Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Международные организации и правовые документы, регулирующие приток иностранных инвестиций в РоссиюСодержание книги
Поиск на нашем сайте
К числу международных документов, подписанных Россией, относятся: соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, Договор к Энергетической хартии (ДЭХ), конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров и учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций. Регулирование зарубежной инвестиционной деятельности осуществляют также международные экономические организации такие как: МВФ, группа Всемирного банка, в состав которой входят МБРР, Международная ассоциация развития (MAP), Международная финансовая корпорация (МФК), Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ), Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУ-ИС), ОЭСР, а также ряд региональных организаций, среди которых важное значение отводится ЕБРР. Россия является членов этих международных экономических организаций или участвует в их деятельности. Указанными международными экономическими организациями разработан ряд документов, которые определяют принципы зарубежной инвестиционной деятельности, в частности правила допуска иностранного капитала, стандарты применяемого режима, порядок перевода капитала и прибыли, условия защиты и гарантий иностранных инвестиций, порядок урегулирования споров. МФК и МБРР оказывают финансовую помощь и консультации в реализации проектов, передаче идей и технологий, способствующих развитию экономики. Важная роль в содействии движению прямых частных инвестиций между странами-членами агентства путем страхования от некоммерческих (политических) рисков принадлежит МАГИ. Учитывая перспективы вступления России в ВТО, необходимо приводить законодательную, нормативно-правовую базу по вопросам привлечения и использования иностранных инвестиций в соответствие с принятым в рамках ВТО Соглашением ТРИМС. Защита инвестора и его инвестиций, исходя из положений Соглашения ТРИМС, реализуется таким образом, что страны-члены ВТО обязуются не применять к предприятиям с иностранными инвестициями инвестиционные меры, которые не соответствовали бы положениям статей ГАТТ-94 в отношении предоставления национального режима или запрета на применение количественных ограничений. Соглашение ТРИМС при его безусловном выполнении становится частью системы многостороннего регулирования иностранных инвестиций, обеспечивающего единообразие условий функционирования предприятий с иностранными инвестициями в различных странах. Поскольку Соглашение ТРИМС обязательно для всех стран-членов ВТО (на которые приходится более 95 % всей мировой торговли), то набор его требований уже является частью формирующейся и развивающейся системы многостороннего и двустороннего регулирования режима прямых иностранных инвестиций. Кроме того, условия Соглашения ТРИМС были воспроизведены в ДЭХ и стали нормой длязначительной группы стран, не являющихся членами ВТО, не подписавших этот документ (в том числе и для России). 5.11.2. Нормативно-правовая база привлечения и использования иностранных инвестиций в России Первый российский Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 1991 года был принят еще при СССР и действовал до 1999 года. В последующие годы был принят целый ряд нормативных актов общефедерального характера, определяющих политико-экономический статус страны, принципы и формы хозяйствования, становления и развития рыночных экономических отношений. Подобные документы не являются документами «прямого» действия в отношении иностранных инвестиций и, как правило, не содержат соответствующих норм. Однако деятельность иностранного капитала регламентируется этими актами. Имеются в виду, прежде всего, так называемые базисные законы — Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и другие законодательные акты по акционерным обществам, государственному регулированию внешнеторговой деятельности, валютному регулированию и контролю, финансово-промышленным группам и т. д. Важными шагами в улучшении условий деятельности иностранных инвесторов явилось принятие Федеральных Законов «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 года №220-ФЗ, «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 года №160-ФЗ и в 1997-2000 годах нескольких законов об участках недр, которые могут разрабатываться на условиях соглашений о разделе продукции. Кроме указанных законов в 2000 году вступили в силу Законы, способствующие улучшению инвестиционного климата и активизации инвестиционной деятельности: «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 15 февраля 1999 года №39-ФЗ, «О внесении изменений в Федеральный закон об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 2 января 2000 года №22-ФЗ, «О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» от 10 февраля 1999 года №32-ФЗ. Существенное значение для «чистоты» отношений, складывающихся в инвестиционной сфере, имеет Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 7 августа 2004 года №115-ФЗ. В целом же на сегодня действующее российское законодательство охватывает все основные сферы, связанные с привлечением и использованием иностранных инвестиций. Федеральный Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.99г. №160-ФЗ определяет: основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ. Одно из главных положений данного Закона — обеспечение стабильных условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение правового режима иностранных инвестиций в России в соответствии с нормами международного права и международной практикой инвестиционного сотрудничества. Основные положения Федерального Закона №160-ФЗ от 9 июля 1999 года Этот Закон содержит целый очень важных понятий: а) «иностранный инвестор», которыми в соответствии с Законом являются: 1) иностранные юридические лица; 2) иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, но которые вправе в соответствии с законодательством