Канд. техн. наук А.М.Кривицкого и 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Канд. техн. наук А.М.Кривицкого и



Канд. юрид. наук Ю.И.Шапорова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОЗНАНИЙ В РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

ВВЕДЕНИЕ

Обеспечение безопасности движения — одна из наиболее ост­рых и актуальных проблем, связанных с интенсивным развитием автомобильного транспорта. Ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) гибнут и получают телесные повреждения тысячи людей, наносится большой экономический

ущерб.

В системе мероприятий, направленных на повышение без­опасности движения, большое значение имеют меры уголовно-правового характера — быстрое и квалифицированное расследо­вание ДТП, справедливое наказание виновных в их совершении лиц.

ДТП происходят в результате нарушения нормального функ­ционирования системы «водитель — транспортное средство — дорога — среда движения». Установление состояния элементов данной системы и связей между ними, нарушение которых послу­жило причиной ДТП или способствовало его возникновению, требует использования специальных познаний в науке и технике. Наиболее объективную доказательную информацию о ДТП можно получить в результате осмотра места происшествия, транспортных средств (ТС), проведения следственных экспери­ментов и различных видов экспертиз.

Для эффективного использования специальных познаний при расследовании ДТП необходимо знать практические возможнос­ти различных видов экспертиз, уметь правильно поставить задачи экспертам, владеть приемами и способами обнаружения, фикса­ции и изъятия следов на месте ДТП, методиками проведения следственных экспериментов для получения исходных данных, необходимых для производства экспертных исследований.

В целях оказания методической помощи при расследовании ДТП и было подготовлено настоящее пособие.

ОСМОТР МЕСТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

К задачам осмотра места ДТП относятся обнаружение, фикса­ция и изъятие следов, а также других вещественных доказательств, их предварительное исследование, выяснение обстановки происше­ствия, выявление иных обстоятельств, имеющих значение для дела.

ДТП скоротечно, оно развивается и заканчивается в течение нескольких секунд. Обстановка места ДТП не может сохраняться длительное время в связи с тем, что проезжая часть должна быть по возможности быстрее освобождена для движения, следы на месте происшествия быстро уничтожаются проходящим транс­портом и в результате атмосферных воздействий. Не исключается возможность умышленного или случайного внесения изменений в дорожную обстановку со стороны лиц, находящихся на месте ДТП. В связи с этим результаты и качество расследования во мно­гом зависят от своевременного выезда на место происшествия, тщательного и квалифицированного его осмотра и от правильного закрепления результатов осмотра в соответствующих документах.

При проведении осмотра иногда создается впечатление, что обстоятельства ДТП и его причины очевидны, нет необходимости в подробной фиксации всех следов и объектов на месте ДТП и достаточно обозначить некоторые основные из них (положение ТС, трупа, следов колес). Однако многолетняя практика показы­вает, что на месте ДТП нет следов и объектов главных и второ­степенных. Осколки стекол, частицы лакокрасочного покрытия (ЛК.П), узлы и детали, отделившиеся от ТС, царапины, следы на проезжей части и др. могут иметь важное значение для установ­ления механизма ДТП и виновных в его совершении лиц.

Целенаправленность осмотра места происшествия определяется видом ДТП, особенностями механизма происшествия, условиями, в которых проводится осмотр, и другими обстоятельствами. Напри­мер, в случаях, когда ТС скрылось с места происшествия, одной из первоочередных задач осмотра является обнаружение, фиксация и изъятие следов, оставленных этим ТС на дороге и объектах окружа­ющей обстановки (рисунок и размеры протектора, ширина колеи, следы шин; осколки стекол, обломки облицовки; осыпи лакокрасоч­ного покрытия, грязевых наслоений; отделившиеся части кузова и детали, выпавший груз и др.), и их предварительное исследование для получения информации, имеющей розыскное значение (тип, марка, модель, цвет, вероятные повреждения разыскиваемого ТС).

Категории ДТП

1. ДТП с участием ТС и пешехода (ДТП, в которых участвует одно или несколько ТС и один или несколько пешеходов, независимо от того, участвовал пешеходе первой или последней фазе ДТП, а также от того, на дороге или за ее пределами погиб или был ранен пешеход).

2.ДТП с участием одного ТС (не включенные в категорию 1) не связанные со столкновением ТС с другими участниками движения, даже если они могли участвовать в этом происшествии (например, ТС пытается избежать столкновения и съезжает с дороги), или ДТП, обусловленное столкновением с препятствиями или животными на дороге.

3. ДТП — столкновения между ТС (не включенные в категории 1 и 2).

4. ДТП — столкновения между ТС и подвижным составом железной дороги, определяющим фактором которых является первое столкновение в пределах полотна дороги или первый механический удар по транспортному средству.

