Организация работы на пунктах управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация работы на пунктах управления



Одним из основных элементов системы управления гражданской обороны являются пункты управления.

Пунктами управления ГО и РСЧС называются специально оборудованные или приспособленные и оснащенные техническими средствами сооружения, помещения либо их комплекс, или транспортные средства, предназначенные для размещения и обеспечения устойчивой работы органов управления в угрожаемый период, а также при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В зависимости от предназначения и места размещения пункты управления могут быть запасными (городскими и загородными), подвижными, мобильными, а в соединениях и воинских частях ГО - командными, командно-наблюдательными и тыловыми.

Структуру пунктов управления ГО и РСЧС составляют:

повседневные пункты управления - обеспечивают управление мероприятиями ГО и РСЧС в повседневной деятельности;

запасные пункты управления (ЗПУ) - обеспечивают устойчивое управление мероприятиями ГО и РСЧС в военное время или в условиях ЧС;

подвижные пункты управления (ППУ) - являются резервными пунктами управления при замене выбывших из строя ЗПУ и обеспечивают устойчивое управление мероприятиями ГО и РСЧС и непосредственное руководство проведением аварийно-спасательных работ в зонах ЧС природного и техногенного характера и в очагах поражения при ведении военных действий;

воздушные пункты управления - выполняют по своему предназначению задачи ППУ и обеспечивают управление мероприятиями ГО и РСЧС на территории регионов в случае выхода из строя ЗПУ, либо когда управление с них затруднено;

мобильные пункты управления (МПУ) - обеспечивают долговременное размещение оперативных групп и развертывание пунктов управления в полевых условиях в зонах разрушений и проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ.

К органам повседневного управления относятся центры управления в кризисных ситуациях (ЦУКС), оперативные дежурные службы (ОДС), объединенные системы оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ), единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС).

Повседневные пункты управления представляют комплекс технически оснащенных служебных помещений, либо специально отведенное помещение (ситуационный зал), размещенных в административных зданиях в пунктах постоянной дислокации.

Запасные пункты управления размещаются в защитных сооружениях, в которых оборудуются:

защищённые рабочие помещения с узлами связи;

автономные источники энергоснабжения, водоснабжения и другие системы жизнеобеспечения;

помещения для размещения аппаратуры централизованного оповещения, средств правительственной и шифровальной связи;

пункты приема и передачи информации;

наземные здания и сооружения для отдыха и питания сотрудников и обслуживающего персонала, а также для хранения техники;

радиопередающий центр;

места стоянки машин;

посадочные площадки для самолетов, вертолетов.

Защита сотрудников, работающих на ЗЗПУ, обеспечивается путем укрытия их в защищенных рабочих помещениях и защитных сооружениях с установленной степенью защиты.

Вместимость защищенных рабочих помещений должна составлять 30% -40% от общей численности работающих.

Все запасные пункты управления ГО и РСЧС, начиная с субъекта Российской Федерации и заканчивая объектом, должны быть, как правило, составной частью общей пункта управления соответствующего органа государственной власти или объекта.

Органы управления ГО некатегорированных городов и сельских районов, а также объектов экономики, продолжающих производственную деятельность в категорированных городах, по указаниям соответствующих руководителей ГО и РСЧС размещаются на пунктах управления, оборудованных в защитных сооружениях либо на повседневных пунктах управления.

Подвижные пункты управления являются составными элементами запасных пунктов управления. Они возглавляются соответствующими руководителями ГО и РСЧС. ППУ создаются заблаговременно, оборудуются на командно-штабных машинах (или специально оборудованных машинах) и должны быть способными быстро перемещаться, развертываться и свертываться, устойчиво работать круглосуточно, поддерживать связь на ходу. Состав, оборудование и оснащение ППУ в каждом звене управления будут различными с учетом их предназначения. На ППУ оборудуются рабочие места для руководителей гражданской обороны и оперативных групп, устанавливаются средства связи, обеспечивающие поддержание непрерывной связи с действующими в зонах ЧС и очагах поражения силами и своими запасными пунктами управления.

Подвижные пункты управления могут также оборудоваться на средствах воздушного, морского, речного и железнодорожного транспорта.

Воздушные пункты управления представляют собой группу должностных лиц и комплекс технических средств со специальным персоналом, размещенные на вертолетах (самолетах) и предназначенные для управления гражданской обороной, а также мероприятиями по ликвидации чрезвычайных ситуаций в тех случаях, когда управление с наземных пунктов управления затруднено или невозможно. Наиболее перспективными являются воздушные пункты управления, оборудованные на вертолетах, что обуславливается условиями их взлета, посадки и базирования.

Мобильные пункты управления создаются на базе специальных технически оснащенных необходимой аппаратурой модулей контейнерного типа размещаемых на автомобилях, способных выдвигаться в район чрезвычайных ситуаций и обеспечить длительное размещение органов управления при проведении спасательных и других неотложных работ.

Состав пунктов управления, разворачиваемых в районах чрезвычайных ситуаций, определяется в зависимости от сложившейся обстановки, сложности и объема выполняемых спасательных и других неотложных работ.

Для материально-технического обеспечения работы пункта управления и обеспечения его жизнедеятельности создается блок обеспечения, который, в зависимости от уровня органов управления может включать в себя:

транспортную группу;

группу охраны;

медицинский пункт;

блок питания.

Для обеспечения непрерывного осуществления руководства крупными и важными операциями по проведению спасательных и других неотложных работ в пункт управления включается узел связи и воздушный пункт управления.

