Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Судебно-почвоведческая экспертиза

Поиск

Объектами судебно-почвоведческой экспертизы явля­ются:

* вещественные доказательства — предметы с загрязнения­ми, похожими на почву;

• сравнительные образцы с места происшествия;

• контрольные образцы почвы;

• участок дороги.

Для производства судебно-почвоведческой экспертизы также должны быть представлены:

• протоколы осмотра места ДТП или выписки из них, касающиеся описания места происшествия, размеров отождествляемого участка, особенностей поверхности, особенностей проверяемого ТС;

• протоколы изъятия образцов с указанием способов отбора и места изъятия с ТС;

• схема места происшествия с указанием точек изъятия почвенных образцов и расстояний между ними;

• сведения об использовании загрязненных предметов с момента происшествия до их изъятия и об изменениях, которые совершились с предметом-носителем или идентифицируемым участком дороги.

При расследовании ДТП в рамках судебно-почвоведческой экспертизы решаются диагностические, классификационные, идентификационные задачи.

К диагностическим задачам относятся:

• обнаружение почвенных веществ на предметах одежды и обуви пешехода, водителя или пассажира, на дороге, ТС и других предметах, связанных с ДТП;

• установление природы вещества — почвенное, почвенно-техногенное, почвенно-растительное. Почвенно-техногенные образования — почва, загрязненная горюче-смазочными материалами, мелкими металлическими частицами, частицами краски и другими загрязнителями, связанными с человеческой деятельностью. Почвенно-техногенные образования формируются на ТС, территориях строительных площадок, предприятий, пустырей, до­рог, в помещениях мастерских и т.д. Почвенно-растительные об­разования — смесь почвенного вещества с растительными части­цами — формируются при перевозке силоса, соломы, навоза, при движении ТС по территории, покрытой растительностью;

• определение локализации наслоений;

• установление пригодности обнаруженных почвенных наслоений для идентификации по ним ТС, участка дороги.

Классификационные задачи в чистом виде (при расследовании ДТП), т.е. задачи отнесения наслоений к конкретному типу, под­типу, роду, виду и разновидности почв почти не встречаются. Ча­ще всего они рассматриваются в плане естественнонаучной диаг­ностики отдельных почвенных компонентов, например, отнесение минеральных зерен к полевому шпату, биотиту, частиц инородных включений — к каменному или древесному углю и т.д.

К идентификационным задачам относятся:

• установление общей (различной) родовой принадлежности;

• установление общей (различной) групповой принадлежности;

• установление принадлежности наслоений конкретному ТС (решается путем последовательного установления общей родовой и общей групповой принадлежности);

• установление принадлежности наслоений локальному участку дороги (местности).

В связи с тем, что на транспорте формируются почвенно-техно-генные и почвенно-растительные наслоения, при расследовании ДТП может быть решена задача установления общей родовой и групповой принадлежности инородных включений одинаковой при­роды (например, частиц краски, горючесмазочных материалов, час­тиц строительных материалов), имеющихся в сравниваемых образ­цах. Для решения данного вопроса — установление общей родовой (групповой) принадлежности сравниваемых частиц, извлеченных из почвы, — привлекаются соответствующие специалисты.

При расследовании ДТП на разрешение судебно-почвоведческой экспертизы следователем (судом) могут быть поставлены следующие вопросы:

• Имеются ли на представленных предметах (одежде и обуви пешехода, водителя, пассажира; деталях ТС и других предметах, связанных с ДТП) наслоения почвенного (почвенно-техногенного, почвенно-растительного) происхождения?

• Какова локализация наслоений?

• Пригодны ли наслоения на предметах (дороге, ТС) для идентификации по ним ТС, участка дороги, места ДТП (дается определение локального участка дороги путем его привязки на местности, указания размеров и границ)?

• Имеют ли (указываются сравниваемые вещества) общую родовую и групповую принадлежность?

• Принадлежат ли почвенные (почвенно-растительные, почвенно-техногенные) наслоения на предметах одежды пострадавшего конкретному ТС?

• Принадлежат ли почвенные (почвенно-растительные, почвенно-техногенные) наслоения, обнаруженные на полотне дороги на месте ДТП, конкретному ТС?

• Принадлежат ли почвенные (почвенно-растительные, почвенно-техногенные) наслоения на деталях ТС месту ДТП?

• Принадлежат ли почвенные (почвенно-растительные, почвенно-техногенные) наслоения в салоне ТС загрязнениям обуви конкретного лица?

• Каков механизм образования наслоений на одежде пострадавшего (на ТС или другом объекте-носителе)?