5. Прочие ДТП — происшествия, не относящиеся к перечисленным выше категориям (сходы с рельсов трамвая, не вызвавшие столкновения или опрокидывания; падение перевозимого груза или отброшенного колесом ТС предмета на человека, животное или другое ТС; наезд на лиц, не являющихся участниками движения; наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отвинтившееся колесо); падения пассажиров с движущегося ТС или в салоне движущегося ТС в результате резкого изменения скорости или траектории движения; и др.).

Виды ДТП второй категории:

1. Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся ТС опрокинулось. К этой разновидности не относятся опрокидывания, которым предшествовали другие виды или разновидности происшествий.

2. Наезд на препятствие — происшествие, при котором ТС наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, строительные материалы, ограждение и т.д.).

3. Наезд на животное — происшествие, при котором ТС наехало на птиц, диких или домашних животных (включая вьючных и верховых), либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся ТС, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.

Виды ДТП третьей категории:

1. Столкновение с ударом сзади — столкновение с другим ТС, движущимся в том же направлении или временно остановившимся ввиду условий движения. Столкновения с ударом сзади с ТС, находящимся на стоянке, не входят в эту категорию.

2. Столкновение на пересечении дорог или на поворотах столкновение с другим ТС, движущимся в поперечном направлении, в связи с выездом с прилегающих участков или въездом на них. Столкновение с ударом сзади или лобовое столкновение с ТС, ожидающим поворота, входят соответственно либо в 1 -и, либо в 3-й вид данной категории ДТП.

3. Лобовое столкновение — лобовое столкновение с ТС, находящимся на той же полосе проезжей части и движущимся в противоположном направлении или временно остановившимся ввиду условий движения. Лобовые столкновения с ТС, находящимся на стоянке, входят в 5-й вид данной категории ДТП.

4. Попутное столкновение — ДТП при движении в попутном направлении (при обгоне или смене полос движения).

5. Столкновение со стоящим ТС — столкновение с неподвижным ТС, которое останавливается или находится на стоянке преднамеренно (а не в результате условий дорожного движения), у края проезжей части, на обочинах, на специальных размеченных для стоянок местах или стояночных площадках.

6. Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором ТС наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся ТС.

7. Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором ТС наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся ТС.

Следы на месте ДТП

След в широком значении — любое материальное отражение, являющееся следствием взаимодействия объектов, которое, бу­дучи связано с событием происшествия, содержит нужную о нем информацию. Таким отражением может быть отпечаток внешне­го строения, разрушение или деформация объекта, частицы пред­метов и материалов, изменение места нахождения предметов и их взаимного расположения.

Материальные следы в узком смысле принято делить на следы-отображения, следы-предметы и следы-вещества.

Следы-отображения — следы, в которых отображаются внеш­ние признаки оставившего их объекта и (или) механизм их образо­вания. Образуются при контакте двух объектов. Объект, на кото­ром остался след, называют следовоспринимающим, а объект, который оставил след, — следообразующим. Участки поверхности, которыми они соприкасались при следообразовании, называют кон­тактными. В зависимости от условий формирования следы могут быть объемные и поверхностные.

Объемные следы возникают от вдавливания следообразую-щего объекта в податливую следовоспринимающую поверхность, которая при этом деформируется.

Поверхностные следы (следы наслоения и следы отслоения) образуются на объектах, у которых от воздействия не возникает остаточной деформации. Следы наслоения образуются при отде­лении части поверхности следообразующего объекта (или веще­ства, его покрывавшего) и переносе ее на следовоспринимающий объект. Следы отслоения образуются за счет снятия следообразу­ющим объектом части поверхности следовоспринимающего объекта (или вещества, его покрывавшего).

Основными следообразующими и следовоспринимающими объектами при ДТП являются: ТС; одежда и тело человека (пе­шехода, водителя, пассажира); поверхность проезжей части, обо­чин, разделительной полосы и откосов дороги; объекты окружаю­щей обстановки (ограждения, опоры осветительных устройств, деревья и др.).

Следы-предметы — отделившиеся части (фрагменты): ТС и перевозимого ими груза; объектов окружающей обстановки; одежды, обуви и вещей пешехода (водителя, пассажира).

Следы-вещества — природа данных следов может быть са­мой разнообразной (органического или неорганического проис­хождения; естественные или искусственные). Учитывая специфи­ку ДТП, к следам-веществам следует отнести:

• следы крови, нефтепродуктов и горючесмазочных материалов (НП и ГСМ), охлаждающих и тормозных жидкостей;

• частицы организма человека или животного;

• волокна животного и растительного происхождения (шерсть, шелк, хлопок), химические волокна (капрон, лавсан);

• частицы лакокрасочных материалов и покрытий (ЛКМ и П);

• частицы полимерных материалов, пластмассы, резины, стекол, почвы, растений.

