схема бланка унифицированного внешнеторгового документа, рекомендации по его применению и десятки вариантов стандартных (типовых) условий контрактов и общих условий продажи по многим товарам.

ЕЭК разработала еще Руководства по международным догово­рам о встречной торговле, составлению международных контрак­тов на крупные промышленные объекты, промышленное коопери­рование, услуги по эксплуатации и ремонту промышленных и иных предприятий, инженерно-консультационные услуги, переда­чу ноу-хау в области машиностроения, правила международного коммерческого арбитража и др.

Широкое применение в практике находят документы, разработанные Международной торговой палатой. Это - международные правила по толкованию торговых терминов «Инкотермс», Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов и Унифицированные правила по инкассо.

Наибольшее значение для коммерсантов, занимающихся вопросами внешней торговли, имеют: Конвенция ООН 1980г., Гаагская конвенция 1986г., «Принципы международных коммерческих договоров» (Принципы УНИДРУА) и Международные правила «Инкотермс». Поскольку в будущем в специальных курсах мы эти документы будем изучать достаточно подробно, то сейчас познакомимся лишь с их основными положениями.

2.1.2. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года – общие положения

Данная конвенциябыла принята в 1980 году в Вене (Венская конвенция). Этот документ вносит существенные изменения в правовое регулирование одного из наиболее распространенных в современной торговле видов сделок – договора купли-продажи (внешнеторговой поставки).

Главная цель Венской конвенции – унификация правового режима международных сделок купли-продажи.

Решающее преимущество применения Конвенции в том, что в значительной мере стираются различия в правовом регулировании сделок купли-продажи в праве стран ее участниц. Это облегчает как заключение, так и исполнение договоров, поскольку содержание прав и обязанностей сторон определяются единообразно, вне зависимости от того, право какой страны - продавца или покупателя - подлежит применению.

Хотя многие положения Венской конвенции носят компромиссный, с точки зрения использования юридико-технических принципов, свойственных различным правовым системам, она представляет собой достаточно сбалансированное урегулирование, отражающее главные тенденции развития международного экономического оборота.

Особенности Венской конвенции:

- содержит нормы единообразного регулирования заключения и исполнения договоров международной купли-продажи то­варов и позволяет устранить расхождения в национальных законодательствах;

- способствует ускорению, облегчению и удешевлению коммер­ческих переговоров, поскольку исчезает необходимость в изуче­нии иностранного законодательства и практики его применения;

- создает предпосылки для однозначного понимания сторонами контракта их взаимных прав и обязанностей;

- содействует устранению возможности навязывания односторонних выгодных условий, что имеет существенное значение при ликвидации дискриминационных отношений в международной торговле;

- определяет основные обязательства продавца и покупателя по внешнеторговому контракту;

- устанавливает перечень объектов договора купли-продажи, на которые не распространяется ее действие.

Конвенция состоит из четырех частей, включающих 101 статью:

Часть 1. Сфера применения и общие положения.

Часть 2. Заключение договора.

Часть 3. Купля-продажа товара.

Часть 4. Заключительные положения.

Комментируя важнейшие положения Конвенции, то следует отметить следующее:

Венская конвенция применяется только в отношении международных договоров купли-продажи. Свой международный характер указанная сделка приобретает согласно Конвенции в случае, если коммерческие предприятия сторон договора находятся на территории различных государств-участников Конвенции (ст.1, п.а, абз.1). Конвенция может также применяться в случае, если к отношениям из договора международной купли-продажи в соответствии с нормами международного частного права применяется право хотя бы одной стран, участвующей в Конвенции (ст.1, п.б, абз.1).

Конвенция не применяется к договорам купли-продажи с участием потребителей, приобретающих товар для личных нужд, а также продажи с аукциона, в порядке исполнительного производства. Конвенция не распространяется на продажу ценных бумаг, например, акций; судов водного и воздушного транспорта; судов на воздушной подушке; электроэнергии.

Применение Конвенции всецело



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.140.152 (0.016 с.)