• Не имеет ли представленное почвенное вещество (с одежды пострадавшего, с полотна дороги или другого объекта-носителя) каких-либо примесей, характеризующих искомое ТС?

Судебно-биологическая экспертиза объектов растительного и животного происхождения

Объекты судебно-биологической экспертизы:

• части зеленых и засушенных растений; микрочастицы листьев, коры, древесины (в виде щепок и опилок) и др.;

• волосы человека или животных, а также кожа и мех от предметов одежды (куртки, шубы, шапки и др.).

Задачи криминалистического исследования объектов расти­тельного и животного происхождения:

Классификационная задача — установление природы исследуе­мого объекта и отнесение его к максимально узкой группе — таксону.

Идентификационные задачи — установление индивидуально­го тождества объектов или их принадлежность к единому конк­ретному таксону либо искусственной группе (совокупности), оп­ределяемой обстоятельствами уголовного или гражданского дела.

Диагностические задачи — установление причинно-след­ственных связей между объектом и событием преступления, механизма воздействия одного объекта на другой, пространственно­го размещения объектов, временных характеристик объектов.

Реконструкционные задачи — установление фактического состояния объектов до наступления события (происшествия).

В зависимости от задач перед экспертом могут быть поставле­ны следующие вопросы:

• Какова природа вещества, обнаруженного на предмете-носителе?

• Относятся ли обнаруженные частицы к объектам растительного (животного) происхождения?

• К какому роду (виду) относятся растения (их части), обнаруженные на месте происшествия?

• Происходят ли объекты (частицы растительного и животного происхождения), обнаруженные на автомашине (бампере, капоте и т.д.), из определенного участка местности?

• Составляли ли части объекта (листья, древесина, мех и др.) до разделения единое целое?

• Являются ли волосы, обнаруженные на месте происшествия, волосами животного, если да, то какого? Имеют ли они общую родовую (групповую) принадлежность?

• Имеются ли на исследуемом фрагменте кожи (меха) деструктивные изменения? Если да, то какова их природа?

• Каков способ отделения волос, присланных на исследование?

• Продуктом горения каких материалов являются представленные на исследование обгоревшие остатки одежды? Не являются ли они остатками конкретного предмета одежды (кожаной куртки, натуральной шубы и т.д.)?

Привести полный перечень вопросов, поставленных перед экспертом, невозможно в связи с многообразием исследуемых объектов и возможностью попадания их в сферу преступления.

Судебно-геномная экспертиза

Судебно-геномная экспертиза биологических следов чело­веческого происхождения (ДНК-анализ) может иметь сущест­венное значение при расследовании ДТП, повлекших гибель или увечье людей, поскольку при расследовании преступлений задача доказательства факта принадлежности пятен биологических жид­костей (или др. частиц)участникам происшествия может быть ре­шена на уровне установления конкретного индивидуального тож­дества.

Отличительной особенностью данного вида судебно-биологической экспертизы является то, что экспертному исследова­нию подвергается только генетический (наследственный) мате­риал (ДНК), содержащийся в биологических следах различного рода.

В большинстве случаев судебно-геномная экспертиза решает идентификационные задачи, в отдельных случаях может быть решена классификационная задача (половая принадлежность биологических следов).

Путем судебно-геномного исследования биологических сле­дов, обнаруженных на месте ДТП, могут быть решены следую­щие следственные задачи:

• Доказывание факта контактного взаимодействия между пострадавшим и конкретным транспортным средством. Данная задача решается путем установления принадлежности биологических следов, обнаруженных на транспортном средстве, конкретному пострадавшему в результате ДТП.

• Доказывание факта совершения ДТП на конкретном участке территории. Данная задача решается путем установления принадлежности биологических следов, обнаруженных на месте происшествия (например, на асфальте), конкретному пострадавшему в результате ДТП.

• Доказывание факта совершения ДТП на конкретном участке территории конкретным транспортным средством. Данная задача решается путем доказывания тождественности биологических следов, обнаруженных на месте происшествия (например, на асфальте) и на конкретном транспортном средстве (например, скрывшемся с места происшествия). Такая задача может быть решена даже при сокрытии трупа пострадавшего.

• Доказывание факта нахождения в кабине (кузове) конкретных лиц в момент совершения ДТП. Задача решается путем установления принадлежности биологических следов, обнаруженных в кабине (кузове) транспортного средства, совершившего ДТП, конкретному лицу (лицам).

