Валютный контроль за осуществлением экспортно-импортных операций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Валютный контроль за осуществлением экспортно-импортных операций



Важнейшими документами, регламентирующими таможенно-банковский контроль, являются сегодня Положение Центробанка России №258-П от 1 июня 2004 года «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществлением уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» и Инструкции Банка России от 15 июня 2004 года №117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформлении паспортов сделок».

В этих ведомственных актах ЦБ России подробно расписано какие документы и в какие сроки участник ВЭД подает в уполномоченный банк и как фактически осуществляется собственно валютный контроль.

1. Механизм валютного контроля за экспортными операциями основан на сопоставлении информации таможенных органов о стоимости и дате перемещения экспортируемого товара через таможенную границу Российской Федерации и информации уполномоченных банков о размере и дате поступления экспортной выручки за этот товар.

Для этого используются специальные документы:

паспорт экспортной сделки (Пэс), оформляемый в уполномоченном банке резидентом, от имени которого заключен контракт;

учетная карточка (УКэ) — документ, содержащий сведения из ГТД о поставляемом по контракту товаре, а также сведения о поступлении выручки;

ведомость — документ валютного контроля со сведениями по контракту;

досье — подборка документов для контроля за поступлением выручки.

Указанные документы распространяются на все сделки, предусматривавшие вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации в режиме экспорта, по которым расчеты между резидентами и нерезидентами полностью или хотя бы частично осуществляются в иностранной валюте, а также на те, по которым расчеты за экспортируемые товары предусматриваются полностью или частично в рублях. Следовательно, на товары, экспортируемые за рубли, также должен оформляться паспорт сделки.

Действие данных документов не распространяется на экспорт работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, а также на сделки, по которым не предусматривается проведение денежных расчетов (товарообменные, бартерные, безвозмездные поставки, гуманитарная помощь и др.).

2. Таможенно-банковский валютный контроль за импортными операциями осуществляется в соответствии с теми же документами Центрального банка РФ и основан на сопоставлении информации таможенных органов о стоимости и дате перемещения импортируемого товара через таможенную границу Российской Федерации и информации уполномоченных банков о размере и дате произ­веденных платежей за этот товар.

Для этого используются специальные документы:

паспорт импортной сделки (Пис), оформляемый в уполномоченном банке резидентом, от имени которого заключен контракт;

учетная карточка импортируемых товаров (УКи) — документ, содержащий сведения из ГТД об общей фактурной стоимости импортируемых товаров, формируемая по каждому паспорту сделки;

карточка платежа (КП) — документ валютного контроля, содержащий сведения об осуществляемых в соответствии с Контрактом платежах в иностранной валюте или в валюте РФ, а также о передаче нерезиденту векселя в иностранной волюте или в валюте РФ в счет обязательств импортера по контракту;

досье — подборка документов для контроля за обоснованностью оплаты импортируемых по контракту товаров;

ведомость банковского контроля — документ валютного контроля, содержащий сводные сведения об операциях по контракту (П ис).

Оплата импортируемых по контракту товаров иностранной валютой или валютой Российской Федерации в счет обязательств по простому векселю, а также переводному векселю в иностранной валюте или в валюте Российской Федерации, плательщиком по которому является импортер, может осуществляться только с его банковских счетов, открытых в банке импортера и указанных в П ис.

Датой оплаты по контракту в зависимости от способа оплаты импортируемых товаров считается одна из следующих дат:

дата списания денежных средств со счета импортера, если счет импортера и счет получателя денежных средств открыты в банке импортера;

дата передачи импортером нерезиденту векселя, по которому импортер не является плательщиком;

дата списания денежных средств со счета «Ностро» банка импортера или зачисления денежных средств на открытый в банке импортера счет «Лоро» банка получателя денежных средств по контракту — в остальных случаях.

