Государственная экспертиза в области знт от ЧС. Надзор и контроль в области зн и т от ЧС. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная экспертиза в области знт от ЧС. Надзор и контроль в области зн и т от ЧС.



Экспертиза промышленной безопасности – это анализ соответствия объекта экспертизы установленным нормам и правилам промышленной безопасности утвержденных законодательством РФ.

Статья 26. Государственная экспертиза проектной документации особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Проектная документация особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности подлежит государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

 

экспертизы. Ее цель - выявление степени соответствия объектов экспертизы установленным нормам, стандартам и правилам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также и в области проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны (ИТМ ГО).

Объектами данного вида экспертизы являются:
* проекты комплексных и целевых социально-экономических, научно-технических и иных федеральных и региональных программ;
* проекты территориальной организации производительных сил;
* градостроительная документация всех видов, обоснования инвестиций в строительство, технико-экономические обоснования и проекты нового строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения, консервации и ликвидации предприятий, зданий и сооружений независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности;
* декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов;
* проекты нормативных правовых актов и нормативно-технических документов.

Субъекты данного вида экспертизы - это экспертные органы МЧС России. В настоящее время в системе МЧС России созданы и действуют: в центре - Экспертный совет при Межведомственной комиссии (МВК) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Государственная экспертиза проектов МЧС России; на территориях - комиссии, образованные из специалистов региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органов управления ГОЧС субъектов Российской Федерации. Среди этих экспертных органов установлено разделение полномочий.

Экспертный совет при МВК по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций должен рассматривать программные документы федерального уровня, проекты нормативных правовых актов и нормативно-технических документов.

Государственная экспертиза проектов МЧС России (Положение утверждено приказом МЧС России от 10 июля 2001 г. №309) должна рассматривать градостроительную документацию по планированию развития территорий субъектов Российской Федерации, генеральные планы городов, отнесенных к группам по гражданской обороне или с численностью населения 250 тыс. чел. и более, декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов, проекты строительства потенциально опасных промышленных, энергетических и транспортных объектов, проекты строительства объектов МЧС России.

В соответствии с "Положением о разграничении функций по государственной экспертизе и утверждению градостроительной, предпроектной и проектной документации между МЧС России и Госстроем России" (№ МЧС России 1-4-29/1 от 22.6.01, № Госстроя России АШ-3440/24 от 26.6.01) рассмотрению в Государственной экспертизе проектов МЧС России подлежат проекты строительства следующих объектов:
- строящихся полностью или частично за счет средств федерального бюджета, государственных кредитов и кредитов, получаемых по государственной гарантии, а также за счет других средств, получаемых в качестве государственной поддержки;
- находящихся в государственной собственности;
- строящихся за границей при техническом содействии Российской Федерации, находящихся в совместном пользовании Российской Федерации и других государств и строящихся с привлечением иностранных инвестиций, сооружаемых при реализации соглашений о разделе продукции, включенных в федеральные целевые программы социально-экономического развития регионов;
- строящихся по экспериментальным и базовым проектам, предназначенным для массового пользования;
строящихся по заказу МЧС России и включенных в федеральные целевые программы, государственным заказчиком которых является МЧС России;
- потенциально опасных и технически особо сложных, независимо от источников финансирования и формы собственности, в том числе:
* ядерно и радиационно опасных объектов (атомных электростанций, исследовательских реакторов, предприятий ядерного топливного цикла, хранилищ временного и долговременного хранения ядерного топлива и радиоактивных отходов);
* объектов по уничтожению химического оружия и ракетного топлива, уничтожению и захоронению химических и других опасных отходов;
* гидротехнических сооружений 1 и 2-го классов;
* опасных производственных объектов, предусмотренных приложением № 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
* тепловых электростанций электрической мощностью 150 мегаватт и выше;
* линий электропередач и подстанций напряжением 330 киловольт и выше;
* морских портов, космодромов, аэропортов с длиной основной взлетно-посадочной полосы 1800 м и более, мостов и тоннелей длиной более 500 м, метрополитенов;
* радиолокационных станций, радио- и телецентров, магистральных линий связи;
* общегородских объектов коммунального хозяйства в городах с расчетной численностью населения свыше 500 тыс. жителей;
* крупных объектов пищевой, перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства, оказывающих влияние на продовольственную безопасность страны или имеющих важное социальное значение;
* объектов оборонной промышленности, включая объекты по производству конверсионной продукции и продукции двойного назначения.