Под понятием «биологические следы» подразумевается лю­бой биологический материал, происходящий от человека и остав­ленный на месте происшествия:

• пятна биологических жидкостей: крови, спермы, слюны, выделения из носа и др.;

• отдельные волосы и пучки волос;

• фрагменты тканей человеческого тела (например, микрокусочки кожи, выбитые зубы);

• следы слюны на окурках, потожировые выделения на одежде и т.п.

Следует понимать, что биологические следы являются одним из видов следов, образовавшихся при контакте дорожно-транспорт­ного средства с конкретным человеком. При поиске биологичес­ких следов на ТС следует руководствоваться рекомендациями, разработанными для проведения обследования ТС, совершивше­го ДТП. Локализация биологических следов на ТС будет в значи­тельной степени зависеть от особенностей дорожно-транспорт­ной ситуации: лобовой или боковой удар, стоящий или лежащий человек и т.п. Таким образом, на первом этапе обследования транспортного средства, совершившего ДТП, следует установить зону контакта с человеком на ТС. После локализации зоны кон­такта ТС с человеком — участником ДТП в дальнейшем обследо­вании и отборе образцов следует учитывать особенности, свой­ственные биологическим следам.

В зависимости от задач на разрешение судебно-геномной экс­пертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

• Происходят ли пятна, похожие на кровь, на ТС (деталях ТС) от потерпевшего, водителя ТС или от третьего лица?

• Происходят ли пятна, похожие на кровь, на месте происшествия (асфальте и т.п.) от потерпевшего, водителя ТС или от третьего лица?

• Происходят ли пятна, похожие на кровь, на ТС (деталях ТС) и на месте происшествия от одного и того же лица? Каков генотип данных пятен и их половая принадлежность (при попытках сокрытия трупа и т.п.)?

• Происходят ли биологические следы на окурке сигареты от водителя ТС, потерпевшего или другого лица?

Комплексная экспертиза

Комплексная экспертиза назначается в случаях, когда для ответа на вопросы, имеющие значение для разрешения дела, не­обходимо производство исследований с применением познаний в разных отраслях знаний. Она проводится экспертами различных специальностей в пределах своей компетенции для формулирова­ния общего вывода (выводов) на основании совместного обобще­ния и оценки результатов проведенных ими исследований.

При производстве комплексных экспертиз могут решаться за­дачи по установлению:

• ТС, участвовавших в ДТП;

• лица, управлявшего ТС во время ДТП;

• механизма ДТП и отдельных его элементов, фаз.

Для решения указанных задач при производстве комплексной экспертизы могут проводиться исследования всех видов, из числа перечисленных в настоящем пособии, или некоторых из них, что в каждом конкретном случае определяется характером объектов и следов, обнаруженных на месте ДТП. Основанием для общего вывода комиссии могут быть факты, установленные одним из экс­пертов (отдельными экспертами).

Примерный перечень типовых вопросов, которые могут быть вынесены на разрешение комплексной экспертизы:

• Совершено ли данное ДТП представленным на исследование ТС?

• Каким из представленных на исследование ТС (из числа проверяемых) совершено данное ДТП?

• ТС какого типа, марки совершено данное ДТП?

• Какие повреждения могли образоваться на ТС при данном ДТП?

• Кто из находившихся в ТС лиц находился на месте водителя во время данного ДТП?

• На каком месте в ТС располагался пострадавший во время данного ДТП?

• Каково взаимное положение ТС и пешехода в момент наезда?

• В каком положении (стоял, двигался вперед или назад, лежал, сидел и др.) находился пешеход в момент наезда на него ТС?

• Имел ли место переезд тела пешехода колесами ТС?

• Каков механизм наезда на пешехода?

• Какой частью ТС совершен наезд на пешехода, иной объект?

В случаях, когда производство комплексной экспертизы пору­чается нескольким учреждениям, в постановлении (определении) о ее назначении указывается, какое из них назначается ведущим (осуществляющим организацию производства экспертизы и ко­ординацию проводимых специалистами исследований). Если ве­дущее учреждение не указано, оно определяется по согласованию между руководителями учреждений, которым поручено производ­ство комплексной экспертизы, с учетом объема и задач исследо­ваний. Постановление (определение) о назначении экспертизы направляется в каждое учреждение.


ЛИТЕРАТУРА

1.Белорусская государственная служба судебно-медицинской экспертизы: Сборник нормативных документов. — Т. 1. — Минск, 1999.

2.Байэтт Р., Уотте Р Расследование дорожно-транспортных происшествий. — М.: Транспорт, 1983.