Датой оплаты в зависимости от способа поступления денежных средств по контракту в пользу импортера считается одна из следующих дат:

дата зачисления денежных средств на счет импортера, если счет импортера и счет плательщика открыты в банке импортера;

дата зачисления денежных средств на счет «Ностро» банка импортера или дата списания денежных средств с открытого в банке импортера счета «Лоро» банка плательщика — в остальных случаях.

Оплата импортируемых по контракту товаров иностранной валютой или валютой Российской Федерации с банковского счета третьего лица-резидента, не являющегося импортером, осуществляется в порядке, установленном Банком России.

Передача товаров, импортируемых по контракту на территорию Российской Федерации, возврат уплаченного импортером аванса или предварительной оплаты, а также иные платежи по контракту в пользу импортера могут быть осуществлены как нерезидентом, являющимся стороной по контракту, так и иным нерезидентом.

5.8.7. Органы и агенты валютного контроля

Нарушения валютного законодательства фиксируются органами и агентами валютного контроля. Федеральный Закон от 10 декабря 2003 года №173–ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» содержит их права, обязанности, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов.

Определение системы органов и агентов валютного контроля в Российской Федерации имеет существенное научно-теоретическое и практическое значение. В соответствии с названным Законом отнесение того или иного субъекта к органам или агентам валютного контроля означает наделение указанного субъекта весьма определенным правовым статусом.

Основным элементом этого статуса являются юридические права и обязанности, которыми наделены органы и (или) агенты валютного контроля, а также их должностные лица в соответствии со ст. 23 данного Закона. Они, в частности, имеют право проводить проверки резидентов и нерезидентов на предмет соблюдения ими актов валютного законодательства России и актов органов валютного регулирования, полноты и достоверности учета и отчетности по совершаемым валютным операциям; запрашивать и получать от них документы и информацию. Органам валютного контроля, кроме того, предоставлены полномочия по выдаче резидентам и нерезидентам предписаний об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а также налагать установленные законодательством меры ответственности за нарушение актов российского валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

Органы валютного контроля

Согласно ч. 1 ст. 22 Закона валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, а также органами и агентами валютного контроля. Правительство РФ обеспечивает их взаимодействие и взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов как агентов валютного контроля с Банком России. Перечень органов валютного контроля закрепляется в ч. 2 ст. 22 настоящего Закона. Согласно указанной норме органами валютного контроля в России являются также Центральный Банк РФ (ЦБ РФ) и федеральный(ые) орган(ы) исполнительной власти, уполномоченный(ые) Правительством РФ. Таким органом на сегодня является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (далее – ФСФБН или «Росфиннадзор»), которой Правительство РФ делегировало свои права Органа валютного контроля в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 года № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора». Согласно п. 1 указанного Положения ФСФБН «является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля».

Агенты валютного контроля

Что касается системы агентов валютного контроля, то согласно ч. 3 ст. 22 Закона №173-ФЗ агентами валютного контроля в России являются:

1). Уполномоченные банки, которыми согласно п. 8 ч. 1 ст. 1 указанного Закона являются, во-первых, кредитные организации, созданные в соответствии с национальным законодательством России и имеющие право на основании лицензий ЦБ РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, и, во-вторых, действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями ЦБ РФ филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

2). Не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Таким органом согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2004 года №317 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам» является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). Под профессиональными участниками рынка ценных бумаг согласно ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года №39–ФЗ «О рынке ценных бумаг» понимаются юридические лица, осуществляющие один (или несколько) из следующих видов деятельности: брокерскую, дилерскую, деятельность по управлению ценными бумагами, по определению взаимных обязательств (клиринг), депозитарную деятельность, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг или по организации торговли на рынке ценных бумаг.

3). Таможенные органы, которыми согласно Федеральному Закону от 27 ноября 2010 года №311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» являются: 1) ФТС; 2) региональные таможенные управления; 3) таможни; 4) таможенные посты.

4). Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФБН) и Федеральная налоговая служба (ФНС).