Документация по перечисленным объектам экспертизы рассматривается в части предупреждения чрезвычайных ситуаций, а также соблюдения требований по осуществлению управления административно-хозяйственной деятельностью в чрезвычайных ситуациях и в военное время, обеспеченности узлами связи, централизованными и локальными системами оповещения, защитными сооружениями гражданской обороны, соблюдения других норм проектирования ИТМ ГО. Исключение составляет проектная документация по объектам строительства, заказанным МЧС России (комплексным и военным городкам, парковым и складским зонам, опорным базам поисково-спасательных служб, учебным центрам подготовки спасателей и др.). По ним готовится экспертное заключение в полном объеме на все разделы проекта.

Экспертные комиссии региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов управления ГОЧС субъектов Российской Федерации (территориальные экспертные органы МЧС России) должны рассматривать документацию, относящуюся к градостроительству и строительству объектов на территории соответствующих регионов или субъектов Российской Федерации, за исключением той документации, которая подлежит экспертизе в Экспертном совете при МВК по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и Государственной экспертизе проектов МЧС России.

Следует отметить, что в субъектах Российской Федерации могут создаваться специализированные экспертные центры или организации, уполномоченные на проведение экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В своей работе экспертные органы руководствуются следующими основными принципами:
* единство политики в области государственной экспертизы как составной части процесса государственного регулирования различных видов хозяйственной деятельности в Российской Федерации;
* обязательность государственной экспертизы по всем важнейшим объектам экспертизы федерального, регионального и отраслевого уровней;
* независимость органов государственной экспертизы и экспертов при осуществлении ими экспертной деятельности в рамках установленных полномочий;
* компетентность и законность экспертизы, ответственность экспертных органов и обоснованность заключений по ее результатам;
* достоверность и полнота информации, предоставляемой на экспертизу;
* гласность, учет общественного мнения;
* гарантированность оплаты труда экспертов.

В соответствии с положениями об указанных экспертных органах МЧС России экспертиза проводится при условии ее оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экспертизе. Начало срока проведения экспертизы устанавливается после приемки экспертными органами комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме. Срок проведения определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать 1 месяца для градостроительной, предпроектной и проектной документации, а для экспертизы деклараций промышленной безопасности - 3 месяцев.

При необходимости экспертные органы МЧС России взаимодействуют в установленном порядке с Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации, с Главгосэкспертизой России и ее территориальными подразделениями, с органами государственной экологической экспертизы, экспертными подразделениями министерств, ведомств и организаций Российской Федерации, государственными надзорными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Экспертиза в обязательном порядке должна проводиться несколькими экспертами, т.е. комиссией экспертного органа МЧС России. В установленном порядке в состав комиссии могут включаться внештатные эксперты, что предусмотрено приказом МЧС России от 28 августа 1996 г. № 568.

По завершению экспертизы готовится экспертное заключение, которое должно содержать:
* краткую характеристику объекта экспертизы с описанием основных проектных решений по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
* конкретные замечания и предложения по принятым решениям и технико-экономическим показателям с соответствующими обоснованиями;
* выводы - рекомендовать к утверждению, возвратить на доработку или отклонить представленную на экспертизу документацию.
Заключение подписывается всеми экспертами, участвовавшими в рассмотрении документации, и утверждается руководителем экспертного органа МЧС России.

В случае отрицательного заключения заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в отрицательном заключении. Замечания и выводы заключения государственной экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.

Государственная экспертиза является действенным средством предупреждения чрезвычайных ситуаций различного характера. В связи с этим на всех уровнях органы управления ГОЧС должны строго следить за тем, чтобы:
- заказчики согласовывали задания на проектирование и получали необходимые исходные данные для проектирования ИТМ ГО и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
- проектные организации разрабатывали разделы "ИТМ ГОЧС" в составе градостроительной документации и проектов строительства;
- все проекты и градостроительная документация направлялись территориальным органом государственной вневедомственной экспертизы на рассмотрение в соответствующий экспертный орган МЧС России;
- территориальные органы архитектурно-строительного надзора не допускали выдачу разрешений на строительство без наличия положительного экспертного заключения по вопросам гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций;
- лицензирующие органы не выдавали лицензии на проектирование организациям, которые недостаточно подготовлены для разработки разделов "ИТМ ГОЧС" проектов строительства и градостроительной документации.

 

 

Статья 27. Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется в целях обеспечения соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организацией и проведением проверок, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 539; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.011 с.)