Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вещества почвенного происхождения

Поиск

На месте ДТП часто остаются следы почвенного происхожде­ния. Они могут быть оставлены ТС или участниками движения (пешеходом, водителем и др.).

В процессе эксплуатации ТС, при движении по разным доро­гам и территориям на ТС формируются почвенные наслоения, ко­торые при столкновении, наезде, резком торможении могут осы­паться с ТС на поверхность дороги, наслоиться на объект, с которым контактирует ТС (другое ТС, предметы одежды постра­давшего, придорожные сооружения и т.д.).

 


Рис.1.32

 

В случаях, когда ТС с места ДТП скрылось, почвенное веще­ство может служить источником доказательственной информа­ции для идентификации ТС, причастного к ДТП, и установления отдельных элементов механизма происшествия.

При осмотре места происшествия необходимо изъять (см. рис. 1.32) частицы почвенного вещества, предположительно осыпавшегося с ТС (поз. 1), и взять пробы почвы (сравнительные и контрольные образцы), локализующие участок дороги или местности, где произошло ДТП (для решения вопроса о проезде проверяемого ТС поданному участку дороги по результатам ана­лиза почв при последующем экспертном исследовании).

Для локализации участка дороги отбираются:

• 3 — 5 сравнительных образцов с идентифицируемого участка дороги в месте наезда, столкновения (поз. 2);

• по 2-3 контрольных образца с каждой обочины (поз. 3);

• по 1—2 контрольных образца с прилегающей к дороге территории (поз. 4);

• по 1 контрольному образцу с проезжей части дороги на расстоянии 200 и 300 м в одну и другую сторону от места наезда, столкновения (всего 4 образца, поз. 5).

С поверхности дорожного покрытия почвенное вещество изы­мается с помощью совка и щетки (сметается). Если вещество имеет вид спрессованных комочков, передающих отображения канавок рисунка протектора, которые могут быть пригодными для идентификации ТС по трасологическим признакам, то должна быть обеспечена сохранность вида и формы наслоений. Изъятие в таких случаях проводится очень аккуратно в тару с жестко фик­сированными стенками (коробочки).

Образцы (сравнительные и контрольные) отбирают массой 50-200 г, упаковывают в пакеты из плотной чистой бумаги, что обес­печивает высыхание почвы непосредственно в пакете. Если почва су­хая, то их можно упаковывать в полиэтиленовые пакеты. Все образ­цы подписываются и нумеруются, на этикетке указывается место, глубина и дата изъятия. Точки изъятия с указанием номеров образцов и расстояния между ними отмечаются на схеме места ДТП.

При обнаружении ТС, подозреваемого в совершении ДТП, с него необходимо отобрать образцы почвенного вещества для проведения сравнительного исследования с почвенными наслое­ниями, имеющимися на предметах одежды пострадавшего либо изъятыми с участка дороги на месте ДТП. Если на проверяемом ТС не видно следов отслоения почвенного вещества, то нужно отобрать несколько сравнительных образцов из различных заг­рязненных мест: по 1 образцу из-под крыльев, 2-3 образца с днища, по 1 образцу с переднего и заднего бампера, по 1 образцу с боковой поверхности каждого колеса. В случаях, когда места отслоения видны, образцы для сравнения берутся непосредствен­но от края отслоения, по возможности без нарушения его поверх­ности. Контрольными образцами для проверяемого ТС будут на­слоения с ТС, эксплуатировавшихся в аналогичных условиях. Места изъятия образцов отмечаются в протоколе.

В случаях, когда отсутствуют достоверные сведения о лице, уп­равлявшем ТС во время ДТП (водитель с места происшествия скрылся, показания участников и очевидцев противоречивы, нали­чие иных обстоятельств, указывающих на необходимость идентифи­кации лица, управлявшего ТС), или же требуется установить факт пребывания определенного субъекта в салоне ТС, необходимо отобрать (ссыпать, смести) почвенные наслоения из салона (каби­ны) ТС под водительским и пассажирскими сиденьями (например, с каждого коврика), с педалей управления, порогов. Если почвенные наслоения незначительные, то лучше изъять их с предметами-носи­телями (ковриками, обшивкой и т.д.), упаковав каждый в отдельный сверток. Отдельно изымается обувь подозреваемого лица.

Одежда и обувь пострадавшего, на которой имеются наслое­ния почвенного вещества, образовавшиеся в результате контакта с деталями ТС и дорогой, а также обувь подозреваемого, если не­обходимо установить факт присутствия и место расположения в ТС, должны быть изъяты как можно быстрее, сразу же после за­держания подозреваемого лица или ТС.

Осмотр вещественных доказательств проводится визуально и с помощью оптических средств на чистом листе бумаги. При осмот­ре отмечается локализация наслоений и возможность их сохране­ния в процессе транспортировки. Если вещество может осы­паться, его обшивают куском чистой белой ткани, либо снимают, упаковывают в пакетик отдельно и указывают локализацию на по­верхности предмета. Вещественные доказательства упаковывают в отдельные пакеты или свертки из плотной бумаги с таким расче­том, чтобы не повредить наслоения. Влажные предметы перед упаковкой высушиваются при комнатной температуре. Каждая упаковка должна иметь надпись, указывающую на ее содержимое и дату изъятия, а также подписи следователя, понятых и печать.

Если из-за громоздкости или по каким-то другим причинам невозможно изъять предметы-носители, наслоения аккуратно снимают с учетом их локализации, которая отмечается в протоко­ле осмотра. Наслоения снимаются щеткой или совком. Категори­чески противопоказано снимать наслоения дактилоскопичес­кой или любой другой липкой пленкой, так как потом снять с них почву, а следовательно и провести исследование, невозможно.

Для оказания квалифицированной помощи по локализации участка дороги, отбору и упаковке образцов, изъятию почвенных наслоений к осмотру места ДТП целесообразно привлекать спе­циалиста-почвоведа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.161.178 (0.005 с.)