Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нефтепродукты (НП) и горюче-смазочные материалы (ГСМ)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Следы НП и ГСМ — достаточно распространенный вид следов на месте ДТП, исследование которых позволяет получить информацию о конкретном ТС, совершившем ДТП, я также фактические данные о механизме рассматриваемого происшествия. Необходимо отметить, что при осмотре места ДТП в основном уделяется внимание обнаружению следов ГСМ, которые, являясь вязкими образованиями (автомобильные масла, пластичные смазки), способны переходить с одного предмета-носителя на другой при их контакте. Однако следует учитывать, что на объектах ДТП могут остаться и другие следы НП и ГСМ: бензина, дизельного топлива, охлаждающих и тормозных жидкостей, асфальта и др., обнаружение и изъятие которых играет не менее важную роль в расследовании. При наезде на пешехода наслоения (следы) НП и ГСМ в большинстве случаев находятся на предметах одежды пострадавшего (в основном — на верхней одежде). В результате столкновения ТС с каким-либо препятствием либо другим ТС смазочные материалы могут находиться на поверхности объекта, с которым столкнулось ТС, а также на дороге. При значительных повреждениях ТС наслоения асфальта могут находиться на деталях ТС. В зависимости от обстоятельств дорожно-транспортного происшествия НП и ГСМ в качестве вещественных доказательств выступают в виде: • наслоений (следов) на различных объектах-носителях, а также в смеси как с другими нефтепродуктами, так и с веществами иной природы (частицами почвы, стекла, растений, ЛКМ и П и др.); • конкретных объемов, находящихся в определенных емкостях (например, сравнительных образцов, изъятых в гараже). Основными объектами-носителями НП и ГСМ по делам о ДТП являются: одежда пострадавших, дорожное покрытие (асфальтобетонное, грунтовое и др.), а также различные совместные комбинации (например, наслоения промасленной почвы на одежде пострадавшего) и др. Присутствие достаточного количества НП и ГСМ на объекте-носителе устанавливается при осмотре места ДТП. Выявление микроследов (например, на одежде) входит в сферу экспертного исследования. Таким образом, при изъятии вещественных доказательств с места ДТП особую важность приобретает соблюдение общих правил изъятия и упаковки объектов НП и ГСМ. При обнаружении, изъятии и отправке вещественных доказательств в судебно-экспертное учреждение необходимо учитывать специфические особенности НП и ГСМ (в частности, их нестабильность). В первую очередь это относится к автомобильным топливам, которые, не имея устойчивой формы, при длительном хранении в негерметичной емкости либо на поверхности предмета-носителя видоизменяются, что делает их непригодными для решения экспертных задач (в особенности идентификационных). В связи с этим особое значение должно уделяться обеспечению сохранности первоначального состава объектов нефтехимической природы, начиная с момента их обнаружения и до момента исследования. Для исследования наслоений НП и ГСМ, находящихся на объектах-носителях, нужно по возможности направлять на экспертизу сами объекты (например, одежду пострадавшего), обеспечивая сохранность наслоений НП и ГСМ и их локализацию. Зону следов и микрочастиц НП и ГСМ на объекте-носителе лучше всего локализовать, т.е. покрыть целлофановой аппликацией, закрепляемой липкой лентой. Предметы одежды необходимо тщательно просушить и упаковать по отдельности. При изъятии наслоений НП и ГСМ с твердых поверхностей (например, с дорожного покрытия) используются ватные или марлевые тампоны, которые затем необходимо упаковывать в полиэтилен. Свойства НП и ГСМ предъявляют определенные требования к упаковочному материалу. Жидкие и вязкие НП и ГСМ обладают способностью проникать в массу материала (бумаги, картона, текстильных материалов и т.д.) и распределяться в ней. Бензины могут экстрагировать многие органические вещества и растворять их (например, резину). По этой причине упаковочный материал из картона и древесины, бумажные пакеты, конверты, спичечные коробки, резиновые пробки нельзя использовать для упаковки жидких и вязких образцов НП и ГСМ. Во многих случаях для экспертного исследования НП и ГСМ необходимо направлять контрольные образцы, которые представляют собой вещества и материалы, не связанные с обстоятельствами расследуемого события. С помощью контрольных образцов эксперты определяют источники примесей, загрязнений и учитывают их в ходе сравнительных исследований. Так, при изъятии образцов на ватные или марлевые тампоны на экспертизу необходимо направлять также чистые образцы таких же тампонов. В качестве контрольных образцов на экспертизу направляют образцы с поверхности предмета-носителя вне зоны обнаруженных следов, части предметов-носителей и др. Таким образом, основные требования, предъявляемые при упаковке объектов экспертизы НП и ГСМ, изымаемых на месте ДТП, — это, в первую очередь, использование подходящего упаковочного материала, наличие контрольных образцов вспомогательных материалов, а также обеспечение герметичности упаковки вещественных доказательств с целью сохранения их первоначальных свойств (особенно при изъятии топлив). Волокнистые материалы Волокнистые материалы, как объекты исследования при расследовании ДТП, фигурируют в основном вдвух следственных ситуациях. Первые связаны с установлением ТС, совершившего наезд на пешехода, вторые — с установлением лица, управлявшего ТС или находившегося в нем в момент совершения ДТП. В первом случае отделение частей волокнистых материалов происходит в результате сильного трения между одеждой пострадавшего и ТС, во втором — при контакте одежды водителя (пассажира) с предметами и деталями салона. Следы от одежды пострадавшего на ТС могут быть в виде