Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Регулирование прямых иностранных инвестиций в Свободных экономических зонахСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Свободные экономические зоны (СЭЗ) являются одной из форм международного разделения труда и используются как для развития отдельных регионов стран, так и для расширения возможностей привлечения иностранного капитала путем создания более благоприятного инвестиционного климата в отдельных районах. В условиях новой модели международного разделения труда функционирование СЭЗ позволяет использовать, прежде всего, зарубежные инвестиции за счет принятия эффективных таможенных, финансовых, налоговых и других мер. Современные СЭЗ представляют собой четко ограниченные районы со специфическим таможенным, торговым и валютным режимом, свободой перемещения капитала, товаров и рабочей силы. В соответствии с Киотской конвенцией 1973 года под свободной зоной понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип «таможенной экстерриториальности»), и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. По определению экспертов ООН, «СЭЗ ограниченные промышленные районы, представляющие собой часть территории страны с беспошлинным таможенным и торговым режимом, где иностранные фирмы, производящие продукцию главным образом на экспорт, пользуются рядом налоговых и финансовых льгот». Все определения отражают главную сущность СЭЗ: это анклавы на территории страны, где действуют особые режимы ведения хозяйственной деятельности. Имея различные организационные формы и целевое назначение, они могут отличаться по своему названию «свободные таможенные территории», «экспортные зоны», «зоны свободной торговли», «свободные банковские зоны», «промышленно-торговые зоны», «технико-внедренческие зоны» и т.д. Однако при всем многообразии существуют некоторые общие принципы функционирования всех видов СЭЗ, к которым относятся: 1) отсутствие таможенного обложения при импорте на территорию СЭЗ продукции, необходимой для организации ее деятельности, и экспорте с территории СЭЗ готовой продукции или сниженный уровень таможенного обложения; 2) отсутствие или минимальный уровень сборов; 3) льготный режим налогообложения 4) льготный валютный режим; 5) льготы по проведению банковских операций. Специфика России в создании СЭЗ заключается главным образом в том, что в нашей стране лишь спустя 13 лет после принятия первого закона об иностранных инвестициях в РФ появилось целостное законодательство, регулирующее процесс создания СЭЗ. Впервые возможность создания СЭЗ была зафиксирована в Законе РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР». В соответствии с Законом целью создания СЭЗ стало привлечение ПЗИ на условиях создания более льготных условий для инвесторов с учетом того, что в стране в целом только были начаты рыночные преобразования. В то же время в Законе четко не оговаривалось, какие именно льготы и режимы будут установлены для инвесторов и конкретное регулирование в каждой СЭЗ должно было быть закреплено постановлением по каждой конкретной СЭЗ. В развитие Закона был принят Указ Президента РФ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон на территории Российской Федерации», на основе которого планировалось создание 11 СЭЗ в различных регионах России, большая часть из которых были явно не готовы к использованию таких радикальных инструментов. Так, например, в список регионов входили Алтайский край, Еврейская автономная область, Ингушетия и некоторые другие. Впоследствии Правительство России принимало несколько постановлений по регулированию СЭЗ, при этом число льгот то сокращалось, то увеличивалось. Несмотря на короткий срок развития СЭЗ в России и их многочисленность, эффективность СЭЗ в России остается крайне низкой и они практически не оправдывают себя. 22 июля 2005 года впервые в РФ был принят Федеральный Закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» №116-ФЗ. Данный Закон наряду с указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами составляет законодательную базу об особых экономических зонах (ОЭЗ).В последующем в этот Закон были внесены изменения, которые зафиксированы в Федеральном Законе «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» №76-ФЗ от 3 июня 2006 года. Эти изменения коснулись в основном организации на территории России туристско-рекреационных зон. В Законе под особой экономической зоной предлагается понимать определяемую правительством часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим ведения предпринимательской деятельности, а также создается режим свободной таможенной зоны. Подобные мероприятия обусловлены целями развития высокотехнологичных обрабатывающих отраслей промышленности, производства новых видов продукции, развития транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы. На основе мирового опыта концепция создания на территории РФ ОЭЗ сегодня определяет три типа таких территорий: 1) промышленно-производственные ОЭЗ; 2) технико-внедренческие ОЭЗ; 3) туристско-рекреационные ОЭЗ. В целом следует подчеркнуть, что концентрация внимания на создании именно этих трех типов ОЭЗ отвечает реальным потребностям модернизации экономики современной России. Крайне распространенные в мировой практике торговые зоны при существующем уровне конкурентоспособности российских товаров не были бы эффективными. Что касается банковско-финансовых зон, то и в этом случае Россия столкнулась бы с серьезной конкуренцией. При создании ОЭЗ должен соблюдаться принцип ограниченности их территории. (В соответствии со ст. 4 Закона промышленно-производственные ОЭЗ создаются на