Свобода (автономия) договора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свобода (автономия) договора



Автономия (свобода) договора означает:

- свободу субъектов по своему усмотрению заключать договор;

- путем свободного соглашения определять содержание договора;

- обязательность исполнения договора.

Распоряжение собственника своим имуществом осуществляется, как правило, путем заключения договора.

Диспозитивность норм

Диспозитивные нормы – характерная черта гражданского и торгового права. Торговое право, в основном, построено на принципе диспозитивности.

Наличие «каучуковых» норм

«Каучуковые» нормы – это нормы неопределенного, эластичного содержания, включающие в себя формулировки, в которые может быть вложен различный смысл: «добрая совесть», «добрые нравы», «разумный срок», «заботливость обычного предпринимателя» и др. (ст. 10, 184, 314 ГК РФ). Содержание «каучуковых» норм определяется судом в каждом конкретном случае особо в зависимости от обстоятельств дела, поведения сторон и исходя из обычаев гражданского и торгового оборота. Это вносит некоторую неопределенность, неуверенность в отношениях между субъектами и предоставляет широкие правомочия суду. Однако, как показала практика и вся история развития и существования гражданского права, обойтись без таких норм невозможно.

Кроме того, торговому праву характерны и другие принципы как, например:

- получение прибыли как цель коммерческой (торговой) деятельности;

- государственный контроль (регулирование) за торговой деятельностью.

 

Международное экономическое право

Важнейшее значение для развития межгосударственных экономических отношений имеет отрасль международного публичного права - международное экономическое право (МЭП).

Под международным экономическим (хозяйственным) правом следует понимать отрасль международного публичного права, которая представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права в области международных экономических отношений, в то время как публичное право - определяет организацию государства, регулирует отношения государства и его органов с частными лицами.

К 70-м годам XX столетия международное экономическое право прочно утверждается как самостоятельная отрасль международного публичного права.

В свою очередь международное экономическое право состоит из следующих подотраслей:

1) международного торгового права;

2) международного транспортного права;

3) международного таможенного права;

4) международного промышленного права;

5) международного финансового права;

6) международного инвестиционного права;

7) международного трудового права;

8) права международной экономической помощи.

Таким образом, международно-правовые реалии в сфере межгосударственных экономических отношений на макро уровне определяет отрасль международного публичного права - международное экономическое право (МЭП), которое есть ни что иное, как юридическое воплощение внешнеэкономической политики отдельных государств-партнеров, а также многосторонне согласованных общих интересов мирового сообщества, а на уровне предприятий и отдельно предпринимателей (микро уровне) его подотрасль - международное торговое право.

Характерно для МЭП и международного торгового права обилие рекомендательных норм, источник которых - решения международных организаций и конференций. Правовая особенность рекомендательных норм и их обязательной силы в том, что такие нормы - не императивы, выполнение их не может осуществляться принудительно. В то же время, они не только “рекомендуют”, но и сообщают правомерность, в частности, таким действиям, которые были бы неправомерны при отсутствии рекомендательной нормы.

Источники международного права

Источникисовокупность объективно су­ществующих условий (обстоятельств), порож­дающих право. В них закрепляются правила поведения.

Источники международного права принято делить на основные и вспомогательные.

К основным относят многосторонние и двусторонние договоры, а также международно-правовые обычаи.

Международные договоры

Международный договормеждународное соглашение, заключенное субъектами международного права в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международный договор является основным источником международного права и важным инструментом осуществления внешней функции государств. На основе международных догово­ров учреждаются и функционируют межгосудар­ственные организации. Изменения, которые происходят в праве международных договоров, неизбежно затрагивают остальные отрасли международного права. В силу этого право между­народных договоров занимает особое место в системе международного права, являясь од­ной из ведущих ее отраслей. В настоящее вре­мя в мире насчитывается более 500 тысяч много­сторонних и двусторонних договоров.

В современном мире центр тяжести постепенно смещается в сторону многостороннего экономического сотрудничества, представляющего особый интерес в международно-правовом аспекте. Наибольшее значение в этом плане имеет подготовка и заключение многосторонних договоров и конвенций, которые в настоящее время разрабатываются обычно в рамках международных организаций или конференций. Именно многосторонние договоры служат основой МЭП и соответственно международного торгового права, регулирующих взаимоотношения государств в отдельных, специальных областях сотрудничества и их хозяйствующих субъектов.

Примерами многосторонних, универсального характера международных экономических договоров являются: Генеральное соглашение по тарифам и торговле; соглашения по сырьевым товарам, которые включают и условия образования особых международных организаций; многосторонние конвенции об условиях торговли, а также уставы международных экономических организаций и другие учредительные акты. Важнейшими условиями этих актов являются конвенционные, уставные нормы обязательного характера.

Наиболее наглядным примером конвенционного документа учредительного характера служит Устав ООН, в котором две главы – девятая «Международное экономическое и социальное сотрудничество» и десятая «Экономический и социальный совет» - посвящены преимущественно международным экономическим отношениям. Помимо Устава действует ряд других документов ООН организационно-процедурного свойства, все вместе составляющие «право ООН».

Несмотря на возрастающее значение многостороннего экономического сотрудничества, и, соответственно, многосторонних правовых актов в этой области, международное сотрудничество вообще и в экономической сфере, в частности, ведется сегодня все же в большей мере на двусторонней основе. Правовым оформлением таких отношений между государствами служат, соответственно, двусторонние межгосударственные (межправительственные, межведомственные) договоры.

Среди видов международных договоров, регулирующих двусторонние экономические отношения, следует отметить рамочные договоры общеполитического значения и, прежде всего, договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Наряду с основными политическими обязательствами сторон в них закрепляются обязательства, связанные с расширением экономического сотрудничества, содействием заключению коммерческих сделок и т.п.