Управление - это целенаправленное, систематическое, воздействие на коллективы людей и отдельного человека в процессе их совместной деятельности. Итак, управление подразумевает, прежде всего, воздействие на управляемый объект. Причем воздействие осуществляется в интересах достижения определенных целей.

Типовой перечень действий, входящих в состав процесса управления:

Исходным действием, с которого начинается управление, обычно считают выработку и принятие решения.

Это действие предполагает:

- определение цели управления;

- оценку обстановки и исходного состояния, в котором находится объект управления;

- прогнозирование развития ситуации;

- определение и оценку последовательности действий, которые в совокупности должны привести к достижению цели управления;

- принятие наиболее рациональной (по предварительным оценкам) последовательности действий в качестве управленческого решения.

После принятия решения наступает этап организации его выполнения. При этом определяются условия выполнения работ, и производится распределение задач между исполнителями.

Основным действием, на основании которого организуется процесс управления, для руководителя любого звена РСЧС или системы ГО является аналитическая работа. Разумеется, аналитическая работа разных руководителей отличается как по своему содержанию, так и по объему. Причем, чем выше уровень управления, тем больше внимания должно быть уделено выработке и обоснованию решений, а также контролю их выполнения.

Изменение условий управления, особенно характерное для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ежеминутно выдвигает все возрастающие требования к качеству принимаемых решений при существенном ограничении времени.

Важнейшую роль в процессе управления играет информация. На ее основе формируются и реализуются решения, ведется оценка их выполнения и организуется взаимодействие исполнителей.

Информация, используемая в интересах РСЧС и ГО, должна отличаться:

- максимальной оперативностью, достоверностью и полнотой;

- высокой точностью;

- широтой обзора явлений, о которых информация представляется;

- возможностью отображения информации на крупномасштабных картах;

- совместимостью со специальными базами данных для принятия решения, а также геоинформационными системами (ГИС).

О важности информации, циркулируемой в системе управления ГО и РСЧС говорит то, что Правительство Российской Федерации 24 марта 1997г. приняло Постановление N 334 " О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера".

"Целевое управление", когда основное внимание уделяется заблаговременному определению (планированию) мероприятий по предупреждению ЧС, защите населения и территорий при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.

При таком стиле заблаговременно определяется:

- что, как и когда должно быть сделано;

- какие будут затраты, параметры полученного результата;

- соответствие структуры системы содержанию ее деятельности, т.е. основным целям, функциям и принципам функционирования;

- организационное и функциональное единство, целостность системы;

- функциональная ясность и полнота (требуемый набор функций) для всех структурных подразделений и системы в целом;

- необходимый минимум уровней управления;

- рациональность соотношения централизации и децентрализации управления;

- равномерность нагрузок на все звенья управления;

- сопряженность структурных подразделений между собой;

- оперативность в передаче и реализации управленческих решений;

- способность к перестройке (адаптации) в конкретных сложившихся условиях.

Целевое управление ориентировано на конечный результат.

В основе управления РСЧС и ГО лежат общие принципы и методы управления.

Прежде всего - это принцип сочетания федерального и территориального управления, предполагающего осуществление централизованного (федерального) управления с учетом местных (территориальных) условий.

При этом, должно соблюдаться разграничение полномочий и предметов ведения между органами государственной власти федерации и ее субъектов, такое разграничение определено Законом РФ "О ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера".

Управление РСЧС и ГО организуется и осуществляется на основе Законов РФ, Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, республик, администраций исполнительных органов, приказов и распоряжений начальников ГО. Целью его является поддержание постоянной готовности подчиненных органов и сил РСЧС и ГО, организация их действий и направление усилий на успешное выполнение задач по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное и военное время.

В любых условиях обстановки процесс управления РСЧС и ГО включает:

- непрерывный сбор и обработку информации, прогнозирование развития ситуации, изучение и оценку данных обстановки. При этом внимание должно уделяться работе с надзорными органами, которые могут дать оценку по прогнозу и предупреждению ЧС, защите населения и территорий;

- разработку планов на мирное и военное время, их корректировку;

- своевременное принятие решений и доведение задач до подчиненных;

- организацию и поддержание непрерывного взаимодействия;

-подготовку сил и органов управления к выполнению задач, работу по мотивации исполнителей;

- организацию и проведение работы и всестороннего обеспечения действий сил РСЧС и ГО;

- постоянный контроль за выполнением планов, приказов, распоряжений и оказание помощи подчиненным.

Управление должно отвечать таким требованиям как:

Устойчивость управления - способность руководителей и ОУ выполнять свои функции в сложной, быстро меняющейся обстановке. Она достигается заблаговременным созданием ЗПУ, пунктов управления-дублеров, организацией надежной связи и быстрым восстановлением нарушенного управления.

Непрерывность управления - постоянное влияние начальника и ОУ на ход выполнения планов и задач РСЧС и ГО. Она заключается в постоянном воздействии начальника на подчиненных, знании обстановки, своевременном принятии решения, постоянным взаимодействием с другими ОУ.

Оперативность управления - способность начальника и органов управления быстро реагировать на изменение обстановки и своевременно влиять на ход выполнения задач, т.е. важную роль играет критерий времени.

Скрытность управления должна соблюдаться при выполнении мероприятий, выполняемых в военное время. Главный критерий здесь - вероятность утечки информации о состоянии, положении и характере выполнения задач ГО. Достигается с помощью закрытых каналов связи, ограничением круга лиц, привлекаемых к разработке документов и проведению мероприятий, маскировки объектов и дезинформацией.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 2003; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.169 (0.018 с.)