3.Возможности судебных экспертиз при расследовании дорожно-транспортных происшествий / Стешиц В.К. и др. — Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 1994.

4.Гурикова Л.М., Выжелевская О.Р, Комкова Е.А. Криминалистическое исследование осколков автомобильного стекла: В помощь экспертам. — М.: ВНИИСЭ, 1986.

5. ГОСТ 25478-91. Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения: Методы проверки. — М.: Изд-во стандартов, 1992.

6.Илариопов В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий: Учебникдля вузов. — М.: Транспорт, 1989.

7. Инструкция о порядке производства судебных экспертиз в Научно-исследовательском институте проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Беларусь. — Минск: НИИПККиСЭ, 1997.

 

8. Криминалистика: Учебник для вузов / Аверьянова Т.В., Белкин РС, Корухов Ю.Г., Росинская Е.Р — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999.

9. Кривицкий А.М., Леиевский Э.П. Экспертное исследование шип и колес транспортных средств: Методическое пособие. — Минск: НИИПККиСЭ, 1998.

10. Леневский Э.П., Романов Л.В., Шапоров Ю.И. Применение специальных технических познаний при расследовании ДТП: Пособие для следователей, судей, экспертов-автотехников. — Минск: НИИСЭ, 1989.

11. Майорова Е.И. Проблемы судебно-биологической экспертизы. — М.:РФЦСЭ, 1996.

12.Поль КД. Естественнонаучная криминалистика. — М.: Юрид. лит., 1985.

13.Расследование дорожно-транспортных происшествий: Методическое пособие/ Под общ. ред. Леневского Э.П. — Минск: НИПККиСЭ, 1998.

14.Сильянов В.В. Транспортно-эксплуатациопные качества автомобильных дорог. — М.: Транспорт, 1984.

15.Современные возможности судебных экспертиз: Методическое пособие для экспертов, следователей и судей / Под ред. Корухова Ю.Г. — М.: РФЦСЭ, 2000.

16.Судебная автотехпическая экспертиза. — Ч. I. Назначение и производство судебной автотехнической экспертизы: Пособие для экснертов-автотехпиков, следователей и судей / Отв. ред. Шляхов А.Р, Зотов Б.Л., Пученков Л.Н. — М.: ВНИИСЭ, 1980.

17.Судебная автотехническая экспертиза. — Ч. 2.Теоретические основы и методики экспертного исследования при производстве автотехнической экспертизы: Пособие для экспертов-автотехников, следователей и судей / Отв. ред. Иларионов В.А. — М.: ВНИИСЭ, 1980.

18.Судебная транспортпо-трасологическая экспертиза: Методическое пособие для экспертов / Отв. ред. Корухов Ю.Г — М.: ВНИИСЭ, 1977.

19.Судебпо-почвоведческая экспертиза: Методическое пособие для экспертов, следователей и судей. — М.: ВНИИСЭ, 1992.

20.Трансиортно-трасологическая экспертиза по делам о дорожно-транспортных происшествиях: Диагностические исследования: Методическое пособие для экспертов, следователей и судей. Выи 1. / Отв. ред. Корухов Ю.Г — М.: ВНИИСЭ, 1988.

21.Хохлов В.В., Кузнецов Л.Е. Судебная медицина: Руководство. — Смоленск, 1998.

22.Экспресс-диагностика систем автомобилей и автобусов па местах дорожно-транспортных происшествий: Методические рекомендации / Сост. Жилипский Г.В. и др. — Киев: РИО МВД УССР, 1986.


Вместо послесловия

Эдуард Петрович Леневский (10.11.1930 — 02.10.2001)с 1959 го­да до последнего года жизни работал в лаборатории судебно-автотехнических исследований Научно-иссле­довательского института проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы Министер­ства юстиции Республики Бела­русь, возглавляя ее в течение 32 лет. Эдуард Петрович по праву счита­ется основателем автотехнической экспертизы в республике и одним из наиболее квалифицированных спе­циалистов в области расследования дорожно-транспортных происшествий. До распада СССР входил в Методический совет по судебной автотехнической экспертизе при Всесоюзном научно-исследовательском институте судебных экспертиз и являлся одним из самых авторитетных его членов.

В настоящей книге использованы идеи и практические разра­ботки Эдуарда Петровича по вопросам осмотра места происшест­вия, проведения следственных экспериментов, которым он пос­вятил многие годы своей плодотворной деятельности. Светлая память об Эдуарде Петровиче Леневском навсегда останется в сердцах благодарных учеников и друзей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 906; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.10.80 (0.014 с.)