разрозненных наслоений волокон или их совокупности — небольших пучков, комочков; фрагментов нитей, пряжи, ниток; кусочков ткани или трикотажа различной формы и величины; фрагментов материала одежды с фурнитурой — пуговицей, крючком. В зависимости от особенностей происшествия и условий контакта (поведения пешехода до столкновения, его действий, места наезда, траектории движения пешехода (его тела) после столкновения, силы удара и пр.) могут меняться объем следа и его локализация. Поэтому при осмотре ТС важно исследовать все те участки, где могут находиться волокна от предметов, принадлежавших пострадавшему. Так, например, при переездах пешехода волокна следует искать на днище ТС, в углублениях колес (протекторах), при столкновении с пешеходом — на наружных поверхностях ТС. Поиск объектов волокнистой природы следует проводить в ходе осмотра предполагаемых мест контактирования, особенно областей повреждения ТС, используя соответствующую увеличительную и осветительную технику. Вместе с тем, следует иметь в виду, что волокна легко подвижны и могут изменить первоначальную локализацию, переместившись на другое место, в углубления, щели, зацепиться за выступающие части. Подчас расследование наездов на пешехода осложняется тем обстоятельством, что водитель вместе с ТС скрывается с места происшествия, и осмотр проверяемых ТС осуществляется только через определенный промежуток времени, иногда довольно длительный. За это время часть наслоений волокнистых материалов может быть утрачена. Однако известны случаи, когда на ТС были обнаружены нити от одежды пострадавшего через месяц после происшествия. Также следует иметь в виду, что ТС подвергаются чистке, при которой обычно используются тряпки, ветошь и другие волокнистые материалы. Поэтому в каждом конкретном случае следует определять возможные места локализации волокон от одежды пострадавшего, исходя из характера повреждений на его теле и одежде, повреждений на ТС, с учетом обстановки в момент происшествия. Целесообразно также предоставлять экспертам-волокноведам копии заключений судебно-медицинских экспертов с указанием локализации повреждений на теле пострадавшего. Задача установления лица, управлявшего ТС во время происшествия, может быть решена при исследовании объектов волокнистой природы, отделившихся в момент удара от одежды, исходя из их характерного расположения. На рулевом колесе и других механизмах управления могут остаться как волокна, так и более крупные части одежды лица, управлявшего ТС. Одновременно происходит отделение волокон и от одежды других лиц, находившихся в салоне ТС. В первую очередь, волокна от одежды водителя могут остаться на ремне безопасности, на обшивке и ручке дверцы водителя, на спинке, сиденье и подголовнике водительского кресла, т.е. в местах возможного контакта. В свою очередь, на одежде водителя (пассажира) также остаются волокна от обшивки сидений, дверцы, чехлов (накидок) и других волокнистых материалов салона ТС. Однако в зависимости от механизма ДТП, особенно если ТС переворачивается, первичная локализация волокон нарушается, и волокна от одежды пассажира могут оказаться на водительском сиденье и наоборот. Также по возможности следует установить, менялись ли местами лица, находившиеся в салоне во время движения (отдыха). Обнаруженные на ТС волокна, нити, нитки следует изымать на липкие ленты (только не скотч), если таковых нет, то на дактопленки со светлым слоем, которые затем помещаются в почтовые конверты и снабжаются необходимыми реквизитами (указанием места обнаружения, марки и регистрационного номера ТС) и заверяются подписями следователя и понятых. Более крупные объекты — кусочки ткани, трикотажа, фрагменты материалов одежды — следует помещать в бумажные (почтовые) конверты с соблюдением тех же правил упаковки. В салоне ТС липкими пленками следует обрабатывать сиденье водителя, рулевое управление, обшивку водительской двери, т.е. предполагаемые места контакта с одеждой лица, подозреваемого в совершении ДТП. Если в салоне на сиденьях имеются чехлы (накидки, ковровые комплекты), желательно не обрабатывать их пленками, а отправлять на экспертное исследование. При этом каждый чехол следует упаковывать отдельно в плотную бумагу. Во избежание дополнительного контакта поверхностей, соответствующих спинке и сиденью, чехол помещается между двумя листами чистой бумаги и затем складывается либо сворачивается в сверток. Перед упаковкой чехлы или другие объекты волокнистой природы необходимо высушить. Каждый предмет одежды подозреваемых лиц также упаковывают в отдельные свертки. Все упакованные вещественные доказательства снабжаются пояснительными надписями, подписями соответствующих лиц и опечатываются. Изделия из стекла При ДТП нередко имеет место повреждение остекленных частей ТС. При этом чаще всего разбиваются лобовое стекло, рассеиватели фар, наружные зеркала. Для остекления салонов автотранспортных средств изготавливают два вида специального травмобезопасного стекла: сталинит и триплекс. Сталинит изготавливается из плоского стекла путем специальной термической обработки — закалки. В результате закалки стекло приобретает повышенную механическую прочность и безопасные свойства — при разрушении распадается на множество мелких осколков в виде многогранников, не имеющих острых углов и режущих граней (рис. 1.29). Триплекс — это трехслойное изделие, состоящее из двух листов тонкого (толщиной 2-3,5 мм) стекла, склеенных между собой органической пленкой. На автомобильном транспорте триплекс применяется, как правило, в качестве лобовых стекол. Обычно при ДТП изделия из триплекса не разлетаются на осколки, они удерживаются пленкой. Лишь мелкие осколки в виде игл мелкой крошки отслаиваются от участков, расположенных вблизи от места удара (рис 1.30).
