Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нефтепродукты (НП) и горюче-смазочные материалы (ГСМ)

Поиск

Следы НП и ГСМ — достаточно распространенный вид сле­дов на месте ДТП, исследование которых позволяет получить информацию о конкретном ТС, совершившем ДТП, я также факти­ческие данные о механизме рассматриваемого происшествия.

Необходимо отметить, что при осмотре места ДТП в основном уделяется внимание обнаружению следов ГСМ, которые, являясь вязкими образованиями (автомобильные масла, пластичные смазки), способны переходить с одного предмета-носителя на другой при их контакте. Однако следует учитывать, что на объек­тах ДТП могут остаться и другие следы НП и ГСМ: бензина, ди­зельного топлива, охлаждающих и тормозных жидкостей, ас­фальта и др., обнаружение и изъятие которых играет не менее важную роль в расследовании.

При наезде на пешехода наслоения (следы) НП и ГСМ в большинстве случаев находятся на предметах одежды пострадав­шего (в основном — на верхней одежде). В результате столкно­вения ТС с каким-либо препятствием либо другим ТС смазочные материалы могут находиться на поверхности объекта, с которым столкнулось ТС, а также на дороге. При значительных поврежде­ниях ТС наслоения асфальта могут находиться на деталях ТС.

В зависимости от обстоятельств дорожно-транспортного про­исшествия НП и ГСМ в качестве вещественных доказательств выступают в виде:

• наслоений (следов) на различных объектах-носителях, а также в смеси как с другими нефтепродуктами, так и с веществами иной природы (частицами почвы, стекла, растений, ЛКМ и П и др.);

• конкретных объемов, находящихся в определенных емкос­тях (например, сравнительных образцов, изъятых в гараже).

Основными объектами-носителями НП и ГСМ по делам о ДТП являются: одежда пострадавших, дорожное покрытие (ас­фальтобетонное, грунтовое и др.), а также различные совместные комбинации (например, наслоения промасленной почвы на одеж­де пострадавшего) и др.

Присутствие достаточного количества НП и ГСМ на объекте-носителе устанавливается при осмотре места ДТП. Выявление микроследов (например, на одежде) входит в сферу экспертного исследования. Таким образом, при изъятии вещественных дока­зательств с места ДТП особую важность приобретает соблюде­ние общих правил изъятия и упаковки объектов НП и ГСМ.

При обнаружении, изъятии и отправке вещественных доказа­тельств в судебно-экспертное учреждение необходимо учитывать специфические особенности НП и ГСМ (в частности, их нестабильность). В первую очередь это относится к автомобильным топливам, которые, не имея устойчивой формы, при длительном хранении в негерметичной емкости либо на поверхности предмета-носителя видоизменяются, что делает их непригодными для решения эксперт­ных задач (в особенности идентификационных). В связи с этим осо­бое значение должно уделяться обеспечению сохранности первона­чального состава объектов нефтехимической природы, начиная с момента их обнаружения и до момента исследования.

Для исследования наслоений НП и ГСМ, находящихся на объектах-носителях, нужно по возможности направлять на экс­пертизу сами объекты (например, одежду пострадавшего), обес­печивая сохранность наслоений НП и ГСМ и их локализацию. Зону следов и микрочастиц НП и ГСМ на объекте-носителе луч­ше всего локализовать, т.е. покрыть целлофановой аппликацией, закрепляемой липкой лентой. Предметы одежды необходимо тщательно просушить и упаковать по отдельности.

При изъятии наслоений НП и ГСМ с твердых поверхностей (например, с дорожного покрытия) используются ватные или марлевые тампоны, которые затем необходимо упаковывать в поли­этилен.

Свойства НП и ГСМ предъявляют определенные требования к упаковочному материалу. Жидкие и вязкие НП и ГСМ облада­ют способностью проникать в массу материала (бумаги, картона, текстильных материалов и т.д.) и распределяться в ней. Бензины могут экстрагировать многие органические вещества и раство­рять их (например, резину). По этой причине упаковочный мате­риал из картона и древесины, бумажные пакеты, конверты, спи­чечные коробки, резиновые пробки нельзя использовать для упаковки жидких и вязких образцов НП и ГСМ.