Правовой базой для совокупности торгово-экономических отношений между государствами издавна служат так называемые торговые договоры (торговые соглашения). Главное в них - закрепление правовых принципов и определенного торгово-экономического режима во взаимных отношениях государств и их физических и юридических лиц. Материально-правовое содержание этих режимов и принципов охватывает обычно широкий круг разнообразных видов торгово-экономических отношений (торговля, производственное и научно-техническое сотрудничество, валютно-финансовые и налоговые вопросы, статус свободных экономических зон и т.п.), а иногда выходит за рамки чисто экономических отношений (консульские, юрисдикционные, социальные и т.п. вопросы). Но главный предмет – торговля в ее широком понимании, включая и так называемые невидимые статьи (транспорт, туризм, страхование и т.д.).

Долгосрочные межгосударственные соглашения о торгово-экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве определяют конкретные его области и формы: строительство и реконструкция промышленных объектов; производство и поставка оборудования и иных товаров; покупка и продажа патентов и лицензий; обмен научно-технической информацией; проведение совместных исследований; командирование специалистов для оказания технических услуг и обучения; промышленная кооперация; совместное предпринимательство и т.п. Для содействия и наблюдения за реализацией соглашений обычно создаются смешанные комиссии из представителей сторон.

Как правило, в развитие таких соглашений разрабатываются долгосрочные программы экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества. В программах содержатся перечни конкретных областей и объектов сотрудничества. Они носят рекомендательный характер для организаций и лиц договаривающихся сторон. Правительства обязуются поощрять участие организаций и лиц в осуществлении конкретных проектов.

Кроме долгосрочных, комплексных соглашений об экономическом сотрудничестве практикуется заключение особых, более узкого содержания соглашений о производственном сотрудничестве, включая специализацию и кооперацию производства, кооперационные поставки.

Особую категорию представляют собой соглашения об оказании технического содействия в строительстве промышленных объектов, включающие условия о взаимных поставках товаров, о содействии в проектировании, монтаже, наладке и пуске в эксплуатацию соответствующих объектов. Такие соглашения могут носить генеральный, рамочный характер или же быть привязаны лишь к конкретным, часто к крупномасштабным проектам. Обычными являются условия об оплате предоставляемого технического содействия поставками будущей продукции.

К соглашениям о техническом сотрудничестве примыкают соглашения о научно-техническом содействии, основывающихся на коммерческих условиях и включающих, в частности, передачу производственного опыта («ноу-хау»), прав использования (на основе лицензий) изобретений, обучение кадров и т.п.

Тесно связано не только с торговлей, но и другими видами экономического сотрудничества их валютно-платежное и финансовое обеспечение, для чего заключаются соглашения о международных валютных расчетах и кредитах. Обычной является практика объединения торговых и валютно-финансовых условий в единых соглашениях, именуемых либо соглашениями о товарообороте, либо о товарообороте и платежах. Но могут быть и специальные платежные соглашения, обуславливающие расчеты в определенных национальных свободно конвертируемых или неконвертируемых валютах.

Клиринговые соглашения предусматривают взаимный зачет поступлений и расходов во встречных торговых, экономических операциях, причем либо без погашения сальдо в валюте (погашение поставками товаров и услуг), либо с погашением на определенных условиях сальдо в свободно конвертируемой валюте. Клиринговые соглашения используются обычно государствами, применяющими неконвертируемую валюту.

Кредитные соглашения могут быть в чистом виде - выдача одним государством другому займа в денежной, товарной или смешанной форме со встречными обязательствами погашения займа.

Соглашения о товарообороте, иначе - о взаимных поставках товаров. В таких соглашениях стороны договариваются об определенных встречных контингентах (квотах) экспортных и импортных поставок товаров в физических или стоимостных показателях.

При этом в таких соглашениях принимаются обязательства либо твердо обеспечить соответствующие поставки и закупки в рамках контингентов, либо выдавать экспортные и импортные лицензии, если таковые применяются, а также содействовать и не препятствовать поставкам и закупкам контингентируемых товаров. Обычно такие соглашения по логике вещей включают в себя клиринговые условия расчетов или же сопрягаются с соответствующими платежно-клиринговыми соглашениями.

В начале 90-х годов в договорную практику России и других стран СНГ вошли двусторонние соглашения нового типа о свободной торговле. В них предусматривается: взаимная отмена таможенных пошлин, налогов и сборов, а также взимание внутренних налогов и сборов в размерах не выше, чем применяемые для третьих стран; обязательства о воздержании от реэкспорта; от установления, кроме особых случаев, количественных ограничений; о свободе транзита; об исключении из взаимных торговых отношений недобросовестной деловой практики и т.п.

Широко распространены двусторонние соглашения: об устранении двойного налогообложения; о взаимном обеспечении благоприятных условий для инвестиционной деятельности; об общих условиях поставок товаров; по таможенным, транспортным, транзитным вопросам; об охране промышленной собственности и т.д.

1.6.2. Международно-пра­вовой обычай

Международный (международно-пра­вовой) обычай форма воплощения норм международного права, возникающих стихийно в практике межгосударственного общения, ко­торая не является письменной. Международ­ный обычай — термин, который используется как для обозначения одного из основных источ­ников международного права, так и для обозна­чения самих норм международного права, воз­никающих не в результате целенаправленного правотворческого процесса и существующих не в письменной форме.

В качестве вспомогательных источников международного права рассматриваются докумен­ты, принимаемые органами международных организаций (это резолюции, декларации и др.), судебные решения, мнения наиболее видных специалистов в области международного права (доктрина). К судебным решениям, которые яв­ляются вспомогательными источниками, отно­сятся решения Международного суда ООН, дру­гих международных судебных и арбитражных органов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.203.143 (0.013 с.)