Унификация международного экономического права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Унификация международного экономического права



Без широко понимаемой унификации (сближении, гармонизации) правовых решений, появляющихся в международном торговом обороте, трудно себе представить дальнейшее развитие и углубление международных экономических отношений, и в особенности - внедрение новых форм сотрудничества между предприятиями, имеющими свое местонахождение в государствах с различными внутренними правовыми системами. Это касается как проблематики международных договоров купли-продажи, так и наиболее сложных форм участия в международном разделении труда, которое является результатом все более острой конкуренции на мировых рынках и требует унификации правовых институтов, принципиальных для развития международного торгового оборота.

Урегулирование проблем международных отношений вообще и экономических в частности на глобальном уровне осуществляется в рамках ООН, ее Генеральной Ассамблеей, обладающей универсальной руководящей компетенцией, а также Экономическим и Социальным Советом (ЭКОСОС) - одним из главных органов ООН.

ЭКОСОС обладает многообразными функциями координации экономической и социальной деятельности специализированных учреждений ООН и ее многочисленных органов, в частности, по проблемам экономического развития, мировой торговли, индустриализации, освоения природных ресурсов и т.д. ЭКОСОС включает в себя 50 государств, его состав периодически обновляется, решения принимаются простым большинством голосов.

Под углом зрения международного экономического права надо отметить такие основополагающие документы, принятые Генеральной ассамблеей ООН в 1974 году, как Хартия экономических прав и обязанностей государств; Декларация о Новом международном экономическом порядке и Программа действий по установлению Нового международного экономического порядка (НМЭП); резолюция Генеральной ассамблеи 1979 года «Объединение и прогрессивное развитие принципов и норм международного права, касающихся правовых аспектов нового международного экономического порядка». В этих документах провозглашаются не дискриминационные, взаимовыгодные основы экономического сотрудничества, особенно это, касается развивающихся стран.

Важными для международного права документами Генассамблеи ООН являются такжеРезолюции «О мерах укрепления доверия в международных экономических отношениях» (1984г.) и «О международной экономической безопасности» (1985г.). Под которыми следует понимать соблюдение государствами норм общего международного права и МЭП, как для обеспечения правомерности международных экономических отношений, так и международной безопасности в широком понимании.

Особую форму нормотворчества представляют собой так называемые «кодексы», «правила поведения», принимаемые в виде резолюций ООН. Например, «Комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой», принятой Генассамлеей ООН в 1980 году, Кодекс поведения в области технологии и Кодекс поведения для транснациональных корпораций, разработанные в ЮНКТАД. Как и иные резолюции ООН и ее органов, такие международные акты обладают не более чем рекомендательной правовой силой.

Международные, в том числе экономические, организации не только разрабатывают проекты многосторонних договоров и конвенций по вопросам сотрудничества. Правовое значение имеют также решения (рекомендации, постановления) международных организаций, принимаемые ими в рамках уставной компетенции и от своего имени по существу сотрудничества. Немалое число рекомендаций по вопросам экономического сотрудничества принимается органами ООН и учреждениями, входящими в ООН (Конференция ООН по торговле и развитию – ЮНКТАД, Организация ООН по промышленному развитию – ЮНИДО и др.).

Например, основная цель ЮНКТАД – содействие международной торговле, особенно для ускорения экономического роста развивающихся стран, в частности в области торговли сырьевыми, промышленными товарами и «невидимыми статьями» торговли (в том числе транспорт, передача технологии, туризм и т.п.), а также в области финансирования, связанного с торговлей. Особое внимание уделяется торгово-экономическому сотрудничеству с развивающимися странами и между ними, в частности, проблемам торговых преференций и иных льгот для них.

Решения перечисленных выше учреждений и их органов не обладают императивностью, но имеют рекомендательную силу, о которой говорилось выше.

Решения межгосударственных экономических конференций особенно основные, оформленные в виде заключительных актов конференций, рассматриваются в теории как особая разновидность многосторонних договоров и, соответственно, могут обладать рекомендательной или императивной правовой силой. Среди документов международных конференций, имеющих существенное значение для формирования международного экономического права, особо важными являются: содержащиеся в заключительном акте Женевской конференции ООН по торговле и развитию 1964 года «Принципы, определяющие международные торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию»; раздел «Сотрудничество в области экономики, науки и техники и окружающей среды» (так называемая «вторая корзина») Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанного в 1975 году в Хельсинки, а также раздел «Экономическое сотрудничество» в «Парижской хартии для новой Европы», принятой на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1990 году.

Важное значение для развития международной торговли имеют отраслевые международные учреждения как в системе ООН, так и вне ее. Так, Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) - вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН, была создана в 1966 году в целях содействия прогрессивной гармонизации и унификации права международной торговли путем, в частности, подготовки конвенций и других документов, относящихся к праву международной торговли.

В работе ЮНСИТРАЛ принимает участие Международный институт унификации частного права (УНИДРУА), межправительственная организация, внесшая большой вклад в разработку международных документов, в частности «Принципов международных коммерческих договоров» (Принципы УНИДРУА).

Особую роль в развитии международной торговли и унификации правовых актов, регулирующих эту сферу деятельности, играет сегодня Всемирная торговая организация (ВТО).

ВТО возглавляет процесс либерализации международной торговли. Она пришла на смену Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) 1 января 1995 года. В отличие от ГАТТ ВТО приобрела статус юридического лица и специализированного учреждения ООН. Таким образом, ВТО представляет собой как организацию, так и своего рода кодекс правовых норм, распространяющихся на сферу международного обмена товарами, услугами и предметами интеллектуальной собственности. Участниками ВТО в настоящее время являются более 150 государств. Эта организация контролирует выполнение торговых соглашений и ведет наблюдение за торговой политикой своих членов, организует проведение новых многосторонних торговых переговоров, занимается разрешением торговых споров.

Таким образом, современный международный торговый оборот характеризуется тенденциями, направленными на его правовую унификацию. Основополагающее значение в этой сфере имеет действие, направленное на унификацию решений, относящихся к договору купли-продажи, поскольку данный вид договора основа основ всех торговых отношений. При этом унифицированные документы различаются по правовому характеру, субъектам, их разработавшим, предмету и сфере применения, степени обязательности их положений.

 

Вопросы самоконтроля:

 

Раскройте суть общих положений международного правового регулирования ВЭД.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.007 с.)