Во многих случаях для экспертного исследования НП и ГСМ необходимо направлять контрольные образцы, которые предс­тавляют собой вещества и материалы, не связанные с обстоя­тельствами расследуемого события. С помощью контрольных об­разцов эксперты определяют источники примесей, загрязнений и учитывают их в ходе сравнительных исследований. Так, при изъ­ятии образцов на ватные или марлевые тампоны на экспертизу необходимо направлять также чистые образцы таких же тампонов. В качестве контрольных образцов на экспертизу нап­равляют образцы с поверхности предмета-носителя вне зоны об­наруженных следов, части предметов-носителей и др.

Таким образом, основные требования, предъявляемые при упаковке объектов экспертизы НП и ГСМ, изымаемых на месте ДТП, — это, в первую очередь, использование подходящего упа­ковочного материала, наличие контрольных образцов вспомога­тельных материалов, а также обеспечение герметичности упаков­ки вещественных доказательств с целью сохранения их первоначальных свойств (особенно при изъятии топлив).

Волокнистые материалы

Волокнистые материалы, как объекты исследования при рас­следовании ДТП, фигурируют в основном вдвух следственных си­туациях. Первые связаны с установлением ТС, совершившего на­езд на пешехода, вторые — с установлением лица, управлявшего ТС или находившегося в нем в момент совершения ДТП. В пер­вом случае отделение частей волокнистых материалов происходит в результате сильного трения между одеждой пострадавшего и ТС, во втором — при контакте одежды водителя (пассажира) с предметами и деталями салона.

Следы от одежды пострадавшего на ТС могут быть в виде раз­розненных наслоений волокон или их совокупности — неболь­ших пучков, комочков; фрагментов нитей, пряжи, ниток; кусоч­ков ткани или трикотажа различной формы и величины; фрагментов материала одежды с фурнитурой — пуговицей, крючком. В зависимости от особенностей происшествия и усло­вий контакта (поведения пешехода до столкновения, его действий, места наезда, траектории движения пешехода (его те­ла) после столкновения, силы удара и пр.) могут меняться объем следа и его локализация. Поэтому при осмотре ТС важно иссле­довать все те участки, где могут находиться волокна от предметов, принадлежавших пострадавшему.

Так, например, при переездах пешехода волокна следует ис­кать на днище ТС, в углублениях колес (протекторах), при столк­новении с пешеходом — на наружных поверхностях ТС. Поиск объектов волокнистой природы следует проводить в ходе осмотра предполагаемых мест контактирования, особенно областей по­вреждения ТС, используя соответствующую увеличительную и осветительную технику. Вместе с тем, следует иметь в виду, что волокна легко подвижны и могут изменить первоначальную лока­лизацию, переместившись на другое место, в углубления, щели, зацепиться за выступающие части.

Подчас расследование наездов на пешехода осложняется тем обстоятельством, что водитель вместе с ТС скрывается с места про­исшествия, и осмотр проверяемых ТС осуществляется только через определенный промежуток времени, иногда довольно длительный. За это время часть наслоений волокнистых материалов может быть утрачена. Однако известны случаи, когда на ТС были обнаружены нити от одежды пострадавшего через месяц после происшествия.

Также следует иметь в виду, что ТС подвергаются чистке, при которой обычно используются тряпки, ветошь и другие волокнис­тые материалы. Поэтому в каждом конкретном случае следует определять возможные места локализации волокон от одежды пострадавшего, исходя из характера повреждений на его теле и одежде, повреждений на ТС, с учетом обстановки в момент про­исшествия. Целесообразно также предоставлять экспертам-волокноведам копии заключений судебно-медицинских экспертов с указанием локализации повреждений на теле пострадавшего.

