Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение маршрута движения пешехода

Поиск

Без предварительного установления маршрута перемещения пешехода результаты эксперимента не могут быть достаточно объективными. При этом надо учитывать, что маршрут движения пешехода к месту наезда не всегда оказывается прямолинейным, может преодолеваться в изменяющемся темпе, возможны кратко­временные остановки пешехода и даже движение в обратном на­правлении. Поэтому представляется целесообразным перед на­чалом следственного эксперимента составить схемы, на которых были бы нанесены (по показаниям свидетелей) пути движения пешехода. На такой схеме должно быть обозначено место нахож­дения очевидца в момент происшествия.

Схема может быть составлена одна — или несколько (по чис­лу вариантов). Если путь движения пешехода обозначен на одной схеме по показаниям нескольких очевидцев, линии маршрута должны иметь разный цвет и цифровые обозначения.

Выбор демонстратора

Для того чтобы получить достоверные результаты, к экспери­ментам следует привлекать лиц, наиболее отвечающих данным пешехода, который пострадал в происшествии. Такие лица при производстве экспериментов называются демонстраторами. Прежде всего требуется выяснить возраст пострадавшего, уста­новить, какая на нем была одежда, обувь. Имеет значение также телосложение, рост, отсутствие или наличие физических недос­татков.

Представляется целесообразным привлекать свидетелей-оче­видцев к подбору демонстраторов для того, чтобы они высказали свое мнение о пригодности предполагаемой кандидатуры. Сам свидетель-очевидец не может исполнять роль демонстратора.

Демонстрировать темп и характер движения может и постра­давший, однако следует учитывать, что он заинтересован в исходе дела, поэтому и в этом случае нельзя отказываться от корректи­ровки темпа движения свидетелями-очевидцами.

Подготовительные мероприятия

В число мероприятий, проводимых на месте предварительно­го сбора участников и по прибытии на выбранное для экспери­мента место, входит следующее:

• разъяснение всем участникам цели и методики проведения эксперимента, действий каждого из них;

• определение обязанностей и порядка перемещения каждого участника в процессе проведения эксперимента;

• установление способов сигнализации и связи между участниками эксперимента;

• организация охраны места проведения эксперимента;

• необходимая реконструкция и разметка места проведения эксперимента;

• нанесение маршрута движения пешехода к месту наезда;

• размещение участников эксперимента в соответствии с возложенными на них обязанностями..

Свидетель-очевидец во время проведения эксперимента дол­жен находиться на том же месте, с которого он наблюдал дорожно-транспортное происшествие. Для хронометриста (или несколь­ких) выбирается место, с которого хорошо виден весь путь движения пешехода-демонстратора. Члены группы охраны рас­полагаются на путях подъезда ТС, чтобы иметь возможность сле­дить за сигналами следователя.

Если к участию в эксперименте привлекается несколько сви­детелей-очевидцев, должен быть предусмотрен порядок пооче­редного выполнения ими своих обязанностей в отсутствие всех остальных свидетелей-очевидцев, чтобы исключить возможность влияния суждений других лиц на восприятие данным свидетелем всего комплекса действий пешехода.

Ход эксперимента

После того как будет определен маршрут движения пешехода, место наезда на него, место нахождения очевидца, на проезжей части мелом обозначается линия движения пешехода, а точками (вешками) —• место его первоначального нахождения, место на­езда и место, где находился очевидец.

Следователь выясняет у очевидца, в каком темпе двигался пе­шеход (шагом, бегом, медленно, быстро и т.д.), после чего демон­стратор занимает место первоначального положения пешехода. Понятые располагаются возле очевидца, корректирующего темп движения демонстратора, и возле хронометриста.

По команде следователя демонстратор начинает движение в темпе, предложенном свидетелем-очевидцем. Одновременно с началом движения демонстратора по размеченному участку включается секундомер (или секундомеры). Секундомер выклю­чается в момент, когда демонстратор оказывается в точке, обоз­начающей место наезда, причем демонстратор в этой точке дол­жен не останавливаться, а продолжать двигаться в том же темпе еще 2—3 м. Это расстояние может быть увеличено, если демон­стратор будет двигаться с большей скоростью.

После первого прохода демонстратора следователь выясняет у очевидца, в таком ли темпе двигался пешеход во время ДТП. Если ответ отрицательный, демонстратор делает еще несколько проходов в темпе, корректируемом свидетелем-очевидцем. После подтверждения свидетелем о соответствии темпа движения пе­шехода демонстратор делает еще 2-3 контрольных прохода в том же темпе и с такой же скоростью.

Например, при последнем проходе демонстратор преодолел участок за 3,2 с, а в трех контрольных проходах время составило соответственно 3,2 с, 3,25 с, 3,3 с.