Экспортный контроль

Под экспортным контролем понимается комплекс мер, обеспечиваю­щих реализацию установленного законодательством порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, ра­бот, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения (ядерного, химиче­ского, ракетного, бактериологического), средств доставки, а также иных ви­дов оружия и техники.

До принятия государствами-членами Таможенного союза единого порядка по организации контроля за перемещением товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации применяется национальное законодательство по контролю за перемещением товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, в том числе продукции военного назначения.

В настоящее время правовые основы деятельности органов государствен­ной власти России в области контроля за экспортом стратегически важных товаров и технологий, имеющих военное и гражданское назначение, принципы осуще­ствления государственной политики, а также права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности установлены Федеральным законом «Об экспортном контроле в Российской Федерации» от 18 июля 1999 года №183-ФЗ.

Обеспечение экспортного контроля находится в исключительном ведении Российской Федерации, его основные направления определяет Президент. Он утверждает списки (перечни) контролируемых товаров и техноло­гий, разработкой которых занимаются федеральные министерства и ведомст­ва. В сфере экспортного контроля экспертная оценка товаров на предмет их отнесения к категории контролируемых проводится Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) или организациями, уполномоченными на проведение независимой идентификационной экспертизы в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2001 г. №477 «О системе независимой индентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля».

Объектом правового регулирования в рамках режима экспортного контроля являются товары, работы, услуги, которые могут быть использованы (а могут быть и не использованы!) при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов оружия и технологии. Таким образом, ре­жим экспортного контроля с точки зрения правового регулирования значительно сложнее, поскольку он имеет дело с товарами и технологиями двойного, то есть альтернативного, часто закамуфлированного под гражданское, применения.

Экспортный контроль основывается на запретительно-разрешительном принципе применения нетарифных мер регулирования. Данный принцип реализуется путем лицензионного порядка оформления экспорта и наличия специальных контрольных списков товаров. Причем в данном случае понятие «экспорт» имеет расширительное толкование как любая внешнеторговая операция, предусматривающая вывоз товаров и технологий, подпадающих под специальный контроль.

Международные режимы экспортного контроля базируются на основополагающем принципе - внешнеторговые поставки товаров и технологий высокого технологического уровня осуществляются производителями и экспортерами при условии, что они не будут реэкспортированы в так называемые контролируемые страны.

Целью национального режима экспортного контроля являетсянаблюдение за исполнением соответствующих международных обязательств и договоренностей путем получения достоверной информации о том:

- где находится контролируемый товар;

- кто является его владельцем на всех этапах эксплуатации;

- в каких целях используется данный товар.

Экспортный контроль строится на основе не только права экспортера, но и его обязанности запросить информацию у импортера о местонахождении и использовании контролируемого товара.

По законодательству Российской Федерации, экспортер обязан запросить компетентный орган исполнительной власти своей страны о выдаче экспортной лицензии (разрешения на вывоз). Такой запрос служит основанием начала осуществления процедуры контроля за движением товара и целью его использования.

Объектом экспортного контроля в международной практике являются:

1) продукция военного назначения - вооружение, военная техника, ра­боты, услуги, применяемые в военно-технической области;

2) оборудование, материалы, связанные с использованием атомной энергии;

3) промышленные товары и технологии "двойного назначения", т. е. применяемые в гражданских и военных целях.

Международные режимы экспортного контроля распространяют дейст­вие ограничительного порядка также на изделия, производимые из контроли­руемых товаров (сырья, материалов) или содержащие их в качестве компо­нентов.

Перечень товаров, подпадающих под перечни объектов экспортного контроля, называется ограничительными списками. Эти товары подлежат вы­возу только в «исключительном порядке» и путем предоставления специаль­ной разовой лицензии по заявке экспортера либо эти товары экспортируются в рамках установленных квот или вывозятся в контролируемые государства под наблюдением или международным контролем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.195 (0.025 с.)