Задача установления лица, управлявшего ТС во время происше­ствия, может быть решена при исследовании объектов волокнистой природы, отделившихся в момент удара от одежды, исходя из их ха­рактерного расположения. На рулевом колесе и других механизмах управления могут остаться как волокна, так и более крупные части одежды лица, управлявшего ТС. Одновременно происходит отделе­ние волокон и от одежды других лиц, находившихся в салоне ТС. В первую очередь, волокна от одежды водителя могут остаться на ремне безопасности, на обшивке и ручке дверцы водителя, на спин­ке, сиденье и подголовнике водительского кресла, т.е. в местах воз­можного контакта. В свою очередь, на одежде водителя (пассажира) также остаются волокна от обшивки сидений, дверцы, чехлов (на­кидок) и других волокнистых материалов салона ТС. Однако в за­висимости от механизма ДТП, особенно если ТС переворачивается, первичная локализация волокон нарушается, и волокна от одежды пассажира могут оказаться на водительском сиденье и наоборот. Также по возможности следует установить, менялись ли местами лица, находившиеся в салоне во время движения (отдыха).

Обнаруженные на ТС волокна, нити, нитки следует изымать на липкие ленты (только не скотч), если таковых нет, то на дактопленки со светлым слоем, которые затем помещаются в почтовые конверты и снабжаются необходимыми реквизитами (указанием места обнаружения, марки и регистрационного номера ТС) и за­веряются подписями следователя и понятых.

Более крупные объекты — кусочки ткани, трикотажа, фраг­менты материалов одежды — следует помещать в бумажные (почтовые) конверты с соблюдением тех же правил упаковки.

В салоне ТС липкими пленками следует обрабатывать сиденье водителя, рулевое управление, обшивку водительской двери, т.е. предполагаемые места контакта с одеждой лица, подозреваемого в совершении ДТП.

Если в салоне на сиденьях имеются чехлы (накидки, ковровые комплекты), желательно не обрабатывать их пленками, а отп­равлять на экспертное исследование. При этом каждый чехол следует упаковывать отдельно в плотную бумагу. Во избежание дополнительного контакта поверхностей, соответствующих спин­ке и сиденью, чехол помещается между двумя листами чистой бу­маги и затем складывается либо сворачивается в сверток. Перед упаковкой чехлы или другие объекты волокнистой природы необ­ходимо высушить.

Каждый предмет одежды подозреваемых лиц также упаковы­вают в отдельные свертки.

Все упакованные вещественные доказательства снабжаются пояснительными надписями, подписями соответствующих лиц и опечатываются.

Изделия из стекла

При ДТП нередко имеет место повреждение остекленных час­тей ТС. При этом чаще всего разбиваются лобовое стекло, рассеиватели фар, наружные зеркала.

Для остекления салонов автотранспортных средств изготав­ливают два вида специального травмобезопасного стекла: стали­нит и триплекс.

Сталинит изготавливается из плоского стекла путем специ­альной термической обработки — закалки. В результате закалки стекло приобретает повышенную механическую прочность и бе­зопасные свойства — при разрушении распадается на множест­во мелких осколков в виде многогранников, не имеющих острых углов и режущих граней (рис. 1.29).

Триплекс — это трехслойное изделие, состоящее из двух лис­тов тонкого (толщиной 2-3,5 мм) стекла, склеенных между со­бой органической пленкой. На автомобильном транспорте трип­лекс применяется, как правило, в качестве лобовых стекол. Обычно при ДТП изделия из триплекса не разлетаются на осколки, они удерживаются пленкой. Лишь мелкие осколки в виде игл мелкой крошки отслаиваются от участков, расположенных вбли­зи от места удара (рис 1.30).