того 3) иностранные граждане, которые по своей гражданской правоспособности и дееспособности в соответствии с законодательством «своего» государства могут осуществлять инвестиции на территории РФ; 4) лица без гражданства, постоянно проживающие за пределами РФ и имеющие право в соответствии с законодательством страны своего постоянного места жительства осуществлять инвестиции на территории РФ; 5) международные организации, которые в соответствии с международным договором вправе осуществлять инвестиции на территории РФ; 6) иностранные государства; б) к иностранным инвестициям согласно Закону относятся: денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права; имеющие денежную оценку исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), услуги и информация. В Федеральном Законе даются определения понятий прямых инвестиций, инвестиционного проекта (в том числе приоритетного инвестиционного проекта), срока окупаемости инвестиционного проекта, реинвестирования, совокупной налоговой нагрузки и др. В этом Законе имеются также такие важные статьи, как правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ, правовой режим деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями, где фактически развиваются положения о национальном режиме деятельности иностранных инвесторов, в соответствии с которыми условия деятельности последних не могут быть менее благоприятными по сравнению с российскими юридическими лицами (за исключением ряда изъятий). Изъятия устанавливаются иными законодательными актами Российской Федерации. Согласно российскому законодательству имеются изъятия как стимулирующего, так и ограничительного характера. Изъятия ограничительного характера в РФ, как и в других странах, преследуют цели защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности стран. Изъятия же стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов установлены в интересах социально-экономического развития России. Помимо этого в этом Законе содержатся статьи, которые специально посвящены льготам, предоставляемым иностранному инвестору и предприятиям с его участием. В частности, инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями, которые участвуют в реализации приоритетных инвестиционных проектов, предоставляются таможенные льготы. Это означает, что предоставление тарифных льгот возможно в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в качестве вклада в уставные капиталы предприятий с иностранными инвестициями, а также вывозимых этими предприятиями отдельных товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций. Льготы иностранным инвесторам могут быть предоставлены и субъектами РФ в пределах их компетенции. Помимо льгот они могут давать инвесторам определенные гарантии, осуществлять их финансирование и оказывать другие виды поддержки за счет средств местных бюджетов и внебюджетных средств. Такая деятельность практикуется российскими регионами уже достаточно давно: практически все субъекты РФ имеют свои законы или иные законодательные акты. Льготы предоставляются и другими нормативными актами, которые напрямую не связаны с иностранными инвестициями, но на которые ПИИ могут рассчитывать. В частности, речь идет о части первой Налогового кодекса РФ (ст. 66-67), предусматривающего условия предоставления предприятиям инвестиционного налогового кредита, Федеральном законе «О лизинге», постановлении Правительства РФ «О лизинге машиностроительной продукции в агропромышленном комплексе РФ с использованием средств Федерального бюджета» от 26 февраля 1999 года №228 и некоторых других.
5.11.4. Федеральный Закон «О соглашениях о разделе продукции» от 18 июня 2001 года №75. Значительную роль в привлечении и использовании иностранных инвестиций в России играет и Федеральный Закон «О соглашениях о разделе продукции». Это, по сути, синтетический закон, который был принят в развитие законодательства РФ в области использования недр России, «недропользования» и инвестиционной деятельности. Данный Закон определяет правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления отечественных и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной зоны России на условиях соглашений о разделе продукции. Соглашение о разделе продукции (СРП) — это договор, в соответствии с которым РФ предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в данном соглашении, и на ведение связанных с этим работ. При этом инвестор (отечественный или иностранный) обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. СРП определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами Соглашения в соответствии с положениями Закона «О соглашениях о разделе продукции». Существенно при этом, что условия пользования недрами, установленные в СРП, не должны противоречить требованиям Закона РФ «О недрах». Перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено в соответствии с положениями этого Федерального Закона, устанавливаются федеральными законами. Всего на сегодня выделено 25 таких участков. В соответствии с Законом «О соглашениях о разделе продукции» субъекты Российской Федерации (в пределах полномочий, установленных Конституцией РФ и федеральными законами) осуществляют законодательное регулирование своего участия в СРП при пользовании участками недр на своих территориях. В СРП участвуют две стороны: 1) государство (Российская Федерация), от имени которого: 2) инвесторы — как отечественные, так и иностранные (граждане, юридические лица, объединения юридических лиц), которые осуществляют вложения собственных, заемных или привлеченных средств в поиск, разведку и добычу минерального сырья Инвесторы получают соответствующую лицензию у субъекта РФ и федерального органа управления Государственным фондом недр. Для выбора инвестора проводятся конкурсы или аукционы. В некоторых случаях (по совместному решению Правительства РФ и органа субъекта Федерации) СРП могут заключаться без проведения конкурсов или аукционов. В соответствии с Законом «О соглашениях