Рис. 1.29. Осколки защитного травмобезопасного стекла сталинит
Рассеиватель (фарный) — круглое или прямоугольное, выпуклое стекло, закрывающее световое отверстие отражателя (рис. 1.31). Выработка стеклоизделий такого типа производится на пресс-автоматах методом прессования. Наружная выпуклая поверхность рассеивателя всегда гладкая. На внутренней поверхности рассеивателя имеются рифления — выпуклый рисунок в виде линз, остроугольных призм, насечек, грануляций и т. д., который прессуется пуансоном. По виду рифлений можно определить тип и наименование рассеивателя. В зависимости от конфигурации формируемого фарой светового потока различают симметричные и асимметричные рассеиватели. Наличие на внутренней стороне осколков набора остроугольных призм является признаком асимметричного рассеивателя, наличие линз и зонального строения — признак симметричных рассеивателей. Помимо различия в характере оптических элементов, рассеиватели различаются формой, размерами, посадочным диаметром, по которым также можно определить тип транспортных средств, на которых они устанавливаются. На внутренней поверхности рассеивателя имеется также маркировка, которая прессуется вместе с рассеивателем. По маркировочным обозначениям можно установить тип и марку рассеивателя, когда и каким заводом он выпущен, номер пресс-формы, в которой было изготовлено изделие, и др. В результате ДТП большая часть разбитых стекол осыпается на поверхность дороги либо вблизи места наезда ТС на неподвижное препятствие (столб, дерево и т.п.). При наезде на пешехода некоторая часть стекол может попасть на одежду пострадавших, а при столкновении ТС — с одного на другое. Качество экспертизы, полнота решения вопросов, поставленных перед экспертом, во многом зависят от того, насколько правильно изъяты и представлены осколки стекла на исследование. Как правило, изъятие осколков стекла, обнаруженных на месте происшествия, не вызывает каких-либо трудностей. Их просто собирают и помещают в пластиковые или бумажные пакеты, картонные коробки. Между тем, для правильного изъятия и сохранения осколков стекла необходимо соблюдать ряд требований. • Изымать и представлять на экспертизу необходимо все осколки стекла, обнаруженные на месте происшествия. При не соблюдении данного требования могут быть утрачены объекты (например, фрагменты фарного рассеивателя), необходимые для установления вида и назначения изделия из стекла (родовой, групповой принадлежности) и факта принадлежности двух или нескольких частей одной конкретной детали ТС (идентификации целого по частям). • Направлять на экспертизу осколки стекла в том виде, в каком они были обнаружены. На поверхности осколков стекла могут быть различные наслоения, загрязнения, которые могут явиться дополнительными признаками при сравнительном исследовании. • Необходимо использовать для упаковки осколков стекла тару, обеспечивающую их сохранность, исключающую разрушение осколков стекла при транспортировке. Ни в коем случае нельзя использовать для упаковки стеклянную тару (пробирки, банки), фиксировать микрочастицы стекла на предметных стеклах. • Предоставлять на исследование предметы-носители, на которых предполагается наличие микрочастиц стекла, поскольку обнаружение и изъятие последних имеет свою специфику. При этом каждый предмет-носитель должен быть тщательно упакован в чистую бумагу или не использованный ранее бумажный (пластиковый) пакет, которые позволят предохранить микрочастицы от утери и от перехода их с одного предмета-носителя на другой. • Если же предоставить предмет-носитель невозможно, то для изъятия с его поверхности микроосколков стекла и их сохранения можно использовать липкие ленты. Изделия из пластмасс На месте ДТП нередко обнаруживаются изделия из пластмасс, частицы от них и следы, которые в дальнейшем становятся вещественным доказательством. К данным изделиям в первую очередь следует отнести: • рассеиватели указателей поворотов, задних фонарей и фонаря освещения номерного знака; пластмассовые части бампера; • элементы фурнитуры предметов одежды (пуговицы, пряжки, застежки и т.п.). Рекомендации по изъятию данных вещественных доказательств и вышеуказанных осколков стекол практически одни и те же. Обнаруженные на месте происшествия объекты, изготовленные из пластмасс, подлежат немедленной упаковке с целью сохранения находящихся на них микрочастиц иной природы (например, ниток в «ушках» пуговиц, которыми они были пришиты, или микрочастиц ткани предмета одежды, от которого они предположительно были отделены).
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.162.73 (0.017 с.) |