В постановлении о назначении автотехнической экспертизы следует указать предельные (максимальное и минимальное) зна­чения времени движения пешехода-демонстратора, полученные при контрольных проходах в темпе, указанном очевидцем. Так, для приведенного примера это 3,2 — 3,3 с.

В случаях, когда пешеход перед наездом изменял темп или на­правление движения, останавливался, необходимо измерить вре­мя движения пешехода-демонстратора на каждом из участков его пути и время, затраченное на остановку. Для этого следует при­влекать для производства замеров нескольких хронометристов.

Например, если пешеход прошел по проезжей части 3 м ша­гом, остановился, а затем побежал назад, то по ходу воспроизве­дения демонстратором этих действий один хронометрист должен замерять время движения демонстратора шагом до остановки, другой — время, которое демонстратор простоял, третий — вре­мя бега демонстратора в обратном направлении до места наезда. С помощью двухстрелочного секундомера один хронометрист мо­жет замерять, например, время преодоления демонстратором од­ного из участков и время остановки.

Корректировка темпа движения демонстратора производится по указанным выше правилам.

По аналогичной схеме проводятся эксперименты в случаях на­езда на иные подвижные препятствия (велосипедистов, гужевые повозки).

Определение скорости движения транспортного средства

Необходимость проведения данного эксперимента возникает в тех случаях, когда невозможно с достаточной степенью точности определить скорость движения ТС расчетным путем (отсутствуют следы торможения, диск тахографа). Показания водителей, сви­детелей и пострадавших о скорости движения ТС, как правило, весьма существенно различаются. В случае принятия этих пока­заний в качестве исходных данных при производстве автотехни­ческой экспертизы, однозначность вывода о возможности либо невозможности предотвратить ДТП исключается.

Требования, предъявляемые к условиям проведения дан­ного эксперимента, аналогичны указанным в разделе 2.1. Для проведения контрольных заездов должно использоваться то же самое ТС, скорость которого во время ДТП проверяется (имеется в виду скорость, с которой двигалось ТС до торможе­ния или до наезда, либо столкновения в случаях, когда тормо­жение водителем не применялось). При его повреждении можно использовать ТС такой же марки (модели) и желатель­но такой же окраски. Загруженность ТС (в тоннах или пасса­жирах) должна быть такой же, как и во время ДТП. Погодные условия также следует выбирать наиболее приближенные к условиям, имевшим место во время ДТП (солнечно, пасмур­но, дождь и т.п.).

Ход эксперимента

На проезжей части отмеряется контрольный участок длиной 20 м (при определении высоких скоростей движения — более 70 км/ч — длина контрольного участка должна быть 40 м). В на­чале участка проводится контрольная линия или устанавливается вешка 1, в конце — контрольная линия или вешка 2 (рис. 2.1).

Рис. 2.1

ТС, скорость которого определяется, несколько раз проезжа­ет по контрольному участку по той же траектории, что и во время ДТП. Скорость движения ТС корректируется с помощью показа­ний свидетелей-очевидцев таким же образом, как и при опреде­лении скорости движения пешехода (см. раздел 2.1). С помощью секундомера замеряется время преодоления ТС контрольного участка. Хронометристу удобнее всего располагаться в ТС, вклю­чая секундомер в момент пересечения им контрольной линии 1 и выключая в момент пересечения контрольной линии 2. Скорость ТС (км/ч) определяется по формуле:

где: 5К — длина контрольного участка, м;

Тк — время преодоления ТС контрольного участка, с.

В постановлении о назначении автотехнической экспертизы следует указать результаты (минимальный и максимальный) тех заездов, в которых свидетель-очевидец указал, что скорость ТС была такой же, как во время ДТП. Например, было произведе­но три заезда на участке 20 м с результатами соответственно 2 с, 1,2 с, 1,6 с. Свидетель показал, что во время ДТП автомобиль двигался примерно как в третьем заезде. Водителю-демонстратору было предложено произвести еще два заезда, выдерживая такую же скорость, как в третьем заезде. Результаты четверто­го и пятого заездов составили 1,55 и 1,7 с (в идеальном случае они совпадут с результатом третьего заезда). Свидетель под­твердил, что в дополнительных заездах автомобиль двигался так же, как и во время ДТП (незначительное изменение скорости может быть не замечено свидетелем). В постановлении о назна­чении экспертизы отмечается: «При проведении следствен­ного эксперимента установлено, что автомобиль двигался со скоростью, соответствующей преодолению участка 20 м за 1,55—1,7 с» (при совпадении результатов указывается одно время)..



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.227.73 (0.01 с.)