о разделе продукции» это возможно в следующих случаях: 1) если интересы обороны и безопасности государства требуют заключения СРП с конкретным инвестором; 2) если объявленный конкурс или аукцион признан несостоявшимся в связи с участием в нем только одного инвестора. В 3) если к моменту принятия Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» инвестор уже являлся пользователем 4) если переговоры от имени Правительства РФ и субъектов Российской Федерации по подготовке СРП уже велись до принятия Разработка условий пользования недрами и подготовка проекта СРП по каждому конкретному объекту недропользования осуществляется комиссией, создаваемой Правительством РФ по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Решение о подписании СРП со стороны государства принимается Правительством РФ и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ или (в указанных выше особых случаях) Правительством РФ по согласованию с субъектом Российской Федерации. В СРП фиксируется целый ряд условий: • соблюдение требований законодательства Российской Федерации; • соблюдение соответствующих стандартов, норм, правил по • обязанность инвестора при прочих равных условиях предоставлять преимущественное право на участие в работах по СРП • обязанность инвестора страховать ответственность по возмещению ущерба в случае аварий (если они повлекли за собой загрязнение окружающей среды); • обязанность инвестора ликвидировать все сооружения и т. п. В Законе «О соглашениях о разделе продукции» имеется положение ст. 7 п. 2, в соответствии с которым инвестор обязуется размещать заказы на изготовление оборудования, технических средств и материалов, необходимых для геологического изучения, добычи и первичной переработки полезных ископаемых, в объемах не менее чем 70 % общей стоимости таких заказов между российскими юридическими или иностранными юридическими лицами, осуществляющими соответствующую деятельность и зарегистрированными в качестве налогоплательщиков на территории России. В этом пункте данный Закон вступает в противоречие с Соглашением ТРИМС (ВТО). Другим положением указанного Закона, противоречащим Соглашению ТРИМС, является положение о том, что в СРП должно быть предусмотрено следующее условие: «не менее определенной части технологического оборудования для добычи полезных ископаемых и их переработки, закупаемого инвестором с последующей компенсацией затрат компенсационной долей продукции, должно производиться на территории Российской Федерации», что означает: иностранный инвестор, подписав СРП, после подписания Россией Соглашения ТРИМС может оспаривать правомерность применения к нему указанных положений, а в случае уже действующих Соглашений, может через свое правительство выступить с требованием аннулировать это положение в СРП. Кроме положений об инвесторе в Федеральном законе «О соглашениях о разделе продукции» разработано положение об операторе (соответствующей фирме или ее филиале), который по поручению инвестора ведет всю организацию работы по СРП. Однако основная суть СРП состоит именно в разделе продукции. Поэтому специальная статья указанного Федерального закона посвящена этим вопросам, а именно: • определение общего объема произведенной продукции и ее • определение части произведенной продукции, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат • раздел между государством и инвестором прибыльной продукции (произведенная продукция за вычетом той ее части, которая идет на уплату платежей за пользование недрами, и компенсационной продукции); • передача государству принадлежащей ему в соответствие • получение инвестором произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями Соглашения. Эта часть продукции может быть вывезена за границу (в нее входит и компенсационная продукция) без количественных ограничений экспорта (если при этом нет ограничений в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»). При исполнении СРП инвестор платит налог на прибыль и платежи за пользование недрами, но в течение срока действия СРП освобождается от взимания налогов, сборов, акцизов и других обязательных платежей, предусмотренных законодательством РФ (взимание заменяется разделом продукции на условиях СРП в соответствии с указанным Законом. Государство гарантирует инвесторам их имущественные и иные права, приобретенные и осуществляемые ими в соответствии с СРП. В этом Законе зафиксированы также другие важные положения: о контроле за исполнением СРП, об ответственности сторон по СРП, о прекращении действия СРП, о разрешении споров и др. Вместе с тем в настоящее время реализация Закона «О соглашениях о разделе продукции» связана с рядом противоречий, к числу которых относятся: • противоречия между иностранными и отечественными инвесторами; • противоречия между центральными и региональными органами власти (Центр — субъекты РФ); • противоречия в вопросе о том, какой должна быть компания- Большое значение имеет и вопрос о сроках освоения месторождений (осваивать ли их в настоящее время или «придержать» на более благоприятное, с точки зрения мировой конъюнктуры, будущее). В развитие Федерального Закона «О соглашениях о разделе продукции» Правительством РФ было принято постановление «О мерах по совершенствованию деятельности федеральных органов исполнительной власти по подготовке, заключению и реализации соглашений о разделе продукции, а также по контролю за их реализацией» от 2 февраля 2001 года №86, которым было утверждено «Положение о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области подготовки, заключения и реализации соглашений о разделе продукции, а также по контролю за их реализацией». В соответствии с указанными документами права и обязанности Российской Федерации по соглашениям о разделе продукции в отношении участников недр и месторождений всех гидов минерального сырья возлагаются на Министерство экономического развития Российской Федерации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.164.100 (0.012 с.) |