участках территории, площадь которых составляет не более 20 кв. км, технико-внедренческие ОЭЗ создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет около 3 кв. км., а туристско-рекреационные ОЭЗ создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством РФ). Ограниченность территории ОЭЗ обусловливается, во-первых, необходимостью значительной концентрации затрат на обустройство инфраструктуры, предшествующее началу функционирования ОЭЗ, во-вторых, чрезмерно большие размеры территорий ОЭЗ привели бы к снижению концентрации инвестиционных, трудовых и иных ресурсов. При этом ОЭЗ не может находиться на территориях нескольких муниципальных образований и не должна включать полностью территорию какого-либо административно-территориального образования (кроме туристско-рекреационной ОЭЗ). В Законе строго оговариваются и вопросы собственности как земельных участков, предназначенных для создания ОЭЗ, так и объектов, расположенных на данной территории. И те, и другие должны находиться в государственной и (или) муниципальной собственности. Конкретные сроки обустройства и финансирования проектов по обустройству ОЭЗ устанавливаются в течение 30 дней с момента принятия Правительством Российской Федерации решения о создании такой ОЭЗ. В этих целях Федеральное Правительство, орган государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается ОЭЗ, заключают соглашение, в котором подробно оговариваются все технические и финансовые параметры, обязательства сторон и условия функционирования. При этом управление ОЭЗ возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, и его территориальные подразделения. ОЭЗ создается сроком на 20 лет и срок ее существования продлению не подлежит. С точки зрения ведения предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ важное значение имеет таможенный режим, вводимый на территории ОЭЗ. В Законе с момента вынесения Правительством Российской Федерации решения о создании ОЭЗ для нее устанавливается режим свободной таможенной зоны (ст. 37, 116-ФЗ). Под свободной таможенной зоной понимается режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты ввозных таможенных пошлин. Таким образом, под таможенный режим свободной экономической зоны помещаются следующие группы товаров: 1) товары, ввозимые на таможенную территорию РФ с территорий иностранных государств; 2) товары, ввозимые на территорию ОЭЗ с остальной части таможенной территории РФ; 3) товары, находящиеся на территории ОЭЗ и приобретаемые у лиц, не являющихся резидентами ОЭЗ. Эти товары могут находиться под режимом свободной таможенной зоны в течение всего срока ее существования, однако, как и все товары, поступающие на таможенную территорию РФ и выпущенные с нее, они подлежат таможенному контролю, а ввоз и вывоз осуществляется с разрешения таможенных органов. Иностранные товары, ввозимые на территорию ОЭЗ и не подпадающие под режим свободной таможенной зоны, подлежат помещению под иные таможенные режимы, установленные законодательством РФ. Резиденты ОЭЗоформляют таможенные декларации, содержащие перечни товаров, подлежащих ввозу, и предоставляют информацию о совершаемых операциях и производимых в результате этих операций товарах. При вывозе для свободного обращения на таможенной территории РФ иностранные товары и продукты их переработки, а также при передаче их в пользование лиц, не являющихся резидентами ОЭЗ, подлежат уплате всех надлежащих пошлин и сборов. В то же время в случае вывоза российских и иностранных товаров, помещенных под режим свободной таможенной зоны, за пределы таможенной территории РФ с территории ОЭЗ действует общепринятый режим экспорта, за исключением иностранных товаров, ввезенных на территорию ОЭЗ и вывозимых в неизмененном виде. Это должно способствовать в первую очередь созданию благоприятных условий для инвестиционной активности отечественного и иностранного бизнеса и прежде всего привлечению технологического оборудования для организации высокотехнологичных производств в создаваемых в ОЭЗ. Таможенная стоимость товаров, вывозимых с территории ОЭЗ, определяется также на основе общих правил, закрепленных в Таможенном кодексе РФ. Правительство РФ вправе установить перечень запрещенных операций, совершаемых с товарами, помещенными под таможенный режим свободной таможенной зоны. При прекращении действия статуса ОЭЗ находящиеся в ней товары подлежат либо перемещению в другую ОЭЗ, либо помещению под иной таможенный режим в течение 3 месяцев с момента прекращения статуса ОЭЗ. Указанные товары рассматриваются для таможенных целей как товары, находящиеся на складе временного хранения. Еще одно положение Закона (2005г.) (ст. 40) — это необходимость ликвидации всех тех свободных экономических зон, которые были созданы прежде, как не отвечающих требованиям данного Закона. Исключения сделаны только для Калининградской и Магаданской областей. Таким образом, исходя из вышесказанного, можно констатировать, что на современном этапе в России сложилась наиболее полная за весь пореформенный период правовая база привлечения иностранных инвестиций и их регулирования. Безусловно, многие положения федеральных законов, налогового и таможенного законодательства и других документов требуют совершенствования и доработки с учетом постоянно меняющихся внутренних и внешних факторов экономического развития, прежде всего условий и правил присоединения к ВТО, однако в целом во внешнеэкономической политике страны присутствует весь необходимый арсенал мер по регулированию иностранных капиталовложений.
Вопросы для самоконтроля:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.42.122 (0.007 с.) |