Осуществляя поиск, фиксацию и изъятие следов на месте ДТП, следы целесообразно классифицировать по месту их нахождения:

• следы на дороге;

• следы на одежде и обуви пострадавших;

• следы на объектах окружающей обстановки;

• следы на ТС;

• следы на теле пострадавшего.

Следы на дороге

Данные следы можно подразделить на две основные группы:

• следы, оставленные ТС;

• следы, оставленные пострадавшими.

Следы, оставленные ТС:

• следы колес;

• следы скольжения частей ТС, груза;

• отделившиеся части ТС и перевозимого им груза;

• следы в виде осыпей и потеков различного рода материалов и веществ.

Следы колес ТС

Следы качения — образуются при качении колеса в свобод­ном (ведомом) или тяговом (ведущем) режиме при отсутствии проскальзывания колеса относительно опорной поверхности в продольном и поперечном направлениях, когда рисунок протекто­ра шины отображается на следовоспринимающей поверхности без видимого искажения. На снегу и почве они представляют собой объемные отпечатки рисунка протектора шины; на асфальтобе­тонном покрытии — поверхностные следы наслоения. По данным следам можно определить тип, модель ТС, а при наличии индиви­дуальных признаков установить конкретное ТС, оставившее след.

Следы торможения — образуются в результате скольжения колеса в продольном направлении при торможении ТС. На асфаль­тированных покрытиях это смазанная в продольном направлении темная полоса, а на грунтовых — разрыхленная борозда. Они мо­гут быть прямолинейными и несколько дугообразными. Элементы рисунка протектора противодействуют поступательному движению ТС, поэтому их отображения оказываются вытянутыми в направ­лении его движения. В данном следе можно различить продольные канавки рисунка протектора, структуру же отображений попереч­ных элементов рисунка протектора — нельзя. Начало следов обычно выражено менее четко, чем окончание. Расстояние между двумя параллельными следами соответствует колее ТС, а ширина следа — габаритному размеру зоны контакта шины с дорогой. Раз­рывы в следе торможения могут быть вызваны отрывом колеса от поверхности дороги, кратковременным прекращением нажатия на педаль тормоза, наездом на препятствие либо столкновением ТС. В первом случае разрывы очень короткие и множественные. Разры­вы в следах шин, вызванные периодическими нажатиями на педаль тормоза, обычно длинней, так как реакция водителя недостаточна для столь частого прекращения невозобновления торможения, что­бы возникший прерывистый след был похож на изображение, соз­даваемое периодическим отрывом колес.

Следы буксования — образуются при разгоне, резком трога-нии с места, преодолении подъемов и участков дороги, когда тя­говая сила превышает силу сцепления ведущих колес с дорогой. Отличить их от следов торможения можно только при очень тща­тельном осмотре. При буксовании колеса камешки и песчинки вырываются шиной из покрытия и, оставляя царапины, отбрасы­ваются назад, а при торможении — вперед по ходу движения ТС.

Следы бокового скольжения -образуются при скольжении колес в боковом направлении и могут возникать при заносе ТС, движении на повороте, столкновении.

Следы заноса образуются при неконтролируемом движении ТС, когда превышен предел сцепления шин с опорной поверхностью. Траектория движения ТС не совпадает с траекторией, заданной по­ложением управляемых колес. Чаще всего эти следы располагают­ся дугообразно, причем расстояние между следами шин левых и правых изменяется, может иметь место их взаимное пересечение.

Следы скольжения при повороте образуются под действием на ТС центробежной силы в результате частичного бокового проскаль­зывания элементов рисунка протектора шин относительно опорной поверхности. Поперечная устойчивость и управляемость ТС при этом не нарушаются (в отличие от заноса). Следы этого вида можно распознать по поперечным полосам в дугообразном отпечатке.

Следы бокового скольжения колес могут образовываться в результате изменения траектории движения ТС под действием ударной силы при столкновении. Особенности их зависят от вида столкновения. Отличительным признаком их от других видов сле­дов бокового скольжения является, как правило, резкое измене­ние направления и характера следа.

Следы скольжения частей ТС: царапины, борозды и выбои­ны; наслоения лакокрасочных материалов, пластмассы, резины и др. Данные следы могут оставить: разрушившиеся от удара либо в процессе эксплуатации детали ТС (ходовой части, трансмиссии и др.); отброшенные в процессе столкновения части ТС и перево­зимого груза; части кузова при опрокидывании ТС.

Отделившиеся части ТС, груза: расположение на месте ДТП деталей, узлов, фрагментов кузова, облицовки ТС, выпавшего груза и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.253.161 (0.022 с.)