 


Рис. 1.29. Осколки защитного травмобезопасного стекла сталинит

 

 

Рассеиватель (фарный) — круглое или прямоугольное, вы­пуклое стекло, закрывающее световое отверстие отражателя (рис. 1.31). Выработка стеклоизделий такого типа производится на пресс-автоматах методом прессования. Наружная выпуклая поверхность рассеивателя всегда гладкая. На внутренней поверх­ности рассеивателя имеются рифления — выпуклый рисунок в виде линз, остроугольных призм, насечек, грануляций и т. д., ко­торый прессуется пуансоном. По виду рифлений можно опреде­лить тип и наименование рассеивателя. В зависимости от конфи­гурации формируемого фарой светового потока различают симметричные и асимметричные рассеиватели. Наличие на внут­ренней стороне осколков набора остроугольных призм является признаком асимметричного рассеивателя, наличие линз и зональ­ного строения — признак симметричных рассеивателей. Помимо различия в характере оптических элементов, рассеиватели разли­чаются формой, размерами, посадочным диаметром, по которым также можно определить тип транспортных средств, на которых они устанавливаются. На внутренней поверхности рассеивателя имеется также маркировка, которая прессуется вместе с рассеивателем. По маркировочным обозначениям можно установить тип и марку рассеивателя, когда и каким заводом он выпущен, но­мер пресс-формы, в которой было изготовлено изделие, и др.

В результате ДТП большая часть разбитых стекол осыпается на поверхность дороги либо вблизи места наезда ТС на неподвиж­ное препятствие (столб, дерево и т.п.). При наезде на пешехода некоторая часть стекол может попасть на одежду пострадавших, а при столкновении ТС — с одного на другое.

Качество экспертизы, полнота решения вопросов, поставлен­ных перед экспертом, во многом зависят от того, насколько пра­вильно изъяты и представлены осколки стекла на исследование. Как правило, изъятие осколков стекла, обнаруженных на месте происшествия, не вызывает каких-либо трудностей. Их просто собирают и помещают в пластиковые или бумажные пакеты, кар­тонные коробки. Между тем, для правильного изъятия и сохране­ния осколков стекла необходимо соблюдать ряд требований.

• Изымать и представлять на экспертизу необходимо все осколки стекла, обнаруженные на месте происшествия. При не соблюдении данного требования могут быть утрачены объекты (например, фрагменты фарного рассеивателя), необходимые для установления вида и назначения изделия из стекла (родовой, групповой принадлежности) и факта принадлежности двух или нескольких частей одной конкретной детали ТС (идентификации целого по частям).

• Направлять на экспертизу осколки стекла в том виде, в каком они были обнаружены. На поверхности осколков стекла могут быть различные наслоения, загрязнения, которые могут явиться дополнительными признаками при сравнительном исследовании.

• Необходимо использовать для упаковки осколков стекла тару, обеспечивающую их сохранность, исключающую разрушение осколков стекла при транспортировке. Ни в коем случае нельзя

использовать для упаковки стеклянную тару (пробирки, банки), фиксировать микрочастицы стекла на предметных стеклах.

• Предоставлять на исследование предметы-носители, на которых предполагается наличие микрочастиц стекла, поскольку обнаружение и изъятие последних имеет свою специфику. При этом каждый предмет-носитель должен быть тщательно упакован в чистую бумагу или не использованный ранее бумажный (пластиковый) пакет, которые позволят предохранить микрочастицы от утери и от перехода их с одного предмета-носителя на другой.

• Если же предоставить предмет-носитель невозможно, то для изъятия с его поверхности микроосколков стекла и их сохранения можно использовать липкие ленты.

Изделия из пластмасс

На месте ДТП нередко обнаруживаются изделия из пласт­масс, частицы от них и следы, которые в дальнейшем становятся вещественным доказательством. К данным изделиям в первую очередь следует отнести:

• рассеиватели указателей поворотов, задних фонарей и фонаря освещения номерного знака; пластмассовые части бампера;

• элементы фурнитуры предметов одежды (пуговицы, пряжки, застежки и т.п.).

Рекомендации по изъятию данных вещественных доказательств и вышеуказанных осколков стекол практически одни и те же. Обнару­женные на месте происшествия объекты, изготовленные из пласт­масс, подлежат немедленной упаковке с целью сохранения находя­щихся на них микрочастиц иной природы (например, ниток в «ушках» пуговиц, которыми они были пришиты, или микрочастиц ткани пред­мета одежды, от которого они предположительно были отделены).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.162.73 (0.017 с.)